Лекция.
Александр I вступил на престол в результате дворцового переворота и убийства заговорщиками его отца Императора Павла I.
- Александр I собрал вокруг себя кружок «молодых друзей», который получил название «Негласного комитета».
- За полтора года этот комитет создал план основных преобразований, и два вопроса обсуждались особенно горячо: отмена крепостного права и введение конституции.
- В 1801 году было разрешено покупать земли лицам недворянского происхождения.
- В 1803 г. вышел указ о «вольных хлебопашцах».
- В 1803-1807 годах М.М. Сперанский был директором департамента Министерства внутренних дел и участвовал в редактировании всех важных законов. С 1808 года он стал ближайшим советником Александра I по всем вопросам внутренней политики.
- После победы в войне русское общество ждало от императора каких-то необычных решений, действий, направленных на облегчение участи героического народа, спасшего страну от захватчиков.
- Крестьянский вопрос оставался и главным и самым сложным.
- Александр I попытался решить его способом несколько неожиданным. Было принято решение о создании военных поселений.
- Солдаты селились здесь же на тех же правах.
- Военные поселяне несли воинскую службу и работали на поле.
- Управление страной легло на Комитет министров, а точнее на А.А.Аракчеева.
- Одновременно Александр I приказал о начале работы над проектом конституции
- Он верил, что конституция сделает Россию более просвещенным, цивилизованным государством.
- К весне 1820 был подготовлен проект конституционной хартии (документ).
- Высшая законодательная власть осталась бы в руках монарха, но он разделил бы её с органом народного представительства, состоящим из Сената (верхняя палата) и Собрания представителей (нижняя палата).
- Исполнительная власть вручалась Государственному Совету в составе Общего собрания и Комитета министров.
- Кроме того, подданные России получали некоторые политические свободы, права личности, собственности, печати.
- Разработкой этого проекта реформаторские усилия Александра I и ограничились он был вынужден отказаться от своего любимого помощника.
- Сперанского отправили в ссылку.
2.Выполните задания:
|
Материал лекции прочитать и законспектировать в своих тетрадях.
2.Выполните тесты:
1. На Венском конгрессе решался вопрос:
1) устройства Европы после разгрома войск Наполеона
2) присоединения России к континентальной блокаде
3) вступления России в состав Третьей антифранцузской коалиции
4) вступления России в состав Четвёртой антифранцузской коалиции
2. По результатам Венского конгресса Россия:
1) вернулась к довоенным границам
2) присоединила к своим владениям герцогство Варшавское
3) получила значительные территории Саксонии
4) присоединила пограничные дунайские княжества Молдавию и Валахию
3. Вскоре по окончании Венского конгресса Священный союз между собой заключили:
1) Россия, Пруссия и Франция
2) Россия, Англия и Франция
3) Пруссия, Австрия и Англия
4) Россия, Пруссия и Австрия
4. Восточный вопрос во внешней политике России – это вопрос о:
1) хозяйственном освоении просторов Дальнего Востока
2) владении черноморскими проливами
3) членстве России в Священном союзе
4) противостоянии Японии
5. Расположите события внешней политики в хронологической последовательности (ответ запишите в виде сочетания букв):
|
А. Бородинское сражение
Б. Создание Священного союза
В. Сражение под Лейпцигом («Битва народов»)
Г. Тильзитский мир
6) Первой задачей, которую попытался решить Александр I после завершения заграничных походов русской армии, было(а):
1)установление в России парламентской республики
2) дарование конституции Польше
3) отмена крепостного права
4) введение гражданских свобод для всего населения России
7. Период правления Александра I:
1) 1796 – 1801 гг.
2) 1801 – 1825 гг.
3) 1807 – 1826 гг.
4) 1825 – 1855 гг.
8. В результате предоставления конституции Царству Польскому в начале XIX в.:
1) законодательная власть передавалась царю и двухпалатному сейму
2) Польша обрела независимость
3) образовалось герцогство Варшавское
4) в Польском государстве утвердилась республиканская форма правления
9. Проект «Уставной грамоты Российской империи» был подготовлен:
1) М. М. Сперанским
2) В. П. Кочубеем
3) П. А. Строгановым
4) Н. Н. Новосильцевым
10. Главным пунктом «Уставной грамоты Российской империи» было:
1) провозглашение суверенитета народа
2) отмена крепостного права
3) провозглашение суверенитета императорской власти
4) создание двухпалатного парламента, не влиявшего на законотворчество императора
Срок выполнения задания: до следующего занятия по учебному расписанию Форма представления отчета: Выполнив задания в рабочей тетради, сделайте фото и отправьте работу преподавателю. Для обратной связи с преподавателем отправляйте выполненные задания на электронную почту t.oboyanskaya@yandex.ru