ПОЛОЖЕНИЕ
О конкурсе «Мой край родной - Башкортостан»
Общие положения
Конкурс «Мой край родной - Башкортостан» (далее Конкурс) проводится Управлением образования МР Белорецкий район РБ, Городским обществом охраны природы «БелЭко» и МБУ ДО Станция юных натуралистов в соответствии с Календарным планом массовых мероприятий на 2018-2019 уч. год.
Цель проведения конкурса - воспитание у детей и молодёжи ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к другим культурам.
Задачи конкурса:
• привлечение внимания детей и взрослых к комплексному изучению и сохранению природного, исторического и культурного наследия своей малой родины, национального ландшафта;
• развитие патриотического отношения к родной земле, поддержка чувства гордости у молодого поколения за свою малую родину, содействие духовной привязанности к ней;
• выявление и поддержка творческой инициативы педагогов, детей и подростков, изучающих взаимоотношения этноса и природной среды, способствующей сохранению культурного и природного наследия;
- развитие толерантности в межкультурном и межэтническом диалоге, направленном на поиск путей формирования экологической культуры;
• содействие социальной адаптации и самоопределения детей и подростков путём их привлечения к деятельности по тематике Конкурса.
Участники конкурса
В Конкурсе могут принять участие дети и молодёжь, обучающиеся образовательных учреждений, в возрасте с 12 до 18 лет, проявляющие интерес к изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины. Допускается только индивидуальное участие в Конкурсе. Замена участников в ходе Конкурса не допускается.
Порядок и сроки проведения Конкурса
3.1. Конкурс проводится в 3 этапа:
1 этап муниципальный заочный проводится с 1 октября по 5 ноября 2018 года;
2 этап - региональный (Республиканский) заочный проводится с 1 ноября по 15 ноября 2018 года;
3 этап – Республиканский очный –декабрь 2018 года.
3.2. Конкурс «Мой край родной - Башкортостан» проводится по номинациям:
Для обучающихся в возрасте 14-18 лет (на период проведения финала)
• Гуманитарно-экологические исследования (рассматриваются учебно-исследовательские работы, посвященные изучению истории взаимоотношений этноса и природы, отражения природы в культуре этноса, а также влияния этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользование);
• Эколого-краеведческие путеводители (рассматриваются эколого-краеведческие путеводители и описания маршрутов, знакомящие с культурным и природным наследием малой родины
• Публицистика в защиту природы и культуры (рассматриваются статьи, эссе, очерки и другие публицистические произведения, посвященные проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия и выражающие личное понимание проблемы взаимоотношения жизни этноса и природной среды);
• Традиционная культура (рассматриваются работы по воспроизведению предметов материальной культуры - одежды, утвари, продуктов питания и др., с использованием природных материалов, а также отражающих природные объекты и явления, а также работы по сохранению и воспроизведению явлений нематериальной культуры - песен, танцев, игр, обрядов и др., отражающих взаимоотношения этноса с природным окружением).
Для обучающихся в возрасте 12-13 лет (на период проведения финала)
· Живой символ малой родины (рассматриваются живописные и другие художественные работы (рисунки и др.) в которых авторы представляют «живой символ малой Родины» и письменное обоснование его выбора (сочинение), где требуется аргументировать, именно его предпочтение – в чём заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т.д.).
3.3. В конкурсных работах всех номинаций должны рассматриваться вопросы взаимосвязи между культурным и природным окружением этноса, например,:
• история природопользования и охраны природы;
• традиционное природопользование и окружающая среда;
• природные промыслы, изделия из природных материалов;
• природные объекты и явления в культуре этноса, его религии, верованиях,
обрядах, фольклоре, топонимике, орнаменте и др.;
• сакральные природные объекты;
• травы и иные природные средства народной медицины;
• экологические аспекты образования поселений
• природные и культурные достопримечательности при определении
рекреационной значимости территории;
· отношение к природе в различных этнических, конфессиональных, социальных, профессиональных и иных общностях.
Участники Конкурса не ограничены данным перечнем в выборе темы и могут избирать ее свободно, однако содержание конкурсных работ должно соответствовать общей теме Конкурса.
3.4.Формы представления конкурсных работ:
- учебно-исследовательская работа - в номинации «Гуманитарно-экологические исследования»;
- публицистическое произведение (статья, эссе, очерк и т.п.) - в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»;
- путеводитель или описание маршрута, тропы - в номинации «Эколого-краеведческие путеводители»;
- фотографии предметов материальной культуры (с аннотациями) -в номинации «Традиционная материальная культура»;
- видеозаписи исполнения народных произведений (с аннотациями) - в номинации «Традиционная нематериальная культура»);
- художественная работа (рисунок и др.) и сочинение – в номинации «Живой символ малой родины.
3.5. На конкурс не принимаются работы:
• ранее занявшие призовые места на других конкурсах республиканского уровня, проводимых Министерством образования и РДЭБЦ МО РБ;
• не соответствующие тематике Конкурса (не связанные с изучением или сохранением культурного и природного наследия), не соответствующие требованиям, предъявляемым к конкурсным материалам (приложение 1).
. 3.6. Конкурсным преимуществом пользуются междисциплинарные работы, рассматривающие культурное и природное наследие во взаимосвязи.