Оценка адекватности уровня притязаний




Основы интерпретации

Интерпретация условно разделяется на два этапа:

1) оценка параметров профиля;

2) психологическая интерпретация.

Оценка параметров профиля

Оценка параметров профиля производится по четырем основным характеристикам: высоте профиля, устойчивости, реалистичности и адекватности.

1. Оценка высоты профиля

Сначала определяют высоту профиля следующим образом:

· разделить диапазон сложности (вертикальная ось) между 4-м и 5-м, 8-м и 9-м уровнями сложности на три равные зоны и проверить, попадает ли 2/3 выборов в какой-либо из получившихся интервалов. Нижний интервал относится к низкому уровню притязаний, средний — к среднему, верхний — к высокому;

· проанализировать высоту первого и последнего выбора. В норме первый выбор должен находиться в верхней половине нижнего интервала, а последний — верхнего.

Оценка устойчивости профиля

Устойчивость УП имеет два аспекта:

1) характеристика тактики целеполагания;

2) амплитуда профиля.

1) Характеристика тактики целеполагания.

Тактика целеполагания — это некое правило, которым осознанно или неосознанно пользуется испытуемый при выборе очередной задачи. Психологический смысл тактик состоит в снижении влияния эмоций на процесс целеполагания.

Тактика целеполагания определяется по характеру профиля уровня притязаний. Следует различать четыре варианта профиля: гибкий, ригидный, лабильный и смешанный.

Определяя характер тактики, необходимо ответить на следующие вопросы.

1. Является ли профиль притязаний «гибким»? Гибкий профиль обладает следующими признаками:

· идет по диагонали слева направо снизу вверх;

· у него не бывает большой амплитуды;

· всегда адекватен и реалистичен.

Гибкий профиль отражает наиболее адаптивную тактику поведения в данной экспериментальной ситуации. Такая тактика сохраняет максимально возможное количество степеней свободы и максимально экономит время, сохраняя баланс риска и эффективности. Считается, что это – «профиль типичного успешного индивида».

2. Является ли профиль ригидным или хрупким (лабильным)? Можно указать на три разных варианта ригидного профиля:

· нереалистично завышенный;

· неадекватный;

· сверхосторожный нереалистично заниженный

Лабильный профиль. Выборы располагаются либо вверху (минусы), либо внизу (плюсы). Такая тактика позволяет испытуемому свести к минимуму вероятность переживания негативных эмоций вследствие неуспеха.

2) Амплитуда профиля. Для определения амплитуды сначала вычисляется так называемое «целевое отклонение». Целевое отклонение вычисляется как разность по абсолютной величине между сложностью двух смежных выборов. Смежными выборами являются 1-й и 2-й, 3-й и 4-й и т.д.

Амплитуда всего профиля определяется как среднее арифметическое всех целевых отклонений.

Психологическое значение амплитуды профиля уровня притязаний — степень влия­ния эмоций на процесс целеполагания. Чем больше амплитуда, тем больше влияют эмоции (реакция на успех и неудачу) на этот процесс. Амплитуда считается нормальной, если она не превышает 2,5. Если она больше 2,5 — то амплитуда повышенная. Из этого правила тоже есть исключения: не следует учитывать целевые отклонения, если у испытуемого нет выбора, и он вынужден сделать большой «скачок».

3. Оценка реалистичности уровня притязаний

Реалистичность отражает способность субъекта соотносить сложность целей со своими возможностями. Она определяется по соотношению «плюсов» и «минусов» в протоколе. Если в протоколе имеется 2/3 и более минусов, значит профиль нереалистично завышен; если более 2/3 плюсов — то профиль нереалистично занижен. Профиль реалистичен, если баланс «плюсов» и «минусов» не превышает 2/3.

Оценка адекватности уровня притязаний

Адекватность реакции на успех и неус­пех и неуспех определяется по количеству атипичных шагов в протоколе.

Типичный шаг - после удачи испытуемый либо повышает уровень сложности следующего задания, либо остается на том же уровне; после неуспеха — либо остается на том же уровне, либо спускается вниз.

Атипичным шагом является выбор более легкого уровня после успеха, или более сложного уровня после неуспеха.

Шаг атипичен только тогда, когда испытуемый испытал эмоцию, но его последовавшая по­веденческая реакция ей противоречит. Если реакции на успех или не­успех не наблюдалось, то, возможно, у испытуемого не выработан мо­тив экспертизы, либо этот мотив, в силу ряда неуспехов, заменился на компенсаторную исследовательскую установку.

Наличие более трех атипичных шагов на 11-12 выборов говорит о неадекватности реакции испытуемого на успех или неуспех.

...





Читайте также:
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.