Формы библиотечного обслуживания, используемых в библиотеке.




Современная библиотека – это не только информационный центр, который осуществляет систему хранения, обработки и предоставления социальной информации. Это также и досуговый центр, где формируется культурная среда общения библиотекаря и читателя. В современных условиях досуговая деятельность библиотеки занимает одно из ведущих мест в организации работы библиотеки и постоянно наполняется новым содержанием конкретных мероприятий, соответствующих потребностям и задачам библиотеки. Каждая библиотека сама расставляет приоритеты и акценты в многообразии форм массовой работы в зависимости от той социокультурной среды, в которой она функционирует, от своих финансовых, кадровых, интеллектуальных и других возможностей и ресурсов. Массовая работа – один из самых сложных и неоднозначных видов деятельности библиотеки. Как никакая другая, эта деятельность может создать имидж библиотеке или уронить ее престиж, так как она ведется с организованными группами читателей, где легче и быстрее формируется общественное мнение. В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовых возможностей учреждений культуры, в том числе и библиотек. Все это вызывает необходимость постоянного обогащения содержания досуговой деятельности библиотек, методов и форм ее осуществления, поиска новых технологий при проведении массовых мероприятий в библиотеке. Данное методическое пособие поможет начинающим и опытным библиотекарям сориентироваться в многообразии форм обслуживания читателей в библиотеке, изучить основные этапы подготовки и проведения массового мероприятия, овладеть методикой разработки сценария досугового мероприятия. В пособие не вошли формы онлайн-обслуживания в библиотеке т.к. их особенности требуют отдельного детального рассмотрения.

1. Массовое обслуживание: теоретический аспект

В «Библиотечной энциклопедии» массовая работа библиотеки определяется как совокупность методов, форм и приёмов устного, наглядного, аудиовизуального и компьютерного продвижения документов в системе библиотечного обслуживания. Массовая работа имеет свои цели, задачи, теорию и методику. Основная цель массовой работы – наиболее полное удовлетворение и развитие потребностей пользователей библиотеки. Работа библиотеки получает непосредственный выход на пользователей библиотеки через два взаимосвязанных, дополняющих друг друга направления: групповое и фронтальное (массовое) обслуживание. Эти направления традиционно называют массовым обслуживанием, за которым закреплено решение конкретных информационных и воспитательных задач. Информационная задача заключается в передаче определенных сведений о рекомендуемом документе или библиотечно-библиографических особенностях и возможностях библиотеки, а воспитательная – вырабатывает и развивает у читателей творческие навыки, инициативу, интерес к участию в коллективных библиотечных мероприятиях. Групповое и фронтальное (массовое) обслуживание помогает гибко осуществлять эффективную рекомендацию книги, направленную на духовное развитие читателя, раскрывать возможности библиотек, развивать информационную культуру. Групповое библиотечно-библиографическое обслуживание предполагает удовлетворение культурно-информационных потребностей небольших коллективов (групп) пользователей, объединенных общими интересами. Фронтальное (массовое) библиотечно-библиографическое обслуживание строится таким образом, чтобы удовлетворить культурно-информационные потребности, которые характерны для большинства пользователей и «непользователей» библиотеки. Такое обслуживание помогает привлечь их внимание к библиотеке, чтению, конкретному документу. Групповые и фронтальные мероприятия должны проводиться так, чтобы поставленные вопросы и их раскрытие были понятны и интересны тем, кто постоянно посещает библиотеку, и тем, кто впервые встречается с ней. Ориентирами для организации массовой работы в библиотеке являются читательская группа и читательская аудитория. Они имеют между собой много общего, так как и ту, и другую образует множество пользователей библиотеки, но содержание этих понятий различно. Читательская группа – это совокупность индивидов, имеющих какие-то общие объективно существующие характеристики и свойства. Это вполне определенное устойчивое множество, упорядоченное по тому или иному признаку, значимому для библиотечного обслуживания: по полу; по возрасту; по профессии; по интересам, т.е. реально функционирующие или условно объединенные группы читателей, именно они являются объектом группового обслуживания. Объектами фронтального обслуживания будут все пользователи библиотеки и «непользователи», проживающие в районе ее деятельности, - так называемая читательская аудитория библиотеки. Читательская аудитория носит неупорядоченный, «неорганизованный» характер. Иначе говоря, она зависит от конкретной библиотечной ситуации, которая и определяет, в известной мере, заинтересованность того или иного читателя в посещении мероприятий, планируемых библиотекой. Читательская аудитория отмечается заведомо неопределенным количеством и непредсказуемым качеством состава (читатель той или иной группы может и не посетить то или иное мероприятие), размытыми (открытыми) границами, меняющимися от случая к случаю, от мероприятия к мероприятию.

Одна и та же книга (информация) может стать объектом рассмотрения как на групповом мероприятии, так и на фронтальном. Но раскрываться она будет по-разному. На групповом мероприятии, охватывающем небольшое количество людей, появляется возможность более глубоко раскрыть книгу (информацию) с учетом интересов большинства присутствующих; на фронтальном мероприятии - охватить большее количество представителей разных групп, но раскрыть только те стороны, которые одинаково им интересны. Однако, нужно заметить, что нет жесткой «привязки» того или иного способа массового обслуживания только к групповой или только к фронтальной работе. Массовая работа библиотеки также во многом зависит и от учета социально психологических особенностей пользователей. Она основана на добровольности, на личной инициативе, как пользователей, так и самих библиотекарей, на интересе к общению и творчеству. Поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно тогда, когда учитывается как психология личности, так и психология отдельных читательских групп. В профессиональной литературе утвердилось мнение, что методы массовой работы могут существовать в различных формах – устной, наглядной и комплексной. В современных условиях это достаточно условное разделение, так как в настоящее время устные и наглядные формы практически не существуют в чистом виде. Библиотеки энергично реагируют на потребности, интересы пользователей, создавая новые, нетрадиционные формы обслуживания. Многие из них вариативны, причем традиционные в основе методы модифицируются, особенно при использовании современных информационных технологий. Все это свидетельствует о возросшем творческом потенциале библиотечных специалистов, их профессионализме.

 

2. Основные формы обслуживания и методика их подготовки

 

Формы массового обслуживания можно разделить на критико-аналитические, позитивно-иллюстративные, рекомендательно-информационные, игровые, формы организации досуга читателей в библиотеке, а также опосредованной рекомендации книги. Методика подготовки и проведения библиотечных мероприятий, несмотря на их разнообразие, в своей основе общая практически для всех форм. Ее можно раскрыть, обозначив основные этапы подготовки и проведения. (Приложение 1) Однако каждая группа форм имеет свои специфические особенности.

2.1 Критико-аналитические формы. Они основаны на диалоге между библиотекарем и читателями, содержат анализ, оценку произведений, темы и вопросы, которые вынесены на обсуждение. Этот диалог должен содержать элементы спора или дискуссии. В результате обмена мнениями, направляемого ведущим, вырабатывается определенное мнение о произведении и его художественной ценности. Эффективность критико-аналитических форм обслуживания во многом определяет удачный выбор произведения. Поэтому необходимо предварительное ознакомление читательской аудитории с произведениями, которые вынесены на обсуждение и с публикациями о них на подготовительном этапе. Немаловажное значение имеет и сама читательская аудитория, при выборе которой необходимо учитывать, что участники чувствуют себя более уверенно, охотнее высказывают свое мнение, если по своему составу она однородна. В дискуссионных формах велика роль ведущего (модератора), который определяет предмет обсуждения, помогает участникам, обеспечивает упорядоченный обмен мнениями. Обязанности ведущего достаточно широки: это и вступительное слово, и управление спором, и комментарии по выступлениям, и заключение. Ведущий должен хорошо знать тему, уметь ярко и публицистично выступать. На роль ведущего необходимо выбирать эрудированного, тактичного человека, обладающего высокими коммуникативными качествами, умеющего расположить читателей к доверительному разговору. В данной группе форм можно выделить:

1. Обсуждение отдельных произведений Данная форма дискуссионного характера способствует формированию художественного вкуса и проявлению читательской активности. Обычно для обсуждения выбирается актуальное произведение, вызывающее читательский интерес, содержащее различные или нестандартные точки зрения на вопрос, проблему, тему. Немаловажное значение при выборе произведения имеет личность и особенности творчества автора произведения. Для детско-юношеской аудитории можно провести обсуждение произведения в форме литературного суда, которая содержит элементы игры и театрализации. Каждый участник обсуждения играет определенную роль (судья, обвинитель, свидетели и т.д.). В этом случае в процессе подготовки мероприятия необходимо предусмотреть изготовление реквизита и костюмов участников, и если необходимо, то провести репетицию.

2. Читательская конференция Читательская конференция – это комплексное мероприятие, которое подразумевает обсуждение крупной темы или проблемы, также она может быть посвящена творчеству одного автора. Предметом обсуждения могут служить не только художественные произведения, но и научная, научно-популярная литература. Виды читательских конференций:  Тематические (по ряду произведений, объединенных одной темой);  Персональной направленности (по творчеству отдельных авторов);  Конференции с участием автора. Они пользуются большой популярностью среди читателей, для которых привлекательным моментом является встреча с «живым» писателем;  Читательско-зрительские. В основе таких конференций лежит как читательский, так и зрительский интерес. На таких конференциях ставятся вопросы, трактовки режиссером идеи произведения, полноты раскрытия основных образов, изучаются мнения читателей о качестве экранизации, работе режиссера, оператора, художника, композитора, актеров и т. д.; Читательские конференции предполагают активное участие читателей, процесс проведения конференции зависит не только от их присутствия, но и от желания высказать свою точку зрения, услышать отзывы других читателей, поспорить, отстаивая свое мнение, или согласиться с мнением оппонентов. Помимо самого обсуждения, которое является ключевым моментом мероприятия, читательские конференции могут включать в себя конкурсы научно-исследовательских и творческих работ по теме мероприятия (рефератов, рисунков, плакатов, фоторабот и т.д.), обзоры литературы, содержать элементы игры (викторина, кроссворд). На подготовительном этапе активно используются различные виды выставок (выставка одного издания, выставка-диалог и т.п.).

3. Диспут имеет четкую дискуссионную, критико-аналитическую направленность. Это особая форма, так как литературный материал здесь имеет не главное, а вспомогательное значение. Цель диспута – выяснение различных подходов, утверждение наиболее обоснованных точек зрения на выбранную для обсуждения тему или проблему. Данная форма требует от читателей самостоятельной работы с литературным материалом по теме диспута, умения анализировать прочитанное и делать выводы.

Поэтому, на подготовительном этапе, с целью подготовки читателей к мероприятию, необходимо активно проводить индивидуальную работу с целью рекомендации произведений по теме диспута.

При подготовке мероприятий критико-аналитической направленности можно использовать следующую методику: На подготовительном этапе:  выбираем произведение;  определяем целевое и читательское назначение;  изучаем произведение и дополнительные источники (биографию автора, другие его произведения по выбранной теме, литературу критического характера и т.д.);  формулируем вопросы к обсуждению и размещаем их для ознакомления участников обсуждения;  организуем выставку (можно организовать выставку на основе изученной ранее литературы или выставку одного издания, которое обсуждаем);  проводим рекомендацию литературы с выставки с целью подготовки читательской аудитории к обсуждению;  выбираем ведущего;  разрабатываем сценарный план мероприятия;  разрабатываем и размещаем рекламные сообщения о мероприятии;  приглашаем участников обсуждения. На основном этапе, в процесс проведения мероприятия необходимо включить:  вступительное слово ведущего;  последовательное обсуждение вопросов;  выводы, к которым пришли участники обсуждения по каждому вопросу;  общий вывод (совпадает ли позиция читательской аудитории с позицией автора);  в заключение мероприятия возможно провести обзор книжной выставки или рекомендацию отдельных произведений, где также раскрывается обсуждаемая тема или проблема;  отражение проведенного мероприятия в учетных документах библиотеки;  даем информацию о мероприятии в СМИ, размещаем на сайте библиотеки.

2.2 Позитивно-иллюстративные формы В эту группу входят формы, которые главным образом знакомят пользователей библиотеки с позитивными фактами, событиями, с жизнью и деятельностью писателей, ученых, общественных деятелей и т.п. Информационным поводом для проведения позитивно-иллюстративных форм обслуживания могут служить важные события, знаменательные и памятные даты, юбилеи, крупномасштабные проекты (например, Год литературы) и т.д. В данной группе можно выделить следующие формы обслуживания: 1. Встреча в библиотеке. Достаточно традиционная позитивно-иллюстративная форма, которая активно используется в библиотечной практике, проста по методике:  определяем целевое и читательское назначение;  выявляем участника (участников) встречи;  разрабатываем сценарный план;  проводим организационные мероприятия (определяем дату и место встречи, ведем переговоры с приглашенным участником, обсуждаем программу встречи, особенности и условия ее проведения (особенно временные);  организуем выставку;  выбираем ведущего;  разрабатываем и размещаем рекламные сообщения о мероприятии;  приглашаем читательскую аудиторию;  в заключение мероприятия возможно провести обзор книжной выставки или презентацию книги (если мы приглашаем писателя), встреча может сопровождаться музыкальными номерами, чтением отрывков произведений автора читателями, присутствующими на встрече и т.д.  отражение проведенного мероприятия в учетных документах библиотеки.  даем информацию о мероприятии в СМИ, размещаем на сайте библиотеки.

2. Литературно-музыкальная композиция. Литературно-музыкальная композиция предполагает хорошо разработанный сценарий, ориентированный на определенную целевую группу. В качестве основы выступает литературное произведение или цикл произведений автора, которому посвящено мероприятие. Основные этапы подготовки: Подготовительный этап  определение и изучение темы;  постановка целей;  определение читательского назначения;  подбор, анализ, изучение литературы;  разработка и оформление сценария;  определение участников (ведущих и т.д.);  распределение ролей;  изготовление наглядного материала, атрибутов, реквизита;  определение места, времени, даты проведения;  разработка рекламных сообщений. Коррекционный этап  подготовка и проверка оборудования и технических средств;  репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция;  реклама мероприятия;  приглашение зрителей, гостей. Основной этап  оформление аудитории, установка оборудования, технических средств;  проведение мероприятия;  отражение проведенного мероприятия в учетных документах библиотеки;  даем информацию о мероприятии в СМИ, размещаем на сайте библиотеки; Данная форма может проводиться как самостоятельное мероприятие или как часть комплексного (библиотечный вечер, литературная гостиная).

3. Библиотечный вечер. Тематические библиотечные вечера относятся к числу форм рекомендации литературы, обладающих ярко выраженной позитивно-иллюстративной направленностью. Библиотечный вечер – одна из самых распространенных комплексных форм библиотечных мероприятий данной группы. Это мероприятие можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя самые различные формы. Подготовка вечера – творческая работа, требующая обращения к разнообразным приемам раскрытия темы: поэтическим, музыкальным, изобразительным, исполнительским и. т. д. Для активизации аудитории можно использовать элементы конкурса, игры. Библиотечные вечера можно подразделить на следующие виды:  тематические;  мемориальные;  жанровые;  вечера краеведческой направленности;  литературные и литературно-музыкальные вечера. В практике работы библиотек особенно часто используются циклы литературных и литературно-музыкальных вечеров. Литературные вечера могут быть различными по масштабу привлечения читателей (имеющие большую аудиторию, носящие камерный характер). Существует несколько модификаций литературного вечера: литературно-музыкальный вечер, литературно-музыкальная гостиная. Как правило, они рассчитаны на небольшой круг заинтересованных читателей. Для вечеров характерны уютная обстановка, доверительные, дружеские отношения, стремление подчеркнуть неформальный характер общения. Литературные вечера способствуют реализации творческого потенциала читателей и часто являются толчком к созданию литературного клуба в библиотеке. Основные этапы подготовки и проведения вечера традиционны: выбор и изучение темы, определение целевого и читательского назначения, написание сценария, выбор иллюстративного материала, приглашение гостей-участников, подготовка ведущего и т. д. Одним из видов библиотечных вечеров являются вечера вопросов и ответов. Они служат важным источником информации читателей по интересующим их проблемам. В библиотеках практикуется проведение вечеров вопросов и ответов на встречах с руководителями предприятий, хозяйств и городских служб, мэрий. В качестве консультантов часто приглашаются также ученые, врачи, юристы, психологи. Сегодня в практике работы библиотек эта форма трансформировалась в круглые столы, как форму свободного обмена мнениями по какой-либо проблеме, круглые столы организуются по актуальным темам и вопросам, интересующих пользователей. Ведущие круглого стола разрабатывают план обсуждения проблемы по конкретным вопросам. Цель круглого стола – привлечение внимания участников к обсуждению актуальных аспектов выбранной темы. В библиотеке они могут проводится по-разному: периодически по одной теме (предложенной библиотекарями или читателями), по меняющимся (разным) темам в зависимости от изменения интересов пользователей. Иногда тема конкретно не обозначается, а собираются разные вопросы читателей. При систематизации вопросов определяется, каких специалистов необходимо пригласить, часто данная форма может содержать и элементы дискуссии, которые инициируются читателями – участниками круглого стола.

4. Чтение (комментированное) Комментированное чтение – это заранее подготовленный к прочтению текст произведения (статьи) или его часть, который по ходу чтения может сопровождаться вопросами к читательской аудитории. Данная форма используется в работе с читателями детьми, не владеющими техникой чтения и с читателями с ограниченными возможностями (слепыми и слабовидящими).

2.3 Рекомендательно-информационные формы Их цель – заинтересовать читателей, убедить их в необходимости чтения рекомендованных произведений. Они привлекают внимание к лучшим произведениям, обеспечивают широкую информацию о них, раскрывают особенности художественных произведений или актуальные вопросы, освещенные в отраслевой литературе, и тем самым способствуют повышению общеобразовательного, общекультурного и профессионального уровня.

1. Премьера (презентация) издания Эта форма используется для информирования пользователей библиотек о выходе нового издания. Она сочетает в себе информирование читателей о новой, только что вышедшей из печати книге и ее рекламу. Термин «премьера» французского происхождения и означает «первая», что соответствует информационному характеру мероприятия. В последние годы, библиотеки стали именовать ее «презентацией»: от слова «презент», что означает «подарок». Если премьера означает нечто строгое, торжественное, то презентация ближе к празднику, шоу, библиотеки удачно сочетают эти

две особенности и устраивают праздник, подарок как для автора, так и для читателей, приветствуя выход новой книги. В презентации книги участвуют представители издательства, автор, художник и другие лица, «причастные» к ней (в том числе и прототипы произведения, участники событий, описанных в книге, и т.п.). Презентация сопровождается книжной выставкой, продажей книжной новинки с автографом автора или подпиской на соответствующее периодическое издание. Как показала практика, наиболее удачно проходит премьера книги по краеведческой тематике, что позволяет привлечь к ней всех тех, кто принимал участие в ее выходе в свет. Прежде всего - это сам автор. Он рассказывает читателям об истории написания книги от замысла до воплощения, о трудностях и проблемах, которые вставали на его пути, о прототипах героев и т.д. Затем выступают те, кто способствовал появлению книги. Это представители издательства, редакторы, рецензенты, которые работали с автором в процессе подготовки рукописи к печати. Интересно представить и художника, оформлявшего книгу. Он покажет эскизы оформления, иллюстрации, которые раскрывают его видение, трактовку произведения. Если есть возможность, приглашают прототипов, героев, свидетелей, земляков, участников событий и др. В качестве оформления используют фотодокументы, предметы материальной культуры. В сценарий можно включить стихи, песни, инсценировки, связанные с сюжетом или биографией автора. Удачно проходят презентации книг по истории, этнографии с инсценировкой обычаев, демонстрацией костюмов, предметов быта. В заключение автор подписывает книги, раздает автографы. На презентации (премьере) книги происходит детальное ознакомление читателей с содержанием книги. В презентации книг заинтересованы их авторы, издательства. Они часто и выступают как инициаторы данного мероприятия.

2. Библиографические обзоры К мероприятиям рекомендательно-информационного характера относятся и библиографические обзоры – одна из основных форм информационно - библиографического обслуживания пользователей.

3. Буктрейлер Сегодня в практику работы библиотеки входит буктрейлер – форма, которую также можно отнести к группе рекомендательно-информационных мероприятий. Буктрейлер – короткий видеоролик по мотивам книги или нескольким книгам, по творчеству отдельного автора. Основная задача буктрейлера – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя. По способу визуального воплощения текста выделяют:  игровые (минифильм по книге);  неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т.п.);  анимационные (мультфильм по книге). По содержанию:  повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);  атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции);  концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста). Выделяют 2 способа создания буктрейлера: слайд-шоу (видеоклип, формируемый из фотографий) и постановочный минифильм (в технике анимации, слайд-шоу и любой другой с музыкой, голосовой озвучкой и т.п.). Основные этапы работы по созданию буктрейлера:  выбор книги для рекламы;  определение целевого и читательского назначения;  написание сценария к буктрейлеру;  выбор средств для создания буктрейлера и процесс создания буктрейлера с помощью программных средств;  экспертиза, просмотр буктрейлера, внесение исправлений;  размещение на сайте библиотеки и социальных сетях;  сбор и анализ отзывов.

2.4 Игровые формы В целях придания массовым мероприятиям большей занимательности библиотеки все чаще включают в них игровые формы. Игра стимулирует познавательную и читательскую деятельность не только у участников, но и у всех присутствующих т.к. в ее основе лежит элемент соревнования. Игра используется в целях активизации аудитории читателей различных возрастных групп, однако, чаще всего применяется в практике работы детских библиотек. В процессе игры реализуются следующие функции:  социализация личности;  познавательная;  компенсаторная;  развлекательная;  рекреационная, или функция отдыха. В практике работы библиотек можно выделить 3 вида игр: сюжетно-ролевые, познавательно-развлекательные и деловые. Сюжетно-ролевая игра определяется как совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли в заданных обстоятельствах (Литературный подиум, игры профориентационной направленности или игры, имеющие в основе народные, религиозные праздники и обряды.) Эти мероприятия имеют ярко выраженный познавательный характер, кроме того, мероприятия должны сопровождаться театрализованными элементами, обязательно содержать соревновательный момент. Познавательно-развлекательные игры – это процесс разгадывания или путешествия. К ним можно отнести викторины и квесты. По содержанию викторины подразделяются на тематические, персональные и универсальные. По форме проведения:  викторина-информина;  викторина-аукцион;  викторина-лото;  видео-викторина. Методика подготовки и проведения викторины: Подготовительный этап  Определение и изучение темы.  Определение целевого и читательского назначения.  Выбор формы викторины.  Анализ, подбор, изучение литературы.  Формулировка вопросов к викторине (вопросы должны быть сформулированы четко и конкретно. Они могут быть в форме цитаты, стихотворения, музыкальной форме и т.д. Заранее нужно продумать и подсказки в том случае, если вопрос вызовет затруднение у читателей).  Разработка и оформление сценария (особое внимание следует обратить на композиционное построение викторины).  Выбор ведущего и его подготовка (Ведущий делает вступление к викторине, сообщает условия ее проведения, задает вопросы и выслушивает ответы, выделяя правильный, организует награждение участников викторины. Ведущий должен придать мероприятию комплиментарный, т.е. позитивный, одобрительный характер).

 Изготовление наглядного материала.  Приобретение призов.  Решение организационных вопросов.  Определение места, времени, даты проведения.  Организация книжной выставки. Коррекционный этап  Подготовка и проверка оборудования и технических средств.  Реклама мероприятия.  Приглашение зрителей, гостей. Основной этап  Оформление аудитории, установка оборудования, технических средств.  Объяснение условий проведения викторины.  Проведение мероприятия.  Награждение участников.  Отражение проведенного мероприятия в учетных документах библиотеки.  Размещение информации о мероприятии в СМИ и на сайте библиотеки. Викторина может выступать как самостоятельной формой, так и частью комплексного мероприятия: игры-путешествия (квеста), конкурса и КВН. Многие игровые формы пришли в библиотеки с «легкой руки» телевидения, их имитация в библиотеках дает возможность идентифицировать себя с участниками этих шоу. В системе повышения квалификации библиотечных специалистов используется также деловая игра. Игра может быть как самостоятельным мероприятием, так и частью комплексного, где она используется с целью активизации аудитории.

2.5 Формы организации досуга. Данная группа форм обслуживания используется для привлечения наиболее активных читателей, которые интересуются определенной темой, проводят свой досуг в библиотеке. Можно выделить следующие формы организации досуга читателей в библиотеке: Клубы по интересам Это одна из оптимальных моделей организации досуга читателей в библиотеке В библиотековедческой литературе употребляется ряд понятий – «клубы по интересам», «любительские объединения», «объединения по интересам» и т. д. Не вдаваясь в подробное рассмотрение терминологии, можно отметить, что большинство авторов в последнее время чаще всего употребляют термин «досуговые объединения в библиотеке» или «клуб по интересам». Членами клуба становятся сугубо добровольно, в нем устанавливается атмосфера неформального общения, непринужденных взаимоотношений между членами, членами клуба являются только те читатели, которые интересуются его проблематикой. Досуговое объединение можно отличить по следующим признакам:  длительный (или продолжительный) контакт участников объединений, то есть относительная стабильность состава;  совместная деятельность участников;  добровольное, свободное самоопределение участников;  организационное оформление группы любителей;  активное участие членов объединения в его работе; наличие права и обязанности не только присутствовать (смотреть, слушать), воспринимать информацию и воздействия, но и выражать себя, свою индивидуальность активным действием, личное участие в обсуждении тех или иных вопросов, в подготовке и осуществлении мероприятий и программ. Функции клуба по интересам:  самообразовательная;  рекреационная – своеобразный отдых, способ проведения свободного времени;  коммуникативная – межличностное общение. Этапы создания клубов по интересам: 1. Принятие решения о создании клуба (большое значение имеет инициатива и творческий потенциал библиотекаря, его умение заинтересовать читателей, организовать и вести регулярную работу). 2. Выявление и привлечение читателей к деятельности клуба. 3. Организация творческих контактов, установление связей с учреждениями и организациями – потенциальными партнерами. 4. Разработка символики и атрибутики: эмблема, девиз, устав, членский билет и т.д. 5. Выбор органов управления: президента, членов совета, актива. 6. Планирование работы клуба. 7. Разработка основных форм заседаний клуба. 8. Пропаганда литературы, стимулирование читательской и познавательной деятельности. 9. Распределение обязанностей между отделами библиотеки. Виды клубов по интересам чрезвычайно многообразны. Различать их можно по многим признакам:  по тематике;  по ведущей проблематике;  в соответствии с групповыми интересами читателей;  по возрасту участников. По содержанию деятельности можно выделить клубы:  литературно-художественные;  общественно-политические и мировоззренческие;  военно-патриотические объединения;  клубы краеведческой направленности;  клубы ветеранов труда;  объединения прикладных знаний и умений. К ним относятся кружки и группы (кройки и шитья, ручного и машинного вязания, кружки иностранных языков и пр.), а также клубы цветочной аранжировки, кружки мягкой игрушки, объединения любителей мелкой пластики и бижутерии, объединения цветоводов, садоводов и т.д. Лекторий К данной группе форм можно также отнести организуемые библиотеками лектории различной тематики. Лекторий – это цикл лекций по определенной теме, который проводится для определенной читательской группы. Школы («Школа юного эколога», «Школа юного библиотекаря» и т.д.). Это цикл лекций, которые дополняются практическими занятиями по тематике данной школы. Большое распространение в практике работы библиотек получили и такие формы как театр в библиотеке.

2.6 Формы опосредованной рекомендации книг. Данные формы обслуживания, пропагандируя деятельность библиотеки, рассказывая о ее возможностях, о пользе чтения, развивая у пользователей библиотеки информационную культуру, подводят пользователей и «непользователей» библиотеки к необходимости чтения. Формы, входящие в эту группу, являются важными составляющими деятельности «паблик рилейшнз» библиотеки.

Особое место занимают те формы, которые направлены на укрепление престижа лучших читателей, повышение их социального статуса в близком и дальнем круге общения. Бенефис читателя Эффективным средством пропаганды лучших читателей, повышения их престижа в глазах сверстников является бенефис читателя. Это комплексное мероприятие, в котором сочетаются различные формы и методы. В переводе с французского слова «бенефис» означает «польза», «барыш». В библиотечной практике бенефис – представление в честь одного из читателей. Важную роль при проведении бенефиса играет выбор читателя-бенефицианта. Он должен отвечать определенным требованиям: быть яркой личностью, потенциал которой даст возможность библиотекарям раскрыть ее разносторонние интересы, дарования, способности.

Вечер-портрет Как разновидность бенефиса читателя можно рассматривать вечер-портрет. Он также посвящен конкретной личности. Отличие состоит в том, что здесь выбираются не просто самые лучшие, хотя и мало кому знакомые читатели, а, наоборот, известные, знаменитые люди. Это могут быть художники, артисты, поэты и др. Иногда же, напротив, можно посвятить вечер-портрет малоизвестному, но интересному человеку – коллекционеру, человеку, объездившему много экзотических стран, многодетной матери и др. Дополнением к такому мероприятию может служить книжная выставка. Не всякий читатель удостоится персональной выставки, поэтому она может стать наградой и поощрением для активных читателей, которых отличают разносторонние интересы и широта кругозора. Кроме прочитанных книг, на выставке можно разместить: интересно оформленную (можно иллюстрированную рисунками или фотографиями) автобиографию читателя и его семьи. Это должна быть именно биография читателя (когда научился читать, любимые книги детства и т.п.). Если позволяет техническое оснащение, можно подготовить компьютерную презентацию с фотографиями участия читателя в мероприятиях библиотеки или видеофильм. В книги обычно вкладывается отзыв, совет, характеристика. Не лишними будут предметы, рассказывающие об увлечениях читателя, что-то сделанное своими руками. Интересными могут быть награды, полученные на олимпиадах, спортивных состязаниях и т.п. Словом, все зависит от личности и литературы. Хорошо, если бенефициант сможет периодически рассказывать у выставки о прочитанных книгах, давать консультации. Ее, например, можно сделать традиционной и назвать «Лучшие читатели года». Для проведения данных мероприятий необходимо использовать методику подготовки и проведения библиотечного вечера.

Флэш-моб (с англ. flash mob – «мгновенная толпа»). Мероприятие имеет эффект неожиданности и направлено на то, что бы вызвать у случайных прохожих удивление и заинтересованность. Например: участники флэш-моба в же



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: