Содержание
Введение
Политик выступает с предвыборной программой
Выступление политика перед массовой аудиторией
Невербальное поведение политика
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Построение дискурс-портретов – это один из способов построения социального взаимодействия, познания мира и нас в нем. Перед тем, как подойти к построению конкретного дискурс-портрета, сформулируем более чётко понятия дискурс и дискурс-анализ. Итак, дискурс – это любой текст (устный и письменный, современный и исторический, реальный и искусственно сконструированный) во всей его полноте и многозначимости, с учетом реального и потенциального. Дискурс – это текст, открываемый субъектами в процессе коммуникации. Текст неизбежно вбирает в себя массу значений или всевозможных аспектов, видов, типов содержания.
Соответственно, дискурс-анализ – это комплексный анализ всех видов содержания и реконструкция всех видов заложенных в него контекстов.
В нашем исследовании объектом внимания стали также компоненты невербального поведения политика, такие, как выражение лица, мимика, жесты, внешность, одежда, характеристика голоса и т. д. Кроме невербального поведения нами также были проанализированы такие аспекты, как выступление перед массовой аудиторией и предвыборная программа А. Лукашенко.
Материалом для нашего анализа послужило несколько печатных текстов, которые характеризуют лидера в таких ситуациях общения, как выступление перед массовой аудиторией, аналитический материал и программа, а также видеотексты, практически повторяющие данные ситуации общения и лишь добавляющие ситуацию «выход политика в народ».
|
Всё это было использовано нами в ходе составления дискурс-портрета политического лидера Беларуси Александра Лукашенко.
Политик выступает с предвыборной программой
(Государство для народа: Тезисы программы кандидата в Президенты Республики Беларусь Александра Лукашенко//https://www. sb. by)[1]
Программа А. Лукашенко обращена к народу: мы с вами, мы – ваше правительство, мы – народ. Представляет группу, которая выступает, во-первых, от имени правительства, а во-вторых, от имени народа Беларуси. Именно таким видится наполнение «мы» в программе. Используются выигрышные доводы – позитивные результаты деятельности нынешнего правительства. В то же время А. Лукашенко признает, что существуют некоторые недоработки, которые следует исправлять. (Нам необходимо совершенствовать формы и механизмы управления экономикой. Мы будем смещать акценты: с административных методов контроля на экономические меры регулирования и помощи со стороны государства хозяйствующим субъектам всех форм собственности.)
Программа начинается из двух разделов: С ЧЕГО МЫНАЧИНАЛИ и БЕЛАРУСЬ СЕГОДНЯ. В первом разделе дается описание прошлой кризисной обстановки в стране (Средняя заработная плата в 1994 году составляла около 20 долларов, пенсия - 7 долларов. Инфляция - более 2300 процентов за год!). Затем идет описание нынешнего состояния Беларуси (страна, в которой хочется жить, работать и растить детей. За прошедшие 10 лет нам удалось удвоить валовой внутренний продукт. Полностью решить продовольственную проблему. Увеличить инвестиции и выпуск промышленной продукции в 2,5 раза, а объем внешней торговли - почти в 3 раза.)
|
Последующие блоки носят специализированный характер и посвящены особо важным направлениям деятельности власти. В заголовках указаны структуры, которые подлежат дальнейшему реформированию и развитию (например, ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ), или ставятся конкретные задачи ( ПРИОРИТЕТ ДЕЛОВОЙ ИНИЦИАТИВЕ, СТАВКА НА МОЛОДЫХ, БЕЛОРУСОВ ДОЛЖНО СТАНОВИТЬСЯ БОЛЬШЕ ). Переход от номинации к интерпретации делает программу нацеленной и динамичной. Такой способ “называния” упрощает ознакомление с текстом, позволяет уже по заголовкам сформировать представление о направлении политической деятельности кандидата в президенты. Текст не рассчитан на особо подготовленную аудиторию – он адресован любому избирателю. Здесь преобладает модальная лексика (Надо создать такие социально-экономические условия..., стоимость должна быть снижена вдвое…, нам необходимо совершенствовать формы и механизмы управления экономикой…, мы будем смещать акценты…), выделяются приоритеты (Основная задача на ближайшие пять лет…, теперь первостепенная задача…).
Рисуя кризисную ситуацию, политик конкретен, оперирует цифрами (За прошедшие 10 лет нам удалось удвоить валовой внутренний продукт. Полностью решить продовольственную проблему. Увеличить инвестиции и выпуск промышленной продукции в 2,5 раза, а объем внешней торговли - почти в 3 раза. У нас выплачивается 10 видов пособий. Доля расходов на социальные нужды населения превышает 60 процентов государственного бюджета.) без указания источника информации. Количественные параметры присутствуют в остальных пунктах программы, причем оговариваются сроки (К 2010 году объем инвестиций в основной капитал планируется увеличить в 1,7 раза, финансирование научных исследований и разработок - в 3 раза.).
|
Среди субъектов, несущих ответственность за реализацию предлагаемых реформ, называются мы, государство. В дискурсе “мы” идентифицируется с государством (Мы будем смещать акценты: с административных методов контроля на экономические меры регулирования и помощи со стороны государства…).
В заключение программы политик максимально кортежей. Он все сказал и теперь для него важно привлечь на свою сторону электорат. Это реализуется за счет прямого обращения (Дрогие друзья!) и путем персонификации. Если вначале политик представляет себя в качестве официального кандидата, то в заключении его дискурс становится личностным (Я предлагаю вам свое служение. Вам решать.). Возникает вербальное взаимодействие между “президентом”/”я” и “белорусским народом”/”вы”.