Профессиональная деформация приводит к изменениям в поведении людей. Деформация личности представляет собой изменение личностных качеств (способов поведения и общения, характера, ценностных ориентиров, стереотипов восприятия), наступающее под влиянием продолжительного исполнения профессиональных обязанностей. Профессиональный тип личности формируется в результате неразрывного единства специфической деятельности и сознания человека. Больше всего от такой деформации страдают личностные особенности людей, чья деятельность связана с постоянным общением (психологи, педагоги, работники кадровых отделов, руководители, чиновники и т. д.).
О психологии профессиональной деформации личности писала известный российский ученый Грановская Рада Михайловна: «Профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, она тем самым преобразует весь его облик. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но формирует и профессиональные привычки, определяя стиль мышления и стиль общения».
Выделяют следующие факторы, способствующие развитию профессиональной деформации:
- Молодой специалист возлагает на свою профессию слишком много надежд, которые в конечном счёте не соответствуют действительности.
- Акцентирование внимания на мотивацию выбора профессии. Это может быть стремление добиться власти, определённого социального статуса или желание доказать свою значимость.
- Однообразные действия и функции, приводящие человека к психологическим ограничениям: например, если он попадёт в новые рабочие условия, приспособиться к ним ему будет довольно тяжело.
Вышеперечисленные факторы представляют собой лишь предпосылки, которые на том или ином этапе трудовой деятельности могут привести к деформации. Среди основных причин развития профессиональной деформации необходимо отметить следующие:
|
· постоянные стрессы;
· профессиональная усталость, накопившаяся за многолетнюю трудовую деятельность;
· постоянная стереотипная работа;
· отсутствие желания продолжения работы в этой сфере: одни понимают ошибочность выбора профессии практически сразу после начала трудовой деятельности, другим же для этого требуются годы.
· непонимание целей выполняемой работы;
· возрастные изменения: в молодом возрасте человеку казалось, что эта профессия ему подходит, однако, с возрастом он начинает выполнять свои рабочие обязанности автоматически;
· излишняя самоуверенность;
· чрезмерная служебная нагрузка;
· повышенный уровень утомляемости, нервозности;
· несоответствующая дисциплина на рабочем месте;
· отсутствие возможности дальнейшего профессионально роста, повышения квалификации, обучения;
· ограничение условий для самовыражения, когда любые инновационные предложения и творческий подход к выполнению трудовых обязанностей отвергаются без обсуждения;
· конфликты и напряжённые отношения в коллективе;
· посвящение всего себя только работе при полном отсутствии признания ваших заслуг коллегами.
Различают несколько типов переноса профессиональных знаний, привычек и навыков в повседневную жизнь. Изменения личности условно можно разделить на следующие виды:
|
- общепрофессиональные;
- профессионально-топологические;
- индивидуальные;
- специальные.
Общепрофессиональный. Изменение личности такого типа характерно для работников определённых профессий. Например, у сотрудников полиции деформации личности проявляются синдромом асоциальной перпеции, развитие которого способствует восприятию любого гражданина как потенциального нарушителя.
У педагогов деформация проявляется синдромом назидательности (постоянное стремление воспитывать, поучать). У руководителей наблюдается синдром вседозволенности (нарушение этических и профессиональных норм).
Профессионально-типологические деформации обусловлены постепенным наложением определённых психологических особенностей на личностные качества. Например, способность к организации деятельности большого количества людей. К такому типу изменений можно отнести деформации личности руководителя, начальника.
Индивидуальные деформации присущи работникам различных профессий и зачастую бывают обусловлены чересчур обширным и активным развитием профессиональных навыков и качеств, которые приводят к появлению трудового фанатизма, а также усиленного чувства ответственности вплоть до одержимости.
Специальные профессиональные деформации. Изменения в рамках узкой специализации, например, обвинительность прокурора, изворотливость адвоката.
Результатом всех видов профессиональной деформации являются следующие состояния психики:
- Снижение результативности трудовой деятельности;
- кризисы, конфликты, психологическая напряжённость;
- неудовлетворённость социальным окружением и жизнью в целом.
Чем больше стаж работы, тем сильнее проявляется синдром эмоционального сгорания, в результате этого появляется чувство тревоги, усталость и нравственное истощение. Наблюдаются изменения эмоциональной сферы личности. Психологический дискомфорт приводит к снижению удовлетворённости от трудовой деятельности и провоцирует развитие различных заболеваний.
|
Приближение деформирующих изменений психики, связанных с трудовой деятельностью можно определить по следующим факторам:
- Вы боитесь потерять общение с коллегами, профессию, работу.
- Все ваши разговоры в итоге сводятся к обсуждению рабочих вопросов.
- Ваши родные и близкие считают, что с вами сложно иметь дело.
- Вы ассоциируете свой успех только лишь с профессиональной деятельностью.
- Ваш круг общения ограничен только сослуживцами.
- Вы не позволяете себе и коллегам проявлять эмоции, и высказывать переживания на рабочем месте.
- Вам нередко говорят, что разговор с вами напоминает общение с врачом (юристом, следователем, учителем и т. д.), так как в обычной жизни вы начинаете общаться на профессиональном языке.
- Ваши интересы ограничены только профессиональной деятельностью.
- Вы относитесь к знакомым как к объектам вашей профессии.
Среди негативных последствий деформации можно отметить следующие:
1) Управленческая эрозия. Под воздействием деформирующих изменений деятельность руководителя становится неэффективной, а сам он превращается в тирана.
2) Чувство административной значимости. Работник, получив даже самую мало-мальскую должность, начинает мнить себя большим начальником и смотреть на окружающих свысока.
3) Снижение уровня адаптивности. Человек уверен, что знает о своей профессии практически всё и прекращает поиски чего-либо нового, неизвестного.
4) Эмоциональное выгорание. Работа полностью поглощает человека, разрушая его защитный психологический барьер. В результате чего работник сгорает и не теряет смысл жизни.
5) Ухудшение отношений с окружающими людьми — шаблоны рабочих взаимоотношений переносятся на повседневную жизнь.
Во избежание таких последствий деформации, необходимо постараться вовремя заметить её признаки и приступить к их устранению.
Существует несколько возможных вариантов реабилитации, среди которых можно выделить следующие:
- прохождение тренингов квалификационного и личностного роста;
- повышение уровня аутокомпетентности и социально-психологической компетентности;
- прохождение курсов повышения квалификации и перевод на новую должность;
- диагностика профессиональных изменений личности и разработка индивидуальных схем их исправления;
- изучение способов и приёмов самокоррекции профессиональных изменений и саморегуляции эмоционально-волевых качеств;
- профилактические меры по профессиональной дезадаптации неопытного специалиста;
- разработка альтернативных методов дальнейшего профессионального и личностного роста.
Вероятность возникновения профессиональных деформаций выше у людей:
- с неподвижными нервными процессами;
- узостью профессии и ее культивированием;
- склонностью к формированию жестких стереотипов поведения;
- рефлексией;
- низким уровнем интеллекта;
- чрезмерной самокритичностью;
- нравственными пробелами воспитания.
Чем больше человек подвержен созданию и следованию стереотипам, тем сложнее ему усваивать что-то новое, мыслить иначе, видеть проблемы и решать их. Все мировоззрение в итоге вертится только вокруг профессии. Нет других интересов или хобби, а если и есть, то ходит он туда с коллегами и говорит о работе.
Очень часто профессиональным деформациям предшествуют психологические механизмы защиты, которые человек вынужден включать, чтобы сохранить свое «Я». К наиболее популярным механизмам относится:
- отрицание,
- вытеснение,
- проекция,
- рационализация,
- идентификация,
- отчуждение.
При профессиональной деформации:
1. Снижается адаптивность личности. Привыкнув к определённому стилю выполнения работы человек перестает искать новое в своей профессии, применять непривычные способы выполнения задач. Постепенно выработанные в ходе деятельности черты характера закрепляются, углубляются и становятся частью личности человека. Например, от природы аккуратный человек, отработав 20 лет бухгалтером, становится излишне педантичным, а любовь к вниманию, свойственная актерам, иногда перерастает у них в демонстративность и нарциссизм.
«Я всю жизнь проработал руководителем на производстве, — описывает свою ситуацию Сергей, — сначала в моем подчинении было 2 человека, по мере продвижения по карьерной лестнице подчиненных становилось все больше. Держать процесс под контролем иногда было не просто, приходилось и голос повышать и принимать подчас жесткие решения. Постепенно я стал замечать, что все реже совещаюсь с сотрудниками, все меньше прислушиваюсь к противоположной точке зрения. Иногда это приводило к принятию неверных решений. Да и сердце начало шалить. Помогли мне занятия по психологии управления. Я стал понимать, что грамотный начальник — это не всегда жесткий и бескомпромиссный человек, скорее наоборот».
2. Снижается качество работы, человек начинает относиться к ней формально и слишком абстрактно. У учителей и врачей трепетное отношение к пациенту или ученику сменяется на официальное, деловое, а руководитель начинает относиться к своим подчиненным лишь как к функциям, что мешает им полностью реализовать свой потенциал.
«Мой шеф, когда просит меня связать его с тем или иным человеком, обычно называет не фамилию или имя, а должность: «Соедини с кадровиком», «Позови ко мне строителя», «Пусть главный бухгалтер зайдет» — рассказывает секретарь Даша. — Конечно, работников это не мотивирует на трудовые подвиги, вряд ли кому то понравится, что в нем видят лишь определенный набор функций, а не личность».
3. Страдают взаимоотношения с окружающими. Шаблоны общения, успешно применяемые на работе, подчас могут быть совсем неэффективными в личной жизни.
«На работе я привык отстаивать свою точку зрения, разговаривать твердо, уверенно, а иногда и жестко. Со временем я стал замечать, что со своими детьми я общаюсь также ультиматумами. Мои указания они выполняют беспрекословно, но своими планами и эмоциями стали делиться все реже» — рассказывает руководитель отдела Олег.
4. Происходит утомление и профессиональное выгорание. Работа начинает казаться скучной. Эти симптомы знакомы каждому, кто долгое время проработал на одном месте, выполнял одни и те же функции и не учился ничему новому.
«Я работаю учителем и в принципе люблю свою профессию. Но я заметила, что после долгих месяцев труда, к концу учебного года усталость становится невыносимой. Иногда мне приходится долго настраивать себя, чтобы зайти в класс. Любимые ученики, которые всегда заряжали меня энергией, перестают радовать. По приходу домой мне больше хочется побыть одной и помолчать, муж обижается. Тогда я понимаю, что пора в отпуск» — описывает свое состояние Татьяна.
Лучшая профилактика профессиональных деформаций – умение разделять работу и личную жизнь. Не стоит тащить к себе на кухню отчеты и телефонные переговоры. Если профессия предусматривает подготовку в домашней обстановке, оформите отдельное рабочее место. Вставая из-за стола, прекратите мысленно продолжать решение деловых задач.
Также огромную роль играет планирование досуга. Полезное воздействие оказывает переключение внимания, смена обстановки и типа деятельности. Важно придумать хобби, далекое от основного занятия. Кроме того, благотворно скажется декомпенсация навыков. Будучи руководителем, позволяйте иногда в домашней обстановке членам семьи делать выбор за вас и чаще идите на компромисс.
Профессионалу полезно время от времени проводить своеобразную «самодиагностику» и вовремя распознавать у себя «симптомы» деформации. Существует несколько универсальных советов, которые помогут в этом:
1. Развивайте в себе способность к самоанализу и самокритике. Общайтесь с коллегами, другими профессионалами и замечайте, чему можно у них поучиться. Полезно также получать отзывы коллег о своей работе, это позволяет посмотреть на себя со стороны. Профессиональный и личностный рост прямо противоположны профессиональной деформации!
2. Будьте открыты новым знаниям. Учитесь и всегда открывайте для себя новое в профессии. Посещение курсов, чтение специальной литературы не только вооружают вас новой информацией, но и помогают открыть в работе «второе дыхание», побороть надвигающуюся скуку. Совет менять работу каждые 5 лет также не лишен здравого смысла. В жизни это не всегда достижимо, но зато вполне можно браться за новые проекты на текущем месте работы.
3. Умейте расслабляться. Тот, кто живет работой, острее подвержен эмоциональному выгоранию, чем тот, у кого жизнь разнообразна.
Оставляйте работу на работе, от этого выиграете и вы, и ваши близкие, и ваши клиенты.
4. Выходите из зоны комфорта. Понятны выгоды, которые дает человеку привычная работа и привычное поведение — он знает, что приведет к успеху, а что не сработает. Если делать что-то новое и непривычное, то непонятно, будет ли успех и как отреагируют окружающие. Если руководитель привык кричать на подчиненных, то спокойное обсуждение проблемы вызовет у них подозрения, что что-то не так.
Тем не менее выходить из зоны комфорта полезно. Заведите себе непривычное хобби. Вы целый день сидите? Запишитесь на фитнес. У вас кабинетная работа? Общайтесь с людьми, пойдите на курсы английского. Работа нервная? Вышивайте! Контрасты оздоравливают личность.
Справиться с профдеформацией поможет чтение специализированной литературы. Есть несколько примеров:
Александр Асмолов «Психология личности»;
Ольга Полякова «Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности»;
Аэлита Маркова «Психология профессионализма»;
Эвальд Зеер «Психология профессий»;
Евгений Ильин «Эмоции и чувства».