Первой ценности из трех, которые выбрал испытуемый в качестве наиболее важных для него, присваивается первый ранг, второй — второй ранг, третьей — третий. Первой ценности из трех, которые назвал испытуемый в качестве наименее важных для него, присваивается седьмой ранг, второй — шестой ранг, третьей — пятый. Ценности, не вошедшей ни в первую, ни во вторую группу, присваивается четвертый ранг.
Ранг, полученный такой ценностью, как «здоровье, здоровый образ жизни» является окончательным результатом.
Субтест по интенсивности. Результаты испытуемого определяются с помощью приводимого ниже ключа. За полное соответствие ответа испытуемого с ответом в ключе присваивается 3 балла, за стрелку, направленную в сторону этого ответа,— 2 балла, за стрелку в противоположную сторону — 1 балл, за ответ, противоположный данному в ключе, — 0 баллов.
Ключ опросника
А | Б | А | Б | А | Б | ||||||
Б | А | Б | А | А | Б | ||||||
А | А | Б | Б | Б | А | ||||||
А | Б | А | Б | А | Б |
Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале (строке) и общая сумма, являющаяся показателем интенсивности отношения.
Баллы по вопросам | Суммы баллов по диагностическим шкалам | ||||||||||||
Эмоциональная шкала | |||||||||||||
Познавательная шкала | |||||||||||||
Практическая шкала | |||||||||||||
Поступочная шкала | |||||||||||||
Интенсивность отношения |
Полученные баллы переводятся в стандартные шкалы, которые позволяют сравнивать между собой результаты разных испытуемых, а также результаты представителей различных социально-профессиональных и возрастных групп. Баллы по стандартным шкалам являются окончательным показателем субтеста. Для того, чтобы получить возможность сравнивать между собой результаты разных испытуемых, необходимо полученные «сырые» баллы перевести в так называемые «процентили» с помощью таблицы. Цифровое значение «процентиля» показывает, сколько процентов российских школьников (согласно специальным статистическим данным) имеют показатель отношения к здоровью более низкий, чем у данного испытуемого.
ПРОЦЕНТИЛЬ | Эмоциональная шкала | Познавательная шкала | Практическая шкала | Поступочная шкала | Интенсивность |
0-5 | 0-2 | 0-13 | |||
0-1 | 3-4 | 0-2 | 14-18 | ||
7-8 | 2-3 | 5-6 | 19-23 | ||
4-5 | 4-5 | 24-28 | |||
10-11 | 8-9 | 29-34 | |||
7-8 | 10-11 | 7-8 | 35-39 | ||
13-14 | 9-10 | 12-13 | 40-44 | ||
15-16 | 45-49 | ||||
17-18 | 12-18 | 15-18 | 11-18 | 50 и более |
Например, испытуемый получил 8 баллов по «шкале поступков», что соответствует 60-му «процентилю» (по таблице). Это значит, что данный показатель выше, чем у 60 % российских школьников. Или его показатель «интенсивности» отношения к здоровью составляет 42 балла — 77-й «процентиль». Это значит, что его отношение к здоровью и здоровому образу жизни проявляется сильнее, чем у 77 процентов учащихся. Другими словами, данный результат соответствует уровню 23 % наиболее высоких показателей отношения к здоровью в среде учащихся. В этом случае этот испытуемый можете служить примером для своих товарищей.
Интерпретация результатов
Высокие баллы по эмоциональной шкале говорят о том, что отношение к здоровью в большой степени проявляется в эмоциональной сфере этого человека. Он способен наслаждаться своим здоровьем, способен получать эстетическое удовольствие от здорового организма, чутко реагирует на поступающие от него сигналы, свободен от отрицательных эмоционально маркированных стереотипов, существующих в обществе по отношению к здоровому образу жизни, и т.д. Иными словами, он заботится о здоровье не только потому, что это "необходимо", не под давлением обстоятельств, а ради удовольствия.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у данного человека носит рассудочный характер, мало затрагивает его эмоциональную сферу, забота о здоровье для него — это просто необходимость, но никак не радостное и увлекательное занятие, он «глух» к витальным проявлениям своего организма, не «видит» эстетического аспекта здоровья, находится под властью отрицательных общественных эмоциональных стереотипов по отношению к здоровому образу жизни и т.д.
Высокие баллы по познавательной шкале говорят о том, что человек проявляет большой интерес к проблеме здоровья, сам активно ищет соответствующую информацию в интернете, книгах, журналах, газетах, любит общаться с другими людьми на данную тему и т.д.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у него мало затрагивает познавательную сферу: он, в лучшем случае, готов лишь воспринимать поступающую от других людей информацию о здоровье, но сам не проявляет активности в ее поиске и т.д.
Высокие баллы по практической шкале говорят о том, что человек активно заботится о своем здоровье в практической сфере: склонен посещать различные спортивные секции, делать специальные упражнения, заниматься оздоровительными процедурами, формировать у себя соответствующие умения и навыки, вести здоровый образ жизни в целом и т.д.
Низкие баллы говорят о том, что человек готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность по заботе о своем здоровье, которую организовывают другие люди, в крайнем случае, он может что-то предпринимать, если этого от него потребует ситуация.
Высокие баллы по поступочной шкале говорят о том, что человек активно стремится изменять свое окружение: старается повлиять на отношение к здоровью у окружающих его людей, стимулировать их вести здоровый образ жизни, пропагандировать различные средства оздоровления организма, вообще создавать вокруг себя здоровую жизненную среду.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью остается "личным делом" этого человека, он не стремится как-то изменить свое окружение и т.д.
Высокие баллы по интенсивности в целом говорят о том, что у человека сформировано «хорошее» отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у данного человека сформировано плохо, он находится в «зоне риска». В этом случае высока вероятность того, что он не будет вести здоровый образ жизни, а это рано или поздно приводит к заболеваниям.
Если такая ценность, как «здоровье, здоровый образ жизни» получила у испытуемого первый или второй ранг, можно сделать вывод о том, что его отношению к здоровью является высоко доминантным; если третий, четвертый или пятый ранг что оно характеризуется средней доминантностью; если шестой или седьмой — что ему свойственна низкая доминантность отношения к здоровью.
Использование методики
Представляются возможными следующие направления использования психологического теста «Индекс отношения к здоровью» в коррекционной работе по формированию отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни:
1. Сама процедура проведения теста может являться своеобразным фактором, формирующим отношение к здоровью, поскольку, как показывает опыт использования аналогичных тестов, отвечая на вопросы, люди иногда впервые задумываются над соответствующими проблемами.
2. Результаты, полученные с помощью теста, могут служить в качестве критерия эффективности системы педагогических мероприятий и пропагандистских компаний, направленных на формирование отношения учащихся к своему здоровью, помогать оценивать устойчивость достигнутого эффекта.
3. Данные теста могут служить в качестве основы для анализа закономерностей развития отношения к своему здоровью у людей и выявления особенностей этого отношения в различных социально-культурных, социально-профессиональных, этнических, религиозных и других группах, что позволит определить своеобразные «группы риска», требующие особого внимания в этом плане.
4. При массовом применении теста возможен мониторинг особенностей отношения к здоровью в различных регионах страны, что позволит выявить особо неблагоприятные территории, на которых в первую очередь требуется проведение соответствующей работы по формированию отношения населения к своему здоровью.
5. При сотрудничестве школьного медицинского персонала и школьного психолога возможно создание банка данных об отношении всех учащихся учебного заведения к своему здоровью, что позволит вести с ними персональную коррекционную работу.
6. Общий банк данных позволяет анализировать возрастную динамику отношения школьников к своему здоровью, выявлять «кризисные периоды», что может служить психологической базой для разработки соответствующих методических пособий, коррекционных программ, выработки стратегий пропаганды, создания комплекса коррекционной литературы для школьников.
7. При наличии соответствующего опросника, диагностирующего по объективным медицинским показателям общее состояние здоровья тестируемого («Паспорт здоровья» и т.п.), возможно самостоятельное комплексное использование людьми такого медицинского теста и психологического теста «Индекс отношения к здоровью». При этом наличие отрицательной временной динамики может оказаться существенным эмоционально значимым фактором, побуждающим людей изменить свое поведение, свой образ жизни. И наоборот, положительная динамика может стимулировать их активно продолжать стремиться сохранять свое здоровье и достичь в этом еще больших успехов.
8. Применение графической карты результатов тестирования может служить эффективным средством проведения индивидуальной коррекционной работы соответствующими специалистами в различных учреждениях, поскольку такая форма представления результатов существенно затрагивает эмоциональную сферу тестируемого, помогает заинтересовать его.