Список основной литературы по дисциплине «Психолингвистика».




Методические рекомендации студентам заочного отделения

Тема 10. Усвоение ребенком родного языка.

Практическое занятие 1. Тема: та же (2 часа) доклады студентов.

Вопросы:

1. Условия, необходимые для нормального речевого развития.

2. Периодизации речевого развития.

3. Характеристика довербального этапа в развитии речи.

4. Характеристика вербального этапа в развитии речи.

5. Усвоение ребенком письменной речи.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Психолингвистика»

1. Предмет, цели и задачи курса психолингвистики.

2. Связь психолингвистики с другими науками.

3. Методы психолингвистики.

4. Роль знаний основ психолингвистики для специальной педагогики.

5. Лингвистические и психологические идеи, оказавшие влияние на появление психолингвистики.

6. Характеристика психолингвистических поколений.

7. История возникновения отечественной психолингвистики.

8. Современные аспекты изучения речи.

9. Сравнительный анализ языка человека и коммуникаций у животных.

10. Язык, его характеристика и основные функции.

11. Характеристика речи.

12. Сравнительная характеристика речи и языка.

13. Функциональные системы. Речевая функциональная система.

14. Теория динамической локализации высших психических функций.

15. Теория Л.С. Выготского о системном строение ВПФ. Значение теории для отечественной психолингвистике.

16. Связь речевой деятельности с другими видами деятельности.

17. Уровневое строение языка.

18. Типы отношений между языковыми единицами.

19. Развитие языковой способности.

20. Определение языковой способности, компоненты языковой способности.

21. Природа языковой способности.

22. Параметры оценки языковой способности.

23. Речевая деятельность. Характеристика видов речевой деятельности.

24. Структурная организация речевой деятельности.

25. Содержание речевой деятельности.

26. Психологические механизмы речевой деятельности.

27. Психологическая трактовка процесса порождения речи.

28. Вероятностная (ассоциативная) модель порождения речи и ее характеристика.

29. Анализ модели непосредственно составляющих.

30. Трансформационная модель Н. Хомского и ее значение для науки.

31. Психологическая модель порождения речи в трактовке Л.С. Выготского.

32. А.Р. Лурия и его концепция порождения речи.

33. Процесс порождения речи с позиции психолого-лингвистического подхода А.А. Леонтьева

34. Психологическая организация диалогической речи.

35. Психологическое строение монолога.

36. Анализ письменной речевой продукции.

37. Внутренняя речь и особенности ее строения.

38. Слово как центральная единица языка.

39. Структурная и семантическая характеристики слова.

40. Понятия «значение» и «смысл» слова.

41. Словообразование в речевой деятельности.

42. Характеристика семантических ассоциаций.

43. Основные свойства ассоциативных полей.

44. Восприятие речи как сложная перцептивная мыслительная деятельность.

45. Речь и мышление.

46. Довербальный период речевого развития ребенка.

47. Вербальный этап в развитии речи.

48. Условия, необходимые для нормального речевого развития ребенка.

49. Усвоение ребенком письменной речи.

50. Периодизации речевого развития.

 

Темы контрольных работ

1. История возникновения и развития психолингвистики как науки.

2. Психолингвистика и ее значение для современной специальной педагогики.

3. Речь человека и коммуникация у животных.

4. Соотношение языка и других знаковых систем.

5. Сравнительная характеристика языка и речи.

6. Психолингвистические проблемы в работах Л.С. Выготского.

7. Психолингвистические проблемы в работах А.Р. Лурия.

8. Н.И. Жинкин о механизмах речи.

9. Структурная организация речевой деятельности.

10. Порождение речи в различных коммуникативных условиях.

11. Проблема порождения речи в зарубежной психологии и психолингвистике.

12. Проблема порождения речевого высказывания в отечественной психологии и психолингвистике.

13. Психолингвистические особенности межличностного общения.

14. Психолингвистика и проблемы филогенеза языка.

15. Психолингвистические аспекты исследований развития детской речи.

16. Восприятие речи как сложная перцептивная, мыслительная и мнемоническая деятельность.

17. Способы передачи информации в речевой деятельности.

18. Методика психолингвистического изучения речевой коммуникации.

19. Соотношение процессов восприятия, понимания речи и вербальной памяти. Формирование этих соотношений в детском возрасте.

20. Методики исследования восприятия и понимания устной речи в педагогике и психологии.

21. Проблема соотношения мышления и речи. Изменение этого соотношения в онтогенезе.

22. Представление о внутренней речи. Становление внутренней речи в онтогенезе.

23. Психологическая характеристика письменной речи.

24. Психологическая характеристика процесса чтения.

25. Слово как центральная единица языка. Его строение и функционирование.

26. Методы исследования семантических полей.

27. Усвоение ребенком родного языка.

28. Соотношение импрессивной и экспрессивной речи в онтогенезе.

29. Роль речи в становлении произвольности психических процессов.

30. Анализ биологических и социальных факторов речевого развития ребенка.

 

Список основной литературы по дисциплине «Психолингвистика».

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч. в 6 т. Т. 2.

2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

3. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики.

4. Жинкин Н.И. Механизмы речи.

5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.

6. Леонтьев А.А. Психолингвистика.

7. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности.

8. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.

9. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.

10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

11. Психолингвистика. Под/ ред. Шахноровича А.М.

12. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику.

13. Соколов Ю.А. Внутренняя речь и мышление. М., 1967.

14. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.

15. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность.

16. Якушкин Б.В. Гипотезы о происхождении языка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: