История становления и характеристика системы мирных средств разрешения международных споров.




Вопрос 2. Действие международного договора в пространстве. Территориальное применение договора. «Колониальные оговорки», их сущность. Договор и третьи государства или третьи международные организации. Коллизии договоров.

Согласно статье 29 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года: «Если иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом, то договор обязателен для каждого участника в отношении всей его территории». Вместе с тем в статье речь идет не о «применении» международного договора на территории государства, а «обязательности» договора для каждого участника в отношении всей его территории, что дает возможность более правильно и дифференцированно решать вопрос о территориальном действии и применении договора внутри страны. При этом в статье указывается, что обязательность договора имеет место, лишь если «иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом», то есть государство – участник договора может исключить из сферы его действия определенную часть своей государственной территории. Это особенно важно в случае федеративного государства, когда его отдельные части обладают международной правосубъектностью и договорной правоспособностью.

Территориальное применение договора. Целесообразно проводить различие между территориальным применением или действием международного договора и участием в международном договоре.

Так, ряд договоров может относиться к определенной территории, одновременно являющейся объектом и сферой действия договора. Например, договор об Антарктике от 1 декабря 1959 г., Женевская конвенция об открытом море 1958 года, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года. Эти договоры применяются за пределами государственной территории, так как ни Антарктика, ни открытое море, ни космическое пространство не являются территорией какого-либо государства. Но и в этих случаях государства не вправе произвольно распространять международный договор за пределы его территории. Хотя, например, Европейский союз распространяет свои интересы за пределы Европы в Африку, Южный Кавказ, Азию.

Многосторонние договоры часто содержат специальные статьи, которые точно устанавливают их сферу действия или применения, а договоры, объект которых связан с определенной территорией, устанавливают точную территориальную сферу их действия.

В некоторых случаях кроме статьи (обычно первой), в которой определяется сфера действия всего договора, имеются специальные статьи, которые определяют пространственную сферу действия его отдельных частей. Например, в статье 1 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года определяется сфера применения всей Конвенции. А статья 35 определяет сферу действия ее части III («Проливы, используемые для международного судоходства»), статья 134 – сферу действия части XI («Район морского дна»).

«Колониальные оговорки», их сущность. Договор и третьи государства или третьи международные организации. Третье государство – это государство, которое не является участником данного международного договора. Государство перестает быть третьим, как только оно становится участником договора. Поскольку участником, или субъектом, международного договора является только то государство, которое выразило согласие на обязательность для него договора и для которого договор вступил в силу, то третьим будет также и такое государство, которое принимало участие в разработке текста договора, но в конечном счете не выразило своего согласия с ним, и даже такое государство, которое выразило с ним свое согласие, но для которого договор еще не вступил в силу или утратил ее. Иначе говоря, третье государство – всегда государство, которое не оформило окончательно свое участие во вступившем в силу международном договоре или вышло из него.

Коллизии договоров. Не исключены коллизии между самими международными договорами, так как в договорах могут участвовать одни и те же государства, а предмет договора может быть одинаков. К сожалению, международный правопорядок пока что не в состоянии обеспечить условия полной гарантии взятых обязательств. Это происходит потому, что сами государства нередко нарушают свои международные обязательства, в том числе вытекающие из Устава ООН, а также других важных международных договоров. Нарушение нормы приводит к коллизии интересов сторон. Не всегда выполняются решения международных организаций. Это тоже путь к появлению коллизий. Государства в некоторых случаях отказываются от приведения своего законодательства в соответствие со взятыми международными обязательствами и вообще от ратификации заключенного договора.

Анализ законодательства о международных договорах показывает, что на высшей ступеньке договорной иерархии находятся межгосударственные договоры, далее идут договоры межправительственные, и третий уровень занимают международные договоры межведомственного характера. Элементы этой системы взаимосвязаны между собой. Межгосударственные договоры заключаются по наиболее важным политическим вопросам, определяющим вектор международных отношений; межправительственные договоры охватывают преимущественно вопросы социально-экономического сотрудничества, а межведомственные договоры посвящены реализации обязательств, взятых на более высоком уровне, т.е. без этих договоров обойтись нельзя, поскольку они являются частью механизма взаимодействия между государствами, позволяющего реализовать взятые международные обязательства. Подобная иерархия важна. Потому что если отказаться от такой иерархии, то может получиться парадоксальная ситуация, когда договор, заключенный на более низком уровне, будет противоречить договору, заключенному на более высоком уровне, что невыгодно в первую очередь государству. Это может привести к дезорганизации международных отношений. Иерархия все-таки существует, хотя законодательство не уделяет ей должного внимания.

 

9. Депозитарий международного договора и его функции

Депозитарий международного договора — государство или международная организация, взявшие на себя обязательство хранить текст международного договора, документы о его ратификации и т. д

Депозитарием может быть одно или несколько государств, международная организация или главное исполнительное должностное лицо такой организации. Депозитарий международного договора может быть назначен участвовавшими в переговорах государствами в самом договоре или каким-либо иным порядком. Статьи о депозитарии или депозитариях, как правило, входят в число заключительных положений международного договора.

Институт депозитария приобретает растущее значение в современном мире в связи с увеличением числа и ростом роли многосторонних договоров.

Функции депозитария договора являются международными по своему характеру, и при исполнении своих функций депозитарий обязан действовать беспристрастно.

Как правило, депозитарий выполняет следующие функции:

1. хранение подлинного текста договора и переданных депозитарию полномочий;

2. подготовка заверенных копий с подлинного текста, подготовка иных текстов договора на других языках, предусмотренных договором, а также препровождение их настоящим или потенциальным участникам договора;

3. получение подписей под договором и получение и хранение относящихся к нему документов, уведомлений и сообщений;

4. изучение вопроса о том, находятся ли подписи, документы, уведомления или сообщения, относящиеся к договору, в полном порядке и надлежащей форме;

5. информирование участников и государств, имеющих право стать участниками договора, об относящихся к нему документах, уведомлениях и сообщениях;

6. информирование государств, имеющих право стать участниками договора, о том, когда число подписей, ратификационных грамот или документов о принятии, утверждении или присоединении, необходимое для вступления договора в силу, было получено или депонировано;

7. регистрация договора в Секретариате Организации Объединенных Наций.

Депозитарий может выполнять и иные функции, возложенные на него договаривающимися сторонами в договоре или иным образом.

 

10. Дипломатическое право: понятие и источники.

Дипломатическое право — наиболее древняя отрасль международного права. В самые ранние периоды истории, при самой слабой развитости международного права уже существовали два его института: посольское право и право войны. Таким образом, дипломатическое право возникло и развивалось прежде всего как посольское право, т.е. как совокупность норм, определяющих положение посла. Лишь к началу XX в. посольское право стало постепенно превращаться в дипломатическое, т.е. в совокупность норм, регулирующих все официальные отношения государств.

Нормы дипломатического права регламентируют статус, функции и порядок дипломатической деятельности органов внешних сношений государств как субъектов международного права, а именно: нормы о дипломатических представительствах и их персонале, нормы о специальных миссиях и их персонале, делегациях государств на международных конференциях и в органах международных организаций, а также нормы, касающиеся иммунитетов и привилегий международных организаций на территории тех или иных государств, включая нормы об иммунитетах и привилегиях международных должностных лиц и служащих.

Дипломатическое право - отрасль международного права, представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих официальные отношения между субъектами международного права и регламентирующих правовой статус и функции органов внешних сношений государств за границей и их персонала, а также иммунитеты и привилегии международных организаций, их должностных лиц и служащих.

Источники дипломатического права прошли длительный период эволюции. С образованием государств стали складываться отдельные обычаи, которые затем постепенно находили отражение в договорах, регулирующих дипломатические отношения. Одним из первых договоров такого рода был договор между Англией и «Священной римской империей германской нации» 1520 г.

Первым многосторонним договором в области дипломатического права, в котором участвовало восемь европейских государств, является Венский протокол от 7 марта 1815 г.

(Венский регламент) о классах дипломатических представителей, дополненный Аахенским протоколом 1818 г.

Существенный вклад в развитие дипломатического права внесла Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г. (Гаванская конвенция). В ней кодифицирован хотя и на региональном уровне ряд норм обычного права. Гаванская конвенция действует в отношениях участвующих в ней латиноамериканских государств и по сей день.

В настоящее время основным договорным актом в области дипломатического права является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. (далее Венская конвенция 1961 г.), носящая универсальный характер. В Венской конвенции 1961 г. регулируются вопросы установления дипломатических отношений между государствами, основные функции дипломатического представительства, порядок назначения главы представительства и членов дипломатического персонала, численный состав дипломатического представительства и его категории, а также иммунитеты и привилегии каждой из категорий и самого дипломатического представительства и ряд других вопросов.

Таким образом, активная кодификация норм дипломатического права во второй половине XX в. приводит к тому, что международные договоры становятся ведущими источниками дипломатического права. В свою очередь, нормы национального законодательства воспроизводят основные положения дипломатического права, а по некоторым вопросам устанавливают их более детальное регулирование, а также регламентируют те вопросы, которые вообще не получили решения в международном праве.

 

11. Защита прав человека в период вооруженного конфликта.

Международное право предусматривает особые меры защиты индивида в период вооруженных конфликтов. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы I и II 1977 г. предоставляют защиту:

- военнопленным;

- раненым и больным в действующих армиях;

- раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

- гражданскому населению.

Жертвы войны подлежат международной защите и в том случае, если одна из воюющих держав не признает состояния войны.

Лица, не принимающие непосредственного участия в вооружен­ном конфликте, включая лиц, сложивших оружие, и тех, кто перестал принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения или по другой причине, должны пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по признаку расы, религии, языка и т.д.

В отношении этих лиц запрещаются:

- посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность (убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания);

- взятие заложников;

- посягательство на человеческое достоинство;

- осуждение и наказание без предварительного судебного решения при соблюдении судебных гарантий.

Раненых и больных будут подбирать и им будет оказана помощь.

Санитарные учреждения и формирования ни при каких обстоя­тельствах не могут быть подвергнуты нападению. Личный состав таких формирований может быть вооружен и пользоваться оружием для самообороны и защиты раненых. Санитарным учреждениям, по­павшим в руки неприятеля, обеспечивается возможность выполнять свои функции до тех пор, пока заботу о раненых и больных не возьмут на себя соответствующие подразделения неприятеля. Транспортные средства санитарных формирований также не должны подвергаться нападению. Они должны иметь ясно видимый отличительный знак (красный крест на белом фоне, красный полумесяц, солнце на белом поле), а их личный состав — отличительные знаки и удостоверения.

Защита гражданского населения во время войны регламентирует­ся Гаагскими конвенциями 1899 г. и 1907 г., Женевской конвенцией о защите жертв войны 1949 г., Дополнительными протоколами I и II и другими документами. При этом под гражданским населением пони­маются лица, которые находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. В отношении граж­данского населения запрещаются:

- акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население;

- нападение на гражданское население в порядке репрессалий;

- использование гражданских лиц для защиты населенных пунктов или объектов от военных действий;

- использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны и т.п.

История становления и характеристика системы мирных средств разрешения международных споров.

Все споры, включая те из них, которые не угрожают международному миру и безопасности, но все же вызывают международные трения, должны быть улажены в соответствии с принципом мирного разрешения международных споров.

Первые попытки его закрепления в многостороннем международном соглашении относятся к концу XIX – началу XX в. в., однако в условиях признания допустимости применения силы в международных отношениях обращение к мирным средствам урегулирования споров не носило юридически обязательного характера.

Статут Лиги Наций, принятый в 1919 г., предусматривал положение о применении в определенных случаях отдельных средств мирного разрешения споров. Так, например, члены Лиги Наций, если между ними возникал спор, могущий повлечь за собой разрыв отношений, могли прибегнуть либо к третейскому разбирательству, либо к судебному рассмотрению, либо поставить спорный вопрос перед Советом Лиги. К недостаткам Статута можно отнести те факты, что, во-первых, силовое разрешение споров по-прежнему допускалось, а во-вторых, не предусматривалась возможность активных действий со стороны Совета или Ассамблеи Лиги, которые могли подвигнуть государства принять то или иное решение и провести его в жизнь.

Указанные недостатки Статута Лиги Наций привели к необходимости принятия Протокола о мирном разрешении споров (Женева, 02.10.1924 г.), который предусматривал разрешение международных споров посредством арбитража или решением Совета Лиги. Государство, нарушившее обязательство мирного разрешения спора расценивалось как агрессор и против него могли быть приняты соответствующие меры. Однако этот международно-правовой документ не вступил в силу (во многом из-за противодействия Великобритании).

26 сентября 1928 г. в рамках Лиги Наций был разработан Общий акт о мирном разрешении международных споров, который позднее был доработан ГА ООН 28 апреля 1949 г. В Общем акте детально регламентированы три вида разрешения споров: согласительная процедура, судебное и третейское разрешение споров.

Впервые принцип мирного разрешения споров в обязательном порядке нашел своё выражение в Парижском договоре об отказе от войны как орудия национальной политики от 27.08.1928 г. В Пакте было закреплено, что урегулирование и разрешение всех споров «должно всегда изыскиваться только в мирных средствах».

В Уставе ООН принцип мирного разрешения международных споров закреплен в качестве основного принципа: «Все Члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». В Декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН» 1970 г. говорится, что государства должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров при этом государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение настолько, что подвергнут угрозе поддержание международного мира и безопасности. В данной Декларации отмечается, что международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров.

Принцип разрешения международных споров мирными средствами нашёл дальнейшее закрепление и развитие в Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или её применения в международных отношениях 1987 г., Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области 1988 г., Декларации тысячелетия ООН 2000 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: