Установление критических пределов, кот. следует соблюдать, чтобы критическая контрольная точка находилась под контролем.
Критические пределы – величины или характеристики физ, хим или биол характера, кот. обозначают границы между допустимым и недопустимым значением контролируемой величины. Критические пределы д. соответствовать законод-ным требованиям, треб-ям ТНПА и технол документов, стандартам предприятия.
Различают следующие типы критических пределов: Хим пределы (ПДК, рН, АВ, массовая доля хлоридов); Физ пределы; Микробиол пределы (их необходимо избегать, за исключением экспресс-методов контроля).
В некот. случаях критические пределы могут отсутствовать («отсутствие металломагнитных примесей»).
Критические пределы д. б. четко определены и гарантированно отделять допустимый уровень от недопустимого в каждой ККТ;
В одной ККТ возможно использование нескольких критических пределов.
Принцип 4. Создание системы мониторинга за ККТ Разработка системы мониторинга, позволяющей обеспечить контроль ККТ на основе запланированных испытаний или наблюдений. Мониторинг – проведение запланированных наблюдений или измерений параметров в ККТ с целью своевременного обнаружения их выхода за предельные значения и получения необходимой инф-ии для выработки предупреждающих действий. Система мониторинга – совокуп процедур, процессов и ресурсов, необходимых для проведения мониторинга.
Мониторинг может б.: постоянным и непостоянным Постоянный мониторинг осуществляется посредством контрольного автоматического оборудования;
Непостоянный мониторинг осущ-ся, если пост мониторинг невозможен (массовая доля компонентов, содержание рН, активность воды, темп-ра прод.). Непост. мониторинг включает визуальную оценку.
|
Частота мониторинга д. б. достаточна для того, чтобы риск был под контролем. Каждое предприятие несет ответственность за устан. частоты, кот. д. гарантировать, что ККТ – под контролем.
Процедуры монит.д. обеспечить обнаружение ККТ вне области контроля.
Полученная в результате мониторинга информация д. обеспечить возможность проведения КД до наступления необх. изъятия прод..
Сист. мониторинга включает: запись резул.мониторинга;методы;отклонения, подлежащие регистрации;обратную связь по результатам и КД.
Принцип 5. Проведение корректирующих действий Разработка КД, которые д. предприниматься, если результаты мониторинга показывают, что определенная ККТ не контролируется.Целью корректирующих действий (КД) является: а) устранение причин выявленных нарушений критических пределов в ККТ и выявленных несоответствий в функционировании системы НАССР; б) предупреждение их повторного возникновения.
КД подразделяются на планируемые и оперативные.
Планируемые КД устанавливаются в Рабочих листах НАССР.
Оперативные КД осуществляются в соотв. с разработанной процедурой проведения КД.Процедура проведения любых КД д. предусматривать: Мероприятия по обеспечению того, чтобы каждая ККТ не выходила за критич. пределы; Получение разрешения на проведения КД; Процедуры обращения с дефектной прод..
Принцип 6. Проверка эффективности системы Разработка процедур проверки, включая дополнительные меры, подтверждающие эффективность функционирования НАССР.Цель: Определить соотв. системы НАССР разработанному Плану НАССР; Определить соотв. Плана НАССР производственному процессу и является ли он эффективным.
|
Процедуры проверки д. б.пригодными для подтверждения того, что ККТ, процедуры мониторинга и критические пределы правильно определены и что КД были выполнены надлежащим образом. Порядок проверки должен б. разработан рабочей группой НАССР и устанавливать: Ответственность, Частоту, Методы, Процедуры или испытания в дополнение к проводимым в рамках системы мониторинга. Проверка предусматривает: Экспертизу Плана НАССР, Экспертизу любой другой документации, Анализ отклонений и проведенных по ним КД,
Проверку проводит: Квалифицированный персонал, способный обнаружить отклонения или изъяны в системе.
Принцип 7. Система ведения записей документирование процедур Документир-е всех процедур с-мы, форм и способов регистрации данных, относящихся к внедрению принципов НАССР. В соотв. с СТБ 1470-2012 докум-ия д. включать: Политику; Приказ о внедрении с-мы; Приказ о создании и составе группы НАССР; Инф-ию о продукции; Инф-ию о пр-ве; Отчеты гр НАССР с идентификацией ОФ, резул. анализа рисков и выбора ККТ и опред.крит.пределов; Рабочие листы НАССР; Процедуры мониторинга; Процедуры проведения КД; Процедуру взаимосвязи с гр НАССР; Процедуру уведомления заинтер-ых сторон в случаях попадания опасной прод. на реализацию; Процедуру управления докум-ей; Процедуру внутр-й проверки с-мы НАССР; Перечень регистрационно-учетной док-ции.
159.Валидация, верификация и улучшение системы менеджмента безопасности пищевых продуктов: общие положения, валидация комбинаций мер контроля, управление мониторингом и измерением, верификация СМБ, улучшение СМБ.
|
ИСО 22000:2005 РАЗДЕЛ 8 «Валидация, верификация и улучшение системы менеджмента безопасности пищевых продуктов»ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В требованиях, изложенных в разделе 8, рассматриваются виды деятельнос-ти, необходимые для демонстрации того, что СМБ ПП по своей структуре явля-ется надежной, способной фактически достигать ожидаемого уровня контроля.
Руководство организации несет ответственность за удостоверение того, что СМБ ПП создана для осуществления необходимого контроля, работает в соответствии со своей структурой и актуализируется по мере поступления новой информации. СМБ ПП должна разрабатываться с учетом научных достижений.
Если комбинация мер контроля отражена в имеющихся на предприятии доку-ментах, их следует валидировать. Группа по обеспечению безопасности пищ. продуктов должна запланировать и внедрять процессы, необходимые для валидации мер контроля и/или их комбинаций, проверять и улучшать СМБ ПП.
Валидация -- процедура, дающая высокую степень уверенности в том, что конкретный процесс, метод или система будет последовательно приводить к результатам, отвечающим заранее установленным критериям приемлемости