Спецификация итоговой контрольной работы по истории
Данная контрольная работа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Содержание работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от17 декабря2010 г. №1897).
Целью контрольной работы является оценить уровень подготовки по истории России учащихся 7 класса.
Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учетом требований указанных выше нормативных документов, конкретизированных в Примерной программе основного общего образования по истории, и включают требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учет:
– целей исторического образования в основной школе;
– специфики курса истории основной школы;
– ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.
Структура и содержание письменной работы определяются с учетом объема и характера подготовки учащихся на базовом уровне. Итоговая контрольная работа, посвящена периоду истории России 16-18.
В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых обучающимися при выполнении соответствующих заданий.
К заданиям базового уровня сложности относятся те задания, где обучающимся предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию.
К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от обучающегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях.
К высокому уровню сложности относятся задания в которых, обучающиеся выполняют частично-поисковые действия, используя приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию.
На выполнение контрольной работы отводится 45 минут.
Критерии оценивания:
За верное выполнение заданий группы «А» с записью ответа в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа, во всех работах выставляется 1 балл. Каждое из этих заданий считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (записан другой ответ; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.
Задание с кратким ответом группы «Б» в виде последовательности цифр, слова (словосочетания) считается выполненным верно, если верно указаны последовательность цифр, слово (словосочетание). За полные правильные ответы на задания, предполагающие установление соответствия между двумя рядами информации ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две или более ошибки или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.
Задания с развернутым ответом группы «С» за правильный, в соответствии с требованиями ответ на задание 1 группы «С» - 4 балла, в соответствии с требованиями ответ на задание 2 группы «С» - 6 баллов.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Работа (баллы) | 0-5 | 6-11 | 12-18 | 19-27 |
Итоговая контрольная работа
Часть А
А 1. Указ об «урочных летах»:
- запрещал свободный переход крестьян от одного хозяина к другому
- устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян
- определял переход крестьян к другому помещику только в Юрьев день
- установил бессрочный розыск беглых крестьян
А 2. Усиление роли гвардии связано с эпохой, которую называют периодом:
- Смуты
- Регентства
- Фаворитизма
- Дворцовых переворотов
А 3. Какое сражение относится к морским победам России в Северной войне?
- при Гренгаме
- при Полтаве
- при Лесной
- при Нарве
А 4. О каком событии идет речь в строках А. С. Пушкина?
Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский паладин.
- выходе Дании из войны со Швеции
- снятии осады польскими войсками Риги
- поражении русских войск под Нарвой
- Прутском походе
А 5. Высший церковный орган при Петре I:
- Монастырский приказ
- Главный магистрат
- Правительствующий сенат
- Синод
А 6. Россия стала империей после:
- Азовского похода
- подавления восстания под предводительством К. А. Булавина
- Прутского похода
- Северной войны
А 7. Усиление роли дворянской гвардии в 1725—1762 гг. в государственных делах:
- способствовало укреплению самодержавия
- стало одной из причин легкости и частоты дворцовых переворотов
- привело к ограничению абсолютной власти российских императоров
- привело к конфликтам и потрясениям
А 8. Все привилегии, данные дворянству после смерти Петра I, были подтверждены в правление:
- Елизаветы Петровны
- Петра III
- Екатерины II
А 9. Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами в период царствования Екатерины II привели к:
- Медному бунту
- восстанию под предводительством К. А. Булавина
- восстанию под предводительством С. Разина
- крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева
Часть Б
Б 1. Из перечисленных мероприятий к царствованию Петра I относятся:
а) роспуск Верховного тайного совета
б) учреждение Сената
в) отказ от вынесения смертных приговоров
г) создание системы коллегий
д) созыв Уложенной комиссии
е) принятие «Табели о рангах»
ж)установление подушной подати
з) создание Кабинета министров
и) разделение страны на губернии
к) учреждение Святейшего Правительствующего синода
Ответ:_______________________________________________________________________________
Б 2. Из перечисленных мероприятий относятся к царствованию Екатерины II:
- секуляризация церковных земель
- отмена указа о единонаследии
- восстановление полномочий Правительствующего сената
- губернская реформа
- «Манифест о вольности дворянства»
- «Жалованная грамота городам»
- образование Канцелярии тайных розыскных дел
- введение свободы предпринимательства
- созыв Уложенной комиссии
Ответ:_______________________________________________________________________________
Б 3. Укажите, в каком хронологическом порядке правили Россией преемники Петра 1:
а) Петр 3 б) Анна Иоанновна
в) Петр 2 г) Елизавета Петровна д) Екатерина I
4. Установите правильное соответствие:
- 1697-1698 гг. а) русско-турецкая война
- 1700—1721 гг. б) Великое посольство в страны Западной Европы
- 1722 г. в) принятие Табели о рангах
- 1787—1791 гг. г) Северная война
Часть С
Прочитайте отрывок из «Сказания Авраама Полицина об осаде Троице – Сергиева монастыря и выполните задания С 1 и С 2. Используйте в ответе информацию из отрывка, а также знания из курса истории.
«Сначала попустил Господь Бог владеть нами расстриге _______________, назвавшемуся царским сыном ____________ всея Руси и на царский престол взошедшему. Но в скором времени тот Григорий умер лютою смертью. Потом на то же место другой назвался. И доходит до самого царствующего града Москвы, но не принят оказывается. Повсюду же в России слух о нем прошел, и потом все воры к нему обратились: не на царский престол его возвести, но все царские сокровища расхитить. Вся Россия от ложных царей мучительно страдает. Всей России царем Василий Иванович называется, тушинским же вором все Российское государство разоряется».
С 1. Определите, как называется период в русской истории, о котором идёт речь в отрывке и укажите его дату.
Ответ:________________________________________________________________________________________________
С 2.Определите в отрывке из исторического источника историческую личность, которого называли Лжедмитрием 1. Запишите цифру или выпишите имя.
Ответ:________________________________________________________________________________________________
Ответы.
Часть А
1б
2а
3в
4в
5г
6г
7б
8б
9г
Часть Б
1) 5, 3, 2, 4, 1
2) а, г, д, ж, и, к
3))__________________
4) 1г, 2 д,е, 3а, 4б,в