Соответствие сочинения теме




Типичные ошибки в итоговом сочинении: информация к размышлению

 

Что такое типичные ошибки? Те, которые повторяются очень часто, стало быть, они системные.

Совсем недавно опубликовано информационное письмо Министерства образования РФ о проведении выпускного сочинения в 11 классах, в котором среди всего прочего есть пять критериев, по которым будет проверяться работа экспертами. По сравнению с прошлым годом они упростились, стали более лояльными.

Итак, первый критерий – это соответствие сочинения теме, раскрытие темы выпускником.

Соответствие сочинения теме

Очень часто ученик не понимает, что значит раскрыть тему, не видит своего коммуникативного замысла. А в этих словах и кроется сам ответ.

Коммуникативный замысел (эти слова есть в критериях оценки) – это, проще говоря, ваш план, по которому надо писать. Казалось бы, чего проще? Но мои ученики опять и опять повторяют эту ошибку с упорством носорога. И что делать?

Прилагать волевые усилия и в прямом смысле бить себя по рукам, если вы чувствуете, что степной акын побеждает ваше сознание, и эту песню не остановить.

Как? Начать с плана.

Итак, у вас есть тема итогового сочинения, сформулированная по определенному направлению. Например, «Любовь».

· Подбираем материал. Это может быть ваш любимый писатель или поэт, который посвятил любви много прекрасных строк. Подобрали?

· Формулируем тезис: любовь, по (имярек), — это….

· Прописываем для себя, что ЭТО в виде тезисов.

· Проверяем, соответствует ли ответ вопросу, поставленному в проблеме.

Это и есть коммуникативный замысел.

Как видите, это просто.

Приведем пример. Возьмем тему, которая, я думаю, может встретиться с высокой вероятностью: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» (М.Булгаков)

· В качестве материала возьмем сам роман, из которого взяты эти строки – «Мастер и Маргарита».

· Прописываем тезис. Настоящая любовь, по Булгакову, — это чувство безусловное, не требующее объяснения или подтверждения, данное свыше, способное преодолеть все препятствия. Любящим не нужно раз за разом доказывать любовь, ведь она естественна, как воздух, поэтому она вечна (независима от обстоятельств). Все, в чем нуждаются любящие, — это они сами, и верность в высшем смысле – это когда просто не можешь быть ни с кем другим. Писатель уверен, что такая любовь была у Мастера и Маргариты.

· Теперь берем каждое предложение- тезис отдельно и подбираем иллюстративный материал.

· Первая встреча Мастера и Маргариты: любовь поразила их сразу, мгновенно при первой встрече. Это свыше данное чувство. Ничего не зная друг о друге, они поняли, что рождены друг для друга.

· Все, в чем нуждаются любящие, это они сами. Маргарита была счастлива в доме Мастера, хотя там не было роскоши и особых удобств. В подвальной комнате с книгами и лампой, печкой и кроватью им было хорошо. Он писал, она шила, и это было счастьем. Настоящая любовь не нуждается в особых условиях.

· Мастер добровольно отказывается от Маргариты, так как боится за нее. Но разве Маргарита об этом просит? Он струсил, а трусость – самый страшный порок, как сказал перед смертью Иешуа. Любви не нужны доказательства, любви нужна правда, и Маргарита силой своей любви спасает Мастера. Ведьма ради любви – разве это не прекрасно? Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Есть!

· Теперь обратите внимание на следующее: в каждом из тезисов и абзацев должен появляться ответ на один из ваших вопросов.

Подытоживая разговор о раскрытии темы, повторюсь: отвечайте на поставленные вопросы и не забывайте проверять «фокус» — в сочинении, в каждом абзаце-аргументе должен быть раскрыт тезис, в котором есть слова из темы!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: