Вернёмся к детским вопросам.




Что же такое «гендер»?

Гендер - это составляющая пола человека.под «гендером» понимается социальный пол, специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение мужчин и женщин [1].

Когда говорят о половой принадлежности человека выделяют пол биологический (анатомические и репродуктивные признаки) и психологический(соотнесение себя с представителями своего пола, осознание принадлежности к определённому полу и стремление к освоению роли характерной для своего пола). Как мы видим пол это многоуровневое явление, он включает как биологические, так психологические и социальные характеристики. Биологический пол даётся индивиду от рождения, в то время как психологический и социальный пол формируется прижизненно под влиянием социальных факторов - социальная среда и воспитание.

Сегодня принято говорить о гендерном воспитании детей.

Каждый родитель сталкивался с вопросами от детей «Откуда я появился?», «Почему у девочек нет бороды на лице?», «Когда я вырасту, я стану женщиной или мужчиной?» и т.д. Когда мы отвечаем на данные вопросы, мы занимаемся гендерным, половым или полоролевым воспитанием?

Обратимся к авторитетным источникам.

Половое воспитание - комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни [1]

Отношение исследователей, впрочем как и практиков, к половому воспитанию детей дошкольного возраста, к используемой при этом терминологии, неоднозначно. (Заметим, что в данной теме вообще очень много спорных вопросов.) Одни из них, в частности В.Е. Каган, О.К. Лосева и др., высказываются за половое воспитание, признавая наряду с решением задач освоением ребёнком половой роли, важным аспектом - сообщение ему информации о биологических различиях представителей полов и деторождении в разумных пределах. Речь, как мы понимаем, идёт о сексуальном просвещении детей, вписанном в общий контекст воспитания ребёнка как представителя пола. Другие же, прежде всего Т.А. Репина и представители ее научной школы, считают целесообразным исключить из полового воспитания его часть – сексуальное просвещение и ограничиться в воспитании только приобщением ребёнка к принятой в обществе системе половых ролей и социальных взаимоотношений между полами.
Свою позицию они объясняют тем, что представления о сексуальных отношениях полов и о репродуктивных функциях человека пробуждают у детей нездоровый интерес к теме, тогда как сам по себе дошкольный возраст - наиболее «спокойный» период в сексуальном развитии[4]. То есть, Репина ратует за полоролевое воспитание детей.

«Почему у Маши вся одежда розовая?», «Почему мне нельзя надевать юбку?», «Почему все воспитатели женщины?», «Почему я не могу драться с девочками?» и др. Данные вопросы могут найти решение в полоролевом воспитание детей.

Полоролевое воспитание основывается на закономерностях пола социального, акцентирует внимание на том, что формирование полоролевого поведения, мужских и женских качеств происходит в процессе воздействия социальных факторов.

Полоролевое воспитание рассматривается в педагогике как важное направление воспитания, способствующее полноценному развитию личности мальчиков и девочек, освоению ими психологических черт мужественности, женственности, половых (гендерных ролей) [5].

Термин «полоролевое воспитание» был распространён в 70-80-е годы 20 века. В связи с появлением в социологии и социальной психологии в конце 90 –х годов понятия «гендер» в педагогике в последнее десятилетие стали использовать термин «гендерное воспитание». В настоящее время, понятия «гендерное воспитание» и «полоролевое воспитание» рассматриваются как синонимические, обозначающие воспитание в соответствии с половой (гендерной) ролью [3].

Организуя гендерное (ранее - полоролевое) воспитание, важно понимать, что биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов - общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка [6].

Вернёмся к детским вопросам.

  1. «Откуда я появился?», «Почему у девочек нет бороды на лице?», «Когда я вырасту, я стану женщиной или мужчиной?». Отвечая эти вопросы, очевидно, мы занимаемся сексуальным просвещением, которое является частью полового воспитания (в широком смысле).
  2. «Почему у Маши вся одежда розовая?», «Почему мне нельзя надевать юбку?», «Почему все воспитатели женщины?», «Почему я не могу драться с девочками?» и др. Данные вопросы могут найти решение в гендерном воспитание детей, которое так же является частью полового воспитания.

Сегодня не редко поднимается вопрос в педагогике и СМИ о потери культурных стериотипов мужественности и женственности и, соотвественно, гендерных ориентиров в воспитании детей. Действительно ли существует такая угроза? Что представляет собой современная гендерная культура? Каким же гендерным ценностям следует приобщать современных детей?

Следующая тема:Современная гендерная культура: долой стереотипы или свобода выбора.

Ждём ваши вопросы в рамках данной темы (Возникшие вопросы вы можете написать на листе и опустить в специальный ящик "Мальчики и девочки - разные удивительные миры", который находится в групповой раздевалке)

 

Литература:

  1. Градусова, Л.В. Гендерная педагогика: учебное пособие/ Л.В. Градусова. - Москва: Флинта: Наука,2010. –8-10 с.
  2. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. – Москва: Издательский центр «Академия», 2003.
  3. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. – Москва; Воронеж, 2004. – 8-10 с.
  4. Суслова,Э.К. Сексуальное развитие и половое воспитание детей. Сост. спецкурса / Э.К. Суслова. - Москва, 1994.
  5. Чекалина, А.А. Гендерная психология: учебное пособие / А. А. Чекалина. – Москва: Ось –2006. – 7 с.
  6. Ходько, Е. Ю. Гендерная идентификация дошкольников: методическое пособие/ Е. Ю.Ходько. - Новосибирск: НИПК и ПРО, 2000. –9 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: