Характеристики внимания, памяти и мышления, необходимые для экстренной реакции в ходе дорожного движения




Вниманием называется сосредоточение сознания на каком-либо объекте (явлении) или действии с одновременным отвлечением от остального.

Водитель должен уметь пе­реключать внимание с одного объекта на другой, чтобы при необходимости перейти от од­них действий к другим, иногда противоречащим прежним. У опытного водителя развита такая избиратель­ность, благодаря которой он может сосредоточить все внимание на дорожной обстановке, не отвлекаясь для наблюдения за движениями рук и ног. Во­дитель должен быть готовым сосредоточить внимание непроизвольно (пассивно) ни объектах и явлениях, возникающих неожиданно (удар колеса о незамеченное препятствие, неожиданное появление помехи на пути движения автомобиля).

Характер распределения внимания зависит в основном от скорости управля­емого автомобиля, интенсивности движения и расположения объектов. При не­большой скорости водитель имеет возможность изучать дорожную обстановку без спешки.

Пространство, в котором водитель большую часть времени концентрирует внимание на разнообразных объектах, называется полем концентрации внимания. Чем больше скорость, тем меньше времени у водителя для того, что бы отвести взгляд в сторону от дороги, не рискуя допустить ошибку в управлении автомобилем. Чем выше интенсивность движения, тем больше вынужден водитель концентрировать внимание на встречных и попутных автомобилях, особенно на узких участках дорог.

Исследования и опыт показывают, что лица, обладающие хорошим внима­нием, значительно быстрее овладевают водительскими навыками. Невниматель­на - одна из наиболее распространенных причин ДТП. Поэтому при психофизиологическом отборе у водителей обязательно проверяют качество внимания.

Дорожная обстановка, наблюдаемая водителем, непрерывно изменяется, и он должен все время принимать новое решение. Для правильной оценки обстановки и прогнозирования ее развития недостаточно ощущений и восприятия. Переработка поступившей информации и принятие решения осуществляются на основе мышления.

Мышление - это высший познавательный процесс, благодаря которому в co­знании человека не только отражаются внешние особенности воспринимаемых объектов или явлений, но и постигается их сущность. Для оценки дорожной обстановки водитель дол­жен воспринять ее элементы (дорогу, других участников движения) и их взаим­ное расположение, после чего сравнить с подобной ситуацией, наблюдавшейся им раньше и сохранившейся в памяти. Такое сравнение дает возможность сделать правильное заключение (например, «движущийся сзади водитель приступил к обгону, мне обгонять опасно»).

При прогнозировании развития дорожной обстановки водитель мысленно приводит в движение все элементы этой обстановки, анализирует результаты своих предполагаемых действий и, учитывая влияние, которое они окажут на дорожно-транспортную ситуацию, вырабатывает новое суждение о своих наиболее целесообразных действиях. Например: «Мне не удастся разогнать свой автомобиль так, чтобы опередить водителя, приступившего к обгону, поэтому от на., рения приступить к обгону я временно откажусь»), В основе прогнозирования лежит умозаключение, являющееся высшей формой мышления. Оно позволяет предвидеть изменение дорожной обстановки и с помощью целенаправленных действий предупредить возникновение опасных ситуаций.

Памятью называется процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Благодаря зрители ной памяти водитель запоминает маршруты движения, характерные ориентиры и участки дороги, требующие особого внимания, расположение объектов, расстояние до них. Двигательная память нужна при формировании и автоматизации двигательных навыков. Водитель благодаря двигательной памяти отыскивает, не глядя, рычаг переключения передач и автоматически переводит его в нужное положение. Двигательная намять особенно важна при управлении автомобилем большой скоростью и в сложных ситуациях.

На развитие и качество памяти влияют физическое и психическое состояние человека, его тренированность, профессия, возраст. Лучше усваиваются знания, умения и навыки, в приобретении которых человек заинтересован или которые связаны с его профессиональной деятельностью. Поэтому существует понятие профессиональной памяти. Так, опытный водитель быстрее и точнее запомнит особенности нового маршрута, лучше отличит существенную информацию от несущественной, чем новичок. До 20-25 лет память улучшается, а после 35-40 лет начинает ухудшаться.

В деятельности водителя часто встречаются иллюзии вследствие контрастности восприятия, иллюзии перспективы, меняющегося рельефа и др. Например, водитель, совершая обгон на большой скорости, воспринимает дорогу как более узкую, чем она есть на самом деле. В результате он может непроизволь­на отклониться в сторону от осевой линии. При определенном угле освеще­нии сухое асфальтированное покрытие кажется мокрым. Скорость крупных объектов (автобусов, автопоездов) кажется меньше, а более мелких (мотоциклов, легковых автомобилей) - больше. По этой причине скорость движущегося электропоезда на переезде кажется меньше действитель­ной и возникает соблазн «проскочить».

Отмечено, что движение автомобилей темной окраски (черных или темно- зеленых) кажется более медленным, а расстояние до них - больше, чем в действительности. Именно этим объясняется, что автомобили темных цветов значи­тельно чаще попадают в аварии. Автомобили светлых цветов (белого, красного, желтого), хорошо выделяясь на окружающем фоне, воспринимаются как нахо­дящиеся ближе и движущиеся с большей скоростью, чем на самом деле.

Память позволяет водителю представить развитие дорожной ситуации как результат своих действий и действий других участников движения. Надежность водителя зависит от быстроты действий, которые он выполняет в ответ на различные раздражители. Так, водитель автоматически нажимает на тормоз­ную педаль или педаль управления дроссельной заслонкой, поворачивает рулевое колесо, переключает передачи, нажимает кнопку сигнала и т.п. Такие ответные действия называют психомоторными реакциями. Реакции водителя при управлении автомобилем характеризуются правильностью, точностью, своевременностью и скоростью. Если, например, водитель перепутает направление и повернет не влево, а вправо, то его реакция неправильна.

5. Факторы, формирующие психомоторные навыки управления автомобилем Ответные действия на раздражители называются сенсомоторными реакциями. Реакции бывают простые и сложные, причем сложная реакция всегда связана с выбором нужного действия из ряда возможных, например, нажатие на педаль тормоза при появлении пешехода после выбора этого действия как наиболее рационального среди других возможных (поворот рулевого колеса, изменение скорости движения, подача звукового сигнала).

Время реакции - интервал времени между моментом появления сигнала об опасности и окончанием ответного действия.

Чем больше время реакции, тем труднее водителю реализовать действия по предупреждению аварийной обстановки: у водителей с разным практическим стажем работы общее время реакции может отличаться в 3-4 раза.

В дорожно-транспортной ситуации, когда водитель одновременно восприни­мает три сигнала, время, затрачиваемое на переработку информации, увеличивается в среднем на 20%, а при семи сигналах - почти на 50% по сравнению с временем, необходимым для переработки информации от одного раздражителя.

У водителя с большим профессиональным стажем лучше развиты навыки распределения внимания, в памяти хранятся существенные и разнообразные сведения о типичных дорожно-транспортных ситуациях. Следовательно, ему требуется меньше времени для обнаружения сигнала и переработки информации.

Быстрая и точная реакция водителя в критической дорожной ситуации часто имеет решающее значение для предотвращения ДТП.

Особенно большую роль время реакции играет когда необходимо предупре­дить наезд или столкновение путем экстренного торможения или объезда.

6. Простая и сложная сенсомоторные реакции.

Сенсомоторные реакции – ответные действия человека на информацию, получаемую органами чувств.

Простая сенсомоторная реакция — ответное действие водителя на заранее известный стимул заранее известным способом. Например, нажатие на педаль тормоза при включении красного сигнала светофора, если водитель, ожидая сигнала, подготовился к торможению.

Сложная сенсомоторная реакция – ответное действие, реакция водителя на ситуацию, к которой он заранее не был готов. Например, ребенок выбежал на дорогу. Наиболее важные для водителя характеристики сенсомоторных реакций – это время реакции и точность реакции.

Точность реакции – складывается на основании точности моторной реакции водителя и качества обработки информации о дорожной ситуации. Важный вклад в точность реакции вносит суставно-мышечное чувство, которое осуществляет контроль правильности и точности выполняемых движений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: