6. Храм Зевса в Олимпии.
Длина этого храма равняется 64,1 метра, ширина 27,7 метра; главный фасад обращен к востоку.
Внешний портик21 имеет шесть колонн по фасаду и тринадцать по сторонам. Высота этих колонн
Храм Зевса в Олимпии. |
равнялась приблизительно 10,5 метра, а диаметр при основании был неодинаков: в угловых колоннах от 2,25 до 2,29 метра, а в других — от 2,19 до 2,22 метра. Располагавшийся над ними первый ряд камней составлял архитрав, украшенный позолоченными щитами; второй ряд состоял из триглифов, т. е. поверхностей с продольными желобками, чередовавшихся с метопами, т. е. гладкими поверхностями. Еще выше над каждым фасадом воздвигался треугольный фронтон, разукрашенный прекрасными изваяниями. По стенам храма и под портиками располагались другие изваяния, изображавшие двенадцать подвигов Геркулеса.
Внутренность храма делилась на три части: пронаос, наос, или целла, и опистодом.
Вход в пронаос был украшен двумя колоннами и запирался бронзовой решеткой. Пол покрывался каменной мозаикой; во всех углах были нагромождены мраморные и металлические пожертвования, принесенные по обету. В целлу, которая была длиною в 28 метров, а шириною в 13, вела бронзовая дверь; двумя рядами колонн, по 7 в каждом, она также подразделялась на три части. Против третьей колонны возвышалась балюстрада, назначение которой было служить преградой для публики. Между третьей и пятой колонной, на протяжении 7 метров, целла была открыта сверху. Внутренность храма и освещалась через это верхнее отверстие. Посредине возвышался алтарь Зевса и его статуя.
|
Украшениями целлы служили многочисленные приношения по обету, расположенные по стенам и колоннам, а также скульптурные группы.
Перед статуей Зевса воздымалась вызывавшая восхищение прекрасная шерстяная завеса пурпурного цвета, разукрашенная богатой вышивкой. На день ее подымали к крыше, ночью опускали; она защищала сразу и от света и от холода.
Пьедестал статуи, принадлежавшей к числу лучших произведений Фидия22, имел около 10 метров; побокам он был украшен позолоченными рельефными изображениями и живописью. Самая статуя была вышиною в 13 метров. Зевс, сделанный из золота и слоновой кости, был представлен в сидячей позе. Трон его был настоящим чудом резной и чеканной работы; его украшали, кроме живописи и золота, драгоценные камни, слоновая кость, черное дерево, бронза. В своей правой руке бог держал небольшую статую богини Победы, а в левой — скипетр. Лицо его выражало сосредоточенное величие и спокойное могущество.
За этой колоссальной статуей шел проход, соединявший две боковые части храма, которые разделялись потолком на два этажа; в верхние этажи вели две винтовых лестницы.
За целлой был расположен опистодом, доступ в который был открыт для всех и который отделялся от собственно храма глухой стеной. В других местах опистодом, наоборот, сообщался с храмом и был закрыт для публики.
|
7. Жрецы.
Некоторые жреческие должности носили семейный характер, т. е. они предоставлялись членам одной и той же фамилии; например, можно указать на фамилии Эвмолпидов, Этеобутадов и Ликомидов в Афинах. В одной галикарнасской надписи имеется перечень жрецов Посейдона Истмийского за период времени в 504 года; все они принадлежали к одной и той же фамилии. Вот извлечение оттуда: «Теламон, сын Посейдона, 12 лет; Антидий, сын Теламона, 27 лет; Гипер, сын Теламона, 9 лет; Алкионей, сын Теламона, 12 лет; Теламон, сын Антидия, 22 лет; Гирией, сын Антидия, 8 лет; Антас, сын Алкионея, 19 лет; Незиот, сын Гириея, 29 лет», и т. д.
Эти привилегированные фамилии не составляли касты, посвятившей себя делам религии. Члены их по своему образу жизни не отличались от других людей, они занимались политикой, стремились получить общественные должности. На них лежало только обязательство поставлять государству должностных лиц на то или иное жреческое место в тех случаях, когда места эти оставались незанятыми.
Кресло жреца. |
Большая часть жрецов назначалась по жребию. Жребий считался тогда средством узнать волю богов. «В вопросе, касающемся священных дел», говорит Платон, «мы предоставляем божеству позаботиться о выборе людей, ему приятных, а потому обращаемся в этом случае к жребию». Это правило применялось в Афинах и почти во всех греческих городах, а именно: в Дельфах, Сиракузах, в Олимпии. Замещение должности в этом случае обыкновенно происходило на год.
|
Наконец, можно видеть, что в некоторых городах Малой Азии, в частности в Эритреях, жреческие должности продавались государством гражданам, которые в свою очередь могли продавать или уступать их, как предметы собственности. Примеры: «1. Продажа жреческих должностей государством в таком-то году в таком-то месяце… Жреческое место в жреческой коллегии Корибантов. Аристокл, сын Адимантия, купил за 180 драхм (около 67 руб.). За право продажи 5 драхм (около 1 р. 80 к.). Поручительство: Созим, сын Аристокла. 2. Передача жреческих должностей, сделанная в другое время: Иатрокл уступил Аристиду место жреца Афродиты, купленное им у Кефисиона».
Для занятия места жреца не ставилось никаких особенных условий. За редкими исключениями достаточно было пользоваться правом занимать государственные должности. Не было даже надобности в предварительном ознакомлении с приемами богослужения: их изучали перед вступлением в должность.
8. Отсутствие особого сословия священнослужителей.
В Греции не существовало отдельного жреческого сословия. Должность жреца была такою же, как и все другие: ее можно было занять и оставить, смотря по желанию. Она не требовала от человека никаких новых навыков, ни особенного склада ума. Несомненно, некоторые жрецы несли эту должность пожизненно, но постоянное исполнение жреческих обязанностей не отрывало их от жизни. Они, как и другие граждане, принимали близкое участие в государственных делах и были жрецами только в те часы, когда выполняли известные религиозные церемонии.
В Афинах не было религии в смысле определенного богословского учения, установленных основ нравственности или обрядов: она состояла из целого ряда различных культов, имевших каждый свое особое богослужение, свои праздники, свои церемонии и обряды. У этой религии не было единого жреческого сословия, и ей служил целый ряд жреческих организаций. У каждого божества были свои жрецы, а среди этих божеств нельзя указать и двух, которые имели бы одно происхождение, одни и те же легенды, одинаковый характер и общие вкусы.
Так как жрецы существовали только для того, чтобы доставлять богу удовольствие приятными ему действиями и словами, то всякий из таких священнослужителей имел свой устав и придерживался его. Жрецы были раскинуты по своим святилищам, обособлены друг от друга, заняты каждый своей отдельной службой. Их связывало только общее имя ἱερεύς, видимое сходство их занятий и случайное выполнение службы в одном и том же году и в одном и том же городе.
Если же не существовало особого сословия духовенства, то тем более не могло существовать жреческой иерархии. Священнослужители выполняли точно определенные обязанности, отличавшиеся у каждого из них совершенно различным характером. Область влияния жреца ограничивалась его собственным святилищем, и он не мог входить в обсуждение или исправление того, что происходило в соседнем святилище. Поэтому ни один жрец не имел над другими ни малейшей власти. Если какая-нибудь жреческая корпорация пользовалась бо́льшим уважением в городе, то это являлось признаком, что такое-то божество было более популярно. Но подобное преимущественное уважение и почести не обусловливали никакого духовного главенства. Жреческая должность при богине Афине считалась самой высокой, так как Афина была покровительницей города, и культ ее имел преобладающее значение во всей афинской жизни, тем не менее жрецы остальных богов не зависели от жрицы Афины.
Они подчинялись только одной власти — власти народа: он давал им необходимые полномочия для занятия их должностей; ему жрецы обязаны были отчетом; он один мог наказывать их в случае нарушения ими законов.
9. Обряды.
Религия в древности была совокупностью слабо объединенных между собой отдельных верований, мелочных богослужебных приемов и обрядов. В них не надо было искать смысла, не надо было ни размышлять над ними, ни отдавать себе в них отчет. Слово религия не имело для древних того значения, как для нас. Мы понимаем под религией систему догматов, учение о Боге, символ веры, касающийся тайн, которые пребывают в нас и вокруг нас. У древних это самое слово подразумевало обряды, церемонии, действия, соединенные с внешней стороной культа. Обоснование учения не играло роли, значение придавалось только внешним обрядам. Исполнение их было обязательно и непреложно. Религия являлась материальными узами, цепью, которые держали человека в рабстве. Человек сам создал ее для себя и подчинился ее власти. Он питал к ней страх и не смел ни подвергать ее обсуждению, ни вступать с нею в спор, ни смотреть ей прямо в лицо. Боги, герои, мертвые требовали от него выполнения материального культа, и он платил им свой долг для того, чтобы приобресть их дружбу, и еще более для того, чтобы не вызвать их вражды.
Но как же можно было удовлетворить их? а в особенности, каким образом удостовериться, что они удовлетворены и даруют свое заступничество? Древние думали разрешить этот вопрос употреблением известных формул. Такая-то молитва, составленная из таких-то слов, привела к желанному результату; это произошло, конечно, потому, что бог ее услышал, она оказала влияние на него, т. е. молитва эта была могущественна, могущественнее бога, потому что он не мог ей сопротивляться. Таинственные и священные слова такой молитвы сохраняли в памяти; она была оружием человека против непостоянства его богов, но в ней не следовало изменять ни одного слова, ни одного слога, ни, в с. беднности, размера, которым она пелась, потому что в противном случае она утратила бы свою силу, и боги остались бы вне ее влияния.
Такой формулы, однако, было недостаточно: она сопровождалась еще внешними действиями с необычайно мелочными и непреложно установленными подробностями: малейший жест жреца, самые незначительные части его костюма устанавливались правилами. Когда жрец обращался к одному богу, то полагалось закрывать свою голову, при обращении к другому голова должна была быть открыта. При некоторых обрядах считалось необходимым иметь босые ноги. Были такие молитвы, которые оказывали действие только в том случае, если по произнесении их молящийся поворачивался на одной ноге слева направо. Порода жертвенного животного, цвет его шерсти, способ его заклания, форма ножа, сорт дерева, употребляемого при жарении жертвы, для всего этого религией были установлены определенные правила. Напрасно молящийся от полного сердца предлагал богу самые обильные жертвы: если хоть один из бесчисленных обрядов жертвоприношения не был выполнен, жертва не достигала цели. Малейшее упущение обращало священный акт в акт нечестия. Самое мелкое отклонение колебало и ниспровергало религию, отечество и превращало богов-покровителей в жесточайших врагов. Потому-то в Афинах были так суровы к жрецам, вносившим какие бы то ни было изменения в древнюю обрядность.
Все эти формулы и обряды были завещаны афинянам предками, которые испытали их действительность. В виду этого в них нельзя было делать никаких нововведений. Положиться на опыт предков и поступать подобно им считалось высшим благочестием. Изменения в самих верованиях не имели в древности особого значения: с течением времени эти верования под влиянием размышлений мудрецов или народной фантазии могли подвергаться различным переменам и принимать тысячи различных форм. Но молитвенные формулы не должны были забываться, а обряды — видоизменяться. Этомус. придавали самое большое значение, и каждый город имел книгу, в которой все это сохранялось.
10. Устойчивость религиозных обрядов.
Нижеприведенные примеры, заимствованные у Плутарха, покажут, как заботливо греки поддерживали старинные обычаи.
Пифия. |
«Вследствие засухи в Дельфах свирепствовал голод. Обитатели города пришли со своими женами и детьми к вратам царского дворца и умоляли царя о помощи.
«Царь велел раздать муку и овощи наиболее влиятельным из них, потому что для всех не хватало. А когда у царя настойчиво стала просить милостыни пришедшая туда маленькая девочка, не имеющая ни отца, ни матери, царь ударил ее и даже бросил ей в лицо свою сандалию. Несмотря на свою бедность и покинутость, эта девочка была очень горда; она сейчас же ушла и повесилась на своем поясе. Между тем голод усилился, к нему присоединились еще болезни.
Пифия заявила царю, что он должен успокоить душу Харилы — той девочки, которая покончила жизнь самоубийством: с большим трудом узнали, что это было ее имя. Тогда совершили жертвоприношение с очистительными обрядами.
Через каждые девять лет эти церемонии происходят и в настоящее время. Царь является лично и раздает муку и овощи всем чужеземцам и гражданам, затем приносят изображение маленькой девочки, представляющее Харилу. Когда все получат свои части, царь наносит своей сандалией этому изображению удар по лицу, затем жрица берет воображаемую Харилу и уносит в местность с крутыми обрывами; там ей на шею набрасывают веревку с. 322 и зарывают на том самом месте, где была похоронена повесившаяся Харила».
«Кто такие эгинские монофаги (т. е. те, которые едят в одиночку)? Множество эгинцев, принявших участие в троянской войне, погибли в битвах или утонули в море. Лишь немногие, оставшиеся в живых, нашли приют у своих близких; эти последние, видя своих сограждан в скорби и слезах, решили, что они не имеют права открыто выражать свою радость и приносить жертвы богам. Они тайным образом стали устраивать во внутренних помещениях своих домов пиршества и празднества оставшимся в живых близким, причем сами прислуживали за столом своим отцам, родственникам, братьям и домашним и не допускали никого постороннего. Чтобы сохранить воспоминание об этом, в честь Посейдона совершаются жертвоприношения, называемые фиасами. Эти церемонии длятся 16 дней, в течение которых обеды устраиваются дома, никто во время трапезы не должен разговаривать, и ни один раб не смеет появляться тут. Вот почему этих людей называют монофагами».
«Почему у самосцев при жертвоприношениях Гермесу разрешается воровство и грабеж? Это происходит потому, что самосцы согласно указанию оракула переселились со своего острова в Микале и в течение 10 лет жили там грабежом; потом они возвратились на свой остров».
«Почему в Антимахии, на острове Косе, жрец Геракла приступает к жертвоприношению в женской одежде и с митрой на голове? Потому, что на этом месте Геракл выдержал битву, потерпел в ней поражение и спрятался у одной фракиянки, которая скрыла его, одев в свое собственное платье. Жрец поныне совершает на том месте, где была битва, жертвоприношение».