Зима. Февраль 3 неделя.
Тема недели «Азбука безопасности».
“В наибольшей безопасности тот, кто начеку,
Даже когда нет опасности”.
Венс Сайрус
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи.
& Расширять представления детей о явлениях природы зимой, о их значении в нашей жизни.
& Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
& Закрепить с детьми свойства льда.
& Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.
& Расширять представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
& Приобщать детей к правилам безопасного для человека поведения.
& Напомнить детям, что здоровье зависит от правильно подобранной одежды.
& Развивать познавательный интерес детей.
Фенологический календарь природы.
Зима: первозимье, коренная зима, перелом зимы.
Перелом зимы (примерно с 15 февраля по 17 марта) — Перелом зимы намечается с резким приростом светового дня, когда солнце не только ходит выше, но и заметнее греет.
Февраль 3 неделя. Тема недели «Азбука безопасности».
День недели | Дневная прогулка |
Понедельник | Исследование «Безопасная горка». Закрепить с детьми свойства льда. |
Вторник | Наблюдение «Погода в феврале». Расширять представления детей о явлениях природы зимой, о их значении в нашей жизни. |
Среда | Наблюдение «Перелом зимы». Расширять знания детей о зимних явлениях природы. |
Четверг | Исследование «Что такое оттепель?» Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. |
Пятница | Исследование «Гололедица». Расширять представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. |
Исследование «Безопасная горка».
Задачи. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Напомнить детям правила безопасного поведения на горке. Закрепить с детьми свойства льда. Развивать познавательный интерес детей.
Игровой материал. Кукла, ледянка.
Исследование.
Педагог с детьми подходят к ледяной горке. Дети стоят вдоль горки, не перекрывая доступ друг другу ко льду.
Мы зимою на задворках
Оборудовали горку.
Чтобы стала ледяной,
Поливали снег водой.
Горку сделали для всех,
И теперь веселье, смех…
Ирина Скородумова
Педагог скатывает с горки куклу на ледянке.
— Дети, как вы думаете, почему на горке легко кататься? (ответы детей).
— Горка ледяная. Дети, напомните мне, пожалуйста, почему горка стала ледяной? (ответы детей).
— Встретились мороз, да вода и получился лёд. Дети, какой лёд? (ответы детей).
— Лёд гладкий, скользкий. По гладкому и скользкому льду хорошо скользит ледянка. Дети, слепите, пожалуйста, крепкий снежок. Дети выполняют задание.
— А теперь, дети, протяните руку вперёд, и уроните снежок на лёд. Дети выполняют задание.
— Что произошло со снежком? (ответы детей).
— Дети, как вы считаете, почему снежок разбился? (ответы детей).
— Лёд твёрдый. Дети, чем опасен твёрдый лёд? (ответы детей).
— Шишки да синяки нам нужны, охраняем себя от беды. Дети, вспомним правила безопасности при катании с ледяной горки. (Ответы детей). Педагог обобщает ответы детей.
Правила безопасности при катании с горки.
] На горку ступеньки ведут, покататься зовут.
] Не толкаемся и ждём, на горку по очереди идём.
] На горке не стоим, на ледянке сидим.
] На друзей не наезжаем, свободной дорожки ожидаем.
] Внизу горки не сидим, быстро встаём, ледянку берём.
] Возле горки снежки не кидаем, никого не толкаем.
— Дети, как вы считаете, когда горка для нас безопасна? (ответы детей).
Вывод. Правила безопасности соблюдаем, никогда не нарушаем.
Помни правила всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда,
Надо их не только знать,
А постоянно выполнять!
Наблюдение «Погода в феврале».
Задачи. Расширять представления детей о явлениях природы зимой, о их значении в нашей жизни. Напомнить детям, что здоровье зависит от правильно подобранной одежды. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным, зимним днём. Что вы чувствуйте, что вы ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, мы чувствуем, ощущаем, какая сегодня погода. Погода зимой – это холодно или морозно, ясно или пасмурно, идёт снег, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).
— Погода в феврале разная, то морозная, то холодная. Часто дуют ветра – погода в феврале ветреная. Холодная, морозная, ветреная погода на здоровье людей влияет, самочувствие их ухудшает. Дети, как от холодной, морозной, ветреной погоды мы защищаемся? (ответы детей).
— Холодной, ветреной погоды в феврале не избежать, поэтому нужно одежду правильно подбирать. Зимой много слоёв одежды одеваем, от мороза и холода себя защищаем. Спины от ветра и мороза закрываем, комбинезоны выбираем. Ушки от ветра и холода прикрываем, шапочки надеваем. Варежки или перчатки зимой не снимаем, холод к телу не пропускаем. В мороз и холод стоят на месте нельзя, нужно двигаться всегда. Бегать, прыгать, топать ножками, хлопать в ладоши. Движения – это жизнь. Дети, о погоде не забывайте, здоровье своё охраняйте. Дети, что мы узнали о погоде в феврале? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что погода в феврале ветреная, морозная или холодная. Она опасна для нашего здоровья. Но нам холод и мороз не страшны, тепло одеваемся мы.
Весёлые упражнения «Мороз».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Мёрзнут щеки, мёрзнет нос, Мёрзнут наши ручки. | Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой. Хлопки в ладоши. |
Ой мороз, мороз, мороз Брось ты эти штучки! | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
Перестань мороз шалить, Перестань кусаться, | Притопы двумя ногами. |
Дай немножко поиграть, С горки покататься! | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдение «Перелом зимы».
Задачи. Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Обогащать природоведческий словарь детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, февраль – последний зимний месяц, холодный и вьюжный, но вот выглянуло солнце, и мы чувствуем первое долгожданное тепло, пусть ещё довольно обманчивое и едва ощутимое. Февраль зиму выдувает, перелом зимы встречает. Не зря февраль прозвали «бокогрей».
Месяц звали «бокогреем»:
Только солнышко пригреет,
И затихнет вдруг метель,
Как затренькает капель.
С одного лишь греет бока,
А с другим – одна морока:
Мёрзнет, сущая беда!
Кончится ль зима когда?
Марина Халеева
— Дети, как вы думаете, почему наступил перелом в зиме? (ответы детей).
— Весна зиме привет передаёт, тёплые ветра шлёт. Зима сейчас не так сильна, весне уступает она. День – длиннее, солнце греет сильнее. В перелом солнце пригревает, зима ослабевает. Днём оттепель – снега тают да сосульки капают. Ночью мороз – утром гололёд да гололедица. Дети, что принёс нам перелом зимы? (ответы детей).
Вывод. Дети, перелом зимы несёт нам оттепель, гололёд и гололедицу.
Весёлые упражнения «Бокогрей».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Месяц звали «бокогреем»: | Руки на пояс. |
Только солнышко пригреет, | Руки вверх. |
И затихнет вдруг метель, | Руки в стороны. |
Как затренькает капель. | Руки вперёд, движения вверх-вниз, ловим капельки. |
С одного лишь греет бока, А с другим – одна морока: | Руки на пояс. |
Мёрзнет, сущая беда! | Присесть, обхватить себя руками. |
Кончится ль зима когда? | Встаём прямо. Руки вверх. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Исследование «Что такое оттепель?»
(в тёплый зимний день).
Задачи. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Закрепить с детьми свойства льда. Расширять представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Приобщать детей к правилам безопасного для человека поведения. Развивать познавательный интерес детей.
Исследование.
— Дети, как вы считаете, что такое оттепель? (предположения детей).
— Оттепель – это тёплая погода зимой. Дети, как вы думаете, когда зимой наступает оттепель? (предположения детей).
— Когда дуют тёплые ветра, солнце пригревает, наступает оттепель. Дети, как вы считаете, сегодня у нас оттепель или нет? (ответы детей).
— Дети, как вы думаете, что происходит со снегом во время оттепели? (ответы детей).
— Во время оттепели снег тает, становится сырым. Ночью, когда спрячется солнце, зима набирает силу. Зима мороз посылает, оттепель прогоняет. Дети, как вы считаете, что происходит с растаявшим снегом ночью? (ответы детей).
— Сырой снег превращается в лёд. К нам приходит гололедица. Дети, напомните мне, пожалуйста, какой лёд? (ответы детей).
— Лёд гладкий, скользкий и твёрдый. Дети, что люди делают для того, чтобы не падать во время гололедицы? (ответы детей).
— Безопасность при гололедице особенно важна. Чтоб опасность избежать, нужно меры предосторожности принять.
Правила безопасности при гололедице.
+ При гололедице хорошая обувь нужна, чтоб рифлёная подошва была.
+ По скользким ступенькам осторожно иди, никуда не спеши.
+ На дорогу внимательно смотри, скользкие места обходи.
+ Если лёд не обойти, скользящими шагами по льду тихонечко скользи.
+ Руками себе помогай, равновесие сохраняй.
+ В гололедицу не спеши, и по льду ты не беги.
+ Если кто-то упал, помоги, взрослых на помощь зови.
+ Если поскользнулся, приседай, руки вперёд не выставляй.
+ Если больно, срочно взрослым скажи, боль в себе ты не таи.
+ Правила безопасности соблюдай, в гололедицу не пострадай.
— Дети, как нам гололедицу пережить, здоровье сохранить? (ответы детей).
Вывод. Правила безопасности соблюдаем, никогда не нарушаем.
Помни правила всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда,
Надо их не только знать,
А постоянно выполнять!
Исследование «Гололедица».
Задачи. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Закрепить с детьми свойства льда. Расширять представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Развивать познавательный интерес детей.
Исследование.
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?
Валентин Берестов.
— Дети, сегодня утром, когда я шла в детский сад, я чуть не упала, поскользнувшись. Как вы думаете, почему? (предположения детей).
— Да, вы правы, сегодня утром дорогие и тротуары скользкие. Дети, как вы думаете, почему дороги и тротуары скользкие? (ответы детей).
— Гололедица — это тонкий слой льда на дорогах и тротуарах. Дети, почему к нам приходит гололедица? (предположения детей).
— После оттепели, мороз. Подтаявший снег на дорогах и тротуарах замерзает и превращаются в лёд. Дети, напомните мне, пожалуйста, какой лёд? (ответы детей).
— Лёд гладкий, скользкий, твёрдый. Дети, что люди делают для того, чтобы не падать во время гололедицы? (ответы детей).
— Безопасность при гололедице особенно важна. Чтоб опасность избежать, нужно меры предосторожности принять.