Приводной двигатель и редуктор




Введение

 

Главной подъёмной установкой является установка, предназначенная для подъема угля. Проектом шахты предусматривается применение двухскиповой подъёмной установки с цилиндрическими барабанами.

Исходные данные для расчёта:

годовая производительность подъёма, А, т/год - 520000 тонн;

глубина вертикального ствола, Нст, м - 300;

назначение подъёма - подъём угля;

число подъёмных горизонтов - 1;

число рабочих дней в году, N - 300;

продолжительность работы машины, t, ч/сут - 15;

коэффициент резерва подъёма, С - 1,5


Выбор скипа. Ориентировочная максимальная скорость подъёма

 

Часовую производительность подъёма определяем по формуле:

 

т/ч (1.1)

 

где: с - коэффициент резерва производительности;

в- число рабочих дней в году;

tсут - число часов работы в сутки, ч.

Принимая высоту загрузки скипа у подъёмного бункера hзаг = 20 м и высоту приёмного бункера hпп = 23 м получим высоту подъёма.

 

Н = Нст + hзаг + hпп = 300+20+23 = 343 м (1.2)

 


Наиболее выгоднейшая масса груза скипа

 

 

Qп = 4,04 т. (1.3)

 

где: Q =10 с - продолжительность паузы.

Выбирается стандартный скип для одноканатного подъёма:

Тип 2СН5-1; вместимость 5 м3; грузоподъёмность по углю Q = 4; масса скипа с подвесным устройством mск = 5,8 т; высота скипа в положении разгрузки hск = 7,10 м; путь разгрузки hр = 23,17 м; размеры в плане 1,54х1,85; расстояние между центрами скипов dо = 2,1 м.

Продолжительность цикла:

 

Т¢ = 3600 ×Q/ Ач = 3600 × 4 /173 = 83 с (1.4)

 

Продолжительность подъёма

 

Т = Т¢- q = 83 - 8 = 75 с (1.5)


где: q - продолжительность паузы, q = 8 с ОНТП5-86.

Принимаем шестипериодный график скорости. Ориентировочное значение максимальной скорости подъёма при этом определяется по формуле:

 

Vmax(ф) = =

= 5,7 м/с (1.6)

Расчёт каната

скип приводной двигатель подъемный

Принимаем канаты типа ЛК-РО с расчётными пределами прочности проволоки при растяжении s = 1666 МПа, фиктивная плотность, которых составляет gо = 0,097 МПа/м. Так как Н <600 м, канат рассчитываем по постоянному запасу прочности и согласно ПБ принимаем запас прочности Z = 6,5.

Наименьшую необходимую по условиям прочности массу 1 м каната находим по формуле:

 

mк = 4,26 кг/м (1.7)

 

где: mо - масса концевого груза;

 

mo = mск + Q = 5800 +4000 = 9800 кг (1.8)

 


Но - длина отвеса каната (с учётом высоты переподъёма hпер = 3 м)

 

Но = Н + hпер = 343 + 3 = 346 м (1.9)

 

По ГОСТ 7668-80 выбираем канат типа ЛК-РО; конструкция 6х36 (1+7+7/7 +14)+10С; масса 1 м смазанного каната mк = 4,55 кг/м; диаметр каната dк = 34,5 мм; при s =1666 МПа, разрывное усилие веса проволок в канате Qразр= 768000 Н.

Фактическое значение коэффициента запаса прочности составит:

 

6,89 > 6,5 (1.10)

 

где: q= 9,81 м/с2 - ускорение свободного падения.

Коэффициент статической неуравновешенности подъёма

 

D = 0,34 (1.11)

 

где: К - коэффициент шахтных сопротивлений для скиповых подъёмов, К = 1,15.

Уравновешивать систему с помощью хвостового каната я считаю нецелесообразным.

Орган навивки.

Принимаем цилиндрическую однобарабанную подъёмную машину.

Необходимый по ПБ диаметр барабана

 

D³ 80 dк = 80 ×34,5 = 2760 мм (1.12)


Выбираем подъёмную машину со следующей характеристикой: тип ТЦ-3х2,2; диаметр барабана D = 3 м, ширина барабана В = 2,2 м; максимальное статическое натяжение канатов 140 кН, максимальная разность между статическими натяжениями канатов 140 кН, передаточное число редуктора i = 11,5; 20; 30; допустимая скорость подъёма 8,0 м/с, массовый момент машины без редуктора и двигателя GDбар2 = 1500 кН.м2; масса машины с редуктором без электрооборудования 75 тонн.

Проверка барабана по ширине.

Необходимую ширину навивочной части барабана вычисляем по формуле:

 

Во = 2132 мм (1.13)

 

где: h = 35 м - резервная длина каната для испытаний;

nх - постоянное число витков трения каната (для барабанов с металлической футеровкой по ПБ, nх = 5;

l = 2 витка - расстояние между центрами витков навивающейся и свивающейся ветвей;

S - зазор между смежными витками канатов, мм (при расчётах принимается при d = 30 мм, S = 3 мм);

Проверка барабана на статические нагрузки.

Максимальное статическое натяжение в канате согласно формуле:

 

(1.14)

 

где: Ктр - коэффициент шахтных сопротивлений для груженной ветви каната (для скипового подъёма Ктр = 1,09).

Максимальную разность между статическими натяжениями канатов можно ожидать в начале подъёма нормального груза или в момент навески новых канатов.

В первом случае

 

Тmax =(K×Qn + mк×H) q = (1,15 × 4000+4,55×343) × 9,81 = 60436<140000Нт(2.53)

 

Во втором случае

 

(1.15)

 

где: Кпор - коэффициент шахтных сопротивлений для порожней ветви каната, при расчёте принимается для скипов 1,06.

Расположение подъёмной машины относительно ствола шахты.

Направляющие шкивы на копре располагаем на одном уровне от устья ствола.

С учётом норм ПБ диаметр направляющего шкива должен быть Dшк³2760 мм. Выбираем стандартный шкив со следующими техническими показателями:

тип ШК-3; диаметр шкива 3,0 м; диаметр каната £37,0 мм; статическое натяжение каната £ 928 кН; маховый момент шкива ВD2мк = 96 кН.м2.

Высоту копра рассчитываем по формуле:

к = hпп + hо + hл + 0,75 Rш, м (1.16)

 


hк = 23 + 7,10 +3 + 0,75 × 1,5 = 34,22 м

Выбираем копер, грузоподъёмность скипа 4 т; высота бункера hпп = 23 м; высота копра hк = 35 м.

Действительное значение высоты переподъёма составит:

пер = hк - (hпп + hо + hл + 0,75 Rш) = 35 - (23+7,10+0,75×1,5) = 3,77>2,5 (1.17)

 

Элементы расположения подъёмной машины относительно ствола шахты показаны на схеме 2.1. В расчете приняты: расстояние между осями подъёмных канатов dо = 2100 мм, расстояние между осями подъёмного каната и барабана Е= 45 м.

Длина струны

 

L = 54,96 м (1.18)

 

где: Со - превышение оси барабана над нулевой отметкой, м.

Угол наклона нижней струны к горизонту.

 

j = arctg arctg 37o17¢

 

Линейные отклонения каната на барабане от плоскости шкива показаны на схеме 2.2.

 

ан = - 137,5 мм (1.19)

 


где: а тр - ширина витков трения, мм.

а тр = nтр (dк + S) = 5 (34,5 + 3) = 187,5 мм (1.20)

а в = 1680 мм (1.21)

 

где: Вз¢ - ширина навивочной поверхности барабана, соответствующая одной ветви каната, при однобарабанных подъёмных машинах, мм.

 

Вз¢ = 1730 мм (1.22)

 

Значение углов отклонения струны канатов соответственно будут:

ан = 0о08¢< 1о30¢ (1.23)

ав = 1о30¢ = 1о30¢ (1.24)

 

Приводной двигатель и редуктор

 

Для удовлетворения ориентировочной максимальной скорости подъёма необходима частота вращения барабана.

 

nб = 36,3 об/мин (1.25)

 

Принимаем редуктор с передаточным отношением i = 11,5.

Требуемая частота вращения приходного двигателя


nдв = nб× i = 36,3 × 11,5 = 417,5 об/мин (1.26)

Выбираем стандартную частоту вращения синхронного двигателя nс = 300 об/мин, номинальная частота с учётом скольжения составит nн = 290 об/мин.

Действительное значение максимальной скорости подъёма

 

Vmax = 3,96 м/с » 11,0 м/с (1.27)

 

Ориентировочная мощность приводного двигателя согласно формуле:

 

Рср = 231 кВт (1.28)

 

где: h - КПД редуктора (для редукторов современных подъёмных машин) (h = 0,95¸0,98); e - коэффициент эффективного усиления подъёма, при ориентировочных расчётах принимается 1,15¸1,35.

Выбираем двигатель со следующей технической характеристикой: типа АКН2-17-31-20; мощность Рн = 315 кВт, частота вращения nн = 290 об/мин; ток статора 48 А; ЭДС ротора Ен = 535 В, ток ротора Iн = 335 А, перегрузочная способность 2,3, КПД двигателя 0,91; маховый момент ротора GD2рот = 14,8 кН.м2.

Расчётное значение момента вращения на тихоходном валу редуктора рассчитываем по формуле:

 

М= 182478 Н.м

 


где: Rб - радиус навивки, м.

Выбираем редуктор: тип ЦДН-150, межцентровое расстояние 1500 мм, передаточное число i = 11,5, момент вращения на ведомом валу 200 кН.м, скорость вращения приводного вала не более 600 об/мин, маховый момент на тихоходном валу GD2ред = 220 кН.м2, масса редуктора 13,24 т.

Приведенная к окружности барабана масса подъёмной установки:

 

 

где: Lк - длина одной ветви подъёмного каната, м.

 

Lк = Н + hпер + L + mтрpD = 343+3,77+54,96+5×3,14×3 = 449 м (1.30)

 

приведенная масса барабана:

 

, кг (1.31)

 

кг

приведенная масса ротора двигателя:

 

, кг (1.32)

 

кг

приведенная масса редуктора:


, кг (1.33)

 

кг

приведенная масса направляющего шкива составит:

 

, кг (1.34)

 

кг

Выбор величин ускорения и замедления.

Величину ускорения выбираем из условия максимального использования перегрузочной способности двигателя в период пуска.

Усилие на ободе барабана в период пуска.

 

Fпус = (КQ + mкH) qåm¢ а 1 = (1,15×4000+1,55×343) 9,81+62963 а 1 (1.35)

 

Номинальное усилие двигателя на ободе барабана составит:

 

Fн = Н (1.36)

 

Принимаем среднее значение коэффициента перегрузки за период пуска.

lпуск = 0,6 ×l = 0,6 × 2,3 = 1,38.

максимальное усилие на ободе барабана составит:


Fmax = lпуск×Fн = 1,38× 74812 = 103240 Н (1.37)

 

Приравнивая, Fпуск = Fmax определяем:

а 1 = 0,68 м/с2 (1.38)

 

Принимаем а 1 = 0,7 м/с2.

Допуская скорость выхода скипа из разгрузочных кривых Vо = 1,2 м/с

определяем величину ускорения за этот период:

 

Qo= 0,33» 0,3 м/с2 (1.39)

 

где: ho - путь разгрузки скипа, м.

Осуществляем тормозное замедление, величину которого принимаем так, чтобы тормозное усилие в конце периода замедления составляло в среднем одну треть веса полезного груза:

 

Fтор = - 13080 Н (1.40)

 

Допуская, что скорость дотягивания (Vп = 0,5 м/с) достигается до входа скипа в разгрузочные кривые на расстоянии 1,5 м усилие на ободе барабана определится:

 

F =

= 32824 - 62963 а 3 (1.41)

 


Приравнивая последнее, в Fтор определяем величину основного замедления.

 

а 3 = 0,1 м/с2

 

Принимаем а 3 = 0,7 м/с2

Замедление стопорения машины в конце подъёма берется равным а с= - 1,0 м/с2.

Окончательно устанавливаем следующие расчётные значения ускорений и замедлений.

Ускорение при перемещении скипа в кривых - 0,3

Нормальное ускорение скипа вне кривых - 0,7

Основное замедление - 0,1

Замедление стопорения - 1,0

 

Расчёт графика скорости

 

Скорость выхода скипа из кривых

 

Vo = 1,14 м/с (1.42)

 

Продолжительность периода ускорения при перемещениях скипа в кривых:

 

tо = 3,8 с (1.43)

 


Продолжительность периода нормального ускорения

 

t1 = 4,08 с (1.44)

 

Путь, пройденный в период нормального ускорения

Х1 = 10,5 м (1.45)

 

Время стопорения при скорости дотягивания (tс = 0,5 м/с) до полной остановки.

 

tc = Vn /Qc = 0,5/1,0 = 0,5 с (1.46)

 

Путь стопорения

Х с = Vntc / 2 = 0,5 ×0,5 / 2 = 0,125 м (1.47)

 

Путь, пройденный за период дотягивания

Х п = hp + 1,5 - Х с = 2,17+1,5-0,125 = 3,55 м (1.48)

 

Продолжительность периода дотягивания

 

tn = Xn / Vn = 3,55/0,5 = 7,1 с (1.49)

 

Прямолинейный участок разгрузочных кривых составляет около 1 м. Соответственно разгрузка скипа начнется после прохождения скипом расстояния 1,5+1,0= 2,5 м от начала периода дотягивания, на что уйдет время.

 

t¢¢п = 5 с (1.50)

 

Продолжительность основного периода замедления

 

tз = 35с (1.51)

 

Путь основного замедления

Х з = 78,75 м (1.52)

 

Путь движения скипа с максимальной скоростью

Х2 = Н - (2ho + 1,5 + Х 1 3) = 283 - (2×2,17+1,5+10,5+78,75) = 187,91 м (1.53)

 

Продолжительность периода движения с максимальной скоростью

 

tм = 47 с (1.54)

 

Продолжительность подъёма общая

 

Т = tо + t1 + t2 + t3 + tп + tс = 3,8+4,08+47+35+7,1+0,5 = 97,5 с (1.55)

 


Продолжительность цикла

 

Т = Т + q = 97,5 + 8 = 105,5 с » 106с (1.56)

 

Годовая производительность подъёма

 

Аф = 611321 т/год (1.57)

 

Коэффициент резерва подъёма

 

Сф = Аф / А = 611321 / 520000 = 1,18 < 1,5 (1.58)

 

Расчёт движущих усилий

 

Уравнение подъёма с учётом численных значений параметров принимает следующий вид:

 

F=[(K - BcR - mKH - 2 X)] q±åm a = [(1,15 - Вс) 4000+4,55 (343-2 Х)] 9,81±62963 а = 60436 -89,3 Х ±62963 а (1.59)

 

Определим значения движущих усилий на ободе барабана в разные периоды подъёма в начале подъёма (Х =0; а = 0,3 м/с2)

F1 = 60436+62963 × 0,3 = 79325 Н (1.60

в конце периода ускорения в разгрузочных кривых (Х =hp= 2,17; а = 0,3 м/с2)

F2 = 60436 - 89,3× 2,17+62963 × 0,3 = 79131 Н (1.61)

в начале периода нормального ускорения (Х = 2,17; а = 0,7 м/с2)

F3 = 60436 - 89,3× 2,17+62963 × 0,7 =104316 Н (1.62)

в конце периода нормального ускорения (Х = 2,17+10,5=12,67; а = 0,7 м/с2)

F4 = 60436 - 89,3× 12,67+62963 × 0,7 =103379 Н (1.63)

в начале периода движения с максимальной скоростью (Х = 12,67; а = 0 м/с2)

F5 = 60436 - 89,3× 12,67 = 59305 Н (1.64)

в конце периода движения с максимальной скоростью (Х =12,67+187,91=201; а =0)

F6 = 60436 - 89,3× 201 = 42486 Н (1.65)

 

lmax = 1,38 (1.66)

 

где: Fmax - наибольшее усилие на окружность барабана, Н, принимается по графику усилий (рис. 3.1), а также по расчёту;н - номинальное усилие двигателя по окружности барабана, Н.

Для обеспечения достаточного момента вращения двигателя при падении напряжения в питающей сети коэффициент перегрузки должен удовлетворять условию:

 

lmax£ 0,85×lн= 0,85 ×2,3=1,95

 

,38 £ 1,95 условие выполняется.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: