Источник: Байкаловедение : учеб. пособие / Н. С. Беркин, А. А. Макаров, О. Т. Русинек. – Иркутск : Изд-во Ирк. гос. ун-та, 2009.




Буряты

5. Доля коренного бурятского населения в республике составляет 29,5% от общего населения. Этот монголоидный народ, некогда оторванный от единого монгольского мира, ведет свое историческое родство, по меньшей мере, от славных древних хуннов. Но, по мнению специалистов, историков и археологов, родство их лучше прослеживается с древним народом динлинами.

6. Динлины впервые появились в древних хрониках в IV-III вв. до н. э. они неоднократно завоевывались именно царями хуннов. С ослаблением государства хуннов динлины смогли отвоевать у них свои исконные территории. Спор между этими народами за землю шел веками и успех сопутствовал то одни, то другим.

7. Из единого монгольского суперэтноса самобытные буряты выделились в XII-XIV вв., сюда вошли многие забайкальские племена баяуты, кэмэмучины, булагачины, хоритуматы, баргуты. Все они именовали себя потомками тотемного прародителя «волка отца» или «бури ата».

8.

9. Веками древние «бури аты», называвшие себя динлинами, гаогюй, огурами и позже «теле» сражались за свои исконные земли в противоборстве с другими тюрками и жужанями. Только с уходом Жужжаньского каганата в историческое небытие в 555 г. н. э. племена «теле» наконец смогли поселиться на монгольской речке Керулен и близ Байкала.

10. С течением времени возникали и рассыпались в прах могущественные центрально-азиатские государства – каганаты, сменяли друг друга грозные правители, но одно оставалось неизменным, предки современных бурят уже не уходили с родных земель, обороняли их, вступая в союзы с разными народами.

11. С присоединением их земель к Русскому государству, буряты сделали все, чтобы закрепить законом владение своими землями. Это им удалось после обращения к Петру I в 1702 г. Буряты помогали защищать Селенгинскую границу и вступали в 4 специальных сформированных полка, позже ставших частью единого Забайкальского казачьего войска.

12. Буряты всегда поклонялись духам природы, придерживались традиций тенгрианства и буддизма галугпа. Они поклонялись высшему божеству Хухэ Мунхэ Тенгри. В середине XVIII столетия здесь стали строиться монастыри-дацаны, сначала Тамчинский, позже Иволгинский и Агинский. С приходом буддизма оживилась общественная, научная, литературная, философская, богословская и художественная жизнь бурят.

13. После революции отдельные группы баргузинские, агинские, селенгинские, закаменские и хоринские буряты объединены в национальное государство под названием Бурят-Монголия, преобразованное в 1921 году в одноименную автономную область. В 1958 году – появление на политической сцене Бурятской АССР, в 1992 году автономная область переименована решением правительства в республику Бурятия.

Татары

15. Татар здесь проживает 6813 человек, что равно 0,7% от численности населения. Большинство татар переселилось сюда в 1939 году после соответствующего постановления об освоении забайкальских земель. Приехавшие татары расселялись по территории автономной области малыми группами и долго чувствовали себя в некой изоляции.

16. Трудолюбивые и спокойные по характеру татары быстро обзавелись домом, землей и необходимым хозяйством, честно трудились и в годы войны и в трудное послевоенное время. Они в отрыве от своей религии и культуры ассимилировались с местными народами, лишь в более многочисленных этнических поселениях сохранили свои самобытные традиции, ответственность и национальную «упертость», неиссякаемый патриотизм, гостеприимство, жизнерадостность и юмор.

17. Неравнодушные к родным традициям люди, группа энтузиастов в 1997 году открыла здесь Татарский культурный центр. Именно под его эгидой сегодня проходят все национальные праздники татар, Ураза-Байрам, Сабантуй в старинном селе Старый Онохой, Курбан-Байрам. Также открыт торговый центр «Татарстан» и ведется строительство крупной мечети в Улан-Удэ.

Эвенки (тунгусы)

19. Общая доля эвенков среди населения Бурятии составляет 0,31%, эта общность сложилась в результате длительных контактов разных восточно-сибирских народов с племенами тунгусов. Непосредственными предками современных эвенков ученые считают, живший в V-VII вв. н. э. в горной тайге по Баргузину и Селенге народ увань. Они по исследованиям ученых пришли сюда с юга.

20. Тунгусы(эвенки) контактировали в местными племенами и активно ассимилировали их. Со временем сформировался единый для всех племен тунгусо-манчжурский язык. Забайкальских и бурятских тунгусов часто именовали «мурченами» по традиционным видам деятельности разведению коней и оленей. Среди них встречались «орочены» или оленные тунгусы.

 

21. Согласно древним хроникам китайцы хорошо знали о «сильнейшем» народе среди лесных сибирских племен. Первые сибирские землепроходцы-казаки и исследователи отмечали в своих записках смелость и гордость, услужливость и мужество, человеколюбие и умение жить со смыслом среди тунгусов.

22. С появлением русских две могучие и самобытные культуры проникали в неизвестные им виды деятельности. Казаки учились охотиться в тайге, выживать среди суровой природы, брали в жены местных инородческих девиц, создавали смешанные семьи.

23. И сегодня у эвенков нет большого количества этнических поселений, они расселены «дисперсно» и соседствуют в забайкальских селах с якутами, татарами, русскими и тувинцами. Такой тип расселения не может не сказываться негативно на этнокультурном развитии народа. Но, среди других этнических сообществ так называемые «верховые олени» стали отличительной характерной чертой этого сибирского народа.

Сойоты

25. В Окинском районе республики компактно проживает еще один из коренных малых народов Бурятии – сойоты. Сегодня представителей этого малого этноса в республике проживает 3579 человек, что составляет 0,37% от общего населения Бурятии.

26. Это оставшиеся при всех нашествиях потомки древнейших саянских самодийских племен, которые ощутили на себе процесс тюркизации всех сфер жизни народа. Первые русские записи о сойотах есть в так называемых «приказных книгах» XVII века. Позже общность сойотов поддалась влиянию племен бурятов, мужчины-сойоты часто заключали браки с местными бурятками и язык их снова сильно изменился.

27. Но в хозяйстве современные сойотские семьи все-таки сумели сберечь неповторимый жизненный уклад, оставались оленеводами и искусными охотниками. Часто с переписью населения их просто учитывали бурятами, хотя они веками сохраняли свое национальное самосознание, только в переписи 2002 года, наконец, сойотов смогли учесть отдельным этносом.

28. Издавна сойотские рода имели свой, сегодня уже вымерший язык, с процессом тюркизации они перешли на разговор на сойотско-цаатанском языке, очень близком к тувинскому. Он имеет еще хождение у современных сойотов. Позже они были практически полностью ассимилированы бурятами и переходят на общение на их местном языке.

29. С разработкой письма сойотов в 2001 году, началась печать специальных учебных методических пособий и сойотского букваря. Большой заслугой российских лингвистов стало издание в 2003 году уникального «Сойотско-русско-бурятского словаря». С 2005 года в некоторых школах в Окинском районе идет экспериментальное внедрение обучения младших школьников родному языку.

30. Издавна сойоты-скотоводы разводили горных яков и оленей, подсобным видом деятельности является у них промысловая таежная охота. Крупнейшими родами сойотов стали этнические сообщества хаасуут и иркит. Сегодня возрождаются многие традиции сойотов, праздник «Жогтаар», его в 2004 году переименовали в «Улуг-Даг», во имя священной горы, покровительствующей всем сойотам Бурин-хан.

Тувинцы

32. В республике проживают 909 тувинцев, что составит 0,09% от всего населения республики. Это древний тюркский народ, разговаривающий на своем тувинском языке. Впервые о народе «тыва» упоминается в китайских летописях 581-618 гг. О народе «туба» есть упоминание в «Сокровенном сказании монголов». Раньше тувинцев называли урянхайцами, сойонами, соянами или сойотами.

33.

34. В русских исторических источниках этноним «тыва», объединяющем все саянские племена, появляется в 1661 году. С 1863 года по «Пекинскому» договору русские купцы начали торговлю с тувинцами. За купцами сюда начали приезжать крестьяне-поселенцы, строились поселки и деревни, осваивались поливные и богарные земли, выращивалось товарное зерно, развивалось скотоводство и мараловодство.

35. Ранними предками тувинцев были кочевые племена теленгитов, токуз-огузов, тубо, шевэи из племен «теле». Тувинцы хорошо сохранили сквозь века свою неповторимую самобытность, каждый тувинец знает родной язык, они славятся самыми техничными исполнителями горлового пения.

36. Буддизм здесь глубоко срастается с местным шаманизмом. Он является специфическим магическим учением, основанным на поклонении духам природы. Важнейшими национальными праздниками тувинцев являются животноводческий праздник «Наадым», лунный новый год «Шагаа», состязания в скачках и традиционной борьбе «Хуреш», местные конкурсы красоты «Даргына».

 

памятники Бурятии и города Улан _Удэ: природные, исторические, культурные

 

Амятники природы включают широкий круг объектов. Ими могут быть уникальные ландшафты, геологические обнажения, вековые деревья, пещеры, водопады, колонии птиц и др. На БПТ расположено около 200 памятников природы, в том числе: 13 ландшафтных, 118 геологических, 33 гидрологических, 8 ботанических, 9 зоологических, 11 природно-исторических. В соответствии с территориальным расположением памятников природы охранные обязательства возложены на местные администрации, лесхозы, ООПТ и других землепользователей.

Источник: Байкаловедение: учеб. пособие / Н. С. Беркин, А. А. Макаров, О. Т. Русинек. – Иркутск: Изд-во Ирк. гос. ун-та, 2009.

Памятники природы входят в число ООПТ, официальное оформление и сохранение их регулируются принятым в феврале 1995 г. Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях».

В соответствии с законом, «памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения». С естественно-научных позиций основным атрибутивным признаком памятника природы является четкая выраженность в нем диагностических признаков того или иного природного явления или его результатов. Памятники природы подразделяются на ландшафтные, геологические, водные, ботанические, зоологические, природно-исторические и комплексные (все они представлены в Байкальском регионе). В зависимости от природоохранной, научной, культурной, эстетической и иной ценности могут иметь федеральное или региональное значение. Но ряд природных объектов, в том числе на Байкале, официально признан на международном уровне, что позволяет говорить об их всемирном значении.

В ежегодных докладах Министерства природных ресурсов Российской Федерации о состоянии природной среды озера Байкал и мерах по ее охране приводятся табличные данные по памятникам природы, расположенным в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Но этот список скорее является перечнем природных достопримечательностей, поскольку официального статуса ООПТ они не имеют. Это 92 объекта на территории Республики Бурятия (7 ландшафтных, 37 геологических, 29 водных, 6 ботанических, 5 зоологических, 8 природно-исторических) и 100 – Иркутской области (6 ландшафтных, 81 геологический, 4 водных, 2 ботанических, 4 зоологических, 3 природно-исторических).

Памятники природы издавна выявлялись и охранялись в Байкальском регионе. Местное население – буряты, эвенки и сойоты обращали особое внимание на внешне эффектные природные объекты, которые становились местами поклонения и проведения религиозных ритуалов. Такие природные объекты становились запретными местами с определенным режимом охраны. Выдающиеся природные объекты становились объектами культового поклонения и православного населения, строившего в живописных местностях часовни, высекавшего на скалах, возводившего на возвышенностях и у минеральных источников поклонные кресты.

Участники академических экспедиций XVIII века П.С. Паллас, И.Г. Георги и другие дали первые научные описания уникальных природных объектов. Первые стационарные исследования природы Байкальского региона проводил в XIX веке декабрист Н.А. Бестужев, описавший озера Гусиное, Сульфат с выходами «чернильных грязей» и другие природные объекты. В дальнейшем в изучении уникальных природных объектов Байкальского региона приняли участие многие специалисты из различных организаций России. В последние полвека особая роль в этой деятельности принадлежит сотрудникам научно-исследовательских институтов Иркутского и Бурятского научных центров СО РАН, вузов Иркутска, Улан-Удэ и Читы.

Стараниями группы энтузиастов, объединившихся на базе Бурятской республиканской организации Всесоюзного общества охраны природы, с 1975 по 1988 гг. официальный статус памятников природы получили 92 природных объекта Бурятии. Решения об их постановке на охрану утвердил Совет Министров Бурятской АССР. В настоящее время они фактически не имеют силу: в результате ни один из памятников природы на территории Байкальского региона в настоящее время не имеет официального статуса: Юридических лиц, на которые была возложена ответственность за сохранение памятников природы, не существует; сохранение памятников природы не финансировалось; никакой документации в органах исполнительной власти и местного самоуправления нет. В Иркутской области преобладало научное изучение прежде всего геологических памятников природы, при недостаточном внимании к мерам их сохранения.

В Кабанском районе были взяты под охрану участки дельты р. Селенги: острова Горбуниха, Митрохин и Приморский, остров Среднее Устье и протока Колпинная, а также Боярский разрез кайнозойских отложений и Инкинский оползень.

В Северобайкальском районе в качестве ООПТ был оформлен ряд минеральных источников: Ангаракан-Сартинский, Верхнеангарский, Хакусы, Давшинский, Дзелинда, Корикейский, Котельниковский, Фролихинский. Статус получили озеро Фролиха и поющие пески Турали, а также «блудные» озера долины р. Кичеры: Большое Кичерское, Блудное, Кулинда и Сикили.

В Баргузинском районе отмечены острова Ушканьи, Большой Бакланий (Шимай) и Камешек-Безымянный, Малочеремшанская пещера, источникиГусихинский, Змеиный и Кулиных болот.

В Прибайкальском районе под охрану были взяты озеро Котокельское, источники Горячинский и Золотой ключ, кайнозойские разрезы Засухинский и Клочнево-II.

Хотя и тогда целый ряд исключительно ценных природных объектов не получил официального статуса. Для некоторых из них это объясняется идеологическими ограничениями из-за культового значения природных объектов. Без официального статуса остались, например, Лысая сопка, местность Дагары, остров Ярки, мыс Лударь с пещерами, ледники горы Черского в Северо-байкальском районе, залив Провал, озеро Соболиное, Посольские косы в Кабанском районе, Кальцитовая пещера в Прибайкальском районе, озеро Арангатуй в Баргузинском районе и многие другие.

В Законе Республики Бурятия «О лечебно-оздоровительных местностях, курор-тах и иных категориях особо охраняемых природных территорий в Республике Бурятия» от 16 сентября 1997 г. № 559-I памятники природы даже не упоминались. Правда, в этом законе перечень категорий ООПТ был открыт, в отличие от аналогичных законов других регионов Восточной Сибири. Тем не менее эта возможность использована не была. С другой стороны, в Иркутской области закон об ООПТ не принят до сих пор.

В настоящее время действует Закон Республики Бурятия «Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия» от 29 декабря 2005 г. № 1438-III, который регулирует вопросы создания и функционирования ООПТ регионального и местного значения, но не дает даже перечня их категорий.

В соответствии с этим Законом правительство Республики Бурятия постановлением от 11 июля 2006 г. № 213 утвердило Порядок организации особо охраняемых природных территорий регионального и местного значений на территории Республики Бурятия.

Согласно ему к ООПТ регионального значения отнесены природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады, лечебнооздоровительные местности и курорты регионального значения, рекреационные местности регионального значения, природные микрозаказники регионального значения, природно-исторические комплексы. К ООПТ местного значения отнесены рекреационные местности местного значения, природные микрозаказники местного значения.

Несмотря на появление юридического основания, работа по оформлению новых ООПТ в Республике Бурятия в 2006–2007 гг. не проводилась: не было запланировано финансирование. В 2008 г. начато оформление статуса ООПТ для территории бывшего Шумакского заказника (предположительно, природный парк), но оно не закончено.

В то же время памятники природы – наиболее гибкая, близкая местному населению и перспективная в плане развития туризма форма ООПТ. К их охране могут быть привлечены как местные жители, так и юридические лица, в частности туристические компании, что актуально в связи с планами развития туризма на Байкале.

Целый ряд памятников природы в последнее время оказывался под угрозой в связи с планированием строительства магистральных экспортных нефтеи газопроводов из Иркутской области в

Китай как севернее, так и южнее Байкала. Вызывают беспокойство и планы создания в Прибайкальском районе особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань». На территории, отведенной для интенсивной застройки, развития горнолыжного спорта и других видов отдыха, находятся источники Горячинский и Золотой ключ, озеро Котокельское, ряд кайнозойских разрезов. В ходе строительства и эксплуатации туристско-рекреационного комплекса на территории в 701 км2 они подвергнутся значительному антропогенному воздействию.

Что же касается зоны «Ворота Байкала» в Иркутской области, то она вообще проектируется на территории Прибайкальского национального парка, созданного благодаря изобилию памятников природы. В связи с этим необходимы дополнительное изучение территорий зон и разработка мероприятий по сохранению их природного наследия.

Часть памятников природы находится на территории ООПТ иных категорий. Закономерно встает вопрос: имеет ли смысл выявление памятников природы в пределах заповедников, национальных парков и заказников – природных территорий с более строгим режимом охраны? Оформление юридического статуса таких памятников природы бессмысленно. Другое дело – их выявление, изучение и описание, что важно в плане научно-исследовательской деятельности, использования как опорных пунктов экологического образования и воспитания. Это может иметь большое значение для предотвращения попыток ликвидировать ООПТ или изъять часть их территории. Актуальна эта задача и в связи с возможным принятием новой редакции Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: