Посещая Школу здоровья по своему профилю, вы будете знать: причины и симптомы своего заболеваний; факторы, определяющие риск развития осложнений; основы самоконтроля; средства доврачебной самопомощи; основы здорового питания; принципы диеты; влияние поведенческих факторов риска на здоровье; основные группы препаратов, показания и основные побочные действия лекарств. Вы научитесь вести дневник пациента; проводить самооценку и контроль за факторами, влияющими на течение заболевания; правильно соблюдать рекомендации врачей, не заниматься самолечением; применять средства доврачебной помощи и самопомощи. Если вы курите, то получите необходимые знания для уменьшения вреда курения на собственное здоровье и здоровье окружающих.
Сведения о работе школ для пациентов в каждом лечебном учреждении можно узнать в регистратуре, у лечащего врача, а также в Центрах здоровья.
Приложение 2
ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ
1. Общие положения
1.1. Школа здоровья создается как структурное подразделение на базе амбулаторно-поликлинического учреждения.
В Школу для обучения направляются пациенты с (название нарушения). При формировании групп учитывается однородность больных по степени выраженности нарушения. Больные с осложненным течением занимаются отдельно. Численность больных в группе должна быть не менее 10 и не более 30 человек.
1.2. Руководитель школы - осуществляет руководство работой Школы, проводит отдельные занятия для больных с осложненным течением. Непосредственно занятия с основной группой больных проводит медицинская сестра, прошедшая специальное обучение.
1.3. Школа регистрируется в документах официальной учетно-отчетной медицинской документации и включена в отраслевой классификатор "Сложные и комплексные медицинские услуги".
1.4. Руководитель Школы ежегодно представляет отчет о своей деятельности руководителю ЛПУ. Данные по работе Школы включаются в годовой отчет, представляемый главному комитета по здравоохранению терапевтической службой в установленном порядке.
2. Основные задачи Школы
2.1. Повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска ее развития и осложнений.
2.2. Обучение пациентов методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, утомляемость глаз).
2.3. Обучение пациентов методам самоконтроля зрения и самопомощи.
2.4. Формирование у пациентов ответственного отношения к своему здоровью, выполнению рекомендаций по лечению, повышение мотивации к оздоровлению и приверженности к лечению.
3. Основная деятельность Школы
3.1. Обучение пациентов с по основным программам.
3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у пациентов, обучающихся в Школе.
3.3. Анализ эффективности обучения пациентов.
3.4. Взаимодействие со Школами в других ЛПУ и муниципальных образованиях, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.
4. Рекомендуемое оснащение Школы…..
4.1. Методические материалы для врача.
4.2. Тонометры, фонендоскопы (несколько комплектов).
4.3. Наглядные пособия, методические и обучающие материалы для больных.
4.4. Канцелярские товары и письменные принадлежности.
4.5. Дневник больного.
4.6. Журнал учета посещаемости.
4.7. Анкеты для оценки обучения.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ МЕДСЕСТРЫ-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ШКОЛЫЗДОРОВЬЯ
1. Общие положения
1.1. На должность медсестры-преподавателя назначается специалист со средним медицинским образованием по специальности "лечебное дело" или "сестринское дело" либо с высшим образованием по специальности "сестринское дело", имеющий желание и способности к преподавательской работе, прошедший обучение по работе в школе здоровья для пациентов.
1.2. Назначается и отстраняется главным врачом МО по согласованию с руководителем школы.
1.3. Непосредственно подчиняется руководителю школы.
1.4. В своей деятельности руководствуется настоящей инструкцией, Положением о школе здоровья для пациентов с нарушением….., приказом МЗ РФ, а также другими методическими документами по роду своей деятельности.
2. Медсестра-преподаватель обязана:
2.1. Организовать работу школы здоровья для пациентов с нарушением….., обращая внимание на ведение документации:
- представлять в установленные сроки отчеты о работе школы;
- систематически работать над совершенствованием своего труда и повышением личной квалификации. Раз в пять лет проходить повышение квалификации;
- следить за соблюдением должного санитарно-эпидемиологического режима;
- соблюдать правила трудовой дисциплины.
2.2. Проводить занятия в школе по установленной программе таким образом, чтобы каждый пациент - слушатель школы посещал занятие не реже 1 раза в месяц.
2.3. Заполнять учетные формы:
- журнал посещаемости;
- обработка данных тестирования по качеству усвоенного материала.
2.4. Во время обучения контролировать прохождение пациентами следующих скрининговых обследований:
- консультация врача;
2.5. Обучить пациентов:
- методам самоконтроля;
- обучить ………………;
- правилам поведения и самопомощи при ……………;
- ведению дневника самоконтроля;
- другим знаниям и навыкам в соответствии с тематическим планом занятий.
2.6. Проводить индивидуальные консультации для пациентов.
2.7. Осуществлять контроль за ведением дневников самоконтроля.
2.8. Обеспечивать пациентов справочной литературой.
3. Медсестра-преподаватель имеет право:
3.1. Самостоятельно составлять расписание занятий в школе здоровья для пациентов в соответствии с тематическим планом.
3.2. Получать информацию для выполнения своих функциональных обязанностей.
3.3. Вносить предложения по улучшению оказываемой медицинской помощи пациентам.
3.4. Участвовать в конференциях, семинарах, лекциях.
3.5. Принимать активное участие в общественной жизни коллектива.
4. Медсестра-преподаватель школы здоровья для пациентов несет ответственность:
- за качественную постановку работы кабинета;
- за качественное ведение документации;
- за соблюдение трудовой дисциплины и правил техники безопасности.
Литература:
Основные источники:
1. Проведение профилактических мероприятий: учебное пособие/С.И. Двойников [ и др.]; под ред. С.И. Двойникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 448 с.:ил.
Дополнительные источники:
1. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.
2. Гурвич М.М. Диетология для медсестры: полное руководство. – М.: Эксмо, 2009.
3. Организация профилактической деятельности амбулаторно- поликлинических учреждений на современном этапе / Под ред. А.И. Вялкова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
4. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред. А.А. Баранова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
5. Охрана здоровья детей и подростков / Под ред. Сопиной З.Е.: Уч. пособ.– М. ГЭОТАР-Медиа, 2009.
6. Руководство по первичной медико-санитарной помощи/ Под ред. И.Н. Денисова, А.А. Баранова – М., ГЭОТАР-Медиа, 2007.
7. Руководство по медицинской профилактике / Под ред. Р.Г. Оганова – М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.
8. Федеральный Закон от 21.11.2011, № 323 – ФЗ «Об основах охраны Здоровья граждан в РФ»