За други своя
(Рассказ старой казачки)
То, что сегодня вам поведаю, я услышал на Пасхальной седмице 1974 года в станаце Кавказская Краснодарского края от старой казачки Ляпилиной Мелании.
Немножко о самой Меланье. Ей тогда было уже далеко за 80. Она была третьей женой казачьего есаула станицы Кавказской Матфея Ляпина. Меланья была его третьей женой, а он у неё был вторым мужем. Причем от всех трех жен Матвей имел детей, и Меланья от обоих также имела детей. Видите, какая сила жизни в этих людях, а ведь они пережили революцию, Гражданскую войну, коллективизацию. И это несмотря на то, что тогда везде грохотало, гремело, убивало. Две первые жены у Матвея погибли в водовороте этих событий, и первый муж Меланьи тоже погиб. И тем не менее они искали друг друга! И не только Матвей Меланью искал, но все духовно бодрые люди не останавливались на том, что случилась трагедия, несчастье, кто лишился жены, кто – мужа, они продолжали искать друг друга, продолжали жить. Не просто устраивали свои взаимоотношения, они рожали детей, и Россия полна была народом.
И вот что услышал я от этой Меланьи... Я задал ей вопрос: «Меланья Ивановна, расскажи мне о казаках». Она говорит: «Что о казаках-то рассказать? Казаки — народ верующий.
На любом круге (казачьем собрании) обязательно выносили хоругви, пели стихеру престолу этого храма станицы. Все это проводилось со священником. Да, казаки все были старообрядцами. Было у них разделение: одни принимали священников от Белой Криницы, а другие — от Синода (беглопоповцы – прим. ред). Но не было таких казаков, казачьих станиц, которые были бы без священника.
У казаков всех были кисеты, но в кисетах этих они носили не табак, а родную земельку со своей станицы. Когда казак погибал где-то на чужбине, то священник вынимал этот кисет и посыпал из этого кисета на могилку этого казака — все немножко уже родная земля. Чтоб от казака пахло табаком или вином!? Да его в строй не поставят, это же горе великое казаку!
|
Казака готовили семь лет, с 14 до 21 года. Это был настоящий воин-профессионал. И только по достижению 21 года он становился строевым казаком, находясь в этом положении 20 лет. Но перед тем как его поставить в строй, он должен был быть женатым и иметь хотя бы одного младенца. Пока же казак не женился, его в строй не ставили.
Если в семье казака был только один сын, то он на обоих ушах имел небольшие серьги, и при повороте головы по команде «Равняйсь!» командир видел, что это единственный сын у родителей. Его, конечно, в первый ряд никогда не ставили.
Если же в семье были хотя бы одна-две дочери, то у казака на правом ухе была серьга. По команде «Равняйсь!» он показывал правое ухо, и командир знал, что его можно поставить во вторую очередь, но ни в коем случае не в первый ряд, не посылать его в разведку. То есть казаки берегли, любили друг друга.
Чтобы показать свою преданность Священному Писанию, Пресвятой Троице, казаки во время чтения Евангелия слегка вынимали шашку из ножен, показуя, что они – настоящие защитники Православия.
В наше время немало русских людей принимают ислам и различные сектантские протестантские учения. Одни оттого, что христианство «беззубое», не может защищаться, а другие, смирившись с «беззубством» христианства, стали его губителями, приняв учение всевозможных сект.
|
Надо напомнить изречение Евангелия. Когда готовился Господь к своим Крестным страданиям, Он сказал Своим ученикам: «Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк.22: 35-38). Но когда апостол Петр с таким мечом выскочил вперед Христа защитить Его, Христос повелел ему вложить меч в ножны; этим Он как бы пояснил: «Петр, ты неправильно понял. Меня не надо защищать. Я буду вас защищать, когда будут у вас различные печали. Я сказал о том мече, который вы возьмете для защиты ближних своих». И сказано потому в Евангелии: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).
Многие проходят это место Священного Евангелия, ссылаясь на различные толкования. И до такой степени боятся этого места, в котором благословляется самим Господом иметь оружие защиты ближних, защиты христианского Отечества от поганых!
Меланья рассказывает, когда в 20-м году сломили уже Добровольческую армию, она забилась в Крым: «Пощады станицам не было. И вот хромые, безрукие, искалеченные старики, женщины, дети – все бежали со всех станиц на Тамань, чтобы оттуда переправиться в Керчь, в спасительный Крым. Многие тысячи людей садились в лодки, в основном туда сажали калек, детей и совсем дряхлых стариков. Остальные мужчины и женщины для страховки плыли рядом с лодками, время от времени цепляясь за них, отдыхая.
|
И вдруг раздается крик: «Ратуйте! Ратуйте!». Видим: «лава» конная несется, беспощадная. Мы знаем, что никто не будет пощажен: ни мал, ни стар, на калека, ни здоровый. Все закричали, стали бросаться в лодки. Лодки начали тонуть. В это время наш батюшка, отец Ияков, человек уже в летах, велел причалить снова лодку к берегу. На веслах сидели его сыновья. Вышел из лодки и, не говоря ни слова, стал подниматься на берег, где стояло кем-то брошенное орудие. Вместе с ним шли два его сына – поповичи – и матушка. Они подошли деловито к орудию, развернули в сторону «лавы». Отец Ияков скомандовал: «Заряжа-а-а-й!». И этот семейный орудийный расчет начал прямой наводкой бить по коннице. Уже через пару минут «лава» споткнулась об эту защиту, поданную Богом через отца Иякова громадной массе людей. Люди воспрянули духом, стали выходить из воды, тоже выстраиваться в своеобразную «лаву». Когда кончились несколько снарядов, которые там были, калеки, старики, женщины, дети с криком «С нами Бог!» бросились с палками, камнями, ружьями и саблями, у кого они были. И «лава» красноармейская совсем развернулась и скрылась в степи.
Сегодняшние наши люди, зачумленные еретическими учениями, совершенно перестали понимать Священное Писание. Даже в тех местах, где сказано о врагах, это враги твои личные. Но нигде не сказано, чтобы христианин имел мир с врагами Божьими. Любящий мир, имеющий любовь к миру, является врагом Божьим. Любовь к миру есть вражда на Бога, поэтому удивительно, как эти толкователи толкуют необходимость любви с врагами Божьими. Христианин должен прощать 77 раз брату своему. Спросил апостол Петр: «Господи, сколько прощать брату моему, 7 ли раз в течение дня?». И сказал Господь: «Сколько раз попросят, столько и прощай». Но прощать должен брату своему, а не врагу Божьему.
Здесь кстати привести пример и из древней церкви. Покровитель христолюбивого воинства святый великомученик Димитрий был заключен в темницу за то, что он был выявлен как христианин. Понимали, что его принудить к отречению от Христа невозможно. Так они что сделали, эти гонители! Они стали через поганого Лия, громадного воина, мучить христиан. Лий на виду у всех увечил христиан, потом бросал их на копья. Святому великомученику Димитрию говорили: «Тебе не жалко тех, которых Лий убивает?». И тогда пришел к нему в темницу некий юноша Нестор и говорит: «Благослови меня, я защищу братию нашу».
Святой великомученик Димитрий призвал Имя Господне и силу Божию на этого юношу. Нестор пришел на арену и сказал: «Я христианин!». Тогда все засмеялись. Лий начал к нему подходить, чтобы разорвать его на куски на виду у всех. И Господь дал такую силу Нестору, что он приподнял этого великана и бросил на копья окружающих его воинов. Тот скончался в мучениях.
Нет большей любви, чем положить жизнь за друзей своих.