Б.ПРЕДМЕТ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ




В.

2.Целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру

3.Предполагает овладение знаниями, способами деятельности, и системой отношений к окружающему, опытом творческой деятельности (И. Я. Лернер).

4.Процесс и результат овладения воспитанниками системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей (Ю. К. Бабанский).

5.По мнению Р. М. Чумичевой, мир, где функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов (эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений).

6.Дает знания об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию).

 

7.Дает знания о социальной среде формирования личности ребенка и его социальных отношениях.

8.Является естественнонаучной базой педагогики и психологии: чтобы сформировать личность ребенка-дошкольника, необходимо знать его организм, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность и т.п.

9.Знание о морали и природе эстетического - образуют основу нравственного и художественного воспитания дошкольников

10.Обогащает дошкольную педагогику знанием об экономических процессах, влияющих на образование.

11.Культурно-историческая теория развития психики Л. С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения

12. Заложенные в истории гуманистические идеи воспитания и обучения детей в дошкольный период (уважение личности, необходимость развития потенциала каждого дошкольника и др.)

13.Разработка конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе

14. Прогнозирование развития педагогических систем на основе познания закономерностей воспитания и обучения

15.Это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития (изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение педагогической документации, детских работ, эксперимент).

16.Определение проблемы, цели, задач, гипотезы;проверка гипотезы (эксперимент);осмысление полученных данных, обработка результатов;оформление результатов исследования;внедрение результатов в практику.

17.Определение совокупности приобретенных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека

18.Учет условий места и времени, в которых родился и живет человек, специфики его ближайшего окружения и исторического прошлого страны, города, региона, основных ценностных ориентаций народа.

19.Педагогическая система (ДОО) рассматривается как совокупность цели образования, субъектов педагогического процесса (воспитатели, дети, родители), содержания образования (система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения), методов и форм организации педагогического процесса, материальной базы (средств).

20.Определяет особое место ведущих деятельностей, обеспечивающих возможность реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

21.Развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка. Предпочтение отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания.

22.Рассмотрение каждого участника образовательного процесса (воспитанники, педагоги, родители) как субъектов саморазвивающейся подсистемы.

23.Система знаний, описывающая и объясняющая строго очерченный круг педагогических явлений, структурными элементами которой являются идеи (исходные положения), понятия; законы и закономерности, принципы, правила, рекомендации.

24.Система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и методах осуществления.

25. Природа детства рассматривается в контекстеконкретно-исторических условий, которые определяютразвитие, закономерности, своеобразие и характер изменения детства человека.

26.Функционально детство - необходимое состояние в системе развития общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения, подготовки к воспроизводству будущего общества.

27.Детство определяется как безграничность и неповторимость, как особая миссия для себя и для людей. Ребенок наделен от природы неповторимым индивидуальным сочетанием возможностей и способностей.

28.Обогащение детского развития за счет максимально полного проживания возраста.

 


ТЕМА 2.

РЕБЕНОК-ДОШКОЛЬНИК КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ

29. По определению Д. Б. Эльконина, относительно замкнутый период, значение которого устанавливается местом на общей линии детского развития.

30.В дошкольном возрасте включение детей в сюжетно-ролевую игру способствует развитию

31.В данном возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деятельности

32.Ребенок в этом возрасте а ктивно интересуется окружающим миром, задает вопросы, много экспериментирует, наблюдает, закладываются основы наглядно-образного и символического мышления; овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и слова разговорной речи; проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками; осознает свою половую принадлежность («Я - мальчик», «Я - девочка»); испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах с взрослыми, ярко выражает свои чувства.

33. В этом возрасте выражается возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этим стоят личностные новообразования: «образ Я», личное действие, чувство гордости за свои успехи и достижения.

34.В этом возрастепоявляется ролевая игра. Взрослый становится эталоном, образцом для подражания. В игре моделируются отношения, происходит развитие общих и специфических способностей ребенка.

35.Символическая функция - качественно новое достижение в умственном развитии ребенка данного возраста - знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который нуждается во вн ешни х опорах (игровых, изобразительных, вещественных).

36.Отличительные особенности данного возраста: возникают первичные этические инстанции (моральные сознание, оценки, регуляция поведения, социальные и нравственные чувства), соблюдение норм, правил становится одним из важнейших критериев оценки людей; формируется «внутренняя позиция» (С. Г. Якобсон, М. И. Лисина).

37.Ребенок этого возраста отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью. Задача педагогов заключается в том, чтобы способствовать возникновению реальной общественно-значимой и оцениваемой учебной деятельности.

38.К концу данного возраста ребенок резко меняется. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности: связь между внутренней (переживаниями) и внешней (поступками) жизнью ребенка отчасти нарушается вмешательством интеллекта - ребенок хочет изобразить то, чего нет на самом деле. В детском саду и семье ребенок может «по-взрослому» рассуждать о политике, аргументировать псевдонаучно свое нежелание сделать что-либо. У детей появляется интерес к своему внешнему виду, они спорят по поводу одежды, начинают подражать взрослым. Все это говорит о том, что ребенок хочет занять позицию взрослого.

39.Во время кризиса на первый план выступает игра с правилами, где можно реализовать направленность на общепринятые нормы. К концу кризиса начинает формироваться ориентация на идеальный предмет - норму.

ТЕМА 3.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

СИСТЕМА

40. Возможность посещения образовательного учреждения;создание условий для образовательной деятельности;содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, дружбы между народами;отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка.

41. Реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 мес. до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников

42. Реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях

43. Реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно­-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур

44. Реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья

45.Реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из направлений:познавательно-речевое,социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое

46.Реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности воспитанников по нескольким направлениям: познавательно-речевое, социально-­личностное, художественно-эстетическое, физическое; в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности развитие воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии.

47. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;воспитание с учетом возраста детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценногоразвития детей;оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

48. Совместное образование и воспитание детей с ограниченными возможностями и нормально развивающихся детей

49.Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

50.Физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической

комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

51.Образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц

52.Реализация данного принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг

53.Создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

54.Центр игровой поддержки развития (ЦИПР), консультативный пункт (КП), лекотека, служба ранней помощи (СРП),группа кратковременного пребывания «Особый ребенок», являются

55.Один из оснований оценки эффективности инклюзивной образовательной организации является

56.Основная цель – овладение навыками коммуникации и обеспечения оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.

57.При реализации задач данной образовательной области у детей с ОВЗ формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности.

58.Основная цель – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе, развитие познавательных интересов детей с ОВЗ

59. Основная цель – обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средство общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов деятельности, на основе овладения языком своего народа.

60.Основная задача – формирование у детей с ОВЗ эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности

61.Основная цель – совершенствование функций формирующего организма, развитие двигательных навыков, тонкой моторики, зрительно-пространственной координации детей с ОВЗ.

62.Предполагает видоизменение содержания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности изучения тем, введение корректировки

63.В связи с замедленным темпом усвоения необходима регламентация объема программного материала по всем разделам программы и более рациональному использованию времени для изучения определенных тем.

64. Систематическое, последовательное расположение учебного материала по степени усложнения и увеличения объема, повторение путем возвращения к пройденной теме.

 

ТЕМА 4.

ГУМАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

65.Педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает формирование всесторонне развитой личности, готовой к воспроизведению и развитию культуры (И. Я. Лернер).

66. Целостное отражение в содержании образования всех компонентов социального опыта.Высокая научная и практическая значимость содержания, подлежащего усвоению.Соответствие сложности содержания реальным возможностям данного возраста.Соответствие объема содержания имеющемуся времени для изучения этого объема.Соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения.

67. Содержание дошкольного образования регламентируется

68. Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых

69.В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры

70.Инструментарий для педагогической диагностики реализации программы «От рождения до школы»

 

ТЕМА 5.

ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

71. Закреплено право ДОУ на самостоятельный выбор программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесение изменений в них, разработку собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

72.Документ, который на современном этапе развития дошкольного образования на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

73.Каждое ДОО разрабатывает и утверждает свою основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе

73.Экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учрежденийосуществляется на основе

74. Включают все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОО

75.Программы по одному или нескольким направлениям, реализующиеся в рамках основной образовательной деятельности ДОО

76.В соответствии с требованиями ФГОС ДО ООП должна состоять из

77. В соответствии с ФГОС ДО, объем обязательной части Программы рекомендуется

77.ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО должна включать

78.Пояснительная записка, планируемые результаты освоения ООП ДО являются структурными элементами

79.Содержание образования по пяти образовательным областям, формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО, содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

80.Раскрываются цели и задачи реализации ООП ДО, принципы и подходы к формированию ООП ДО, значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики в

81.В этой части представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, другие характеристики содержания наиболее существенные с точки зрения автора

82.В данном разделе должны быть представлены: распорядок и/или режим дня; традиционные для данной дошкольной образовательной организации события, праздники, мероприятия; особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды; требования к материально-техническим условиям реализации ООП ДО

83. Цель программы - сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения

84. Цель программы - обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

85. В основу программы, заложены два теоретических положения: теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию и концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач.

86. Цели программы - комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрасте до трех лет. Разработана программа в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей.

87. Цель программы - подготовка в процессе дошкольного и школьного развивающего обучения грамотной личности как показателя качественного обучения, обеспечение готовности школьника к дальнейшему развитию.

 

ТЕМА 6.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫВ ДОУ

88.Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития (С. Л. Новоселова), через стимулирующеекосвенном воздействие на личность ребенка предметов, игрушек, обстановки и т.д.

89.Система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка, его полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие.

90.Содержательно-насыщенная, развивающая, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная, здоровьесберегающая, эстетически-привлекательная должна быть

91.Расположите правильно последовательность а лгоритма создания предметно-развивающей среды в группе ДОУ:

А. Определение учебно-методических пособий, необходимых для обучения и воспитания дошкольников; подбор игр и игровых материалов для самостоятельной детской деятельности, оборудования для разных видов деятельности детей (игровые уголки, горка, ши рма, для театра и т.д.).

Б. Составление перечня дополнительного оборудования, предназначенного для размещения игрового материала и учебно-методических пособий, обеспечения режимных моментов (столы, стеллажи, полки, контейнеры для игрушек, стулья и т.д.).

В. Формулирование цели и задач. Определение приоритетных направлений развития ребенка и выделение особенностей подбора предметов для организации предметно-пространственной среды группы.

Г.Оценка имеющегося ресурса оборудования и материалов в группе, отбор необходимых материалов, пособий, оборудования. Лишнее оборудование (не требующееся в ближайшем будущем) необходимо оставить на хранение в подсобном помещении или предложить для работы коллегам из других групп.

Д. Размещение мебели и крупного оборудования согласно плану-схеме. Наполнение пространства игровыми материалами, необходимыми в первые 2-3 месяца работы.

Е. Продумывание последовательности внесения изменений в предметно­пространственную среду в течение года с учетом содержания образовательной программы, предположительной динамики развития детей, приобретения новых материалов и оборудования.

Ж.Определение пространственного размещения оборудования в группе и дополнительных помещениях (спальне, раздевалке, умывальной и других комнатах) на основе принципа зонирования.

З. Изучение интересов, предпочтений, особенностей детей данной группы и внесение коррективов в предметно-развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей детского сада.

 

ТЕМА 8.

ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОО

92.Объем социального опыта общения, взаимодействия, личностнойсамопрезентации

93.Диагностика уровня воспитанности детей, установление соответствия цели и результатов, постановка новых целей и задач воспитания дошкольников в ДОО

94. Способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели

95.Этические беседы, рассказ, разъяснение, убеждение, чтение литературы; анализ поступков героев книг, мультфильмов, взрослых и детей в жизненных ситуациях.

96.Приучение.Упражнение.Воспитывающие ситуации, в основе которых лежит борьба нормы и внутренних побуждений ребенка.Игровые методы: игры-драматизации, ролевые игры, обыгрывание жизненных ситуаций.

97.Поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд, авансированное доверие, вручение наград, медалек).Порицание (неодобрительный взгляд, замечание, лишение обещанной награды, запрет, метод естественных последствий).Создание для ребенка ситуации успеха.

Соревновательные методы.

98.Система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные

ТЕМА 9.

ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

99. Систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума.

100.Основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

101. Часть метода, направлен на решение более узкой учебной задачи.

102.Обучение на высоком уровне трудности, с опорой на зону ближайшего развития с использованием приемов активного обучения.

ТЕМА 10.

РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СУБЪЕКТ ИГРОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

103. Игра, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в специально создаваемых игровых условиях отображают деятельность взрослых и отношения между ними.

104. Индивидуальная игра ребенка, в которой партнерами по игре выступают игрушки, а ребенок не берет на себя какой-либо определенной роли, действует как режиссер, т.е. организует события и отношения между персонажами.

105. Синтез сюжетно-ролевой игры и литературного произведения

106. Обучающая игра, соединяющая в себе два начала: познавательное и игровое.

 


ТЕМА 11.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ

107.Родительские собрания (общие, групповые) - форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи.Конференции.«Круглые столы».Экскурсия по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.

108.Педагогические беседы с родителями.Тематические консультации (могут проводиться воспитателем и специалистами).«Заочные» консультации - ящик (конверт) для вопросов родителей.Посещение семьи ребенка.Переписка с родителями, индивидуальные памятки

109.Формы общения с родителями, которые построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями.

110.Формы общения с родителями, которые построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями.

110.Проведение социологических срезов, опросов; «Почтовый ящик»;совместные досуги, праздники («Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа» и др.);участие родителей и детей в выставках;семинары-практикумы; педагогический брифинг; педагогическая гостиная;проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, например игры «Педагогическое поле чудес»); устные педагогические журналы;педагогическая библиотека для родителей;заседания клубов для родителей и др.

111.Праздники («Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа» и др.);участие родителей и детей в выставках.

112.Семинары-практикумы; педагогический брифинг;педагогическая гостиная; проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, например игры «Педагогическое поле чудес»); устные педагогические журналы;педагогическая библиотека для родителей;заседания клубов для родителей

 



 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: