Беседа «Всемирный день писателя»
Цель: развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.
Ход занятия:
Ученик: Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
Учитель: Сегодняшний классный час мы посвящаем Всемирному дню писателя, который отмечается 3 марта. Кто же такой писатель и что это за профессия?
Учитель: Писатель - профессия, которой учатся и овладевают всю жизнь. Кто-то с раннего детства мечтает излагать свои мысли на бумаге, некоторые становятся мастерами пера в зрелости и старости. Никаких определенных правил не существует. Писатели - люди, которые хотят и умеют говорить с миром с помощью ручки или печатной машинки. Профессионалы своего дела имеют собственный день, в который получают поздравления - это 3 марта.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о русских писателях, пройдем дорогами их жизни и творчества. А о ком мы будем говорить, чьё творчество вспоминать, узнаем, ответив на вопросы.
Викторина «Вопрос – ответ».
1.У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. (Пушкин)
2.Бабушка называла его ласково «Мишель». Кто написал стихотворение «Утес»? (Лермонтов)
3.Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром, писал басни. (Крылов)
4.Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука», открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. (Толст ой)
Учитель:
- Итак, назовите писателей, которым мы посвящаем наш урок.
|
(Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов, Лев Николаевич Толстой)
Викторина по творчеству А.С. Пушкина.
Учитель: - Где родился А.С.Пушкин? (В Москве.)
- Когда он родился? (6 июня)
Учитель: - Кто сказал (ну, без подсказки):
«Что за прелесть эти сказки!»?
Ну что ж, отправляемся смело вперед,
Нас пушкинских сказок ждет городок.
- Узнайте сказку по картинке.
1) Бочка. («Сказка о царе Салтане …»)
2)Яблоко. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).
3)Изба. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
Учитель: - Какие отрывки из произведений Александра Сергеевича вам хочется рассказать?
Викторина по басням И.А.Крылова
Учитель:
- Что такое басня? Отгадайте, что это за басня?
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
(«Стрекоза и Муравей»)
«Соседка, перестань срамиться…-
Тебе ль с Слоном возиться?»
(«Слон и Моська»)
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
(«Ворона и Лисица»)
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука».
(«Лебедь, Щука и Рак »)
4.Попробуйте отгадать, про кого я вам расскажу.
(на фоне тихой, плавной музыки учитель рассказывает о писателе).
Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было запрещено. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу пели птицы. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф.
И вот –то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошёл говор. Зачем зовёт их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте. В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко -редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон. И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.
|
Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным: ведь сами – то они выросли в низеньких избах под соломенными крышами. Ребятишки стояли и ждали графа.
Граф вышел на крыльцо – плечистый, крепкий, с чёрной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил – и сразу вся робость прошла, сразу стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь, которая у многих ребят так и осталась на всю жизнь в их сердцах.
Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.
«Не называйте меня «ваше сиятельство», - сказал он, - меня зовут..
Ученик:.(Лев Николаевич, так и зовите меня».)
Учитель:- Вы правильно догадались, о ком идёт речь. Перечислите рассказы этого писателя, которые вам запомнились.
О чем эти рассказы?
2.Конкурс чтецов стихов М.Ю. Лермонтова. (на фоне тихой медленной музыки)
Учитель:
-Кто хочет рассказать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утес».
(Слушаем несколько человек, под музыку читают стихи).
3.Сочинение стихотворений детьми.
Учитель:
- А сейчас попробуйте сами сочинить стихотворения, переделав данный текст. Восстановите его по смыслу, а потом переделайте в стихотворение.
|
А с рассветом на село;
На поля, на пустынный сад;
Ночью буря бушевала;
Понесло первым снегом.
(Дети составляют стихотворения. например:
Ученики:
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
Подведение итогов урока
Учитель: - Что вам особенно запомнилось, что произвело на вас большое впечатление во время классного часа?