Министерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Республики Казахстан
Казахский агротехнический университет
Им. С.Сейфуллина
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ветеринарии и технологии животноводства _________________ Б.С.Майканов «___» _______________ 2014 г. |
Программа
дисциплины для бакалавров
(Силлабус)
По дисциплине: Иммунологии человека и животных
образовательная программа «Ветеринарная биотехнология», «Биотехнология растений»
для специальности: 5В070100-Биотехнология
для группы специальностей: технические науки и технологии
Астана, 2014
Программа дисциплины (Силлабус) составлена на основании временной типовой программы дисциплины «Основы иммунологии» утвержденный в соответствии с рабочим учебным планом специальности,
«___» ________________ 20__ г.
Рассмотрена на заседании кафедры микробиологии и биотехнологии «____»___________20__г. (протокол № _)
Заведующий кафедрой ______________ Сураншиев Ж.А..
(подпись)
Рекомендована методической комиссией факультета ветеринарии и технологии животноводства «_ 18 _» ___ мая___ 20014 г., протокол № 10
Председатель
методической комиссии ________ Бегенова А.Б.
(подпись)
ДИСЦИПЛИНА: ОСНОВЫИММУНОЛОГИИ
1 Данные о преподавателях:
1.1 Булашев Айтпай Кабыкешевич, д.в.н., профессор
1.2 Боровиков Сергей Николаевич, к.б.н., доцент
1.3 Пешекова Айниса Альжановна, м.т.н., ассистент
Занятия: ауд. 501, 125 по утвержденному расписанию, тел. 38-39-01
Дни консультации: по утвержденному расписанию
2 Данные о дисциплине:
2.1 Название: «Иммунологии человека и животных»
2.2 Код IzhCh 3218
2.3 Семестр – 5
2.4 Количество кредитов – 2
2.5 Количество часов - 90
|
Аудиторных часов всего – 45
– лекционных – 15
– лабораторно-практических – 30
– СРСП – 15
– СРС – 30
Распределение учебного времени
Неделя семестра | всего | |||||||||||||||||
Лекции | Промежуточный контроль 1 | Промежуточный контроль 2 | ||||||||||||||||
Лабораторные | ||||||||||||||||||
СРСП | ||||||||||||||||||
СРС | ||||||||||||||||||
Итого | ||||||||||||||||||
3 Пререквизиты – генетика, биохимия, гистология, физиология, микробиология, вирусология.
4 Постреквизиты: подготовка дипломных работ, будущая профессиональная деятельность.
5 Краткое описание курса:
Цель курса - дать студентам современные представления о структуре и функциях, морфологии иммунной системы, понятие об антигенах и антителах. Дать знания и практические навыки по основам иммунологии, а также раскрыть сущность различных проявлений иммунитета и нарушения иммунитета.
Задачи курса: Студент должен владеть способами получения антигенов и антител, контрольных положительных и отрицательных сывороток. Студент должен уметь проводить гипериммунизацию и вакцинацию животных.
|
В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать:
· природу антигенов (виды антигенов);
· структуру и функции иммуноглобулинов;
· клетки, ткани и органы иммунной системы;
· частные проявления иммунитета;
· нарушения иммунитета.
Студенты должны уметь:
· вводить антигены в организм животного любыми методами;
· выделять органы и клетки иммунной системы организма лабораторных животных;
· определять клетки иммунной системы;
· выделять и изучать иммуноглобулины;
· ставить иммунологические реакции.
Содержание дисциплины
6 Календарно – тематический план лекционных занятий
№ п/п | Тема лекции | Содержание лекции | Кол-во часов | Неделя проведения | Форма контроля |
Определение иммунологии. Виды иммунитета. | Предмет иммунологии. Содержание иммунологии. Определение иммунитета. Факторы иммунитета. История развития иммунологии. Его связь с другими предметами. | Устный опрос. Наличие конспекта | |||
Конституционные факторы природной резистентности | Тканевые факторы. Иммунологические барьеры. Фагоциты и фагоцитоз. Киллеры. Гуморальный фактор. Комплимент. I тип интерферона. Пропердин. Клеточная реактивность. 7 фаз белков. Сопротивление крови к другим микробам. Обычные антитела. | 2-3 | Устный опрос. Наличие конспекта | ||
Антигены. | Понятие антиген. Антигены микроорганизмов. Животные антигены. Гистологическое соответствие антигенного комплекса. | 4-5 | Устный опрос. Наличие конспекта | ||
Иммунная система организма. Специфические факторы защиты организма | Центральные и периферические органы иммунной системы. Клетки иммунной системы: Т- и В-лимфоциты. Иммуноглобулины. Иммунологическая память. Иммунологическая толерантность. Аллергия | 6-7 | Устный опрос. Наличие конспекта | ||
Рубежный контроль №1 | |||||
Антитела и их образование. | Мономерная структура иммуноглобулинов (Ig). Особенности структуирования различных классов Ig. Механизм взаимодействия антигена с антителом. Виды антител. Ig физико-химические и биологические особенности. Образование антител. Антиген против иммунной реакции организма. Фазы образования антител. Особенности функциональности плазмоцитов. | 8-9 | Устный опрос. Наличие конспекта | ||
Моноклональные и гибридные антитела | Общие вопросы отбора гибридом. Выбор миеломы. Способы иммунизации. Схема скрещивания клеток. Выращивание гибридомы в среде. Взятие моноклональных антител. Гетерогибридомы. | Устный опрос. Наличие конспекта | |||
Иммунный ответ | Антигены завязывать и эффекторлы общие механизмы формирования клеток. Гуморальный иммунность иммунды в ответе компетентті кооперация клеток. Цитотоксикалық иммунды на реакциях компонентная кооперация клеток. Память клетки. Цитокиндер. Аллергия. Статус иммунности органа. | 11-12 | Устный опрос. Наличие конспекта | ||
Вакцины | История открытия. Справка структурирование. Традиционные вакцины. Вакцины (генно инженерные, синтетический, антиидиотипические и т.д.) | Устный опрос. Наличие конспекта | |||
Реакции иммунитета и их применение в опыте: реакции клетки иммунитета | Фагоцитарная активность. Выявление лейкоцитов. Опсонофагоцитарлық выявлять. Фагоциттердің активность функциональности фагоцитарной тенденции, когда разном пользуется лестницей, выявлять. Функциональное состояние Т и В – лимфоцитов, их выявление. | Устный опрос. Наличие конспекта | |||
Реакции иммунитета и их применение в опыте: серологические реакции | Реакция агглютинации, реакция преципитации. Реакция меченных антител. Иммуноблотинг. | Устный опрос. Наличие конспекта | |||
Рубежный контроль №2 |
|
7. Календарно – тематический план лабораторных занятий
№ п/п | Тема Лабораторного занятия | Содержание работы | Коли-чество часов | Неделя проведе-ния |
Методы введения антигенов лабораторным животным | Методы работы с животными. Методы введения антигена мышам и кроликам | |||
Выделение органов и клеток иммунной системы у мышей и кроликов | Методы выделения органов и клеток иммунной системы животных. | |||
Методы определения Т- и В-лимфоцитов | Методы определения Т- и В-лимфоцитов. Определение Т-лимфоцитов методом образования розеток с эритроцитами барана (Е-РОК). Определение В-лимфоцитов по выявлению рецепторов к третьему компоненту комплемента. Определение Т- и В-лимфоцитов в одном препарате (Е-РОК и 3С3-РОК) | |||
Методы выделения и изучения иммуноглобулинов | Методы изучения иммуноглобулинов. Солевое фракционирование белков сыворотки крови иммунизированного кролика. Хроматографическое разделение иммуноглобулинов | 4-5 | ||
Изучение иммуноглобулинов методами электрофореза и им-муноблотинга | Методы постановки ПААГ-ДСН электрофореза и иммуноблотинга для анализа иммуноглобулинов | 6-7 | ||
Рубежный контроль №1 | ||||
Реакция агглютинации. Реакция преципитации. | Основные принципы постановки реакции агглютинации (РА). Методика постановки РА. Реакция преципитации. Методы постановки и практические применение | 8-9 | ||
Реакция связывания комплемента | Реакция связывания комплемента. Методика постановки РСК и назначение титрации компонентов | 10-11 | ||
Иммуноферментный анализ | Иммуноферментный анализ (ИФА). Методы постановки различных вариантов иммуноферментного анализа | 12-13 | ||
Иммунохроматографический анализ | Иммунохроматографический анализ (ИХА). Метод прямого и конкурентного ИХА. | 14-15 | ||
Рубежный контроль №2 |
График выполнения и сдачи заданий СРС по дисциплине
Тема занятия | Задание СРС | Цель занятия | Лите-ратура | Форма контроля | Количество часов | Неделя сдачи | Баллы | |
Предмет и задачи иммунологии в их историческом развитии. | Искусственное заражение как метод борьбы с инфекционными заболеваниями. Отец метода вакцинации – Э. Дженнер. Роль Л.Пастера в зарождении инфекционного иммунитета. Значение работ И.И. Мечникова и П. Эрлиха. Основные направления развития современной иммунологии. Задачи иммунологии на современном уровне | Ознакомиться с задачами современной иммунологии. Связь современной иммунологии с другими отраслями науки | №1-7/ 1-24 | Опрос. Конспект СРС | 1.5 | |||
Общая характеристика цитокинов | Основная биологическая активность цитокинов. Группы цитокинов. Интерлейкины 1-8, фактор некроза опухолей. Другие цитокины. | Изучить структуру, стимуляторы продук-ции, биологическую активность цитокинов | №1-7/ 1-24 | Опрос. Конспект СРС | 1.5 | |||
Теории образования антител | Методы аутоселекции. Мутационная селекция. Зависимость выхода полезных мутаций от воздействующего фактора и дозы. Сверхсинтез аминокислот и других азотсодержащих соединений. Мутасинтез. Методы генной инженерии. | Ознакомиться с современными методами селекции микроорганизмов. | №1-7/ 1-24 | Конспект. Опрос. Конспект СРС | 1.5 | |||
Реакции гиперчувствительности | Гиперчувствительность I, II, III типа. Медиаторы аллергических реакций. Гиперчувствительность замедленного типа. | Изучить фактора, вызывающие гиперчувствительность Знать природу аллер-гических реакций. | №1-7/ 1-24 | Конспект. Опрос. Конспект СРС | 1.5 | |||
Иммунологическая толерантность | Основной феномен. Клеточные основы толерантности. Толерантность к «своему» и толерантность к «чужому» - две стороны одного явления. | Изучить факторы, определяющие толерантность. Пути возникновения. | №1-7/ 1-24 | Конспект. Опрос. Конспект СРС | 1.5 | |||
Рубежный контроль №1 | ||||||||
Аутотолерантность и аутоиммунные болезни | Механизм иммунологической толерантности. Нозологические виды аутоиммунной болезни. Механизм аутоиммунологических тенденций. Аутоантитела – описание, природа, специфика, особенности. Основные иммунологические показатели больных. | Изучить механизм аутоиммунной болезни. Ознакомиться с природными и специфическими особенностями аутоантител. | №1-7/ 1-24 | Конспект. Опрос. Конспект СРС | 1.5 | |||
Иммунодефицит | Первичный иммунодефицит. Вторичный иммунодефицит. | Определить первичный и вторичный иммуннодефициты. | №1-7/ 1-24 | Конспект. Опрос. Конспект СРС | 1.5 | |||
Противоопухолевый иммунитет | Механизм и виды противоопухолевого иммунитета. Механизм защиты опухолевых клеток от иммунологических факторов. | Ознакомление с видами и механизмами противоопухолевого иммунитета. | №1-7/ 1-24 | Конспект. Опрос. Конспект СРС | 1.5 | |||
Антиинфекционный иммунитет | Общая характеристика инфекционного процесса. Неспецифический иммунитет. Специфический иммунитет. Иммунологическая память. | Изучить особенности специфического и неспецифического иммунитета, характе-ристику инфекцион-ного процесса. | №1-7/ 1-24 | Конспект. Опрос. Конспект СРС | 1.5 | |||
Иммунологический статус организма. Возрастные особенности иммунитета | Особенности иммунологического статуса организма. Иммунотерапия. Иммунодепрессанты. Иммунная сыворотка. Становление иммунной системы в эмбриогенезе. Иммунитет новорожденных. Иммунитет при старении. | Ознакомиться с развитием иммунной системы в разном возрасте организма. | №1-7/ 1-24 | Конспект. Опрос. Конспект СРС | 1.5 | |||
Рубежный контроль №2 |
Список литературы
Основная литература
1 Галактионов В.Г. Иммунология. М.:Издательский центр «Академия», 2004. -528 с.
2 Практикум по иммунологии. Под ред. И.А. Кондратьевой и А.А. Ярилина М.:Издательский центр «Академия», 2004. -272 с.
3 Булашев А.К., Муканов К.К. Методические указания для проведения лабораторно-практических занятий по теме: "Принципы и техника постановки иммуноферментного анализа".- Изд-во Целиноградского обкома Компартии Казахстана, 1988.-12 с
4 Колычев Н.М., Госманов Р.Г. Ветеринарная микробиология и иммунология - Омск, 1996.-552 с.
5 Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2005. -736 с.: ил.
6 Бұлашев А.Қ. Иммунология. Оқу құралы. Астана, 1999.
7 Кондратьева И.А., Ярилин А.А. Практикум по иммунологии. Учебное пособие. М. «Академия», 2004.
Дополнительная:
1 Кухар Е.В., Муканов К.К., Сейткасымов Б.К., Шенжанов К.Т. Методические указания по иммуноферментной диагностике трихофитии КРС. Астана. 2003. -20 с.
2 Сураншиев Ж.А., Шенжанов К.Т., Булашев А.К. Методические рекомендации по диагностике бруцеллеза КРС иммуноферментным методом. Астана. 2003. -16 с.
3 Дюсенова Г.Т., Булашев А.К., Бакирова Г.А., Шенжанов К.Т. Методические рекомендации по индикации сибиреязвенных антигенов иммуноферментным методом в объектах внешней среды. Астана. 2004. -14 с.
4 Булашев А.К. Иммуноферментный анализ в диагностике бруцеллеза и туберкулеза животных (лекции для слушателей ФПК по специальности «Ветеринарная медицина»). Астана, 2003.
5 Герберт У.Д. Ветеринарная иммунология. М.: Колос. 1981.
6 Иммуноглобулины. Под ред. Литмена Г. и Гуда Р., перевод под ред. Каверзневой Е.Д. - М.: Мир, 1981.
7 Иммунология: В 3-х томах. Пер. с англ/ Под ред. У.Пола. - М.: Мир, 1988.
8 Иммунология методы исследований: Пер. с англ./Под ред. Лефковтиса И., Перниса Б. - М.: Мир,1983.
9 Иммунологические аспекты инфекционных заболеваний: Под ред. Дж. Дика/ пер. с англ. Апта А.С. и Литвинова В.И. - М.: Медицина, 1982.
10 Колычев Н.М., Госманов Р.Г. Ветеринарная микробиология и иммунология -Омск, 1996.
15 Коляков Я.Е. Ветеринарная иммунология. М.: Агропромиздат, 1986.
16 Костенко Т.С., Скаршевская Е.И., Гительсон С.С. Практикум по ветеринарной микробиологии и иммунологии: Учебное пособие. М.: Колос, 1989.
17 Кульберг А.Я. Регуляция иммуного ответа. М.: Медицина, 1986.
18 Нахмансон В.М., Бурба Л.Г. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней сельскохозяйственных животных. М.: Агропромиздат. 1990.
19 Петров Р.В., Хаитов Р.М. Искусственные антигены и вакцины. М.: Медицина, 1988.
20 Сайдулдин Т.С. Основы серологии. Алма-Ата. Гылым, 1993.
21 Сұраншиев Ж.Ә.. Жануарлар мен құстардың аса қауіпті жұқпалы ауруларының зертханалық балауы. Астана, 2008.
22 Сюрин В.Н., Белоусова Р.В., Соловьев Б.В. и др. Методы лабораторной диагностики вирусных болезней животных. М.: Агропромиздат, 1986.
23 Фримель Х., Брок И. Основы иммунологии. Перевод под ред. Маца А.Н. - М.: Мир, 1986.
24 Шляхов Э.Н., Андриеш Л.П. Иммунология. Кишинев. Штиница, 1985.
Политика курса
1 Соблюдать технику безопасности при работе в лаборатории.
2 Для лабораторных занятий наличие белых халатов.
3 Не опаздывать на занятия.
4 Не отвлекаться на посторонние разговоры, отключать мобильный телефон.
5 Не пропускать занятия, в случае пропуска представлять соответствующий документ.
6 Соблюдать правила внутреннего распорядка университета.
7 Активно участвовать в учебном процессе.
8 Бережно относиться к оборудованию, лабораторной мебели.