Память.
1. Общее представление о памяти.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Память изменяется с возрастом и поддаётся тренировке.
Память- этоспособность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека.
У животных есть только два вида памяти:
1) генетическая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических и поведенческих свойств.
2) механическая выступает в форме способности животного к научению, приобретению жизненного опыта, который исчезает вместе с его уходом из жизни.
У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей.
У человека есть три вида памяти:
1) произвольная связана с широким волевым контролем запоминания
2) логическая связана с употреблением логики
3) опосредованная связана с использованием разнообразных средств запоминания
Успешность памяти зависит:
-от интересов и склонностей личности
-от отношения личности к деятельности
-от эмоционального настроя
-от волевого усилия
Виды памяти и их особенности.
Существует несколько классификаций видов памяти.
Первая классификация- по времени сохранения материала. Здесь выделяют следующие виды памяти:
1) мгновенная или сенсорная связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой-либо переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5с. Это память - образ.
2) кратковременная представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени (10-20с). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без представительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Объем кратковременной памяти- от 5 до 9 единиц информации, которые человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. Эта память связана с актуальным сознанием человека.
3) оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений в этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан на решение данной задачи. После решения задачи информация может исчезать из оперативной памяти.
4) долговременная - это память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Информация может воспроизводиться человеком сколько угодно без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только укрепляет ее следы в долговременной памяти.
5) генетическая память передается и воспроизводится по наследству, она хранится в генотипе.
Вторая классификация- по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. Здесь выделяют следующие виды памяти:
1) зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Эта память очень важна для инженеров и художников, она предполагает развитую у человека способность к воображению. То, что человек может себе представить, он легче запоминает и воспроизводит.
2) слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, музыкантам.
3) двигательная память представляет собой запоминание, сохранение, а при необходимости и воспроизведение многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, трудовых, танцевальных и спортивных навыков.
4) эмоциональная память-это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. То, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
У человека существуют и другие виды памяти: осязательная, обонятельная, вкусовая… Их роль сводиться к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
Третья классификация- по характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведение материала. Здесь выделяют следующие виды памяти:
1) непроизвольная - это запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека.
2) произвольная - человек ставит перед собой задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение информации.