Виды выносливости у инвалидов




Институт физической культуры и спорта

Кафедра Теории и методики спортивных дисциплин адаптивной физической культуры и медико-биологических основ физического воспитания

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

Индивидуальные маршруты развития и совершенствования выносливости у инвалидов различных нозологических групп

ХОХЛОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

 

направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

 

профили Физическая культура и Дополнительное образование (адаптивное физическое воспитание)

 

курс 3 группа ОБ-ФК-ДО 31

 

 

Форма обучения

очная

 

 

Оренбург 2020 г.

План

Введение

Общие понятия

Виды выносливости у инвалидов

1. Общая выносливость

2. Специальная выносливость

Список использованной литературы

 

Введение

Разнообразная деятельность инвалидов — учеба, домашняя работа, профессиональный труд или игра — связана с необходимостью длительное время поддерживать работоспособность, т.е. проявлять выносливость, которая у данной категории людей лимитирована различными нарушениями и сниженной двигательной активностью. Выносливость является той базовой способностью, которая создает предпосылки для адаптации и переноса ее в другие неспецифические виды деятельности. Если человек способен долго ходить на лыжах, бегать, плавать, выполнять силовые упражнения на тренажерах, постоянно увеличивая свои возможности и отодвигая утомление, то и к другим видам деятельности он будет более вынослив.

 

Общие понятия

Физическая выносливость — это совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма (инвалидов), обеспечивающая устойчивость к утомлению в условиях мышечной деятельности.

Развитие выносливости предъявляет повышение требований к следующим функциональным системам и зависит от их состояния:

  • — функциональный потенциал ЦНС;
  • — функциональный потенциал опорно-двигательного аппарата;
  • — функциональный потенциал сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • — наличие энергетических ресурсов в организме;

личностно-психологические особенности (тип высшей нервной

деятельности, свойства темперамента, характер, способность к волевым усилиям);

— уровень освоения техники двигательного действия.

Измеряют выносливость временем, в течение которого выполняется двигательная работа заданной мощности:

  • — продолжительность выполнения упражнений циклического характера без снижения скорости;
  • — продолжительность работы на велоэргометре при ручном или ножном педалировании (для лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата);
  • — продолжительность сохранения координационной стабильности движений при выполнении стандартной серийной нагрузки «до отказа»;
  • — физиологические и биохимические показатели энергетических ресурсов организма (максимальное потребление кислорода).

 

Виды выносливости у инвалидов

Выделяют общую и специальную выносливость.

Общая выносливость - способность длительное время выполнять работу умеренной интенсивности, специальная — способность выполнять работу заданной интенсивности, преодолевать утомление в конкретном виде деятельности.

Общая выносливость необходима инвалидам любого возраста. Способы ее развития регламентированы сохранностью двигательных функций. Считается, что любая двигательная деятельность, связанная с напряжением сердечно-сосудистой и дыхательной систем, дает свой вклад в развитие выносливости. Сохранные локомоторные функции у лиц с нарушением слуха, зрения, речи, с легкой и умеренной умственной отсталостью, легкой формой ДЦП, инвалидов с ампутацией сегментов верхних конечностей позволяют им использовать упражнения циклического характера как наиболее эффективный способ развития аэробных возможностей. Инвалиды с ампутацией нижних конечностей, тяжелыми формами ДЦП и умственной отсталости, с нарушениями функций спинного мозга не имеют столь широкого выбора средств, а развитие выносливости достигается главным образом передвижением в коляске, хотя не исключены такие виды, как плавание, ходьба на протезах, спортивные игры.

Для большинства инвалидов (исключая спортсменов) задача развития выносливости ограничена рамками деятельности в зоне умеренной интенсивности и состоит в том, чтобы создавать условия для повышения общего уровня работоспособности к широкому кругу видов деятельности, требующих выносливости. Это предполагает систематическую адаптацию к разнообразным видам физических упражнений, выполнение которых сопровождается утомлением. Утомление тоже имеет определенные ограничения. Рекомендованные для лиц с нарушениями в развитии напряжения не должны превышать частоты сердечных сокращений свыше 150—160 уд/мин, что автоматически исключает работу с максимальными и субмаксимальными нагрузками.

Достигаемый на этой основе базовый уровень развития общей выносливости предусматривается в обязательных программах по физическому воспитанию во всех образовательных (коррекционных) учреждениях. Средствами являются упражнения ритмической гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, плавания, спортивных и подвижных игр на уроках физической культуры, а также в рекреативных и спортивных занятиях.

При развитии выносливости используются: равномерный метод, реже - переменный и повторный. Например, школьники с умственной отсталостью к окончанию 9-го класса должны пробегать дистанцию 300-500 м в равномерном темпе, на лыжах - 1 км и плавать на расстояние 25 м. Повторный метод используется в беге на отрезках 20 м в младших классах и 40—50 м — в старших, девушки повторяют упражнение 5—6 раз, юноши — 8—10. Приблизительно такие же величины нагрузки в школе выполняют дети других нозологических групп, причем внимание акцентируется на технике движений, коррекции нарушений и ритмичности дыхания без нормативных требований к скорости передвижения.

О функциональных возможностях людей с нарушениями в развитии можно судить по программам соревнований. Например, международная программа Специальной Олимпиады, предназначенная для лиц с нарушением интеллекта, включает соревнования по лыжному спорту на дистанциях Юм, 50 м, 100 м, 500 м, 1 км, 3 км, 5 км, 7,5 км и 10 км. Наиболее эффективным методом развития выносливости для них является игровой. Подвижные игры включают разнообразные виды перемещений, ускорения, прыжки, эстафеты, переноску груза. Естественным образом активизируют аэробные процессы, при систематических воздействиях повышают уровень скоростных способностей и работоспособности, стимулируют положительные эмоции.

Общая выносливость составляет основу развития других физических способностей и является частью базовой подготовки спортсменов в адаптивном спорте. Средствами являются подводящие, соревновательные упражнения.

Наиболее эффективными для инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата Е.Г. Григоренко и Б.В. Сермеев (1991) считают упражнения, выполняемые с разной интенсивностью:

  • — для поддержания аэробной выносливости с ЧСС в границах 120-140 уд/мин;
  • — для повышенной аэробной выносливости с ЧСС в диапазоне 140-165 уд/мин;
  • — для максимального развития аэробной выносливости с ЧСС в пределах 165-180 уд/мин.

Последние два режима нагрузки относятся к специальной выносливости.

Специальная выносливость - сложная физическая способность, которая определяется спецификой вида спорта, его координационной структурой, продолжительностью и интенсивностью соревновательной деятельности, механизмами ее энергообеспечения, способностью преодолевать утомление. Уровень специальной выносливости спортсменов-инвалидов определяется степенью развития вегетативных функций, обеспечивающих движение, и стабильностью координационной выносливости, выступающей фактором устойчивости против утомления нервно-моторных функций управления движениями.

Основные виды специальной выносливости, требуемые для выполнения инвалидами разных видов соревновательной деятельности, — это координационная, скоростная, скоростно-силовая и силовая. В «чистом» виде они встречаются достаточно редко. При выполнении любого двигательного действия участвуют разные виды выносливости, а такой вид, как координационная выносливость, реализуется в каждом из них. Почти все виды спорта, рекомендованные для инвалидов, требуют не одного, а многих типов специальной выносливости.

Развитие всех видов выносливости осуществляется путем варьирования величины параметров задаваемой нагрузки: продолжительности, интенсивности и мощности выполняемых упражнений, веса отягощений, количества подходов в серии и количества серий, длительности и характера отдыха между упражнениями и сериями упражнений. Для развития специальной выносливости используются те же методы, что и для здоровых спортсменов, так как закономерности адаптационных процессов для всех едины, но в работе с инвалидами учитываются реальные функциональные возможности, индивидуальные способности организма спортсмена, состояние сохранных функций, медицинские показания и противопоказания.

Скоростная выносливость необходима практически во всех циклических видах спорта, и это регламентирует выбор продолжительности и интенсивности упражнений в процессе тренировки. Основные методы развития скоростной выносливости — переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный.

Скоростно-силовая выносливость необходима в видах спорта, где преодолевается внешнее сопротивление за счет оптимальных мышечных усилий. Основные методы развития скоростно-силовой выносливости — метод повторных и динамических усилий.

Силовая выносливость чаще всего проявляется в упражнениях, требующих абсолютной силы, например в пауэрлифтинге. Основным методом развития абсолютной силы является метод повторных усилий. Такой вид силовой выносливости, приобретаемый длительной тренировкой, не имеет переноса на динамические упражнения и используется в узкой спортивной специализации, но чаще — как метод коррекции телосложения.

. Список использованной литературы

1.Гамидова С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий / Гамидова Светлана Константиновна; [Смол. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма]. - Смоленск, 2012. - 19 с.

2.Герасимова Т. В. Формирование навыков здорового способа жизни методами адаптивной физической культуры // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. – 2009. - № 10. – С. 25-27

3.Евдокимов В. И. Оздоровительная физическая культура - средство оптимизации профессионального здоровья и качества жизни / В. И. Евдокимов, О. А. Чурганов // Актуальные проблемы физической подготовки. - 2007. - № 2. - С. 68-72.

4.Иванов И. В. Оздоровительная профессионально-прикладная физическая культура: учеб. пособие / И. В. Иванов, А. И. Чистотин; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Новосиб. гос. архит.- строит. ун-т (Сибстрин) - Новосибирск: Новосиб. гос. архитектурно-строит. ун-т, 2006. - 56 с.

5.Кирпиченков А. А. Оздоровительно-развивающие занятия на основе комплексного применения физических упражнений. - Смоленск, 2012. - 21 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: