Д). Инфинитив, правописание -тся, -ться, в глаголах




Повторение изученного о глаголе

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол

1. Повторение:

А). Грамматический признаки

Посмотрите на предложения, узнаете ли вы глагол? З апишите предложения, найдите в них слово, которое является глаголом:

· Снежное покрывало покрывало поле.

Со стекла стекла вода.

– Объясните, по какому признаку выбирали глаголы?

– Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.

– Вы назвали первые признаки глагола, теперь мы можем начать записывать в тетрадь главные сведения о глаголе. Запишите, на какие вопрос отвечает глагол, что он обозначает как часть речи. Приведите примеры.

Б). Роль в предложении

– Вернитесь к предложениям и сделайте синтаксический разбор.

– Ребята, скажите, а каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

(Сказуемым)

– Во всех предложениях в которых мы делали синтаксический разбор глагол являлся сказуемым. Запишите это в тетрадь, а так же запишите свой собственный пример предложения, в котором глагол играл бы роль сказуемого.

В). “НЕ с глаголами”

- Чтобы определить следующую особенность в написании этой части речи, послушайте сказку о глаголе:

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: “Люблю!”, а она ему: “Не люблю!”. Он признавался “Верю!”, а она ему: “Не верю!”.

Частица НЕ никогда не подходила к глаголу близко и писалась всегда отдельно. Однако глагол был постоянен в своих чувствах. И вот однажды НЕ и говорит ему; “Я отвечу тебе взаимностью, если покажешь, что жить без меня не можешь”. Вздохнул печально глагол и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он вернулся к своей гордой любимой, она вскочила с криком: “Негодую”, “Ненавижу”. И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз глагол остался рядом! Так глагол доказал, что в некоторых случаях без частицы Не жить не может.

– Скажите, какое грамматическое правило положено в основу этой сказки?

– Глаголы с НЕ пишутся раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются.

– Внесите эти сведения в тетрадь, а в качестве примеров запишите в два столбика предложенные глаголы:

· (не)бывает, (не)домогать, (не)признается, (не)годовать, (не)долюбливать, (не)дописать, (не)достал, (не)домогать, (не)взлюбил, (не)хочу.

– Глаголы с частицей НЕ мы очень часто встречаемв метких, кратких изречениях, заключающих в себе народную мудрость. Как по-другому мы называем такие изречения?

(Пословицы).

– Давайте вспомним пословицы, в которых глагол употреблялся бы с частицей НЕ:

Кашу маслом не испортишь.

Не смажешь колеса – быстро не поедешь.

Не помучишься – не научишься.

- Добавьте свои примеры пословиц.

- Объясните смысл пословиц. Давайте запишем несколько пословиц. Каким правилом пользовались при написании?

- Глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются

Г). Ь после шипящих в конце глаголов

– Посмотрите внимательно на записанные пословицы, какое еще правило помогло правильно записать глаголы?

- После шипящих на конце глагола пишется мягкий знак, который сохраняется перед –те и –ся.

– Запишите глаголы, соблюдая данное правило:

· береч., стереч., калач., отмоеш.ся, стрич,. несёш.ся, реж.те..

– Все ли слова записали? Если нет, то почему?

– “Лишнее” слово – калач, так как это – существительное.

– Заполните нужную информацию в паспорте и тетради, запишите несколько примеров на данное правило.

Д). Инфинитив, правописание -тся, -ться, в глаголах

- Сколько мудрых советов для всей нашей жизни мы можем найти в пословицах! А вот еще один совет, который нам дал герой Вениамина Каверина в романе “Два капитана”, совет, который стал крылатым выражением, девизом для многих поколений: “Бороться и искать, найти и не сдаваться”.

- А что такое девиз? Попробуйте определить его лексическое значение. Как это можно сделать?

– Посмотреть в словаре. (девиз - руководящая идея поведения, деятельности).

- Давайте запишем этот девиз. Посмотрите на глаголы в этом девизе. В какой форме они стоят?

(В неопределенной форме)

– Как по- другому называют неопределенную форму глагола?

(Инфинитив)

– Чем отличается инфинитив или неопределенная форма глагола от других глаголов?

- Чтобы ответить, послушайте историю, случившуюся с инфинитивом:

Как - то раз сказал инфинитив другим глаголам:

- Эх, вы, разве так надо спрягаться? Я бы вам показал, да жаль нет у меня времени!

- Время мы тебе найдем, - сказали другие глаголы. – Тебе какое, настоящее или прошедшее?

- Лучше будущее, - говорит инфинитив, чтобы немного оттянуть время. – Да не забудьте про вспомогательный глагол!

Дали ему и будущее время и Вспомогательный глагол.

Да только смотрят: спрягается только Вспомогательный глагол – только окончания мелькают, а инфинитив и буквой не пошевелит.

Зачем ему шевелиться, зачем самому спрягаться? Он – Инфинитив, у него нет времени.

– Ребята, какой можем сделать вывод, чем инфинитив отличается от других глаголов?

(У инфинитива нет лица, числа, времени).

– Вернемся к девизу. Скажите, каким правилом вы пользовались, когда записывали инфинитивы бороться и сдаваться в этом девизе?

– Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает?

(В вопросе нет Ь), то пишется –тся, если глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать? (в вопросе есть Ь), на до писать –ться).

– Давайте запишем полученные выводы в тетрадь, а в качестве примеров запишите инфинитивы из стихотворения:

На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово –
Что дать напиться.
Со словом обидным
Нельзя торопиться, чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.

2. Упражнения для повторения. 742, 746

Дома: Упр. 744

Сдать до 08.05



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: