СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Общение как социально-психологический феномен
Общение представляет собой многогранный процесс взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Это не только акт осознанного речевого обмена информацией, но и непосредственный эмоциональный контакт между людьми.
Это человеческое взаимодействие весьма многообразно как по содержанию, так и по форме проявления. Оно может варьироваться от высоких уровней духовного взаимопроникновения и взаимопонимания партнеров до самых свернутых и фрагментарных контактов, причем последние могут носить характер процессов, не осознаваемых в полной мере. Одной из форм человеческого общения, получающей широкое распространение под влиянием научно-технической революции, является многоканальная и многократно опосредованная информационная коммуникация. Как показывают исследования массовых коммуникаций, в их структуре, наряду с личностными, велика доля и безличных, стереотипных компонентов информации и способов установления контакта с аудиторией.
Общение, как это уже отмечалось ранее, — достаточно многогранное и многокачественное явление. Оно представляет собой и отношение людей друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, их духовное взаимопроникновение. Аспект личностного отношения (а точнее, взаимоотношения) — лишь один из компонентов, одна из граней этого явления.
А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Общение следует понимать не как интериндивидуальный, а как социальный феномен: как его субъект следует рассматривать не изолированного индивида, а социальную группу или общество в целом». Анализируя эту точку зрения, Б. Ф. Ломов отмечал: «Противопоставление социального и интериндивидуального неправомерно, отношение между ними — это отношение явления и сущности, единичного и общего. Социальная сущность общения как всеобщей формы взаимосвязей между людьми проявляется (наряду с другими формами) в отдельных единичных межличностных взаимодействиях. Более того, психологию (в отличие, например, от социологии) именно эта форма проявления общения интересует прежде всего. Она рассматривает общение на уровне индивидуального бытия человека».
|
Значение и функции общения
Общение представляет собой необходимый и наиболее существенный социально-психологический аспект всякой деятельности. Только в процессе общения и через общение может проявиться сущность человека. Об этом в свое время говорил еще Л. Фейербах: «Отдельный человек как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты».
Общение является решающей предпосылкой возникновения и развития специфически человеческих форм и средств психической деятельности — сознания и языка. Исходной функцией человеческого сознания была ориентация в ближайшей среде его существования и прежде всего в окружении других людей. А речь возникает в ответ на потребность людей во взаимном обмене информацией с целью согласования своих усилий и наиболее эффективного взаимодействия.
|
Общение стало необходимым условием социализации и формирования каждого человека, его существования и его органической потребностью. Потребность в общении относится к числу самых ранних и специфически человеческих потребностей, наблюдающихся в равной мере как в фило-, так и в онтогенетическом развитии человека. Потребность в общении с абсолютной очевидностью обнаруживается уже в раннем детстве.
Социальная природа человеческой потребности в общении коренится в необходимости совместной трудовой, познавательной, общественной и всякой иной деятельности. Без общения невозможны даже элементарные акты совместной человеческой деятельности. Не только совместная, групповая деятельность человека с человеком характеризует его общественную природу, являясь вместе с тем и фактором существования людей. Общественная натура человека проявляется и в условиях его относительной изоляции от других людей, в ситуации выключенности из постоянной сферы общения.
Вынужденное выключение человека из сферы обычного общения с другими людьми убедительнее всего показывает огромную значимость человеческого контакта как фактора социальности и органической потребности индивида. Многочисленными экспериментами доказано, что человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром.
Полная информационная изоляция от внешнего мира — это начало безумия. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло, мало того — как наличие тех энергетических полей, в которых происходит вся жизнедеятельность людей на нашей планете (А. И. Берг).
|
Осознание значимости для человека нормального удовлетворения его органической потребности в общении с другими людьми, с одной стороны, и необходимость подготовки людей к условиям пребывания в относительной изоляции от социальной среды — с другой, заставили ученых, и прежде всего психологов, занимающихся исследованием специфических условий космического полета, поставить серию необычных экспериментов.
Вот, например, суть одного из них: человека, скажем, на 6 часов, а иногда и на больший срок, наглухо изолируют от внешнего мира, помещая его в термосурдобарокамеру. Человек не видит, не слышит, не получает никакой информации извне. Казалось бы, чего проще? И, тем не менее, значительная часть испытуемых, а это обычно здоровые, физически крепкие люди, до срока нажимают кнопку с требованием прекратить опыт.
Чем это объяснить? Как показывают другие психологические эксперименты, в числе трудностей, с которыми сталкивается человек в условиях изоляции от внешнего мира, оказывается не только неудовлетворенная потребность в общении, но и невозможность ориентировки во времени. Последняя может не только тяжело переживаться человеком, но и приводит к различным психическим деформациям, к псевдопсихопатологическим сдвигам (галлюцинациям, бредовым идеям и т.д.), которые, однако, сравнительно легко устраняются после восстановления нормального общения исследуемого субъекта с окружающими людьми.
Особенно интересны с точки зрения психических сдвигов эксперименты на длительную информационную изоляцию человека от социальной среды. Один из таких экспериментов провел над собой 35-летний мебельщик и любитель-спелеолог из Ниццы, Антуан Сенни, который побил рекорд продолжительности подземного одиночества. Спустившись в ноябре 1964 года в пещеру «Оливье» в Приморских Альпах, он вышел оттуда лишь 5 апреля1965, проведя на глубине 100 метров 125 суток в полном одиночестве. Целью эксперимента, проходившего под руководством известного французского спелеолога М. Сиффра, было изучение приспособляемости человеческого организма к жизни в полном отрыве от внешнего мира. Подобно своим предшественникам в аналогичных экспериментах, Сенни совершенно потерял всякое понятие о времени. По условиям опыта он был лишен часов и всяких других приборов, позволяющих определить время. Когда 2 апреля его предупредили о скором выходе на поверхность, он чрезвычайно удивился. По его подсчетам, было лишь 6 февраля.
Значимость для человека фактора общения подтверждается и экспериментами, предполагающими длительную изоляцию от внешней социальной среды уже не отдельного индивида, а небольших групп людей. Здесь обычно обнаруживается та сила, которую придает коллективу, отрезанному от внешнего мира, его внутренняя связь, фактор взаимного общения. Это же обстоятельство позволяет и значительно увеличить сроки изоляции, одновременно возложив на коллектив определенные обязанности, связанные с решением научно-технических задач.
Такой эксперимент, рассчитанный на длительную групповую изоляцию, был впервые в мире осуществлен в нашей стране в 1967-68 годах. Это был уникальный годовой медико-технический эксперимент с участием трех испытателей, изолиро ванных от внешнего мира и апробировавших наземный комплекс систем жизнедеятельности. Впоследствии каждый из них назвал это испытание самым трудным в своей жизни.
Потребность человека в общении с другими людьми является не только очень значимым фактором (о чем свидетельствуют приведенные выше примеры), но и фактором весьма динамичным.
Есть основания утверждать, что потребность человека в общении не остается неизменной величиной, но развивается в течение всей его жизни. Об этом свидетельствует, прежде всего, как факт нравственного прогресса личности, так и факт все возрастающей социальной активности и коммуникабельности (то есть в данном случае общительности человека).
Общение — важнейшая предпосылка и условие существования не только отдельного индивида или небольшой группы людей, но и больших социальных общностей вплоть до целых народов, наций и государств.
На протяжении всей истории общества в известной зависимости от уровня сообщаемости находятся возможности и масштабы, прочность и перспективы развития самых различных социальных общностей людей.
У примитивных групп размер общества, необходимый для действенной коллективной жизни, ограничен трудностью передачи непосредственной языковой информации на большие расстояния и в короткий срок. В течение многих тысячелетий этой трудности было достаточно, чтобы свести оптимальное число населения государства приблизительно к нескольким миллионам человек, а обычно к еще меньшему размеру. Великие империи, выходившие за эти рамки, существовали благодаря улучшенным средствам связи (Н. Винер).
Однако критерием сообщаемости различных частей или подразделений общности является не только степень оперативности и скорости передачи той или иной информации из одного подразделения в другое. Еще более высоким критерием прочности, монолитности той или иной социальной общности является степень коммуникабельности или некоммуникабельности между собой ее членов и различных составляющих ее социальных, политических, этнических, национальных и идеологических групп.
В свою очередь, оптимальная коммуникабельность предполагает определенный уровень интенсивности общения индивидов или групп, определенную степень их взаимопонимания друг друга и взаиморасположения друг к другу, без которых не может быть эффективных и просто согласованных действий.
Огромная значимость человеческого общения как фактора существования и нормального развития общества объясняется, прежде всего, функцией информативности, которая присуща процессу взаимодействия людей. В процессе общения как отдельных индивидов, так и больших групп, развивается специфически социальная потребность в информации о мотивах и побуждениях человеческого поведения, о состоянии взаимоотношений между людьми.
Общение является важным инструментом корректировки человеком своего поведения в социальной среде по принципу прямой и обратной связи. Без учета информации, идущей по каналу обратной связи, человек был бы полностью лишен возможности правильно ориентироваться в системе социальных отношений, равно как и во всех проявлениях своего поведения в целом. Обратная же связь позволяет человеку вносить своевременные и необходимые поправки в свою ориентацию и структуру поступков.
Но на человека оказывает огромное воздействие не только наличие или отсутствие непрерывной информационной связи с окружающей его социальной средой, но и сам уровень, количество поступающей и перерабатываемой информации. Как показали экспериментальные исследования Б.Ф. Ломова, эффективность деятельности человека, например оператора, находящегося у пульта дистанционного управления, снижается не только при перегрузке, но также и при недостаточности информации.
Объясняется это, по-видимому, тем, что человеку свойствен определенный оптимальный уровень информационной активности, тонизирующий его деятельность и предполагающий удовлетворение потребности как в получении определенного количества новой информации, так и потребности в том, чтобы передавать часть информации другим.
Все основные черты и особенности как группового и массового психического состояния и поведения людей, так и поведение индивида в группе, так или иначе вытекают из факта общения людей. Уже давно замечено, что степень проявления тех или иных свойств человека в значительной мере зависит от того, действует ли он в условиях относительной изоляции от окружающих или в атмосфере прямого контакта с другими людьми. Находясь в большой массе или даже небольшой группе людей, человек чувствует, воспринимает, переживает и ведет себя несколько иначе, чем наедине с самим собой.
Не подлежит никакому сомнению, писал В. М. Бехтерев, что в проявлениях нервно-психической деятельности социальных или общественных групп имеются известные особенности, проистекающие из того, что эта деятельность проявляется не в индивидах, взятых отдельно друг от друга, а в группах и собраниях лиц, спаянных определенными интересами, действующих и работающих поэтому сообща, как одно собирательное целое.
Можно определенно сказать, что даже личности, входящие в состав того или другого собрания, нередко обнаруживают такие стороны своей нервно-психической деятельности, которые обычно не проявляются в индивидуальной жизни. Диапазон отклонений, характеризующий поведение индивида в группе в отличие от его поведения наедине с самим собой, достаточно велик и колеблется в зависимости от конкретных особенностей той ситуации и тех групповых отношений, в контекст которых вписываются персональное поведение и ориентация.
Иными словами, можно заметить различия в том, как меняются степень и характер реакции человека на происходящее в зависимости от того, находится ли он, например, среди других слушателей на лекции или на митинге, на концерте в театре или наблюдает спортивное состязание на стадионе. Но независимо от тех тонких различий, которые позволяют говорить об особенностях поведения в различных группах, существуют и какие-то общие закономерности этого поведения в обстановке коллективной деятельности.
Среди единомышленников или даже просто в кругу знакомых людей, объединенных в какой-то момент обстоятельствами или общей деятельностью, человек чувствует себя, как правило, более уверенно, испытывает ощущение духовного подъема и собственной значимости. Социально-психологические эксперименты, проведенные в 1920-30-е годы немецким психологом Мёде, российскими учеными В. М. Бехтеревым и М. В. Ланге и другими исследователями, показали, сколь многообразным по своему значению может быть влияние коллектива на личность. Эти исследования позволили установить прежде всего положительно тонизирующее влияние совместной групповой деятельности на психические свойства и способности индивида. Эксперименты на коллективное восприятие наглядно показали, что процессы мышления и воли активизируются, ощущения и восприятия индивидов в группе обостряются.
Однако все сказанное относительно положительного влияния коллектива на психику индивида не снимает вопроса о месте и роли в структуре внутригрупповых отношений и тех социально-психологических механизмов, которые способны оказывать негативное влияние на личность.
Известно, что коллектив может быть не только усилителем активности и способностей личности. В тех случаях, когда ценностная ориентация личности и той группы, в которой последняя функционирует, существенно различаются, коллектив, как правило, не принимает установок и настроений личности, тем самым подавляя, а нередко и парализуя ее инициативу и волю.
Но и в тех случаях, когда общение в группе и массе людей происходит на фоне совпадения ценностных ориентации, а следовательно, поднимает уровень активности индивида, могут сказываться такие механизмы социально-психологического взаимодействия, которые по существу своему направлены против индивидуальности и самостоятельности личности. Так, ложное ощущение коллективной ответственности, атмосфера взаимного взвинчивания, например в компании легкомысленно настроенных подростков, может создать обстановку моральной безответственности и привести к серьезным проступкам.
Во всех названных выше обстоятельствах так или иначе сказывается социально-психологический механизм конформного поведения, то есть такого поведения, которое продиктовано стремлением индивида приспособиться к требованиям, нормам и ценностям группы, с тем чтобы избежать негативного, отрицательного отношения к себе со стороны других членов. В связи с этим нельзя не согласиться с английским философом Дж. Локком, который отмечал в свое время, что никто «не может жить в обществе под гнетом постоянного нерасположения и дурного мнения своих близких и тех, с кем он общается. Это бремя слишком тяжело для человеческого терпения».
3. Функции общения как фактора жизнедеятельности личности чрезвычайно многообразны. Прежде всего, общение является глубокой потребностью личности, а следовательно, условием и средством ее удовлетворения. Вне общения не могут быть удовлетворены и все сугубо личностные потребности человека, которые связаны с его стремлением к самореализации, самовыражению и самоутверждению. Здесь нужны внимание других людей, понимание ими тех или иных проявлений личностной активности.
Полифункциональность общения отражается в множестве существующих классификаций функций общения. Чаще всего в них описываются коммуникативные аспекты общения, при этом допускается ошибочное отождествление понятий коммуникация и общение. В наиболее обобщенных классификациях выделяется три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная (Г.М. Андреева). Близкая классификация предлагается в работах Б.Ф. Ломова: информационно-коммуникативная, охватывающая про цессы приема — передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния. Л.Л. Брудный выделяет в качестве основной рабочей функции инструментальную функцию общения, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; синдикативную функцию, к-рая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания. Эта функция особенно характерна для творческих личностей. По критерию «цель общения » выделяется восемь функций общения. (Л.А. Карпенко): 1) контактная, цель к-рой — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; 2) информационная, цель к-рой — обмен сообщениями, т.е. прием — передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.; 3) побудительная, цель к-рой - стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий; 4) координационная, цель к-рой — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности; 5) понимания, цель к-рой не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.); 6) амотивная, цель к-рой - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний; 7) установления отношений, цель к-рой -осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в к-ром предстоит действовать индивиду; 8) оказания влияния, цель к-рой изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д. Советская психологическая наука исходит из принципа неразрывного единства общения и деятельности, в то время как в западных социально-психологических системах описывается обычно какая-либо одна сторона общения и контакт между людьми сводится либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, либо к процессу межличностной перцепции, причем связь этих сторон с совместной деятельностью практически не исследуется.
Типы и виды общения
Типы общения — это различия в общении по его характеру, то есть по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта. Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер:
— деловое и игровое;
— безлично-ролевое и межличностное;
— духовное и утилитарное;
— традиционное и инновационное.
При всей относительности различий названных типов они качественно альтернативны по своему характеру. Так, деловое общение отличается от игрового высокой степенью регламентированности и однозначности. В деловом общении заранее задано почти все — от сценария отношений между взаимодействующими индивидами, сути выполняемых ими ролей, норм их активности, дистанции отношений до достаточно высокой степени определенности ожидаемых результатов.
В игровом же общении нет такой жесткости в регламентации отношений, складывающихся в ходе взаимодействия субъектов. Участники игровой коммуникации могут меняться ролями, уровень их доминирования находится в зависимости от хода игры. Столь же неопределенным, то есть непрогнозируемым, оказывается часто и результат игрового общения. В игровом общении чем выше уровень многозначности (неопределенности и подтекста), тем выше эффект его эмоционально-стимулирующего воздействия как на самих участников, так и на зрителей. Неопределенность результата игрового общения — во многом продукт его незаданности и степени включенности участников игры в ее ход. Отсюда же и более высокий уровень психологической вовлеченности, состязательности и азарта в игровом в отличие от делового общения.
Если в основе различий делового и игрового общения лежит прежде всего степень их регламентации или заданности, то специфика психологии функционально-ролевого и межличностного типов общения связана с их различием по характеру направленности внимания субъектов данного процесса.
В эпицентре внимания субъектов функционально-ролевого взаимодействия находятся выполняемые ими в рамках той или иной организации роли и обязанности, степень полноты их реализации, адекватность реагирования на те или иные условия, складывающиеся в организации, и требования, которые она предъявляет к роли или статусу индивида в ситуации делового общения. При этом личность, тем более индивидуальность участников делового общения может в полной мере и не приниматься в расчет. Особенно если это касается отношения старшего к младшему по должности субъекту.
Альтернативность межличностных отношений функционально-ролевым состоит в том, что здесь в центре внимания оказывается как раз, прежде всего, личность, даже индивидуальность участников взаимодействия.
В отличие от функционально-ролевых отношений, которые могут быть совершенно безличными, то есть не опосредованными вниманием друг к другу как к индивидуальности, отношения, складывающиеся в ситуации межличностного контакта, сфокусированы прежде всего на личности партнера по общению. Это предполагает поддержание и развитие взаимного интереса к мотивациям и целям взаимодействия, степени взаимного понимания друг друга как уникальных индивидов и партнеров по общению.
При этом наиболее высокой формой межличностного общения является непосредственность, естественность, независимость ни от каких других факторов и интересов того внимания, которое общающиеся уделяют и проявляют в отношении друг друга.
Однако, указанные различия ролевого и межличностного общения относительны.Эти типы общения могут находится в отношениях не оппозиции, а взаимодействия и усиления друг друга. Так, Парыгин считает, что наиболее высокой и продуктивной (?) формой функционально-ролевых отношений, в отличие от их безличной модификации, являются личностно-опосредованные деловые отношения. Равно как и наоборот, межличностные по своей природе отношения могут только (?) выиграть, когда они дополняются общностью и деловых интересов, и соответствующего этому общения.
Традиционное и инновационное общение. Традиционное общение, как и функционально-ролевое, регламентировано. Однако здесь степень регламентации является значительно более высокой. Если в деловом общении регламентированы только функции и рамки роли, то в традиционном общении, например при исполнении свадебного обряда, детально регламентирована вся процедура, весь ритуал коммуникативного поведения как молодых, так и членов их ближайшего окружения, то есть сам способ исполнения роли, а не только она сама.
Естественной типологической альтернативой традиционному общению является общение инновационное. В этом жанре общения предусмотрено достижение наивысших степеней внутреннего, психологического раскрепощения мысли и воображения его участников. Варианты инновационного общения многообразны, но в основе своей они всегда имеют диалогическое взаимодействие партнеров.
Если цель традиционного общения состоит в сохранении и воспроизводстве раз и навсегда заданного стандарта коммуникативного поведения, то цель инновационного общения прямо противоположна — разрушение любых сложившихся представлений и стереотипов, если они препятствуют достижению нового знания.
Одной из наиболее популярных и эффективных форм организации инновационного общения является диспут, полемика, в частности ее игровой вариант, известный как мозговая атака. Этот вариант инновационного общения интересен прежде всего тем, что он исключает какое бы то ни было осуждение или даже критику выдвигаемых в процессе дискуссии идей. Тем самым дается мощный психологический импульс творческому воображению участников, создается благоприятная атмосфера для поиска и предложения новых, оригинальных решений обсуждаемых проблем.
С аналогичной точки зрения можно смотреть и на такие типологически различные пары общения, как духовное и утилитарное, праздничное и будничное и др.
Виды общения.
Если типологические особенности общения обусловлены их характером, то видовые различия общения — их предметной направленностью. Так, правомерно говорить о психологической специфике политического или религиозного, научного или экономического общения и др. Здесь психологические особенности коммуникативного поведения партнеров задаются их предметной принадлежностью.
Так, психология политического общения характеризуется исключительным многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью перерастать из одного состояния в другое и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций и институтов. В отличие от него религиозное общение протекает, как правило, в рамках давно сложившихся традиционных ритуалов и канонов. Если в политическом общении чаще всего проявляется энергетика противоборства, мятежности и непримиримости, то в религиозном общении — скорее дух смирения и умиротворенности.
Аналогичным образом можно говорить об особенностях научного общения, где должен доминировать дух разума и вечного стремления к постижению сущности окружающего мира, к истине, где критерий истинности — аргументы и доказательства, а не вера, как в религиозном общении. В экономическом общении доминируют игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.
Необходимо, конечно, различать специфику общения и по критерию его масштабности от межличностного до группового, коллективного и массового.
Микрообщение, его возможности и границы. Одной из форм удовлетворения потребности людей в непосредственном эмоциональиом контакте, во взаимном понимании и сопереживании друг другу является так называемое микрообщение или преимущественно межличностное общение «лицом к лицу» (fase to fasе). Варианты микрообщения — диада, триада, небольшая группа, не превышающая численность участников более 12 человек.
Общение, происходящее в небольшой группе людей, если оно носит сравнительно устойчивый характер, основано на общности интересов, моральных ценностях, открывает большие возможности для эмоциональной наполненности складывающихся отношений. Здесь возникают условия, как правило, благоприятные для более полного самовыражения личности, для психологической совместимости людей, для их полного взаимопонимания и взаиморасположения.
Этот вид общения существенно отличается от тех форм связей, которые несут на себе печать непродолжительности, безличности, стандарта, формальности, фрагментарности и спешки. В отличие от многообразных форм массового общения, в ситуации эмоционально-непосредственного межличностного контакта достигается высокая степень его персонифицированности, стабильности, психологической раскрепощенности и комфорта.
Потребность в глубоком, духовном, личностном контакте особенно остро переживается в юношеском возрасте, когда стремление подростка к осознанию своей индивидуальности, к самовыражению требует как зеркала (другого Я), так и проявления соучастия.
Но и общение в микросреде не всегда может гарантировать удовлетворение потребности личности в полном понимании, в глубоком эмоциональном отклике, в сочувствии, соучастии и сопереживании. Даже при самом тесном дружеском общении люди далеко не всегда адекватно понимают и оценивают друг друга.
Как показывают исследования и повседневный опыт, на пути взаимопонимания людей лежит немало препятствий, преодоление которых требует и знаний (в частности, учета возрастных и характерологических особенностей личности), и умения (в частности, умения говорить с человеком и слушать его, умения адекватно воспринимать и оценивать его состояние и поступки, умения адекватно реагировать на действия людей и т. д.).
При отсутствии же необходимых знаний и подготовки требуется по крайней мере хотя бы время, для того чтобы методом проб и ошибок достичь более полного контакта и взаимопонимания с другим человеком. Однако ныне ставка на фактор времени в условиях его дефицита становится ненадежной.
Авторы учебника под редакцией А. Сухова и А. Деркача выделяют такие виды общения, как межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредованное, терапевтическое и ненасильственное.