Субтест по доминантности.




Первой ценности из трех, которые выбрал испытуемый в ка­честве наиболее важных для него, присваивается первый ранг, второй — второй ранг, третьей — третий. Первой ценности из трех, которые назвал испытуемый в качестве наименее важных для него, присваивается седьмой ранг, второй — шестой ранг, третьей — пятый. Ценности, не вошедшей ни в первую, ни во вторую группу, присваивается четвертый ранг.

Ранг, полученный такой ценностью, как «здоровье, здоровый образ жизни» является окончательным результатом.

Субтест по интенсивности. Результаты испытуемого определяются с помощью приво­ди­мого ниже ключа. За полное соответствие ответа испытуемого с от­ветом в ключе присваивается 3 балла, за стрелку, направленную в сторону этого ответа,— 2 балла, за стрелку в противоположную сторону — 1 балл, за ответ, противоположный данному в ключе, — 0 баллов.

 

Ключ опросника

 

  А   Б   А   Б   А   Б
  Б   А   Б   А   А   Б
  А   А   Б   Б   Б   А
  А   Б   А   Б   А   Б

 

Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале (строке) и общая сумма, являющаяся показателем интенсивности отношения.

 

Баллы по вопросам Суммы баллов по диагностическим шкалам
                        Эмоциональная шкала  
                        Познавательная шкала  
                        Практическая шкала  
                        Поступочная шкала  
Интенсивность отношения  

 

 

 

Полученные баллы переводятся в стандартные шкалы, кото­рые позволяют сравнивать между собой результаты разных испы­туемых, а также результаты представителей различных социально-профессиональных и возрастных групп. Баллы по стандартным шкалам являются окончательным показателем субтеста. Для того, чтобы получить возможность сравнивать между собой результаты разных испытуемых, необходимо полученные «сырые» баллы перевести в так называемые «процентили» с помощью таблицы. Цифровое значение «процентиля» показывает, сколько процентов российских школьников (согласно специальным статистическим данным) имеют показатель отношения к здоровью более низкий, чем у данного испытуемого.

 

ПРОЦЕНТИЛЬ   Эмоциональная шкала   Познавательная шкала   Практическая шкала   Поступочная шкала Интенсивность
  0-5   0-2   0-13
    0-1 3-4 0-2 14-18
  7-8 2-3 5-6   19-23
    4-5   4-5 24-28
  10-11   8-9   29-34
    7-8 10-11 7-8 35-39
  13-14 9-10 12-13   40-44
  15-16       45-49
  17-18 12-18 15-18 11-18 50 и более

 

 

Например, испытуемый получил 8 баллов по «шкале поступков», что соответствует 60-му «процентилю» (по таблице). Это значит, что данный показатель выше, чем у 60 % российских школьников. Или его показатель «интенсивности» отношения к здоровью составляет 42 балла — 77-й «процентиль». Это значит, что его отношение к здоровью и здоровому образу жизни проявляется сильнее, чем у 77 процентов учащихся. Другими словами, данный результат соответствует уровню 23 % наиболее высоких показателей отношения к здоровью в среде учащихся. В этом случае этот испытуемый можете служить примером для своих товарищей.

Интерпретация результатов

Высокие баллы по эмоциональной шкале говорят о том, что отношение к здоровью в большой степени проявляется в эмоциональной сфере этого человека. Он способен наслаждаться своим здоровьем, спосо­бен получать эстетическое удовольствие от здорового организма, чут­ко реагирует на поступающие от него сигналы, свободен от от­ри­цательных эмоционально маркированных стереотипов, сущест­ву­ющих в обществе по отношению к здоровому образу жизни, и т.д. Иными словами, он заботится о здоровье не только потому, что это "необходимо", не под давлением обстоятельств, а ради удо­воль­ствия.

Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у дан­ного человека носит рассудочный характер, мало затрагивает его эмо­циональную сферу, забота о здоровье для него — это просто необходимость, но никак не радостное и увлекательное занятие, он «глух» к витальным проявлениям своего организма, не «видит» эсте­тического аспекта здоровья, находится под властью отрица­тель­ных общественных эмоциональных стереотипов по отношению к здо­ро­вому образу жизни и т.д.

Высокие баллы по познавательной шкале говорят о том, что человек про­являет большой интерес к проблеме здоровья, сам активно ищет соответствующую информацию в интернете, книгах, журналах, газетах, любит общаться с другими людьми на данную тему и т.д.

Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у него мало затрагивает познавательную сферу: он, в лучшем случае, готов лишь воспринимать поступающую от других людей информацию о здоровье, но сам не проявляет активности в ее поиске и т.д.

Высокие баллы по практической шкале говорят о том, что человек активно заботится о своем здоровье в практической сфере: склонен посещать различные спортивные секции, делать специальные уп­раж­нения, заниматься оздоровительными процедурами, форми­ро­вать у себя соответствующие умения и навыки, вести здоровый образ жизни в целом и т.д.

Низкие баллы говорят о том, что человек готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность по заботе о своем здоровье, которую организовывают другие люди, в крайнем случае, он может что-то предпринимать, если этого от него потребует си­туа­ция.

Высокие баллы по поступочной шкале говорят о том, что человек активно стремится изменять свое окружение: старается повлиять на отношение к здоровью у окружающих его людей, стимулировать их вести здоровый образ жизни, пропагандировать различные сред­ст­ва оздоровления организма, вообще создавать вокруг себя здоро­вую жизненную среду.

Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью оста­ется "личным делом" этого человека, он не стремится как-то изме­нить свое окружение и т.д.

Высокие баллы по интенсивности в целом говорят о том, что у человека сформировано «хорошее» отноше­ние к здоровью и здоровому образу жизни.

Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у дан­ного человека сформировано плохо, он находится в «зоне риска». В этом случае высока вероятность того, что он не будет вести здо­ро­вый образ жизни, а это рано или поздно приводит к заболеваниям.

Если такая ценность, как «здоровье, здоровый образ жизни» получила у испытуемого первый или второй ранг, можно сделать вывод о том, что его отношению к здоровью является высоко до­ми­нантным; если третий, четвертый или пятый ранг ­что оно харак­теризуется средней доминантностью; если шестой или седьмой — что ему свойственна низкая доминантность отношения к здоровью.

 

Использование методики

Представляются возможными следующие направления ис­по­ль­­зования психологического теста «Индекс отношения к здо­ро­вью» в коррекционной работе по формированию отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни:

1. Сама процедура проведения теста может являться сво­еоб­разным фактором, формирующим отношение к здоровью, посколь­ку, как показывает опыт использования аналогичных тестов, отве­чая на вопросы, люди иногда впервые задумываются над соответ­ст­вующими проблемами.

2. Результаты, полученные с помощью теста, могут служить в качестве критерия эффективности системы педагогических меро­прия­тий и пропагандистских компаний, направленных на форми­ро­вание отношения учащихся к своему здоровью, помогать оценивать устойчивость достигнутого эффекта.

3. Данные теста могут служить в качестве основы для анализа закономерностей развития отношения к своему здоровью у людей и выявления особенностей этого отношения в различных социально-культурных, социально-профессиональных, этнических, религиоз­ных и других группах, что позволит определить своеобразные «группы риска», требующие особого внимания в этом плане.

4. При массовом применении теста возможен мониторинг осо­бенностей отношения к здоровью в различных регионах страны, что позволит выявить особо неблагоприятные территории, на ко­торых в первую очередь требуется проведение соответствующей рабо­ты по формированию отношения населения к своему здоровью.

5. При сотрудничестве школьного медицинского персонала и школьного психолога возможно создание банка данных об отно­шении всех учащихся учебного заведения к своему здоровью, что позволит вести с ними персональную коррекционную работу.

6. Общий банк данных позволяет анализировать возрастную динамику отношения школьников к своему здоровью, выявлять «кри­зисные периоды», что может служить психологической базой для разработки соответствующих методических пособий, коррек­ци­онных программ, выработки стратегий пропаганды, создания комплекса коррекционной литературы для школьников.

7. При наличии соответствующего опросника, диагно­стиру­ю­щего по объективным медицинским показателям общее состояние здоровья тестируемого («Паспорт здоровья» и т.п.), возможно самостоятельное комплексное исполь­зование людьми такого медицинского теста и психоло­гиче­ского теста «Индекс отношения к здоровью». При этом наличие отрицательной временной динамики может оказаться сущест­вен­ным эмоционально значимым фактором, побуждающим людей из­ме­нить свое поведение, свой образ жизни. И наоборот, положи­тельная динамика может стимулировать их активно продолжать стремиться сохранять свое здоровье и достичь в этом еще больших успехов.

8. Применение графической карты результатов тестирования может служить эффективным средством про­ве­де­ния индивидуальной коррекционной работы соответствующими специалистами в различных учреждениях, поскольку такая форма представления результатов существенно затрагивает эмоцио­наль­ную сферу тестируемого, помогает заинтересовать его.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: