Школьный музей в сфере внеурочного времени,
Как один из содержательных видов деятельности
коррекционной школы в работе с детьми ОВЗ.
Современный этап развития теории и практики коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно-практическое значение.
Общие цели и задачи для обучения и воспитания особых детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, формирование у них правильного поведения, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества.
Вся система коррекционной работы школы призвана реабилитировать и социально адаптировать ребенка к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
Коррекционно – образовательное и развивающее пространство ГБОУ РК «Школа-интернат №24» представляет собой совокупность содержательных видов деятельности в сфере учебного и внеурочного времени:
- учебная деятельность – непосредственно процесс обучения с классно – урочной и индивидуально – групповой формой организации занятий, формирование представлений об общей картине мира, не замкнутой рамками учебника и стенами класса;
- внеурочная деятельность представляет собой дополнительное образование на базе школы в сфере внеурочного времени учащихся, в том числе и участие обучающихся в процессе музейной педагогики
Реформирование образовательной системы в целом подразумевает новое видение и новые подходы к системе воспитания. Происходит поиск новых педагогических технологий, которые в той или иной мере разрешают вопросы воспитания подрастающего поколения. Но во все времена неотъемлемой частью воспитания нравственных качеств личности оставалась музейная педагогика.
|
Мы начали осуществлять работу по создания школьного музея в 2016 году. Инициатива директора школы Кузьминой М.Н.. по созданию школьного музея получила живой отклик у школьников, родителей и педагогов: появились первые экспонаты школьного музея «Карельской избы», которые стали основой постоянной экспозиции.
Экспозицию школьного музея расширяют передвижные выставки, которые нашей школе предоставляет ФГБУК Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник Кижи: «Простые вещи»; «Кижская азбука»; «Острова нашего детства»; «Дива былинные», «Где живет загадка?»; выставка работ детей, участников конкурса «Православные святыни Русского Севера». Договор о сотрудничестве с музеем «Кижи» является важным начинанием взаимосвязи учреждений по передаче опыта работы с детьми ОВЗ, работники музеев города принимают участие в семинарах, конференциях, организованных на базе школы и могут посетить занятия в школьном музее.
Профиль существующего сегодня школьного музея – комплексный музей, т.е. ведущий работу по разным видам деятельности. Для работы нашего музея был выбрано основные направления внеурочной деятельности: краеведение и декоративно-прикладное творчество.
Датой создания школьного музея «Карельская изба» считаем 1 сентября 2016 года. В настоящее время музей призван содействовать развитию интереса к истории Родного Края, расширению кругозора, развитию познавательной активности, формированию практических умений обучающихся.
|
Задачи работы школьного музея.
Коррекционно – образовательные:
1.Обеспечение преемственности в содержании взаимосвязанных учебных дисциплин – естествознания, географии, истории, обществознания, социально-бытовой ориентировки и формирование на этой основе представлений о целостной картине мира во всех ее проявлениях, взаимосвязи и взаимообусловленности;
2.Обеспечение сознательного освоения и закрепления изучаемого материала через определенные формы организации внеурочной деятельности:
· предметные и тематические экскурсии, виртуальные экскурсии
· музейные занятия и уроки
· тематические встречи
· игровые программы
· практические занятия
· мастер-классы
· проектная деятельность
· игровая деятельность
· работа с родителями (участие в творческих выставках и конкурсах, выезд с детьми на остров Кижи, мастер-классы и др.)
3.Формирование и активизация коммуникативной функции речи, посредством опоры на знания учащихся, полученных в курсах учебных дисциплин, при взаимодействии с учителями и классными руководителями.
Коррекционно – развивающие:
1.Формирование познавательных интересов и потребностей, учебной мотивации, стимулирование поисково - познавательной активности, речевой деятельности, внимания школьников;
2.Обеспечение условий для всестороннего, целостного развития личности, посредством введения в разные формы общения, самовыражения, самоанализа, самопроявления и самоутверждения, в том числе, предоставления возможности реализации себя в общественно – значимой деятельности;
|
3.Обеспечение педагогической помощи в раскрытии потенциальных возможностей ребенка, реализации творческого и развития духовного потенциала школьников, посредством включения в целесообразную творческую деятельность;
Коррекционно – воспитательные:
1.Обеспечение условий нравственного, гражданского, экологического, эстетического, трудового воспитания учащихся, посредством включения школьников в различные формы познавательной и творческой деятельности;
2.Формирование гражданских качеств ученика и привитие нравственных и социальных норм - установленных обществом правил и устойчивых форм социального взаимодействия людей;
3.Создание условий для освоения ребенком новых социальных ролей и приобретение социального опыта.
Направления деятельности школьного музея: историко – краеведческое; декоративно-прикладное; экологическое; социальное; трудовое воспитание.
Краеведческая работа и экскурсионная деятельностьнаправлена на решение задач изучения и пропаганды памятников истории, культуры и природы Родного Края, истории города Петрозаводска, развитие сотрудничества с ФГБУК Государственным историко-архитектурным и этнографическим музеем-заповедником Кижи.
В практической деятельности принимают активное участие не только ученики, педагоги школы, работа вызывает живой отклик у родителей, которые активно принимали участие в выставках и конкурсах творческих работ: «Дары осени», «Рождественский ангел», «Пресноводные рыбы озер и рек Карелии», «Ёлочные бусы» и др. Сотрудники и родители учеников школы привнесли свой посильный вклад в пополнении школьной экспозиции музея (предметы быта карельской избы, народная одежда, книги, творческие работы: вышивка, вязание, ткачество). Учащиеся оформляют свои впечатления в виде рисунков, практических работ, стенгазет, школьных проектов, а также пробуют свои силы, участвуя в школьной ученической конференции. Вместе с классными руководителями осуществляем увлекательные мини-проекты школьного музея: «Откуда на стол хлеб пришел?» (кл.рук. Шубина Е.К.); «Чугунок и ухват – друг без друга никак!» (кл.рук. Мохначева М.А.) и многие другие проекты.
Неисчерпаема тема военно-патриотического воспитания: Великая Отечественная Война. Материалы по Великой Отечественной войне очень удобны для составления музейной выставки и методически понятны применительно к детям. Создана фото - выставка памяти, куда включены фотографии и рассказы об участниках ВОВ (родственники сотрудников школы), экспозиция выставляется в школьном фойе. По материалам проекта «Улицы, названные в честь героев», ученики пишут сочинения, проводятся тематические музейные уроки.
Направление деятельности музея – этнография. В музее проходят занятия по изучению народной культуры: игры на шумовых музыкальных инструментах, пение народных песенок, хороводные игры, карельские народные игры, знакомство с народными промыслами Карелии и предметами утвари карельской избы.
Музей в целом помогает восстановить и укрепить, часто потерянные и ослабленные в современном мире, традиционные семейные, родовые связи. Поэтому мы проводим с детьми игровые программы и приглашаем для участия родителей: «Осенний хоровод», «Веселое Рождество», «Масленица», «Карельские посиделки», «Яблочный день» и др.
Деятельность школьного музея позволяет решить проблемы определения сферы деятельности, в которой ребенок с особенностями в развитии может самоутвердиться и проявить себя, что позволяет обеспечить реальный успех ребенка в других, не учебных видах деятельности. В результате это способствует укреплению у школьника чувства собственного достоинства и развитие достаточно благоприятного представления о том, как жили люди в старину. Кроме этого, работа музея позволяет решить проблему занятости свободного времени, расширить сферу межличностного взаимодействия детей, способствует приобретению социального опыта. Дети, проживающие в интернате, каждую неделю бывают в музее на занятии, с желанием и интересом участвуют в практической, игровой и образовательной деятельности.
Цель инновационной педагогической деятельностив ГБОУ РК «Школа-интернат №24» - обеспечение благоприятных условий для личностного роста обучающихся, развития компенсаторных возможностей детей, для освоения ими новых социальных ролей и приобретение положительного социального опыта.Инновационная деятельность направлена на реализацию эффективного воспитательного воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья, через работу школьного инновационного комплексного музея «Карельская изба».
Таким образом, наличие музея в коррекционной школе способствует решению многих вопросов воспитания. В музее, дети не только получают знания, но и учатся любить свой Родной край – Карелию. Школьники, посещая музей, каждый раз открывают для себя нечто новое, неизвестное, учатся жить в многогранном сложном современном обществе, не забывая традиции прошлого.
Епифанова А.А. –
руководитель школьного музея
«Карельская изба»