Трад., персп. и унифиц. бал.шк.




Традиционные

При разработке градацию шкалы опр-т в зав-ти от: 1) поставленной задачи, 2) профессионализма экспертов, 3) необх. точности рез-тов, 4) возм-сти словесн. опис-я хар-ки кач. ур..

Реком-ся исп-ть шкалы с нечет. числом ур. кач-ва (чаще прим-т 3, 5, 7, 9 градаций кач-ва, кот. могут совпадать или не совпадать с количеством баллов). Общ. нед-к шк с больш. числом баллов или кол-вом ур. кач-ва - «мертв. зоны». Осн. усл-е для оптим. шк. - кажд. балл д. отвечать др. ур. кач-ва. Для оценки отд. пок-лей удобно прим-ть шк. с одинак. числом баллов.

Треб-я к хар-ке кач. уровней шк.: 1)Общеупотр-ть терминов, 2)Однознач-ть; 3)Различ-ть (возм-ть различать признаки по всем ступеням шк. 4)Достат-ть (кол-во ур-ней обесп-т необх. точ-ть рез-тов).

100-бал. шк. - тверд. сычуж. сыры

Преим-ва - дост. тщат. проработка бал. скидки для пок-лей, соблюд-е принципов значимости в форм-ии кач-ва и критерии для устан-я ур. кач-ва. Вкусоаром. пок-лям отведено 45% общ. числа баллов, консист. - 25; визульн. пок-лям - 30%. Сыры с суммарн. оценкой ниже 75 бал., а по вк. и зап. менее 34, признаются нестандартными.

Недостатки: 1) больш. зону неудовлетворит. оценок, кот. сост-т 74% общ. числа баллов. 2) для спец-тов отрасли. 3) не имеет описат. хар-ки признаков, а указ-т лишь граничные пределы скидок при наличии отклонений от оптим. кач-ва. 4) ограничена традиц. ассорт-м.

30-бал. шк. - хлебобул. и кондит. изд.

* Построены для 3 ур. кач-ва, * учит-т знач-ть пок-лей, * им-т сравн-но небол. диап. неудовл. оценок (13%), * Сумма коэф-тов знач-ти = 10.

Недостатки: 1) дробн. знач-я оценок и некот. коэф-тов знач-ти; 2) шкалы предн-ны для спец-тов; 3) неудачное распр-ние пок-лей кач-ва: форма и пов-ть - 45 %, мякиш - 20-30, вк. и аром. 25-35 % баллов, что явл-ся недост. (перевес знач-ти эстет. признаков в ущерб вкусоаром.)

25-бал шк - безалк. нап., сиропы и мин. воды.

Дост. подробно описаны хар-ки признаков для 4 ур. кач-ва и явное предпочт-е отдано вкусоар. пок-лям (вк.+зап.+ насыщ-ть СО2) = 68-75 %

Недостатки: 1) наличие бол. нераб. зоны неудовл. оценок: около 60% для мин вод и безалк. нап, 2) не выдержано единство интервалов м/у бал. оценками разн. ур. кач-ва отд. пок-лей; 3) не описан признак для кажд. балла; 4) исп-ние терминов «соотв-щий», «свойствен.»; «не свойствен.», понятных лишь специалистам; 5) в шкалах нет пок-лей, хар-щих кач-во упаковки, этикетки, кот. явл-ся немаловажн. фактором форм-я у потр-лей общ. предст-я о кач-ве пр-тов.

10-бал. шк. - виногр. вина

5 пок-лей: прозр-ть и цв. - по 0,5; «букет» - 3; вк. - 5; типич-ть - 1. Соотн-ние баллов м/у признми, опр-мыми виз-но, и вкусоар. сост-т 1:8.

Шк. не сод-т хар-ки упаковки и худ. оформ-я товара. Дробление балла на доли и исп-ние для отд. пок-лей разн. шкал, им-х неодинак. точки огран-т область прим-я.

Кажд. из привед-х выше бал. шк. разр-на в соотв. отраслях. Вслед-е - отсут-е един. методологии, узк. проф-зм и неприемл-ть их для сферы обращ-я, не выполняя тем сам. ф-ции защиты интересов потр-лей.

Недостатки: 1) разл-ся балльностью и пр-ты разн. товарн. групп несопоставимы по рез-там этих оценок. 2) вес-ть пок-лей заложена непоср-но в шк., с кот. раб-т дег-р. 3) отрасл. подход к оценке кач-ва.

9-бал. шк. - мясной продукции

М. прим-ся в науч. и произв. целях при разр-ке нов. пр-ции, испыт-х нов. технологий, рец-р, исслед-х влияния произв. ф-ров на кач-во пр-ции. Шкалу м. прим-ть для аналит. и потреб. целей. 5 верхн. уровней дают положит. оценку пр-ту, 4 нижних – отриц.. 1 и 2 балла хар-т неприемл. кач-во.

Шкала не сод-т «мертв. зон». Число ур. различимо для дег-ров и дост-но для диф-ния пр-ции. НО! не учит-ся знач-ть пок-лей кач-ва.

Перспективные бал. шк.

Необх-мо для м/н торговли для обмена инфо о кач-ве пр-тов, кот. будет один-во интерпр-ться в разн. странах. При этом н. придерж-ся след. осн. принципов: 1) стр-ра и сист. бал. м-да д.б. доступн. для понимания, 2) при сост-ии описат. хар-к прежде всего след-т учит-ть оценку пр-та потр-лями, по возм-ти избегать повторений и совпадений. Пок-ли кач-ва и хар-ки предпочт-но объединять в группы, применяя эксп. м-ды груп. обсуждения; 3) расчет градаций шк. и коэф-тов вес-ти пок-лей целесообразно проводить с учетом мнений потр-лей; 4) кажд. балл д. иметь опис-е признаков кач-ва; 5) разн. группы признаков предпочт-но оцен-ть с пом. шкал интервалов, кот. позв-т наряду с диф-нием и ранж-м срав-ть ширину интервалов. Знач-я делений шк. - опр-ть стат.; 6) сенс. оценку жел-но доп-ть дан. др. м-дов. Баллы орг. теста д.б. выражены так, чт. их м. было исп-ть для стат. расчетов.

С учетом излож. принципов реком-на шк. с симметр. интер-ми, на кот. бол. знач-е соотв-т хор. кач-ву, а меньшее - плохому. Шк. д. учит-ть ср. спос-ти подготовл. дег-ров к различит. оценке. Удобны шк. с 6-8 инт-ми. В рамках 1 сист. след-т исп-ть 1 и ту же шк. с один. числом инт-лов. Цел-но исп-ть 5-бал. шк. разн. пок-лей кач-ва и прим-ть коэф-ты вес-ти.

При выборе пок-лей кач-ва цел-зно гр-ть х-ки соотв-но их воспр-ю органами чувств. Опт. хар-ки объед-ся 1 терм. «внешний вид». В отд. случ. н. оц-ть раздельно, напр. «форму» и «корку» для хлеба. «Запах» д. оцен-ся без учета вк. ощущ-й. Не рек-ся его обозн-ть терм. «аромат». Не рек-ся выделять слух. хар-ки, напр. хруст печенья, т.к. эти признаки оц-ся одновр-но со вкус. и осяз..



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: