Работа ЗКРВР по формированию эмоционально - волевой устойчивости у военнослужащих в процессе боевой подготовки




 

В своей деятельности ЗКРВР по формированию эмоционально - волевой устойчивости должен уделить особое внимание на факторы боя в ходе, которых военнослужащим придется выполнять боевые задачи:. Фактор опасности - осознанная угроза жизни, здоровью или благополучию. Фактор опасности является основным (или первичным), определяющим психологическую специфику боевых ситуаций, но он не всегда предопределяет поведение и психическое состояние воинов. Иногда объективно она существует, но субъективно может не восприниматься, или наоборот.

Так, известен случай, происшедший в ходе учений "Запад-83", когда в результате неправильных расчетов артиллеристов несколько боевых разорвалось в непосредственной близости от расположения танковой роты и только по счастливой случайности там никто не пострадал. Этот случай интересен тем, как военнослужащие прореагировали на происшедшее событие, которое объективно было опасно для их здоровья и жизни. Большинство из них, по свидетельству очевидцев, восприняли ситуацию как смешную, интересную, как представление в театре. Они исключили себя из участников данного события и выступали в качестве зрителей.

Только офицеры, сознавая реальную угрозу, приняли меры к занятию личным составом укрытий, что последние с явной неохотой вы полнили. Такое поведение солдат вряд ли можно объяснить их высокой психологической устойчивостью. Страха не было из-за отсутствия личного опыта пребывания в подобных опасных ситуациях и неспособности, на тот период, оценить ее возможные последствия лично для каждого.

Научив подчиненных различать опасность, прогнозировать ее результаты соответствии с этим осуществлять свою деятельность в интересах выполнения поставленных задач, мы значительно повысим боеспособность и боеготовность вверенных нам подразделений и частей. Для этого фактор опасности необходимо моделировать на занятиях в процессе боевой подготовки в мирное время, тем самым военнослужащий будет адекватно реагировать на изменяющуюся обстановку боя.

. Фактор внезапности - непрогнозируемое изменение обстановки в ходе выполнения задачи, требующее корректировки плана действий.

Готовясь что-либо предпринять человек планирует свою деятельность, пытаясь учесть возможные варианты развития событий. Реализуя эту программу человек стремится достичь поставлен ной цели. Если при этом возникают какие-то ранее спрогнозированные изменения условий деятельности происходит корректировка программы, цель же деятельности остается прежней. Но могут про изойти изменения, которых человек не предвидел. В таком случае говорят о факторе внезапности, и чем выше величина отличия реального от ожидаемого изменения обстановки, тем выше степень внезапности. При этом человек вынужден отказываться от старой, продуманной программы деятельности, и составлять новую, а иногда вынужден изменять не только программу, но и цель деятельности.

Но не все одинаково реагируют на внезапность. Очень условно можно выделить три типа поведения в условиях воздействия фактора внезапности:

а) военнослужащий быстро переключается, определяет новые цели и программу, прилагает усилия к их реализации. Такая реакция наиболее желательна;

б) военнослужащий, осознавая внезапное изменение обстановки, продолжает действовать по старой программе;

в) военнослужащий прекращает осуществлять сознательную деятельность какой-то промежуток времени.

Два последних типа реакции приводят, как правило, к поражению в бою.

. Фактор неопределенности - отсутствие, недостаток или противоречивость информации о содержании или условиях выполнения боевой задачи, о противнике и характере его действий.

Неопределенность, как и другие рассматриваемые факторы, прямо пропорционально влияет на состояние психической напряженности личного состава. Это состояние неоднозначно сказывается на устойчивости и надежности деятельности. Если психическая напряженность чрезмерная, то ее отрицательное влияние проявляется в двух формах: первая стопарная, при которой снижается или полностью прекращается деятельность человека, нарушается координация движений, ухудшается или полностью отключается па мять; вторая - неупорядоченная активность, которая характеризуется появлением неуправляемой, неосмысленной активности, хаотичностью движений и поведения. В то же время умеренное состояние напряженности оказывает благотворное влияние на поведение воина. Оно активизирует все его психические функции, способствует сокращению времени адаптации.

В таких случаях задача ЗКРВР состоит в том, чтобы помочь подчиненным понять ситуации, устранить неопределенность, или, по крайней мере, переключить их сознание на другую деятельность для снижения отрицательного влияния этого фактора. Разные люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию. Одни в ней выделяют угрожающие факторы, сфокусировать внимание, прежде всего, на сигналах об опасности, другой - выделяет информацию, которая поможет составить программу борьбы с противником, т. е. увидеть его слабые места, принять решение на наиболее эффективное применение оружия.

. Фактор новизны - неизвестные ранее, новые условия, средства и способы борьбы, оказывающие негативное влияние на тех, против кого они направлены. Новое, в таком случае, всегда кажется более страшным, или, по крайней мере, вызывает опасение. Оно больше бросается в глаза, завладевает нашим вниманием. И если это новое несет в себе опасность, то возможны самые непредсказуемые реакции. Новизна снижает уверенность в действиях, надежность выполнения боевой задачи в целом. Значит,ЗКРВР, отвечающиЙ за подготовку личного состава к бою, должен заботиться о расширении представлений воинов о возможных ситуациях предстоящего боя, о накоплении ими опыта поведения и деятельности в сложных ситуациях для формирования адекватной реакции

. Фактор увеличения темпа действий - способность воина выполнить поставленную (или возникшую) задачу за счет сформированных ранее навыков и умений.

Данный фактор имеет место в том случае, если резко сокращается время на выполнение необходимых для достижения цели действий. Такие ситуации в бою возникают очень часто. Например, при внезапном обнаружении действующей огневой точки противника, танка, орудия и т.п. Зачастую успешный выход из такой ситуации будет определяться сноровкой, быстротой и слаженность действий военнослужащих. Кратко выразить определение данного фактора можно словами: кто вперед. При этом необходимо уделить особое внимание на действие подразделений в отрыве от основных сил, чтобы устойчивость поведения военнослужащего в нестандартной ситуации не оказало влияние на выполнение боевой задачи.

Основной метод - тренировать подчиненных в условиях сокращения времени на выполнение нормативов боевой подготовки, добиваться автоматизации их действий - важная задача каждого командира.

. Фактор дефицита времени.

Возникает в условиях, когда успешное выполнение задачи, невозможно простым увеличением тем па действий. Необходимо изменение структуры деятельности. Уметь действовать нестандартно, творчески - важная предпосылка достижения успеха в бою. Поэтому при формировании эмоционально - волевой устойчивости необходимо сделать акцент на действия подразделений в нестандартных ситуациях.

Кроме рассмотренных факторов можно выделить еще несколько, которые по своему характеру больше относятся к социально-психологическим, групповой деятельности и выражает в процессе взаимодействия между военнослужащими составляющими один экипаж (расчет). К ним относится так называемый эмоциональный эффект группы. Замечено, что иногда в условиях крайней опасности всеми членами экипажа возникает излишняя нервозность, конфликты т.е. нарушается для данной ситуации порядок взаимодействия между военнослужащими составляющими один экипаж (расчет). Это может выражаться в криках, в навязчивых советах командиру (или другому члену экипажа) со стороны других военнослужащих. При этом советы даются отнюдь не в сложной форме. Как правило такой эффект не улучшает результативности боевой деятельности. Это оказывает благотворный эффект на формирование эмоционально - волевой устойчивости военнослужащих при действии в составе подразделения.

Кроме него может возникнуть так называемый профессиональный эффект группы. Он выражается в том, что кто-либо из членов экипажа (расчеты) полностью или частично исключается из взаимодействия при решении боевой задачи в следствии чрезмерных психологических нагрузок, сильного страха, получение психологической травмы. В этом случае человек может впадать в стопорное состояние, либо выполнять совсем не те действия, которые требуются в данной ситуации и тем самым нарушить согласованность деятельности всего экипажа (расчета). Поэтому в процессе психологической подготовки военнослужащие, особенно ЗКРВР должен обучаться способами выведения из таких состояний, случае невозможности сделать это, способам оперативного построения новой системы взаимодействия в экипаже с учетом возникших условий.

Учебно-боевая деятельность, осваиваемая военнослужащими в обычных условиях, без моделирования фактора опасности, отличается от деятельности боевой, к которой осуществляется подготовка прежде всего на мотивационном уровне.

Таким образом были рассмотрены основные психологические и физико-химические факторы имеющие место в процессе боевой подготовки.. Для того, чтобы психологически подготовить военнослужащего к бою необходимо, прежде всего, подготовить его психику к воздействию указанных факторов. При этом, военнослужащий должен не просто ставиться в условия воздействия данных факторов привыкая к ним, а сознательно учиться выполнять боевые задачи в условиях воздействия данных факторов для формирования эмоционально-волевой устойчивости. Успешность решения данного вопроса во многом зависит от правильной организации психологической подготовки.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осуществление преобразований в различных областях государства, переход от практики авторитаризма к формированию демократического общества происходит на фоне возникновения значительного количества общественных конфликтов, характеризующихся отсутствием практики их разрешения, непредсказуемостью развития ситуации, противоречиями между необходимостью применения военнослужащими соответствующих сил и средств и нормативной базой их применения. Выполняя боевые задачи, они вынуждены действовать в сложной оперативной обстановке с применением оружия и боевой техники. Поэтому в современных условиях роль эмоционально - волевой устойчивости приобретает важное значение в процессе боевой подготовке. Эти условия отличаются от вошедшей в практику морально-психологической подготовки военнослужащих в структуре профессиональной подготовки целым рядом особенностей. Эти особенности связаны, прежде всего, со спецификой социальных явлений в обществе и способами подготовки личного состава.

Поэтому социально - волевая устойчивость будет представлять собой систему специально организованных и согласованных по задачам, месту, времени, последовательности, привлекаемым силам и средствам действий, осуществляемых в целях формирования, поддержания и восстановления у них высокой профессионально-психологической подготовленности к выполнению поставленных задач; развития направленности на поддержание высокой боевой готовности частей и подразделений; укрепления дисциплины, организованности и порядка; сплочения воинских коллективов, а также уменьшения психологических травм.

Поэтому рассматриваемая проблема является во многом еще не разработанной в науке, и отсутствие практических рекомендаций по ее осуществлению в процессе профессиональной деятельности военнослужащих вызывает определенные затруднения.

Делая вывод, можно сказать, что продуманное и хорошо организованная работа по формированию эмоционально-волевой устойчивости в ходе выполнения задач боевой службы является одним из решающих условий успешного выполнения поставленных задач по охране общественного порядка и борьбы с международным терроризмом (экстремизмом) и требует от командиров, их заместителей по работе с личным составом высокого профессионализма, творческого подхода, стремления к постоянному совершенствованию данного процесса.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Актуальные проблемы воинского воспитания личного состава. / В. Ф. Фомичев. Воениздат

2. Баева И.А. Социально-психологическая адаптация молодых рабочих в производственном коллективе: Автореферат диссертации кандидата психологических наук. Л: ЛГУ, 1985, 21 с.

. Бойко В. В. Социально - психологический климат и личность"

. Бурлачук "Психодиагностика"

. Введение в профессию (Уч.-методическое пособие для войсковых психологов и социологов).-М.: Центр военно-психологических, социологических и правовых исследований Вооруженных Сил. 1992-128 с.

. Взаимоотношения военнослужащих и пути их формирования. - М.: ГУВР,1993

. Возрастная психология. Г. С. Абрамова. М, 2005

8. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: МГУ. 1976. -148 с.

9. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. "Военная психология и педагогика" - Минск, 1999

10. Л. Д. Столяренко "Основы психологии" практикум

11. Китаев - Смык Л. А. " Психология стресса" М., 1983

12. Короленко Ц. П. "Психофизиология человека в экстремальных условиях" - Л., 1978

. Маклаков А.Г. "Военная психология"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: