Изучение приёма (используют наглядность).




Подготовительная работа к новому приему. Повторение теоретической основы приема.

На этом этапе создаётся готовность к усвоению вычислительного приёма, т.е. учащиеся должны усвоить те теоретические положения, на которых основывается данный приём. Так, например, Т.О. ±2 является конкретный смысл сложения и вычитания и уже изученный приём ±1. При подготовке используют задания типа ±1±1. Дети выполняют эти действия по очереди, на наглядных пособиях –

6-1-1=4

 

Изучение приёма (используют наглядность).

На этом этапе ученики усваивают суть приёма: какие операции надо выполнять, в каком порядке и почему именно так можно найти результат арифметического действия. На этом этапе детей знакомят с приёмом ±2 и разбирают случаи +2=+1+1 и -2=-1-1. При введении вычислительных приёмов целесообразно использовать наглядность (линейка, числовой луч, кружки и т.д.)

3. Формирование вычислительных умений (т.е. умений правильно и осознано выполнять действия).

На этом этапе дети должны выполнять математические вычисления с подробной записью и объяснением. Например: 6+2=6+1+1=8

4. Формирование вычислительного навыка (он характеризуется быстротой, обобщенностью, автоматизмом действий) – составление и заучивание сводной таблицы.

На этом этапе ученики должны твёрдо овладеть вычислительным навыком. Формирование вычислительного навыка происходит через урок после формирования вычислительных умений. Выполняются краткие записи 6+2=8. Затем составляются таблицы ±2, даётся установка на их запоминание и отрабатываются знания таблиц до совершенства. Используют различные диктанты, дидактические игры, устный счёт, работу с карточками. Эта работа длительная и может продолжаться от нескольких дней до нескольких недель.

Фрагмент урока.

Предмет: математика

Класс: 1 класс Часть: 1 часть

УМК: «Школа России»

Авторы учебника: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова

Тема урока: «Присчитывание и отсчитывание по частям. Присчитывание и отсчитывание 2.»

Цель урока: познакомить детей с приёмом присчитывания и отсчитывания по 2; сформировать вычислительные умения и навыки присчитывания и отсчитывания по 2.

Задачи:

1. Повторить приёмы присчитывания и отсчитывания по 1. Закрепить уже имеющиеся знания таблицы ±1.

2. Повторить конкретный смысл сложения и вычитания.

3. Познакомит детей с приёмом присчитывания и отсчитывания по 2.

4. Сформировать вычислительные умения присчитывания и отсчитывания по 2.

5. Сформировать вычислительные навыки присчитывания и отсчитывания по 2.

Оборудование:

Для учителя: учебник математики часть 1 авторовМ.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, дидактический материал.

Для детей: учебник математики часть 1 авторовМ.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова; рабочая тетрадь; индивидуальный дидактический материал.

 

 

 

Этап урока и его задачи Содержание и работа Оформление доски
Подготовительная работа к новому приему. Повторение теоретической основы приема Задачи: 1. Повторить приёмы присчитывания и отсчитывания по 1. Закрепить уже имеющиеся знания таблицы ±1. 2. Повторить конкретный смысл сложения и вычитания. Скажем здравствуйте руками, Скажем здравствуйте глазами, Скажем здравствуйте мы ртом, Станет радостно кругом - Здравствуйте, дети! (Здравствуйте) - Я очень рада вас всех видеть! Садитесь. Мы продолжаем с Вами путешествовать по стране математики. Сегодня у нас новая занимательная тема «Присчитывание и отсчитывание по частям», и первое, чему мы научимся, это присчитывать и отсчитывать 2. - Прежде чем мы начнём нашу новую тему, давайте сыграем в игру «Калькулятор». Я буду говорить выражения, а вы мне правильный ответ. (Давайте) - 3+1? (4) - 7+1? (8) - 2+1? (3) - 2-1? (1) - 6-1? (5) - 5-1? (4) - 8+1? (9) - 8-1? (7) - 5+1? (6) - Молодцы! Вы правились с заданием! - А сейчас мы восстановим математическую цепочку. Кто хочет принять участие? (Я,я….) - Маша и Петя выходите к доске. А остальные внимательно смотрят и проверяют. - Ребята, кто согласен с Машей? Поднимите руку. - Правильно. Маша совершенно верно выполнила задание. - А кто согласен с Петей? Поднимите руку. - И тут вы не ошиблись. Петя тоже совершенно правильно выполнил задание. - А теперь давайте откроем учебник на странице 82 и составим рассказ по картинкам. Кто хочешь рассказать, что у него получилось? (На кормушке сидело 2 воробушка, прилетело ещё два; на дереве висело 6 вишенок, две сорвали птицы) - Молодцы! А теперь давайте посмотрим выражения и схемы рядом с картинками. Кто объяснит схему рядом с правой картинкой? (На схеме показано, что сначала на дереве висело 6 вишенок, а зачёркнутые круги обозначают сколько ягод сорвали птицы) - Правильно. Сколько же ягод сорвали птицы? (2) А как вычитали? (По одному) - Всё правильно, мы из 6 два раза вычли по одному. - А под левой картинкой? (На схеме зелёные треугольники обозначают, сколько птиц сидели на кормушке, красный треугольник показывает, что сначала прилетела одна птица, а голубой треугольник обозначает, что затем прилетела ещё одна) - Всё правильно. — Как думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Прибавлять и вычитать число 2) На доске написана тема урока:   «Присчитывание и отсчитывание по частям. Присчитывание и отсчитывание по 2»   Учитель называет детям в разном порядке выражения из изученных таблиц ±1     У доски работают два ученика. Один восстанавливает цепочку и ставит над стрелками знаки действий, другой заполняет пропуски в примерах.  
Изучение приёма Задачи: 1. Познакомить детей с приёмом присчитывания и отсчитывания по 2. -А я вам расскажу небольшую историю. Вы внимательно слушайте и помогайте мне. - Зайчик ждет к обеду друзей. Он решил их угостить морковкой и пошел в огород. В корзине у зайчика уже есть 3 морковки. Положите столько же кругов на парту. — Зайчику нужно сорвать еще 2 морковки. Как он это будет делать? (Сорвет 1 морковку, положит в корзину) — Зайчик кладет морковку в корзину. Положите 1 круг на парту. — Зайчик решил сорвать еще 1 морковку и положил ее в корзину. (Учащиеся кладут еще 1 круг на парту) — Сколько морковок сорвал зайчик? (2) — Сколько кругов вы положили на парту? (2) — Как прибавляли 2? (Сначала прибавили 1, потом еще 1) — Сколько морковок стало у зайчика в корзине? (5) — Сколько кругов у вас на парте? (5) — Как мы получили число 5? (3 + 2 = 5) — Сделайте вывод: как прибавить число 2? (Прибавить сначала 1, а потом еще 1) — Пришел зайчик домой, а его уже ждут ежик и белочка. Сколько друзей пришло к зайчику? (2) — Зайчик угостил сначала белочку, она взяла 1 морковку. (Учащиеся зачёркивают 1 круг) — Потом зайчик угостил ежика. Он взял 1 морковку. (Учащиеся зачёркивают еще 1 круг) — Сколько всего морковок взяли из корзины? (2) — Как брали 2 морковки? (Сначала взяли 1, потом еще 1) — Сколько кругов вы убрали? (2) — Как убрали 2 круги? (Сначала убрали 1, потом еще 1) — Сколько морковок осталось в корзине? (3) — Сколько фигур осталось у вас на столе? (3) — Как получили число 3? (5 — 2 = 3) — Сделайте вывод: как вычесть число 2? (Вычесть сначала 1, потом еще 1) - А теперь отдохнём. Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя) Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны) Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают) Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх) -- Садитесь. Посмотрите глазками вверх. А теперь в сторону, в другую. Зажмурьте глазки. Теперь медленно откройте. Вы большие молодцы! Идём дальше.    
Формирование вычислительных умений Задачи: 1. Сформировать вычислительные умения присчитывания и отсчитывания по 2. – Откроем учебник на странице 84 и рассмотрим рисунки. – Составьте рассказ, содержащий вопрос, который бы соответствовал первому выражению: 6 – 2. (На диване сидело 6 кукол. Оля взяла двух кукол поиграть. Сколько кукол осталось сидеть на диване?) -Верно. Расскажите, как вычитали из шести два. (Сначала вычли один, потом ещё один) – Сколько кукол осталось? (6 – 1 = 5 5 – 1 = 4; осталось 4 куклы) – А теперь составьте рассказ, содержащий вопрос, который бы соответствовал втором выражению: 6+2. (В гараже было 6 машин. Приехало ещё две машины. Сколько машин стало в гараже?) – Расскажите, как прибавляли к шести два. (Сначала прибавили один, потом ещё один) – Сколько машин стало в гараже? (6 + 1 = 7 7 + 1 = 8; стало 8 машин) - Обратимся к номеру 1 на странице 84. Кто может объяснить первое выражение? (Чтобы из восьми вычесть 2, нужно из восьми сначала вычесть 1, получится 7, а затем из семи вычесть ещё 1, получится 6) - Кто считает также? Поднимите руку. Верно. Теперь объясним второй и третий пример. (Чтобы из девяти вычесть 2, нужно из восьми сначала вычесть 1, получится 8, а затем из восьми вычесть ещё 1, получится 7; чтобы к четырём прибавить 2, нужно к четырём сначала прибавить 1, получится 5, а затем к пяти прибавить ещё 1, получится 6) - Кто считает также? Поднимите руку. Молодцы, это верный ответ. - Посмотрим на номер 2 на этой же странице. Вам нужно решите примеры с объяснением, пользуясь числовым рядом. (Учащиеся объясняют, с какого деления начинают движение, в какую сторону и сколько шагов делают, на каком делении останавливаются, называют ответ) - На доске написаны выражения, вы по очереди, начиная с первого ряда, подходите к доске и подробно с объяснением находите их значения (один ученик – одно выражения). В это время другие ученики следят за доской и записывают выражения в тетрадь. - Молодцы! Вы великолепно справились с заданиями. Но мы с вами шагаем дальше.       Учитель спрашивает трёх учеников по желанию     Учитель спрашивает двух учеников по желанию   На доске написаны выражения (для каждого ученика) 3+2; 7-2; 9-2; 3-2; 6+2; 4-2; 5-2; 7+2; 4+2; 8+2; 5+2; 6-2; 8-2; 10-2
Формирование вычислительного навыка– составление и заучивание сводной таблицы. Задачи: 1. Сформировать вычислительные навыки присчитывания и отсчитывания по 2. - Откроем учебник на странице 85. Вариант 1 составляет рассказ к записи со знаком +, вариант 2 к записи со знаком – (В магазине было 3 больших куклы и 2 маленьких. Сколько всего кукол было в магазине?; В магазине было 4 медведя, мальчик захотел купить два медведя. Сколько медведей останется в магазине?)   - Сейчас вы будете работать в парах. Положите пред собой карточки с выражениями. Ребята, которые сидят на 1 варианте будут «учителями». Вы показываете карточку с выражением, а ребята, сидящие на 2 варианте «ученики». Вы показываете карточку со значением выражения. По моему хлопку вы меняетесь ролями. Начали. (Хлопок) Закончили.   - Кто правильно решил все примеры? Поднимите руку.   - Вы большие молодцы!   - Кто допустил одну ошибку?   - Вы тоже большие молодцы, но нужно ещё потренироваться.   - Кто допустил больше 2 ошибок?   - Не переживайте. Вы отлично справились с заданием, но нужно ещё поупражняться в решении выражений. - Наш урок подходит к концу. Откроем 92 страничку учебника. На ней мы видим таблицу. Дома вы спишете эту таблицу себе в тетрадь и найдёте значения выражений. А также постараетесь запомнить эту таблицу наизусть. Не пугайтесь, большинство выражений вам знакомо. – Чему же мы научились на уроке? (прибавлять и вычитать 2) – Какое задание вам запомнилось больше всего? (Ответы детей) - Что для вас показалось сложнее всего на уроке? (Ответы детей) - Ну вот и долгожданный звонок. Всем спасибо. Идите отдыхать.

 

 

Вопрос 9. Каким образом происходит ознакомление учащихся с переместительным свойством сложения по различным учебникам математики?

По программе Моро, ознакомление учащихся с переместительным свойством сложения изучается во второй части на стр.15.

Т.к. этот прием сводится к уже изученным случаям сложения, то на него отводится меньше уроков.

М1М ч.2 с. 15

 

Вводится новый переместительный случай

 

Детям на этом этапе задаётся вопрос «Что легче к шести прибавить один или к одному прибавить шесть?». Мы меняем числа на основе переместительного свойства.

 

По программе Истоминой, ознакомление с переместительным свойством проходит в первой части на стр. 84.

На странице 85 вводится правило «От перестановки слагаемых значение суммы не меняется».

И начинаются задания на основе переместительного свойства.

М1Ич1 стр.85

 

Далее на странице 87 в рамочку берут выражения, которые нужно запомнить.

М1Ич1 стр.87

 

 

На странице 95 учащимся предлагается задание, в котором нужно заполнить пропуски и записать верные равенства. (упр.220).

М1Ич1 стр.95.

 

 

 

 

По программе Аргинской не вводится тема «Переместительное свойство». Но на странице 98 появляется задание на данное свойство.

М1Ач1 стр. 98.

 

По программе Чекина знакомство учащихся со свойством «Перестановка слагаемых» проходит во второй части на странице 8.

М1Чч2 стр.8

 

 

М1Чч2 стр.9

 

По программе Демидовой «Переместительное свойство» тоже вводится в виде отдельной темы.

Также в рамочке вставлено правило «От перестановки слагаемых сумма не изменяется».

М1Демч2 стр. 4

 

 

По программе Петерсон тема «Переместительное свойство» не вводится. Но уже в некоторых заданиях появляется данное свойство.

М1Пч1 стр.23,27.

 

В учебниках Дорофеевой тоже эта тема не вводится. Но встречаются задания с использованием данного свойства.

М1Дорч1 стр.108,114

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: