Описание опыта работы
Выполнил: Шевченко Марина Вячеславовна,
учитель начальных классов, молодой специалист
Россошь 2016
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….3
§1. Особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников…………………………………………………………………….5
§2 Опыт моей работы по формированию коммуникативных УУД…..…………………………………………………….…………………7
§3. Результаты моей работы по формированию коммуникативных УУД на уроках и во внеурочной деятельности……………………………………......9
Заключение ……………………………………………………………..…...10
Список литературы…………………………………………………………11
Приложение………………………………………………………………….....12
Введение
Еще в детстве я мечтала быть учителем, и особое влияние на мой выбор произвела моя школа.
Педагогическое образование я получила в Россошанском педагогическом колледже по специальности «Преподавание в начальных классах». Окончила в 2013 году, где мне была присвоена квалификация «Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области информатики». Еще на первых пробных уроках и непрерывной практике я поняла, что правильно выбрала направление своей профессии. Любовь к детям зарождалась всё ярче и сильнее. С каждым днем я мечтала ступить на порог школы в качестве учителя и классного руководителя, где меня ждет мой класс, мои дети. Поэтому я продолжила своё обучение в Елецком государственном университете по той же специальности.
Свою педагогическую работу я начала будучи студенткой в 2011 году в летнем оздоровительном лагере «Калитва» в качестве вожатой. После окончания учебного заведения я работала в МКОУ СОШ №1 учителем информатики и изобразительного искусства.
В МКОУ СОШ №25 с УИОП работаю учителем начальных классов с 2014 года. Наша школа является инновационной площадкой по внедрению ФГОС второго поколения, благодаря этому учебный процесс становится интересным и познавательным. Я работаю по программе «Школа 2100», и в данный момент у меня 3 класс. Главная цель этой программы — научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.
В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Одной из важнейших составляющих нашей жизни в современном обществе является коммуникация. Актуальность выбранной мною темы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, что также является требованием Федерального образовательного стандарта. В связи с этим приоритетной становится проблема в обеспечении условий, способствующих эффективности процесса формирования коммуникативных УУД в начальной школе.
Таким образом, целью моей работы является: формирование всесторонне и гармонично развитой личности, способной взаимодействовать с другими людьми в условиях современного общества.
Задачи моей педагогической деятельности:
· формирование у учащихся адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построения монологических высказываний, владения диалогической формой речи.
· сформировать у учащихся навыки поиска и работы с информацией;
· развить навыки учебного сотрудничества с учителем и сверстником;
· воспитать у обучающихся готовность к саморазвитию.
Для решения поставленных задач необходимо использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе происходит в процессе урочной и внеурочной деятельности, а также при реализации совместных проектов разной направленности.
Видами коммуникативных УУД являются: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов –сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий; умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные УУД формируются, когда ученик учится отвечать на вопросы; задавать вопросы; вести диалог; пересказывать сюжет; слушать.
Приёмы формирования коммуникативных УУД: давать учащимся время на обдумывание ответов; обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей; не вносить исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации); поддерживать все высказывания, будут ли верны они или нет; предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении; задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно; создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
В начальной школе необходимо создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы можно было определять зону ближайшего развития каждого обучающегося и строить работу с ориентацией на неё. В процессе обучения младшие школьники будут контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию, то есть будут развиваться их коммуникативные УУД.