Техника смены ДО МАЖОРНОГО и СОЛЬ МАЖОРНОГО септаккорда




СМЕНА АККОРДОВ

В

этом уроке, освоим смену ранее изученных ДО МАЖОРНОГО и СОЛЬ МАЖОРНОГО септаккорда. Чтобы легче было справиться с этой трудной, для начинающих, задачей, действовать будем по следующему плану:

  1. На первом этапе, удерживая на месте 1-й палец, так, как он стоял в ДО МАЖОРНОМ аккорде, научимся переставлять только 2-й и 3-й пальцы.
  2. На втором этапе, удерживая 2-й и 3-й пальцы так же, как в ДО МАЖОРНОМ аккорде, будем переставлять один только 1-й палец.
  3. На третьем этапе – научимся перемещать три пальца одновременно.
  4. На четвёртом этапе, справившись с перестановкой пальцев, подключим правую руку, а затем сыграем упражнение со счётом.

Чтобы вспомнить расположение пальцев в изучаемых аккордах, поставьте вначале ДО МАЖОРНЫЙ аккорд, а затем – СОЛЬ МАЖОРНЫЙ септаккорд. Видите, и в том и в другом аккорде, 1-й палец, независимо от номера струны, находится на I-м ладу, 2-й палец – на II-м, 3-й палец – на III-м ладу? И что очень важно, положение 2-го и 3-го пальцев, по отношению друг к другу, – одинаковое в обоих аккордах. Попробуем использовать эту закономерность при переносе 2-го и 3-го пальцев из одного аккорда – в другой, и облегчить, тем самым, смену аккордов.

Первый этап. Начинаем изучать перемещения 2-го и 3-го пальцев. Поставим ДО МАЖОРНЫЙ аккорд. Нажмём на 1-й палец, чуть сильней, чем обычно (за счёт этого перераспределения силы, снимется напряжение со 2-го и 3-го пальцев) и, оставив его на месте, забудем о нём на время работы со 2-м и 3-м пальцем. Теперь, одновременно снимем 2-й и 3-й пальцы (удаление их от струн при этом должно быть примерно таким, как в упражнении на синхронизацию движения пальцев) и, медленно и плавно, по небольшой дуге,перенесём их на новое место, одновременно поставив на пятую и шестую струну. Перенос осуществляется путём РАЗГИБАНИЯ пальцев, преимущественно в средних суставах, при неподвижной кисти. И если, во время перемещения, расстояние между ними не изменится (а никакого смысла изменять его нет, так как, в обоих аккордах, 2-й и 3-й пальцы занимают, по отношению друг к другу, одинаковое положение), то пальцы встанут в нужное место, как бы, сами собой. Но стоит только, во время переноса пальцев, разорвать между ними дистанцию, позволив отстать 2-му пальцу или ускорить движение 3-го пальца, то пальцы, неминуемо, попадут не туда, куда вы планировали.

С первого раза не получилось? – Расстраиваться не надо. Поправьте 2-й и 3-й пальцы, установив их так, как это нужно в СОЛЬ МАЖОРНОМ септаккорде, и попробуйте перенести их в обратную сторону, в направлении ДО МАЖОРНОГО аккорда. Переставляя пальцы, не напрягайте их и не меняйте между ними дистанцию, и всё получится. Перемещайте пальцы, с одной пары струн на другую, плавным, медленным и непрерывным движением, до тех пор, пока не научитесь попадать на струны с первого раза. Переставив пальцы в новое положение, обязательно прижмите ими струны, так, как вы делали бы это при игре. Если дело не идёт, отдохните, свесив левую руку, а потом начните всё сначала. В этот раз у вас получится лучше. Добившись чёткой и уверенной перестановки пальцев, научитесь перемещать их не глядя на левую руку. Внимание! Ко второму этапу есть смысл переходить только тогда, когда первый этап не вызывает никаких проблем.

Второй этап. Теперь, предстоит переставлять один только 1-й палец. Поставим на гриф ДО МАЖОРНЫЙ аккорд. Немного сильней надавим на 2-й и 3-й пальцы, сняв, таким образом, напряжение с 1-го пальца. Сейчас 1-й палец стоит на второй струне. Медленным, пока что, плавным и непрерывным движением переносим его на первую струну, внимательно наблюдая за его перемещением. Перемещение осуществляется путём СГИБАНИЯ пальца, преимущественно в среднем суставе, при неподвижной кисти. Поставив палец на первую струну, зафиксируем это положение, прижав струну к грифу. Теперь проделаем обратное движение, перенеся палец с первой струны на вторую. Отрабатывайте перемещение 1-го пальца со второй струны на первую, и обратно, внимательно наблюдая за своими действиями, до тех пор, пока не добьётесь точно постановки пальца на струну. Затем, научитесь переставлять 1-й палец не глядя на левую руку. На этом подготовительная работа заканчивается. Внимание! К третьему этапу есть смысл переходить только тогда, когда два первых этапа не вызывают никаких проблем. Убедитесь в этом, повторив перемещение 2-го и 3-го пальцев, а затем 1-го пальца.

Третий этап. Приступаем к смене аккордов. Наша задача сейчас – объединить два разрозненных движения, которые мы отрабатывали на первом и втором этапе, в одно единое движение. Но, прежде, проделаем всё виртуально, в уме. Итак, если смену аккордов производить из ДО МАЖОРНОГО аккорда – в СОЛЬ МАЖОРНЫЙ септаккорд, то 2-й и 3-й пальцы должны пойти вверх по отношению к вам, а 1-й палец, наоборот, вниз. Таким образом, пальцы, как бы, расходятся в разные стороны. Причём, все три пальца должны быть сняты одновременно и, так же одновременно, поставлены в новое положение. А, чтобы из СОЛЬ МАЖОРНОГО септаккорда перейти в ДО МАЖОРНЫЙ аккорд, 2-й и 3-й пальцы должны пойти вниз по отношению к вам, а 1-й палец, наоборот, вверх. То есть, пальцы должны пойти навстречу друг другу. Напоминаю, что перестановка пальцев осуществляется путём сгибания-разгибания их, преимущественно в средних суставах, при неподвижной кисти. Проделав это движение мысленно, и разъяснив себе его суть, приступайте к делу. Поставьте на гриф ДО МАЖОРНЫЙ аккорд и прижмите струны. А теперь, плавно и без рывков, приподнимите пальцы (одновременно), и сразу же, без промедленья, направьте 2-й и 3-й пальцы вверх, а 1-й – вниз. Поставив пальцы (одновременно) так, как это нужно в СОЛЬ МАЖОРНОМ септаккорде, убедитесь, что они занимают верное положение на струнах. Поправьте их, если это необходимо, и попробуйте перейти в ДО МАЖОРНЫЙ аккорд. Теперь пальцы будут стремиться навстречу друг к другу.

Рассмотрим причины, по которым качественной смены аккордов добиться невозможно:

1. Известно, что кратчайшее расстояние между двумя точками – прямая. И, казалось бы, рациональней производить перестановку пальцев по прямой. Но, как раз этого-то и нужно избегать, так как, пальцы, в этом случае, будут попросту врезаться в те струны, на которые должны быть поставлены, опускаясь не на них, а рядом с ними (точнее, между той струной с которой были сняты, и той струной, на которую должны быть поставлены). Понятно, что в этом случае струны оказываются неприжатыми и аккорд звучит не чисто. Перемещение пальцев должно осуществляться по небольшой дуге, другое дело, чем эта дуга короче, тем лучше.

2. Снятые со струн пальцы, в момент смены аккордов, вместо того чтобы незамедлительно начать движение к месту назначения, некоторое время зависают над струнами, будто о чём-то раздумывая, и направляются в новое положение только после некоторой паузы. Таким образом, схематично, движение пальцев, во время их перемещения из одного аккорда в другой, представляет собой не дугу, а треугольник, в результате чего процесс смены аккордов чрезмерно затягивается (смотрите схему перемещения пальцев в момент смены аккордов). Чтобы сократить до минимума паузу, неизбежно возникающую в момент смены аккордов, и добиться, в будущем, эффекта перетекания звучания аккордов, движение пальцев, в момент их перемещения из одного аккорда в другой, должно быть непрерывным.

3. Следующая распространённая ошибка, при смене ДО МАЖОРНОГО и СОЛЬ МАЖОРНОГО септаккорда, такова: 1-й палец, вместо того, чтобы сразу же начать движение в направлении первой струны, какое-то время следует за 2-м и 3-м пальцем. И начинает смещаться вниз только тогда, когда эти пальцы уже заняли новое положение, запаздывая, таким образом, с постановкой на гриф (хотя, по правилам, пальцы, участвующие в постановке аккорда, должны быть поставлены на гриф одновременно). Возможна так же и обратная ситуация, когда 2-й и 3-й пальцы некоторое время следуют за 1-м пальцем, и начинают движение по направлению к пятой и шестой струне только тогда, когда 1-й палец уже занял своё место на грифе. Снятие и постановка пальцев при смене аккордов осуществляется одним единым движением, и это движение не должно оказаться поделенным на два (два пальца + один, или, наоборот, один палец + два).

Производите смену, на первых порах, медленным, плавным и непрерывным движением (не зависая длительное время над струнами, в момент, когда пальцы уже сняты с одного аккорда, но ещё не поставлены в новое положение), всё время держа под контролем собственные действия. Добившись точной и уверенной перестановки пальцев, попробуйте ускорить движение пальцев. Обратите внимание, говоря об ускорении движения пальцев, я имею в виду ускорение движения пальцев в момент смены аккордов, а вовсе не повышение скорости чередования аккордов. Напротив, произведя, быстрым движением, смену аккордов, остановитесь и посмотрите, так ли стоят пальцы на струнах. И новую смену осуществляйте только тогда, когда убедитесь, что пальцы занимают верное положение.

Освоив перестановку зряче, научитесь, для выработки автоматизма, производить смену аккордов не глядя на левую руку. Внимание! К четвёртому этапу есть смысл переходить только тогда, когда первые три этапа не вызывают никаких проблем.

Четвёртый этап. Доведя перемещения пальцев до автоматизма, озвучим каждый аккорд, проведя большим пальцем правой руки по всем струнам, от шестой – до первой. Проводить большим пальцем правой руки по струнам нужно достаточно быстро, так, чтобы шесть звуков (от шести струн) почти слились бы в один звук. Указательный, средний, безымянный пальцы правой руки немного подогните – не держите их выпрямленными. Старайтесь при игре создать такое положение правой руки, которое, при взгляде со стороны, производило бы благоприятное впечатление. Извлекайте звук свободным кистевым движением, помогая себе так же и предплечьем (при помощи сгибания-разгибания в локтевом суставе).

Цель четвёртого этапа – убедиться в том, что каждый аккорд звучит чисто, и что движения правой руки не отвлекают вас от смены аккордов, осуществляемой в левой руке. Внимание! К изучению следующего упражнения есть смысл переходить только тогда, когда прохождение четвёртого этапа не вызвало никаких затруднений.

 

 

Р

азмер упражнения – четыре «четверти», значит считать, чтобы играть под собственный ровный счёт, нужно до четырёх – «четвертями»: «Раз и, два и, три и, четыре и». Упражнение состоит из двух тактов, которые, судя по знаку «реприза», следует сыграть повторно. А в каждом такте – два аккорда «половинной» длительности. Условием звучания ноты «половинной» длительности является, как вы знаете, счёт «Раз и, два и», то есть, две «четверти». Поэтому каждый аккорд должен звучать на протяжении двух «четвертей» отсчёта долей размера: первый аккорд любого такта, начавшись на счёт «Раз», длится на протяжении счёта «Раз и, два и», а второй аккорд, начавшись на счёт «три», длится на протяжении счёта «три и, четыре и».

Правая рука. Стрелка, направленная вверх, указывает, что аккорд должен быть сыгран снизу – вверх (по написанию), то есть, от шестой струны – к первой. Причём так, чтобы все его звуки почти слились воедино. А буква «p» в основании стрелки говорит о том, что этот приём выполняется большим пальцем правой руки. Если моментом исполнения аккордов является, как было установлено, счёт «Раз» и счёт «три», то и движение правой руки, направленное на извлечение звука, должно совпадать со счётом «Раз» и счётом «три».

Левая рука. Давайте представим, как должно быть сыграно это упражнение. Вот, вы приготовились считать и, вместе со счётом «Раз», играете (предварительно установленный) ДО МАЖОРНЫЙ аккорд, проведя большим пальцем правой руки по всем струнам. Раздался звук, а вы продолжаете вести отсчёт – «и, два и», и не прерываете звучания аккорда вплоть до следующего счёта «три» (хотя вам, вероятно, очень захочется заранее снять пальцы, чтобы подготовиться к исполнению следующего аккорда). Счёт «три» наступает своевременно. И, точно на этот счёт (не раньше и не позже), меняете ДО МАЖОРНЫЙ на СОЛЬ МАЖОРНЫЙ септаккорд. Счёт продолжается – «и, четыре и», а СОЛЬ МАЖОРНЫЙ септаккорд звучит вплоть до следующего счёта «Раз». Второй такт, такой же, как и первый, только в конце вы увидите знак «реприза» и, следуя его указаниям, повторите упражнение ещё один раз (или столько, сколько будет необходимо).

Рассмотрим схему распределения длительностей нот упражнения по вашему собственному ровному счёту. На схеме видно, что счёт «три», является, с одной стороны, – моментом окончания звучания предыдущего аккорда, а с другой стороны, – моментом вступления следующего аккорда (точно такая же ситуация складывается и со счётом «Раз» при повторении упражнения). Это значит, между заменяемыми аккордами, теоретически, нет никакой паузы. Правда, на практике не её быть просто не может, ведь, для того чтобы сыграть следующий аккорд, нужно снять пальцы с предыдущего аккорда. Но, чем эта пауза короче, – тем лучше. А сократить паузу, неизбежно возникающую при смене аккордов, можно только одним способом, – за счёт увеличения скорости движения пальцев в момент их перемещения в новое положение. И, если перемещение пальцев в момент смены аккордов осуществляется достаточно быстро, аккорды будут сменять друг друга без перерыва, как бы, перетекая из одного – в другой (иллюзия непрерывности звучания, в этом случае, создаётся из-за того, что момент смены аккордов оказывается скрыт волной звучания предыдущего аккорда) – и это очень хороший показатель. Но, чем медленней скорость перемещения пальцев в момент смены аккордов, тем больше становится пауза, и, следовательно, тем хуже результат. И совсем неважным можно считать исполнение, когда аккорд звучит только на счёт – «Раз и, два» или «три и, четыре», а следующий, за счётом «два» и «четыре», счёт «и», используется для неспешного перемещения пальцев в новое положение.

Внимание! Играйте упражнение строго под собственный ровный счёт (скорость отсчёта долей размера может быть любой), а смену аккордов производите точно на счёт «Раз» и счёт «три». Исполнение этого упражнения без счёта – недопустимо, так как, провоцирует сумбурные, поспешные перемещения пальцев, когда, вместо упорядоченной смены аккордов, создаётся бессмысленное нагромождение одного аккорда на другой. Следует помнить, что ваша задача, при изучении смены аккордов, заключается не в отработке скорости чередования аккордов, а в отработке скорости перемещения пальцев в момент их смены. Вот этот момент, как раз, и должен быть быстрым, если не сказать, молниеносным, а время звучания каждого аккорда, в принципе, может быть сколь угодно долгим. Поэтому, ведя отсчёт долей размера, не торопитесь, это даст вам возможность, представив в уме свои дальнейшие действия, мысленно подготовиться к перемещению пальцев и произвести смену аккордов по всем правилам.

И, несколько слов о качестве звучания. Все ноты любого аккорда, должны звучать чисто. В том числе и ноты, прижимаемые 3-м пальцем. 3-й палец является самым слабым звеном в этой смене, поэтому требует постоянного внимания со стороны начинающего исполнителя. Понадобится много времени и сил, чтобы заставить этот палец прижимать струну сразу – плотно и надёжно. Но, добиться этого необходимо, ибо дребезжащие звуки, вряд ли смогут украсить вашу игру. Работайте над сменой аккордов очень серьёзно, ведь игра на гитаре без аккордов – немыслима, и использовать эту технику вы будете всегда, независимо ни от стиля и направления музыки, ни от вашего исполнительского уровня.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: