Экономическая и социальная география




Перечень вопросов ГАК 2017 г.

Часть

Картография с основами топографии

1. Сущность и свойства географических карт, их практическое и научное значение. Классификация карт. Тематическое картографирование.

2. Картографический метод исследования. Сущность. Значение и применение.

Общее землеведение

3. Процессы, происходящие в атмосфере: распределение радиации, температуры, влажности, давления. Понятие о погоде. Общая циркуляция атмосферы. Климаты Земли.

4. Мировой океан: виды движения воды в океане, циркуляция вод. Водные объекты суши: подземные воды, реки, озера, ледники, болота.

5. Понятие о геоморфогенезе. Эндогенные и экзогенные процессы: флювиальные, гляциальные, мерзлотные, карстовые, эоловые, прибрежно-морские. Единство эндогенных и экзогенных факторов рельефообразования.

6. Дифференциация географической оболочки на природные комплексы и ее причины. Закономерности географической оболочки. Понятие о ландшафтах. Физико-географическое районирование. Антропогенные природные комплексы и их классификация.

7. История развития и современное состояние физической географии, содержание физико-географических теоретических и прикладных исследований на современном этапе.

Геология

8. Генетическая классификация горных пород. Классификация минералов.

9. Концепции мобилизма и фиксизма. Основные структурные элементы океанов и континентов. Труды отечественных ученых по общей и региональной геотектонике (В. Белоусов, В.Е. Хаин, Е.Е. Милановский).

10. На тектонической карте мира покажите геотектонические структуры, образованные в палеозое (каледониды, герциниды), восстановите геологическую историю палеозоя.

11. На тектонической карте мира покажите геотектонические структуры, образованные в мезозое, восстановите геологическую историю мезозоя.

12. На тектонической карте мира покажите геотектонические структуры, образованные в кайнозое, дайте их характеристику и геологическую историю кайнозоя.

География почв с основами почвоведения

13. Почва как геосистема, как зеркало ландшафта.

14. Принципы мелиорации почв в повышении их плодородия.

Геоэкология и природопользование

15. Раскройте понятия: природопользование, охрана природы, экология. Основные принципы и методы экологизации образования.

Краеведение

16. Роль школьного географического краеведения в учебно-воспитательном процессе. Виды и организационные формы краеведческой работы в школе (учебная, внеклассная, внешкольная). Планирование, отбор и содержание материала темы «Ульяновская область». Учебные и учебно-методические пособия по географии области.

Физическая география материков и океанов

17. Отличительные особенности природы Евразии от других материков.

18. Сравнительная характеристика Тихого и Атлантического океанов.

19. Черты сходства и различия Северных и Южных материков.

20. Климат северных материков. Факторы климатообразования, климатические пояса.

21. Особенности географического положения, размеров и конфигурации северных материков.

22. Особенности географического положения, размеров и конфигурации южных материков

Физическая география России-СНГ

23. Широтная зональность, ее причины и особенности проявления в разных регионах России.

24. Влияние рельефа на формирование природных условий (на примере одной из горных стран).

25. Долготная дифференциация природы, ее причины и особенности проявления на территории России.

26. Соотношение тепла и влаги как географическая закономерность и его следствие.

27. Сравнительная характеристика Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнины.

28. Природные ресурсы Сибири и проблемы их рационального использования.

29. Влияние климата на особенности природы Сибири и Дальнего Востока.

30. Специфика природы физико-географических стран Средней Азии и Казахстана.

Вопрос

Экономическая и социальная география

1. Политическая и экономическая интеграция в странах Зарубежной Европы. Роль и место современной Федеративной Республики Германия в Европе.

2. Латинская Америка. История формирования и современное состояние политической карты. Особенности населения и хозяйства.

3. Африка. Формирование и современное состояние политической карты. Субрегионы Африки, их краткая экономико-географическая характеристика.

4. Политическая карта Зарубежной Азии: формирование и современное состояние. Общая характеристика субрегионов: Восточной, Юго-Восточной, Южной, Центральной и Юго-Западной.

5. Сравнительная характеристика географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства Австралии и Канады.

6. Влияние историко-географических особенностей на формирование современной экономики США. Специализация экономических районов США. Роль США в международном географическом разделении труда.

7. Китайская Народная Республика. Экономико-географические различия и проблемы развития экономических районов. Открытые порты и свободные экономические зоны КНР.

8. Япония. Экономические и географические особенности развития. Японское «экономическое чудо».

9. Глобализация современных процессов. Мировая экономическая интеграция. Международные союзы на политической карте мира.

10. Типология стран современного мира. Форма правления и политико-административное деление государств мира.

11. Мировые природные ресурсы: классификация, география. Понятие о ресурсообеспеченности: рациональное и нерациональное природопользование. Антропогенное загрязнение окружающей среды.

12. Промышленность мира - ведущая отрасль материального производства. Значение, состав, региональные особенности.

13. Мировое сельское хозяйство, его типы и региональные различия. Сельское хозяйство и окружающая среда.

14. Численность, воспроизводство населения, его закономерности. Два типа воспроизводства мирового населения. «Демографическая революция». Демографическая политика: методы, пути, результаты в странах разных типов.

15. Размещение населения Земного шара и миграция. Географические формы расселения. Урбанизация. Классификация городов. Особенности географии городов Земного шара. Историко-географическая типология и функции сельских поселений.

16. Расовый и этнический состав населения Земного шара. Классификация народов.

17. Топливно-энергетический комплекс России. Значение и состав комплекса. Условия и факторы развития. География топливно-энергетических баз и отдельных отраслей. Проблемы и перспективы развития комплекса.

18. Металлургический комплекс России. Значение и состав комплекса. Условия и факторы развития. География металлургических баз и отдельных отраслей. Проблемы и перспективы развития комплекса.

19. Машиностроительный комплекс России. Состав, факторы, размещение и география ведущих отраслей машиностроения.

20. Химический комплекс России. Значение и размещение ведущих отраслей, факторы развития химических баз. Проблемы и перспективы развития промышленности.

21. Лесная промышленность России. Значение и размещение ведущих отраслей, факторы размещения лесных баз. Проблемы и перспективы развития промышленности.

22. Агропромышленный комплекс России: состав, значение и проблемы развития АПК. Сельское хозяйство – ведущее звено комплекса.

23. Сравнительная характеристика двух экономических районов (по выбору студента) Центральной России: особенности территориальной структуры и организации хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы развития.

24. Европейский Север: современная экономико-географическая характеристика. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития.

25. Сравнительная характеристика Поволжского и Уральского экономических районов: объяснить специализацию хозяйства районов. Социально-экономические и экологические проблемы развития.

26. Сравнительная характеристика двух экономических районов (по выбору студента) Восточного макрорегиона. Объяснить причины их специализации.

27. Украина: современная экономико-географическая характеристика. Проблемы развития социально-экономических связей с Россией.

28. Сравнительная экономико-географическая характеристика двух республик Закавказья (по выбору студента). Объясните специализацию хозяйства каждого государства. Проблемы развития социально-экономических связей с Россией.

29. Казахстан: современная экономико-географическая характеристика. Экологические проблемы. Место Казахстана в международном географическом разделении труда.

30. Сравнительная экономико-географическая характеристика двух государства Средней Азии. Объясните особенности территориальной структуры и организации хозяйства.

Вопрос

1. Методика обучения географии - частная наука. Методы и этапы научного исследования. Объясните связь МОГ с другими науками.

2. Методы и этапы научного исследования в методике обучения географии.

3. Место географии в учебных планах общеобразовательных учреждений. Краткая характеристика содержания и структуры школьной географии.

4. Дайте характеристику компонентам содержание школьной географии. Как вы думаете, каким компонентом содержания образования географии сегодня уделяется особое внимание? Почему?

5. Расскажите об известных сегодня концепциях школьной географии. Какая (и почему?) Вам представляется наиболее ценной?

6. Дайте анализ разнообразия современных школьных программ и учебников по географии. Объясните наличие разных видов программ по географии.

7. Новые подходы к организации обучения географии. Против каждой из форм учебной деятельности поставьте те виды учебной работы, с помощью которых они выполняются: фронтальная – индивидуальная - коллективная. Виды работы: 1) групповая работа, 2) школьная лекция, 3) беседа с классом, 4) ролевые игры, 5) дискуссии, 6) выполнение самостоятельной работы, 7) работа с компьютером, 8) просмотр телепередач дома.

8. Объясните сущность понятия "методы обучения", их классификации. Объясните следующее положение: "Методы обучения – важный и довольно сложный компонент учебного процесса".

9. Охарактеризуйте вербальные методы обучения географии. Приведите примеры из своей педагогической практики.

10. Объясните преимущества и недостатки наглядных и практических методов обучения. Приведите примеры из своей педагогической практики.

11. Дайте характеристику (назначение, обусловленность использования) методам обучения географии по характеру познавательной деятельности. Приведите примеры.

12. Значение средств обучения географии; их классификация. Покажите на примерах пути использования в преподавании географии картографических пособий.

13. Место учебника географии в системе средств обучения географии и работа с ним Докажите, что учебник географии – важное средство обучения предмету. Объясните наличие разных видов учебников по географии. Проведите сравнительный анализ параллельных учебников географии для 10 класса.

14. Объясните, почему урок – основная форма организации обучения географии. Каковы требования к современному уроку географии; типы уроков и особенности их структуры.

15. Лекционно-семинарско-зачетная система обучения географии. Приведите примеры из своей педагогической практики.

16. Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии. Какая из форм, по Вашему мнению, в наибольшей мере соответствует современным целям обучения? Докажите примерами из своей педагогической практики.

17. "Подготовка учителя к уроку – важный элемент в работе учителя географии". Докажите это положение. Какова последовательность в действиях учителя при его подготовке к уроку географии?

18. Внеклассные формы организации обучения географии (наблюдения, практические работы на местности, экскурсии). Приведите примеры из своей профессиональной деятельности.

19. Проверка и оценка результатов обучения географии. Характеристика и анализ основных видов и форм проверки. Объясните, почему, организуя проверку, необходимо использовать вопросы и задания I, II, III уровней?

20. Игровая технология. Классификация игр, их характеристика. Раскройте урок – ролевую игру на примере одного из курсов школьной географии.

21. Внеурочная работа по географии: ее цели, содержание, основные формы. Какая из форм внеурочной работы Вам нравится больше? Почему?

22. Кабинет географии: значение в географическом образовании школьников. Как, на Ваш взгляд, должен быть оборудован современный кабинет географии?

23. Система знаний о климате в программе и школьных учебниках по географии. Методы, приемы и средства их формирования на уроках.

24. Система знаний о населении в программе и школьных учебниках по географии. Методы, приемы и средства их формирования.

25. Система экономических знаний в программе и школьных учебниках по географии. Методы, приемы и средства их формирования.

26. Проблемное обучение на уроках географии. Приведите примеры обучения школьников решению проблемных задач.

27. Особенности методики изучения начального курса географии. Докажите примерами из своей педагогической практики.

28. Особенности методики изучения школьного курса по географии материков и океанов. Докажите примерами из собственной педагогической практики.

29. Особенности методики изучения курса «География России». Докажите примерами из собственной педагогической практики.

30. Новые педагогические технологии обучения. Раскройте на примере возможностей применения ЛОК. (логически–опорный конспект)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: