Тема: «Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН)»




 

 

№ п/п Учебные вопросы Время (мин) Содержание учебного вопроса
       
  ОКСИОН     Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) представляет собой организационно-техническую систему, объединяющую аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий. ОКСИОН является составной частью системы управления РСЧС, сопрягается с органами повседневного управления и обеспечивает информационную поддержку при выявлении чрезвычайных ситуаций, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Это позволяет избегать дублирования функций управления мероприятиями по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и значительного увеличения финансовых затрат. На ОКСИОН возложено решение следующих основных задач: - сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях; - повышение оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; - повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности; - повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности; - увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего в результате ЧС населения; - повышение эффективности мониторинга за радиационной и химической обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей. ОКСИОН представляет собой совокупность Федерального, межрегиональных, региональных и муниципальных (городских) информационных центров, осуществляющих управление различными типами оконечных устройств. В структуре ОКСИОН нижестоящие информационные центры имеют подчиненное положение по отношению к Федеральному информационному центру. Межрегиональные и региональные информационные центры имеют право принимать на себя управление терминальными комплексами и планирование информационных операций информационных центров нижестоящих уровней. МРИЦ могут передавать управление терминальными комплексами своей зоны ответственности федеральному информационному центру. Управление ОКСИОН осуществляется по следующему принципу: на федеральном уровне – Федеральный информационный центр – функции которого выполняет ГУ «ИЦ ОКСИОН»; на межрегиональном уровне – МРИЦ – в границах федерального округа; на региональном уровне – РИЦ – в границах субъекта Российской Федерации; на муниципальном уровне – МИЦ – в административных границах городов (муниципальных образований). Для решения поставленных задач и обеспечения заданной совокупности функциональных возможностей, в состав ОКСИОН включены следующие структурные элементы: · информационные центры различного уровня; · терминальные комплексы, такие как: o пункты уличного информирования и оповещения населения (ПУОН); o пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН); o мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН); · распределенные автоматизированные подсистемы; · другие средства информирования и оповещения населения. Государственное учреждение «Информационный центр общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей» - является федеральным информационным центром ОКСИОН и обладает максимальным рангом. Он наделен наиболее широкими полномочиями по администрированию всей системы, имеет наиболее широкие функциональные возможности, наиболее развитую инфраструктуру и конфигурацию программно-технических средств, а также потенциал подсистем и количество управляемых им терминальных комплексов. ФИЦ координирует деятельность системы ОКСИОН, создает механизм взаимодействия между информационными центрами, обеспечивающий эффективное функционирование и обеспечивает доведение сигналов (распоряжений) и информации до подчиненных ему информационных центров. В ФИЦ оборудовано помещение, позволяющее осуществлять прямую трансляцию диктора на терминальные комплексы. В повседневном режиме дежурная смена обеспечивает отражение обучающей и другой профилактической информации на терминальных комплексах, осуществляет мониторинг прилегающих к терминальным комплексам территорий. Информационные центры являются одними из основных элементов системы управления различными типами оконечных устройств. С возникновением (угрозой возникновения) кризисной ситуации информационные центры осуществляют управление терминальными комплексами, входящими в зону их ответственности, для трансляции оперативных информационных материалов. В случае введения, на какой либо из территорий – в зоне ответственности ОКСИОН, режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, информационные центры ОКСИОН соответствующего уровня переходят в оперативное управление территориального органа МЧС России по вопросу вывода оперативных информационных материалов на территориях, на которых введен данный режим. В отдельных случаях информационными центрами может осуществляться мониторинг проведения мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и тушении пожаров, в зоне ответственности. С целью подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также оперативного информирования и своевременного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций в составе ОКСИОН используются следующие технические средства информирования и оповещения населения: · наружные (располагаемые вне помещений светодиодные экраны); · внутренние (располагаемые внутри помещений) навесные плазменные (жидкокристаллические) панели; · устройства типа «бегущая строка». Терминальный комплекс представляет собой автоматизированную систему, содержащую выделенный сервер, управляющей работой точек трансляции, а именно: · видеокамер; · датчиков уровня радиации и химического контроля; · светодиодных экранов; · плазменных экранов; · бегущих строк; · аудиосистем оповещения. Терминальные комплексы делятся на стационарные и подвижные. В состав стационарных терминальных комплексов входят: · пункты уличного информирования и оповещения населения; · пункты информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей. В состав подвижных терминальных комплексов входят: · пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах; · мобильный комплекс информирования и оповещения населения. Мобильный комплекс информирования и оповещения населения способен выполнять свои задачи в любой точке Российской Федерации, как автономно, так и в составе мобильных группировок. Мобильность обеспечивается путем размещения оборудования МКИОН на шасси автомобиля либо другого транспортного средства. Управление МКИОН осуществляется как с рабочего места, расположенного в составе системы управления, так и из информационных центров. Работа ОКСИОН построена на функционировании следующихраспределенных автоматизированных подсистем: o массового информирования (ПМИ); o наблюдения и сбора информации (ПСИ); o связи и передачи данных (ПСПД), в том числе мобильный сегмент ПСПД (МС ПСПД); o информационной безопасности (ПИБ); o радиационного и химического контроля (ПРХК); o звукового сопровождения и информирования (ПЗСИ); o часофикации (ПЧ); o контроля и управления ОКСИОН (ПКУ); В качестве мест размещения технических средств информирования и оповещения населения могут использоваться: · основные выезды, въезды в город перед постами ГИБДД, пересечение основных городских магистралей; · аэропорты и аэровокзалы; · автовокзалы и железнодорожные вокзалы; · крупные торговые центры; · станции метрополитена; · центральные площади городов; · городские рынки и стадионы. Главным требованием работы ОКСИОН является ее устойчивое функционирование в условиях чрезвычайных ситуаций, когда может происходить возможное постепенное отключение различных элементов. Устойчивость к поражающим факторам достигается с помощью децентрализованных сетевых решений. В системе не существует ни одного территориально компактного элемента, отказ или разрушение которого выводил бы из строя всю систему. В режиме повседневной деятельностиосуществляется информирование населения о правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, способам эвакуации и другим навыкам безопасности жизнедеятельности в рамках программ и методик в области ГО и защиты от ЧС, разработанных МЧС России. Одновременно с работой подсистемы массового информирования в местах расположения терминальных комплексов проводится профилактическое видеонаблюдение за обстановкой, т.е. применяется подсистема сбора информации (ПСИ). В повседневном режиме ПСИ используется для сбора, обработки и анализа информации об обстановке на подконтрольных территориях. В режиме повседневной деятельности видеозаписи хранятся в течение 7-ми дней в архиве управляющего компьютера терминального комплекса. В режиме повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации функционирование ОКСИОН заключается в оперативном информировании населения о необходимых действиях в сложившейся обстановке с целью минимизации возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также террористических акций. Вместе с тем, в период окончательной стадии ликвидации чрезвычайной ситуации, функционирование ОКСИОН заключается в информировании населения в ходе его социальной реабилитации, обеспечения морально-психологической поддержки, ослабления и снятия посткризисных осложнений. Также осуществляется предоставление необходимой информации по местам расположения центров и служб социально-психологической реабилитации, медицинской помощи, первичного жизнеобеспечения, «горячим линиям» и адресным пунктам поиска близких и родственников. Создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей в Российской Федерации в полном объеме позволит сократить сроки доведения до населения необходимой информации, что позволит уменьшить затраты федерального бюджета на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: