Кемалистское господство и реформы




От восхода до заката: кемалистский век Турции

В июле 2016 г. попытка военного переворота, подавленная властями, ознаменовала конец эры кемализма – политической системы, господствовавшей в Турции почти столетие – с 1919-23 гг., когда турецкие националистические силы, возглавлявшиеся генералом Мустафой Кемалем (в 1928 г. взявшим фамилию «Ататюрк»), вели войну с монархистами, а также с армянами и греками, пытавшимися создать на землях бывшей Османской империи свои национальные государства.

 

 

 

 

Мустафа Кемаль Ататюрк, 29 декабря, 1923 г.

 

 

Кемализм - идеология турецкой национальной модернизации, выдвинутая Ататюрком и до начала XXI века бывшая официальной идеологией Турецкой республики. Её основой являются 6 пунктов («стрел»), закреплённые в Конституции 1937 г. (изменена в 1946 г.).

 

Первый пункт – республиканизм, подразумевающий выборность власти, разделение властей и демократию.

 

Второй пункт – национализм, т.е. создание национального государства (в противовес многонациональной Османской империи, основанной на исламе), формирование турецкого патриотизма. Сам Ататюрк воспринимал нацию в её французском смысле – как совокупность граждан, объединённых не кровью, а языком, культурой и самосознанием (на деле гражданский национализм нередко заменялся национализмом этническим, причём нередко в крайних, жестоких формах).

 

Третий пункт – народность, понимаемая как единство турецкого общества и межклассовая солидарность.

 

Четвёртый пункт - лаицизм (секуляризм по-турецки), т.е. светский характер государства и отделение религии, в турецком случае – ислама от государства.

 

Пятый пункт - этатизм, т.е. смешанная экономика при руководящей роли государства.

 

Шестой пункт – революционность в смысле готовности идти на решительные меры по слому старых, отживших социальных, экономических и политических конструкций.

 

Кемализм был направлен на вестернизацию, т.е. на то, чтобы превратить Турцию в страну европейского типа. Ататюрк писал: «Наша политика, наши традиции, наши устремления будут направлены на то, чтобы Турция стала европейской страной, или точнее, страной, ориентирующейся на Запад» (Atatürk'ün söylev ve demeçleri. I-III. Ankara, 1989, c. 91).

 

Внешними приметами кемалистской политики стали отмена монархии, провозглашение республики, упразднение халифата, отделение религии от государства, ликвидация шариатского права и введение светских судов европейского типа, перевод турецкого языка с арабского алфавита на латиницу, предоставление избирательных прав женщинам, запрет традиционной мусульманской одежды (хиджаба у женщин, фески у мужчин) и даже ношения бород.

 

Для страны с мощными мусульманскими традициями такие реформы были сверхреволюционными. Однако они были обусловлены самой турецкой историей.

 

 

Предыстория

 

 

В культурном отношении Турция – уникальная страна. Бывшая Османская империя занимала значительную часть Европы (Балканы, Румынию, Венгрию, Крым, Молдавию, Южную Украину, часть Северного Кавказа и Закавказья), Восточное и Южное Средиземноморье (Анатолию, нынешние Ливан, Сирию, Палестину, Ирак, Египет, Ливию, Тунис, часть Судана, часть Саудовской Аравии, Алжир) – территории, унаследованные у античной греческой, римской и византийско-христианской культур.

 

 

 

Иными словами, Турция возникла и веками существовала в основном на территориях европейско-христианской культуры. Сами турки – для этого достаточно посмотреть на них – в огромном большинстве являются потомками принявших ислам греков, армян, болгар, албанцев, сербов, румын, арабов, евреев, кавказцев, а также многочисленных русских, украинских, венгерских и польских рабов и рабынь. В состав турецкой элиты столетиями вливались т.н. «ренегаты» - европейские военные и технические специалисты (итальянцы, французы, испанцы, немцы, голландцы), переселявшиеся в Турцию и принимавшие ислам ради высоких должностей и доходов.

 

«Как ни странным может показаться с первого взгляда, однако же не подлежит ни малейшему сомнению тот факт, что величие Оттоманской империи, блеск её в лучшую пору её существования до известной степени созданы руками христиан. Было немало искателей приключений из христиан, которые поступали в войско турок и принимали участие в их походах; особенно важные услуги они оказывали туркам в тех отраслях военного и морского дела, в которых сами турки не обладали достаточной опытностью и знанием; они заведовали артиллерией, флотом, работали в арсеналах и на корабельных верфях… Все важнейшие административные должности были в руках христианских ренегатов… Должность великого визиря была как бы привилегией христианских ренегатов и не вручалась лицам турецкого происхождения… Систематическое покровительство ренегатам из христиан, обычай раздавать им лучшие и доходнейшие места принесли несомненную пользу империи» (Н. Скабаланович «Политика турецкого правительства по отношению к христианским подданным и их религии (от завоевания Константинополя до конца ХVIII в.», интернет-версия).

 

Таким образом, Турция, ставшая всемирным исламским халифатом (из суннитских государств только Марокко и ваххабиты Аравии не признали османского султана халифом правоверных) имела могучие европейские, христианские корни и развивалась на стыке исламской и христианской культур. Это наложило сильнейший отпечаток на всю её историю.

 

В XIII-XVII веках Османская империя шла от победы к победе, расширившись от небольшого эмирата в северо-восточной Анатолии до мировой империи, простиравшейся от Словакии до Сомали и от Алжира до Каспийского моря и нынешнего Кувейта. Военные победы для весьма религиозных людей того времени обосновывали преимущество ислама над христианством и турецкого образа жизни над европейским.

 

Однако европейские страны постепенно стали опережать Османскую империю в техническом и военном отношении. В XVI веке европейцы остановили турецкую экспансию – османские войска были дважды разбиты под Веной; турецкий флот, два столетия господствовавший на Средиземноморье, был уничтожен испано-итало-мальтийским при Лепанто; разгром самого воинственного и сильного турецкого вассала, Крымского ханства, под Москвой означал начало заката османского могущества. Неустойчивое равновесие сил продолжалось более века, пока, наконец, в 1683 г. австрийско-польско-немецкая армия Яна Собесского не нанесла туркам сокрушительное поражение под Веной. После этого в течение более чем двух веков Турция отступала под натиском в основном русских и австрийских армий, уступая одну территорию за другой. К началу Первой Мировой войны османы потеряли почти весь Балканский полуостров (за исключением маленького кусочка Фракии со Стамбулом и Эдирне), Кавказ, Крым, Бессарабию и юг Украины, Закавказье, Алжир, Тунис, Ливию и Египет.

 

 

 

 

Сражение при Лепанто. Худ. Х. Луна-и-Новисио, 1887, Сенатский дворец, Мадрид, Испания

 

 

Ослабление могущества заставило Османскую империю искать выход, а он был только в реформах европейского типа. В 1789-1807 гг. султан Селим III провёл первую военную реформу, попытавшись реорганизовать армию по европейскому образцу. В ответ янычары – султанская гвардия и опора исламской реакции – совершила дворцовый переворот; Селим III был убит. Однако в 1826 г. новый султан Махмуд II уничтожил корпус янычар, обезглавив обскурантистское движение.

 

Тем не менее Османская империя продолжала деградировать. Она настолько явно клонилась к распаду, что в Европе её стали считать «больным человеком Европы», и только борьба между Россией, Австрией, Францией и Великобританией за «турецкое наследство» позволила империи выжить и не распасться окончательно.

 

 

 

 

Султан Селим III, Худ. К. Капидагли, 1803 г, музей дворец Топкапи, Стамбул, Турция

 

 

1839-76 гг. в турецкой истории называется «Танзимат» («Упорядочение»), состоявшее из ряда реформ. Их целью была постепенная трансформация традиционного мусульманского уклада и европеизация страны. В этот период были формально уравнены в правах мусульмане и немусульмане, проведена (на бумаге) весьма консервативная аграрная реформа, упорядочена налоговая система, установлена публичность судопроизводства, введён рекрутский набор в армию вместо феодально-племенных ополчений с сокращением срока службы. Открывались светские школы, началось строительство железных дорог, появились пароходные компании.

 

В 1876 г. великий везир - реформатор Мидхат-паша произвёл государственный переворот, свергнувший султана Абдул-Азиза, привёл к власти нового султана Абдул-Хамида II, провёл первые выборы в парламент и провозгласил конституцию.

 

 

 

 

Абдул-Хамид II. Фото 1868 г.

 

 

Но конституционный строй продержался недолго. В 1877-78 г. Турция потерпела поражение в войне с Россией, армия которой освободила Болгарию. Военная катастрофа спровоцировала политическую реакцию, и в 1877 г. Абдул-Хамид сместил Мидхат-пашу, в следующем, 1878 г. упразднил конституцию, распустил парламент и установил самодержавный тираний режим («зулюм»).

 

Тем временем империя продолжала разваливаться. В 1878 г. Берлинский конгресс окончательно признал независимость Болгарии, Черногории и Румынии, а Босния и Герцеговина, формально оставаясь в составе Турции, была оккупирована Австро-Венгрией. В 1881 г. Франция захватила Тунис, в 1882 г. Великобритания оккупировала Египет. В 1881 г. англо-французские кредиторы заставили Стамбул сформировать Управление Оттоманского государственного долга из числа самих кредиторов, которое взяло под контроль основные доходы Турции и приступило к управлению её финансами.

 

Реформы Танзимата дали определённый толчок развитию Османской империи, но в целом они не удались. Разросшаяся бюрократия, но в большей степени – исламское духовенство и феодалы, а в ещё большей – крайний консерватизм подавляющего большинства турецкого народа тормозили развитие страны. Новые законы в большинстве провинций либо исполнялись лишь частично, либо, особенно в восточных и южных районах, где властвовали племенные курдские и арабские вожди, не исполнялись вообще. В целом можно сказать, что реформы затормозились в силу отсутствия поддержки со стороны мусульманского населения империи.

 

Поскольку Османскую империю теснили христианские страны – Россия, Великобритания и Франция, а на территории самой империи восставали против османской власти христианские народы – греки, сербы, черногорцы, румыны, герцеговинцы, болгары, македонцы и армяне, режим Абдул-Хамида и мусульманское духовенство направило гнев мусульман и турок против христиан. В 1894-95 гг. в Турции произошли кровавые погромы армян (т.н. Сасунская резня), не менее 300 тысяч которых погибли.

 

 

* * *

 

 

Следующая попытка европеизации связана с движением младотурок. Так называлось политическое движение за конституционные реформы европейского типа, возникшее в Османской империи в конце XIX века; в 1889 г. реформаторы создали в подполье партию «Единение и прогресс» (“İttihat ve Terakki»). Духовными «отцами» движения были просветители Абдулла Джевдет и Тевфик-бей Абу-з-Зия, а практической политикой занялись офицеры, которых возглавили Ниязи-бей, Энвер-паша, Талаат-паша и Джемаль-паша.

 

 

 

 

Абдулла Джевдет

 

 

В июле 1908 г. офицеры-младотурки подняли восстание в Македонии, где они командовали гарнизонами, сокрушили султанскую армию и заставили султана восстановить конституцию 1876 г. и созвать парламент. Младотурки сумели прийти к власти в первую очередь потому, что выдвинули программу строительства светского демократического государства и реального равноправия мусульман и христиан, а также всех национальностей Османской империи, благодаря чему революцию поддержали национальные и религиозные меньшинства, включая даже таких непримиримых, как армянская националистическая партия «Дашнакцутюн» и повстанческая Внутренняя Македонская Революционная Организация (ВМРО). В 1909 г. мусульманская реакция попыталась восстановить самодержавную власть Абдул-Хамида, но мятеж был подавлен, Абдул-Хамид отстранён от власти и заменён на безвольного Мехмеда V.

 

 

 

 

Султан Мехмед V. Фото 22 июля 1913 г.

 

 

Главной проблемой Османской империи начала ХХ века была национально-религиозная. В Сирии, Ливане, Палестине, Ираке и Хиджазе проживали арабы и турецкого населения почти не было; на основных территориях проживания турецкого народа - Анатолии и Восточной Фракии – национальные меньшинства составляли около половины населения. В крупнейших городах – Стамбуле, Измире, Бурсе, Трабзоне – большинство населения составляли греки, в Адане и Эрзуруме – армяне, и только в провинциальной Анкаре турок было большинство. Нетурки – в первую очередь греки и армяне – были гораздо состоятельнее турок; так, армянам принадлежало 60% импортной, 40% экспортной и 80% внутренней торговли в Турции. Большая часть остального экспорта, импорта и внутренней торговли принадлежало грекам, евреям и т.н. левантинцам (османским гражданам европейского происхождения) – на долю турок не оставалось почти ничего. Такая ситуация была связана с гораздо более высоким уровнем образования немусульманского населения, а также с инертностью этнических турок, не интересовавшихся современными формами производства и торговли. Растущий разрыв в доходах вызывал постоянно усиливающуюся зависть и ненависть мусульман (прежде всего турок и курдов) к немусульманам, и мирного решения эта проблема, по-видимому, не имела, так как турки и курды учиться в современных школах в огромном своём большинстве просто не желали.

 

Младотурецкий режим на практике оказался совершенно не таким, какой обещали создать руководители партии «Единение и прогресс», а точнее – прямо противоположным. Провозглашённые младотурками принципы светского государства остались на бумаге: в Османской империи продолжал господствовать шариат с соответствующими ограничениями свобод и прав немусульман – как говорили в тогдашней Турции, они «надели чалму на конституцию». Более того: преследования немусульман постоянно усиливались, превратившись в решающий фактор государственной политики.

 

Официальной идеологией режима стали пантюркизм и панисламизм, т.е. объединение всех тюркских народов и всего исламского мира в рамках Османской империи. Лидер младотурок Энвер-паша возглавлял «Туранское молодёжное движение» (Изджи), эмблемой которого был серый волк (после Второй Мировой войны был воссоздан полный аналог этой организации – нацистское движение «Боз курт», по-турецки – «серые волки», существующее по сей день). Младотурецкие пропагандисты впервые на Востоке начали пропагандировать идею «высшей расы» - естественно, турецкой. Они грезили о создании «Великого Турана» от Босфора до Алтая и от Казани и Крыма до Индийского океана (ведущий идеолог «Единения и прогресса» Талаат-паша говорил даже о Турции до Жёлтого моря). Агенты младотурок наводнили российские Кавказ и Среднюю Азию, действовали в Крыму, в Поволжье, тюркоязычных районах Ирана и Афганистана, добирались даже до китайского Синьцзяна (его они считали родиной своих священных прародителей-волков). Младотурецкое движение стало первым в мире режимом нацистского толка, а созданное им государство – прямой предтечей Третьего рейха.

 

Всего через год после революции, в 1909 г,. младотурки организовали армянскую резню в Киликии. «Золотые горы, обещанные армянам конституционной Турцией, оказались обманом. Вместо земного рая новая Турция устроила новую армянскую резню, которая по размерам и свирепости напоминает злейшие времена старой Оттоманской империи» (Киракосян Дж. Западная Армения в годы Первой мировой войны. Ереван: Изд-во Ереван. ун-та, 1971. С. 40, 24). Суд над организаторами погромов вылился в казнь нескольких армян – в этом выразилась истинная сущность «революционного» младотурецкого режима. Отобранные у армян земли и имущество турецкие суды оставили захватчикам, а в сентябре 1910 г. Государственный совет Турции официально узаконил насильственные захваты имущества армян – естественно, о какой-либо компенсации вопрос даже не вставал. Тогда же немусульманам было запрещено владеть оружием и возобновилось насильственное обращение в ислам. При этом немусульмане исполняли все обязанности граждан Турции – платили налоги (в том числе формально отменённый повышенный исламский налог с «неверных» – джизью), служили в армии и т.д. Давление на немусульман, постоянно возраставшее всё время существования младотурецкого режима (1908-18 гг.) в конце концов вылилось в небывалую по масштабам катастрофу – геноцид армян, анатолийских греков, ассирийцев и курдов-езидов в 1915-18 гг.: по самым минимальным оценкам, было уничтожено не менее 2 млн. христиан, а Малая Азия практически очищена от немусульман.

 

 

 

 

Останки армян, убитых 28 февраля 1919 г. в Алеппо (фотография опубликована в 1920 году в книге посла США Генри Моргентау)

 

 

Таковы были чудовищные результаты уродливого слияния исламской нетерпимости с европейскими теориями XIX века – национализмом, шовинизмом и расизмом, воспринятыми младотурецкими «европеизаторами». Неудивительно, что Гитлер прямо называл устроенный младотурками геноцид армян примером для нацистской, в первую очередь антиеврейской, политики, а единственной религией, вызывавшей у него уважение, был ислам, который он понимал именно как младотурецкий исламский протонацизм.

 

«Советская» Турция и начало кемализма

 

 

В центре Стамбула, на площади Таксим возвышается 12-метровый монумент «Республика», воздвигнутый в 1928 г. по проекту итальянского архитектора Пьетро Каноники, символизирующий армию-освободительницу и установление республики. Памятник включает скульптуры маршалов Мустафы Кемаля Ататюрка, Мустафы Исмета Инёню, Февзи Чакмака и фигуры простых турок. Рядом с фигурой Ататюрка располагаются, на первый взгляд, неожиданные персонажи – Климент Ворошилов, на момент возведения монумента – нарком по военным делам СССР, и Семён Аралов, в 1922 г. бывший полпредом (послом) РСФСР в Турции. Увековечение советских политических деятелей в главном мемориальном комплексе Турции было выполнено по указанию самого Ататюрка и символизирует помощь Советской России в становлении Турецкой республики.

 

 

 

 

Монумент «Республика» на стамбульской плозади Таксим

 

 

Как же получилось, что пусть большевистская, но всё же Россия стала опорой новой Турции – страны, которая с 1223 г. (первое сражение между русскими и турецкими войсками у Судака в Крыму), т.е. на протяжении шести веков была основным геополитическим врагом нашей страны? Для ответа на этот вопрос придётся вернуться к событиям Первой Мировой войны и первым последовавшим после неё годам.

 

Османская империя, руководившаяся младотурками, вступила в Первую Мировую войну в конце 1914 г. на стороне Германии, Болгарии и Австро-Венгрии. Турецкие войска атаковали российское Закавказье: главной целью младотурок был его захват, а в перспективе – присоединение Северного Кавказа и Крыма (дальняя перспектива была нацелена на Поволжье, Южную Сибирь и Туркестан): этот безумный геополитический проект младотурки назвали «Туран йолу» («Путь в Туран»). Таким образом, для Турции Первая Мировая война была с самого начала агрессивной, и главной её целью было разрушение России.

 

Война для Турции с самого начала была неудачной: русские войска сразу начали одерживать верх в приграничных сражениях, а затем всё дальше и дальше теснили османские армии вглубь Западной Армении и Восточной Анатолии.

 

 

 

 

Выжившие после погромов в Киликии армяне среди руин своих домов. Фото 1909 г.

 

 

Несмотря на то, что турецкие армяне в начале войны сохраняли лояльность Стамбулу, младотурецкий триумвират принял решение физически уничтожить армян. В 1915 г. турецкие войска и курдское ополчение начинают тотальное истребление армянского населения. Если армяне-горожане не имели возможности защищаться, то сельское население Западной Армении восстало, защищая свою жизнь. На огромной территории восточной части Османской империи начались ожесточённые бои, причём армяне апеллировали к странам Антанты, в первую очередь к России, войска которой продвигались вглубь Турецкой Армении, и русские активно помогали армянским повстанцам (армянам, оборонявшимся в Киликии, помог французский флот). Геноцид армян, помимо отвлечения огромного количества турецких войск с фронта, вызвал экономическую катастрофу: почти вся торговля и большая часть ремёсел принадлежала армянам, армянские земледельцы также производили большую часть продовольствия. К 1917 г. Османская империя подошла абсолютно обнищавшей, фактически без экономики и с голодающим населением.

 

Атакованный с фронта и тыла турецкий фронт против России разваливался. К концу 1916 г. русские части заняли всю Восточную Турцию, помогая спастись сотням тысяч армян и ассирийцев, также подвергшихся истреблению, вышли в Иракский Курдистан и очистили от турок Западную Персию.

 

В 1916 г. при помощи британской агентуры, в том числе знаменитого разведчика Лоуренса Аравийского, против Турции восстали арабы Хиджаза. Англичане при помощи арабов постепенно продвигались из Египта в Палестину и Сирию, из Персии – в Ирак.

 

Крушение Османской империи на некоторое время отсрочило падение России: после октябрьского переворота большевики заключили перемирие со странами Четверного союза. Русский фронт в Турции рухнул, и турецкая армия, ломая сопротивление вновь созданной армянской армии, захватила Закавказье. Но это была агония: 30 ноября 1918 г., после капитуляции Германии, Австро-Венгрии и Болгарии, сдалась и Турция.

 

По условиям Мудросского перемирия турецкие войска выводились из Закавказья, Сирии, Месопотамии, Западной Армении и Киликии. Все уцелевшие армяне должны были быть освобождены. В 1920 г. в Севре был подписан мирный договор, означавший ликвидацию Османской империи. Западная Армения и Понт (северо-восток Турции, населённый греками) должны были быть отданы независимой Армении, Иония (часть турецкого побережья Эгейского моря с крупным городом Смирна) – Греции, Киликия – французской подмандатной Сирии, а Турецкий (Северный) Курдистан должен был стать независимым государством под англо-французским протекторатом. Юго-Запад передавался в управление Италии (её войска высадились в Анталье). Стамбул и побережья Мраморного моря передавались в совместное управление стран Антанты. Собственно Турция ужималась до нынешней её северной части с городами Самсун и Синоп, а также центрального плато с городом Анкара. Численность турецкой армии сокращалась до 50 тысяч солдат и офицеров. Младотурецкий режим пал, партия «Единение и прогресс» была распущена, её лидеры Энвер, Талаат и Джемаль бежали за границу и были заочно приговорены к смертной казни трибуналом в Стамбуле – за геноцид армян.

 

Однако турецкий народ не смирился: против раздела Турции и превращения её в небольшое и слабое государство выступили в первую очередь многочисленные офицеры, оставшиеся после войны без работы. Их лидером стал генерал Мустафа Кемаль – герой войны и бывший активный младотурок. В 1919 г. в городах Эрзурум и Сивас состоялись конгрессы, в которых участвовали офицеры турецкой армии и провинциальные чиновники, провозгласившие план «спасения Отчизны». Они отвергли условия Севрского договора и, сделав своей столицей небольшую провинциальную Анкару, начали формировать собственную армию. В 1920 г. она начала наступление против армян, занявших Западную Армению, истребляя уцелевшее армянское население.

 

Одновременно в Западной Анатолии турки начали военные действия против греческих войск, занявших Ионию со Смирной с целью защиты греческого населения и присоединения населённых греками территорий к Греции. Ионийское побережье Эгейского моря было населено греками более трёх тысячелетий, и к 1919 г. они всё ещё составляли там большинство населения. Греки также компактно проживали в регионе Понт с городами Синоп, Самсун, Трабзон, Амасья, Ризе и Орду.

 

Гонения на анатолийских греков младотурки начали ещё до начала Первой Мировой войны – весной 1914 г. Руководство партии «Единение и прогресс» приняло решение: «Источник всех проблем на западе Анатолии будет удалён, греки будут изгнаны политическими и экономическими мерами» (https://www.elzoni.gr/html/ent/184/ent.6184.asp στις 5/6/2012). С мая 1914 г. начались регулярные нападения башибузуков (турецкого ополчения) на греков. В июне башибузуки устроили резню греческого населения в древнем городе Фокея (кстати, фокейцы в 600 г. до н.э. основали французский город Марсель), и в Грецию из Турции хлынул первый поток беженцев.

 

С началом войны положение греков ещё более ухудшилось, хотя турки не решились сразу приступить к их истреблению, как это они проделали с армянами и ассирийцами: Стамбул опасался яростной реакции европейских стран, в том числе и союзников – Германии, Австро-Венгрии и Болгарии. Тем не менее греки призывного возраста были мобилизованы в «рабочие батальоны», которые идеолог «этнически чистой Турции» Талаат назвал «батальонами цивилизованной (!!!) смерти» (Δημήτρης Φωτιάδης, Ενθυμήματα, εκδ. Κέδρος 1981). Греки Понта, в большинстве своём крестьяне, имевшие оружие, начали вооружённое сопротивление, продолжавшееся долгие годы – вплоть до полного исчезновения (гибели или бегства) греческого населения Малой Азии.

 

 

 

 

Пленные греческие солдаты в лагере кемалистов. Фото: 1922 г.

 

 

В 1919 г. турки, объединившиеся вокруг генерала Кемаля, создали не подчинявшееся бессильному султану Великое национальное собрание Турции (ВСНТ) - однопалатный парламент и начали войну с армянами и греками. Первоначально греческая армия успешно продвигалась вглубь Турции, к августу 1921 г. выйдя на дальние подступы к Анкаре. Однако к тому времени ситуация изменилась в пользу новой Турции Мустафы Кемаля: Англия отказала Греции в поддержке; за ней последовала Италия, выведшая свои войска из Антальи; французские части изнемогли в борьбе с турецкими партизанами и оставили Киликию; независимый Курдистан создать не удалось, так как курдские племена враждовали друг с другом. Некоторые курды присоединились к турецким войскам, в то время как курды-йезиды, приверженцы алавизма и крупное племя заза помогали армянам и часто воевали в их рядах. Трагедией стала также вражда между армянами и греками; она даже в условиях ужасающих страданий обоих народов сопровождалась взаимной резнёй, как, например, в Караклисе.

 

Но главное – Турция получила помощь от Советской России, которая стала решающей в борьбе кемалистов за объединение Турции и разгром армян и греков. В 1920 г. Мустафа Кемаль обратился к Москве с предложением «забыть старые счёты» и стать союзниками, и получил первые партии оружия и финансовые средства. В конце 1920 г. пал белый Крым, с Польшей большевики заключили мир, и «восточное направление» советской политики резко активизировалось. В Турцию отправляется М. Фрунзе – крупнейший советский военачальник. По итогам визита Советская Россия поставила туркам Кемаля около 60 тысяч винтовок, 327 пулемётов, 54 орудия, 63 млн. патронов, 147 тысяч снарядов, миноносцы «Живой» и «Жуткий» и различное военное оборудование. Кроме того, советское правительство построило в Анкаре две пороховые фабрики, поставило оборудование для патронного завода и сырьё для производства патронов. Анкара также получила 200,6 кг золота в слитках, 100 тысяч руб. золотом для организации приюта для детей, потерявших родителей и 20 тысяч лир на приобретение походных типографий и киноустановок. 3 мая 1922 г. полпред РСФСР в Анкаре С. Аралов передал турецкому правительству ещё 3,5 млн. золотых рублей.

 

16 марта 1921 г. в Москве был подписан Договор о дружбе и братстве между РСФСР и Турцией. Согласно этому документу Советское правительство уступало Турции районы Карса, Ардагана и Артвина, а Турция отказалась в пользу Грузии от суверенитета над Батуми. Турции также было обещано дополнительно 10 млн. золотых рублей и военные материалы.

 

Советская помощь быстро принесла свои плоды. В декабре 1920 г. кемалистская армия совместно с Красной Армией, действовавшие совместно, нанесли решающее поражение армии Армении. Вся Западная Армения и входившие в состав России Карсская и Ардаганская области отошли к Турции, а остатки Восточной (Российской) Армении были насильственно советизированы. По требованию Анкары спорные Нахичевань и Нагорный Карабах с призрачным автономным статусом отошли пусть советскому, но мусульманскому и тюркоязычному Азербайджану.

 

После разгрома Армении кемалистская армия активизировала боевые действия против греческих войск и понтийских партизан. Маленькая и бедная Греция не могла снабжать воюющий с турками экспедиционный корпус, к тому же получавший помощь от Советской России (Англия и Франция довольно быстро отказали Греции в военной помощи). После ряда успехов и значительного продвижения вглубь Анатолии в 1922 г. греческая армия потерпела сокрушительные поражения на реке Сакарья и под городом Домлупынар. Греческая армия начала эвакуацию в Грецию, и турки заняли всё побережье Эгейского моря, включая столицу региона – крупнейший греческий город Смирну. К тому времени были уничтожены крупные партизанские греческие отряды в горах Понта, и остатки греческого населения бежали в Закавказье, а оттуда большинстве своём перебрались в Грецию.

 

Таким образом, Советская Россия сыграла решающую роль в воссоздании сильного турецкого государства, предшественники которого сотни лет были главными врагами России, и которое в своём кемалистском продолжении вовсе не собиралось отказываться от претензий на «турецкие земли» - Крым, Кавказ и Закавказье, а также от дальней перспективы инкорпорации в состав Турции Казахстана, Средней Азии, Южной Сибири и китайского Синьцзяна. Плоды этой безумной политики Ленина и его клики впоследствии в полной мере пожинал Советский Союз, а ныне пожинает посткоммунистическая Россия.

 

Помимо военной и финансовой помощи между Советской Россией и кемалистской Турцией существовало и политическое взаимодействие. Правда, носило оно несколько необычный характер. В октябре 1920 г. в Турции была создана коммунистическая партия: в её состав вошли небольшие группы турецких марксистов и несколько турецких эмигрантов и бывших военнопленных, находившихся в России. Её возглавляли Мустафа Субхи – турецкий эмигрант и комиссар турецкой роты Красной Армии, и черкес Этхем Нежат, участник коммунистических выступлений в Германии. Субхи вернулся в Турцию и попытался пропагандировать большевистские идеи, надеясь на благосклонность зависимого от советского правительства Кемаля, но просчитался: кемалисты начали преследовать коммунистов. 28 января 1921 г. группа коммунистов, в том числе Субхи и Нежат, спасаясь от преследований, попыталась бежать в Россию через Чёрное море на судне, но были зарезаны капитаном и командой судна.

 

Однако Кемаль опасался, во-первых, влияния большевизма среди турецких трудящихся, а во-вторых он не хотел ставить под удар отношения с ленинским правительством, которое, как он прекрасно понимал, не потерпело бы антикоммунистических гонений в Турции и могло прекратить помощь правительству в Анкаре. А это было чревато поражением на фронтах.

 

И Кемаль нашёл изящный выход: тогда же, в конце 1920 г., он инициирует создание проправительственной Народной коммунистической партии (НКПТ). Её основой стала действовавшая автономно от регулярных войск Анкары партизанская группировка Этхем-бея («Этхема-черкеса»). В руководство «партии» вошли бывший комиссар (министр) внутренних дел ВСНТ Хаккы Бехич, председатель комиссии по иностранным делам ВНСТ журналист Юнус Нади (Абалыоглу) и ряд высокопоставленных кемалистов – депутатов ВНСТ: Аднан (Адывар), Махмуд Эсад (Бозкурт), Тевфик Рюштю (Арас), Шюкрю Кая, Рефик (Коралтан) и др. Центральным органом «компартии» стала газета «Сеяре ени дюнья» («Партизанский новый мир»), издававшаяся Этхем-беем.

 

Надо отметить, что манифест НКПТ отличался большим своеобразием: он апеллировал не только к марксизму, но и к «священным основам ислама», который находит «самые высокие религиозные и моральные совершенства в бедности и смирении». «Манифест» ставил целью «привести коммунистическое учение в соответствие с основами ислама» и утверждал, что «коммунизм - это прежде всего промышленное сотрудничество». При этом партия настаивала на своём праве быть принятой в Коммунистический интернационал.

 

Партия действовала в кемалистской зоне Турции вполне официально, являясь второй, наряду с Народной (впоследствии – Народно-республиканской), партией (НРП), созданной непосредственно Кемалем, правительственной организацией. Её члены в основном воевали на фронте в составе «Зелёной армии» Этхем-бея, отличавшейся, кстати, особым зверством по отношению к греческим пленным и населению. Однако уже в январе 1921 г. Этхем-бей, вступив в конфликт с командующим Западным (против греков) фронтом Исмет-пашой, взбунтовался против кемалистов, был разбит и бежал, перейдя на сторону греков.

 

Тем не менее до 1923 г. НКПТ действовала легально, однако после победы над греками и заключения мира с Великобританией, Францией и Италией надобность в советской помощи резко уменьшилась, и партия была запрещена. Правда, в течении ещё двух лет она не подвергалась преследованиям и работала полулегально, хотя почти все её руководители, направленные на «партийную работу» Кемалем, покинули её ряды, в результате чего НКПТ уменьшилась до размеров нескольких небольших кружков.

 

Получая советскую помощь и имитируя свои симпатии к большевизму, Кемаль ни на минуту не забывал, что Россия – царская ли, советская или какая угодно ещё – исторический враг Турции и таковой будет всегда. Он понимал, что советская власть – явление с точки зрения истории временное, и, извлекая максимальную помощь от прихода к власти во враждебной стране безответственных политиканов, не понимающих интересов России, готовил почву для будущего. Именно с этим связаны исполненные ССССР турецкие требования о передаче армянских земель советскому Азербайджану – единоверному и единокровному, а также создание в составе Грузинской ССР автономной Аджарии, население которой была давно исламизировано и говорило в основном на турецком языке. Турция радушно принимала кавказских, татарских и среднеазиатских националистов-эмигрантов, поддерживала существование подпольных националистических групп среди мусульманского и тюркоязычного населения СССР.

 

В 1923 г. Кемаль победил: вся страна лежала у ног его армии. Он отстран



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: