Инструкция по монтажу и эксплуатации электродвигателей




1. Приемочный контроль и гарантийные обязательства.
1.1 Приемочный контроль. Получив двигатель, пожалуйста, проверьте, не повредился ли он во время транспортировки. В случае обнаружения повреждений или несоответствий заказу свяжитесь с Поставщиком для выяснения причин несоответствий или повреждений. При приемке двигателя необходимо убедиться в следующем:
1) что во время хранения и транспортировки он не был подвержен чрезмерному загрязнению или воздействию влаги;
2) в отсутствии механических повреждений и дефектов на внешней поверхности двигателя;
3) в соответствии типа и исполнения двигателя данным заказа;
4) в соответствии типа двигателя и данных на паспортной табличке (напряжение, соединение фаз, климатическое и монтажное исполнение, и др.), записям в паспорте;
5) в том, что вал вращается свободно, провернув его от руки;
6) другие выявленные несоответствия двигателя заказу и данным в каталоге продукции.
При входном контроле допускается проверка сопротивления изоляции обмоток, про­верка работоспособности двигателя без нагрузки и уровня вибрации.
1.2 Гарантийные обязательства. Изготовитель гарантирует соответствие электродвигателя требованиям Государственных Стандартов (ГОСТ) и техническим условиям (ТУ) Изготовителя. Соответствие нормам безопасности подтверждается Сертификатом соответствия. Изготовитель гарантирует безвозмездное устранение неисправностей, возникших по вине Изготовителя, в пределах гарантийного срока при соблюдении Потребителем правил эксплуатации, транспортировки и хранения. Гарантия не распространяется на двигатели, поврежденные в результате нарушения условий транспортировки, хранения, эксплуатации и форс-мажорных обстоятельств, а также несанкционированно разбиравшиеся (ремонтировавшиеся, дорабатывавшиеся) в ремонтных организациях, не имеющих определенного статуса от Изготовителя. Порядок предъявления претензий на качество двигателей, изложен в Гарантийных обязательствах. Претензия на качество двигателя, оформляется актом. Гарантийные обязательства Изготовителя, изложены в паспорте на двигатель. Гарантийные обязательства Поставщика, изложены в договоре поставки.
2. Установка и подготовка к работе
Работы по установке и подготовке двигателя к работе должны выполняться только квалифицированными специалистами, изучившими Руководство Изготовителя, Правила устройства и эксплуатации электроустановок и Инструкции по охране труда при экс­плуатации электроустановок.
Перед монтажом двигателя необходимо удалить антикоррозионную смазку с законсервированных поверхностей.
2.1 Условия эксплуатации. Перед монтажом двигателя необходимо убедиться в соответствии условий эксплуатации (монтажное и климатическое исполнение, напряжение и частота питающей сети, требуемая мощность и др.) исполнению двигателя, используя данные на паспортной табличке и в паспорте. Потребитель несет полную ответственность за соответствие условий эксплуатации двигателя, техническим характеристикам двигателя. Эксплуатация двигателей без защитной аппаратуры не допускается! Защитная аппаратура должна обеспечивать защиту двигателей от коротких замыканий, перегрузок (систематической и пусковой), неполнофазных режимов. Двигатели должны быть заземлены. Для этого использовать только предусмотренные зажимы заземляющие. При перекраске двигателей восстановить знак заземления!
При установке двигателя предусмотреть свободный приток в кожух охлаждающего воздуха и его свободный отвод, при этом кожух должен находиться от стенки не менее чем на 1/2 высоты оси вращения двигателя.
2.2 Диагностика двигателя при монтаже. Для надежной работы двигателя при эксплуатации, рекомендуется во время монтажа произвести ряд проверок, касающихся как непосредственно двигателя, так и качества монтажа.
2.2.1 Проверка сопротивления изоляции. Перед подключением двигателя к питающей сети необходимо проверить сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса и сопротивление изоляции терморезисторов относительно обмотки статора и относительно корпуса двигателя. Измерение сопротивления изоляции необходимо производить мегаомметром на 500В. Сопротивление изоляции в нормальных климатических условиях должно быть:
• в практически холодном состоянии - не менее 10 МОм (при эксплуатации, после остывания до температуры окружающей среды и нормальной влажности воздуха);
• при температуре, близкой к рабочей - не менее 3 МОм (при эксплуатации, в нагретом состоянии);
• при верхнем значении влажности воздуха - не менее 0,5 МОм (после длительного хранения или продолжительной остановки, в условиях повышенной влажности).
Если сопротивление изоляции, измеренное при температуре 25 °С, ниже 0,5 МОм, двигатель необходимо подвергнуть сушке и последующей повторной проверке сопротивления изоляции.
Сушку двигателя можно производить внешним нагревом при температуре + 90 °С или электрическим током, включая двигатель с заторможенным ротором на пониженное напряжение (10…15% от номинального напряжения). Температура обмоток статора во время сушки не должна превышать значений, определенных классом нагревостойкости изоляции. Сушка считается законченной, если сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками достигло 5 МОм, а затем в течение 2-3 часов не происходит увеличения сопротивления.
Произвести пуск двигателя на холостом ходу для проверки исправности механической части (отсутствие стуков, вибрации и т.д.) и направления вращения. Для изменения направления вращения поменять местами любые два токоподводящие провода. После пуска на холостом ходу и устранения замеченных недостатков проверить работу двигателей под нагрузкой.
2.2.2 Измерение уровня вибрации. Перед монтажом двигателя на исполнительный механизм рекомендуется проверить уровень вибрации двигателя. Уровень вибрации двигателя отражает состояние подшипниковых узлов двигателя и качество балансировки ротора. Измерение уровня вибрации в процессе эксплуатации двигателя позволяет оценить состояниие двигателя и необходимость проведения технического обслуживания.После монтажа двигателя рекомендуется измерить уровень вибрации двигателя с исполнительным механизмом. Если вибрация, измеренная в какой либо точке, в рабочем состоянии превышает значение вибрации двигателя (измеренной перед монтажом), то имеется несоосность (непараллельность) осей двигателя и исполнительного механизма, либо элементы стыковки двигателя и исполнительного механизма динамически несбалансированны, либо имеется неисправность в исполнительном механизме.Собственная вибрация исполнительного механизма не должна превышать вибрацию двигателя.
2.3 Сопряжение с исполнительным механизмом. Для сопряжения рабочего вала двигателя с исполнительным механизмом применяются гибкие и жесткие муфты, шестерни, ременная передача или непосредственная насадка на вал двигателя рабочего органа исполнительного механизма. Способ сопряжения определяется конструкцией исполнительного механизма. Необходимо контролировать и не допускать превышения допустимых нагрузок на рабочий конец вала двигателя при замене или монтаже двигателя. Роторы всех двигателей динамически отбалансированы с полушпонкой. При любом способе передачи вращения на исполнительный механизм необходимо производить динамическую балансировку элементов сопряжения с полушпонкой (шкив, полумуфта, шестерня, крыльчатка и др.). В двигателях монтажных исполнений IM2181, IM2182, IM3681, IM3682 при присоединении приводного механизма к фланцу двигателя длина свинчиваемой части болтов не должна превышать 2D, где D – диаметр болтов. Во избежание повреждений подшипников детали, устанавливаемые на вал, нагреть до температуры, близкой к 100°С или обеспечить упор для вала с противополож­ной стороны Для исключения повреждения подшипников при монтаже, запрещается: 1) наносить удары при насадке шкива (полумуфты и др.); 2) проводить электросварочные работы, если сварочный ток протекает между валом и станиной двигателя. 2.4 Сопряжение с муфтой Вал двигателя должен быть отцентрирован в радиальном и аксиальном направлениях с валом исполнительного механизма. Измерение аксиальной несоосности (непараллельности осей) следует проводить по схеме (Рис. 1), в четырех точках по окружности муфты, сдвинутых соответственно на угол 90° относительно друг друга при одновременном вращении обеих полумуфт. При устранении радиальной несоосности (смещения осей) использовать схему (Рис. 2). Допускается использовать комбинированный способ измерения несоосностей (Рис. 3). Допустимая аксиальная несоосность не должна превышать 0,05 мм на диаметре условно измеренного круга 200 мм. Допустимая радиальная несоосность не должна превышать 0,05 мм. Аксиальный зазор между полумуфтами (размер «Е» на Рис. 1) должен быть минимум 3 мм для компенсации теплового расширения вала во время работы.
2.5 Сопряжение с ременной передачей При использовании ременной передачи необходимо обеспечить правильное взаимное расположение валов двигателя и исполнительного механизма. При регулировке натяжения ремней, следует руководствоваться руководством по эксплуатации (инструкцией) исполнительного механизма. Максимальное предварительное натяжение ремней должно выбираться, исходя из допустимых радиальных и осевых нагрузок на рабочий конец вала двигателя. Минимальный диаметр ведущего шкива ременной передачи определяется по формуле:


где k – коэффициент, зависящий от вида передачи и условий работы (для клиноременной передачи в нормальных условиях работы k = 2,5);
P – передаваемая мощность, кВт;
n – частота вращения вала двигателя, об/мин;
FR – допустимое радиальное усилие на рабочий конец вала двигателя в зависимости от точки его приложения
2.6 Электрическое подключение двигателей. Подключение двигателя к сети следует производить, используя схему, расположенную на внутренней стороне крышки коробки выводов. Перемычки на клеммной панели должны быть установлены, в зависимости от для питания от применяемого напряжения питающей сети (соединение в треугольник обозначается – «Δ», соединение в звезду обозначается – «Y»). Заземление необходимо выполнить до подключения двигателя к сети! Подключение силового питающего кабеля без наконечников недопустимо! Последовательность закрепления кабельных наконечников на контактном болте должна соответствовать схеме, представленной на Рис. 4. Для обеспечения надежности электрического соединения выводов с контактными болтами двигателя, необходимо обеспечить моменты затяжки, указанные в таблице:

Моменты затяжки контактных соединений, при разном диаметре резьбы, Н*м
М4 М5 М6 М8 М10 М12 М16
1,0-2,0 3,0-5,0 6,0-8,0 10-20 20-30 40-50 50-60


По окончанию электрического подсоединения двигателя, необходимо выполнить следующее:
1) проверить состояние коробки выводов, надежность закрепления и уплотнения в штуцере подводящего силового кабеля;
2) убедиться, что подводящий силовой кабель не натянут и закреплен так, что вибрация двигателя при работе не приведет к его натяжению и повреждению;
3) убедиться в подключении устройства температурной защиты (для исполнения Б); 4) закрыть крышку коробки выводов, используя предусмотренные уплотнения.
Повышенная вибрация двигателя и исполнительного механизма при работе, может ослабить крепление выводов подводящего силового кабеля, что может стать причиной аварийной остановки и неисправности двигателя
2.7. Защита двигателя. Правильный выбор и настройка защиты позволяют продлить ресурс безаварийной рабо­ты двигателя и повысить эксплуатационную надежность. Применение защиты удорожает двигатель, поэтому выбор типа и количества защит определяется не только технической, но и экономической целесообразностью их установки. Как правило, предусматриваются следующие виды защиты двигателей напряжением до 1 000 В: 1) защита от коротких замыканий; 2) защита от перегрузки. Для защиты двигателей от коротких замыканий должны применяться предохранители или автоматические выключатели. Защита от перегрузки должна устанавливаться в тех случаях, когда возможна перегрузка механизма по технологическим причинам, а также при тяжелых условиях пуска и для ограничения длительности пуска при пониженном напряжении. Защита должна выполняться с выдержкой времени и может быть осуществлена тепловыми реле. При выборе автоматов для защиты асинхронных трехфазных электродвигателей необходимо руководствоваться действующими Правилами эксплуатации электроустановок с учетом того, что пусковой ток двигателя в 5-7 раз больше номинального. Встроенная температурная защита Двигатели могут иметь встроенные в обмотку датчики температурной защиты. Температурная защита, является наиболее эффективной защитой двигателей. Исполнительное устройство температурной защиты не входит в комплект поставки. Двигатели с датчиком температурной защиты имеют в наименовании – дополнительную букву «Б». Конструктивно двигатели с датчиками температурной защиты отличаются наличием установленных в каждую фазу обмотки и соединенных последовательно терморезисторов.
3. Пуск двигателя
Перед пуском двигателя убедитесь в надежности присоединения кабеля питания и заземления. Крышка коробки выводов должна быть закрыта. Если двигатель запускается с оголенным рабочим концом вала, то шпонка должна быть заперта колпачком или же снята. Перед пуском двигателя необходимо убедиться:
1) в соответствии номинальной величины и частоты питающего напряжения рабочему напряжению и частоте двигателя, указанному на паспортной табличке и в паспорте;
2) в правильности подсоединения выводов двигателей к сети по схеме, приведенной на крышке коробки выводов.
Перед пуском двигателя необходимо проверить:
1) наличие питающего напряжения во всех 3 фазах силовой сети и соответствие напряжения и частоты
2) исправность работы коммутирующих и защитных устройств (автоматов, пускателей и т.д.), применяемых для пуска двигателя.
Пуск двигателя необходимо проводить в следующей последовательности:
1. Убедиться в свободном вращении вала двигателя от руки.
2. Произвести пробный пуск двигателя без нагрузки (в режиме холостого хода) для проверки направления вращения и исправности механической части двигателя (отсутствие стука, заеданий, вибрации, шумов в подшипниках и т.п.).
Время работы без нагрузки двигателей габаритов 250-315, должно быть ограничено. При работе двигателя без нагрузки возможны характерные звуки связанные с проскальзыванием тел качения в подшипниках по дорожкам.При длительной работе без нагрузки, возможно разрушение подшипника.
Для изменения направления вращения вала односкоростного двигателя необходимо на панели в коробке выводов поменять местами два любых провода кабеля питания. Для изменения направления вращения вала многоскоростного двигателя необходимо на панели в коробке выводов поменять местами два любых провода кабеля питания обмотки каждой частоты вращения.
3. Проверить работу двигателя под нагрузкой с исполнительным механизмом. При работе двигателя под нагрузкой, необходимо измерить рабочий ток потребляемый двигателем. Измеренный ток не должен превышать номинальный, указанный на паспортной табличке, с учетом допустимых отклонений (несимметрия токов по фазам не должна превышать - 5%).
4. Эксплуатация и техническое обслуживание двигателей
Двигатели должны эксплуатироваться только в условиях, для которых они предназначены. В случае отклонения от нормального режима ра­боты (например, повышенная температура, шумы, вибрация и т.п.) необходимо отключить двигатель и приостановить эксплуатацию до выяснения и устранения причин. Запрещается эксплуатация двигателей без надежного крепления к фундаменту и зазем­ления, а также со снятым кожухом вентилятора и крышкой вводного устройства. Запрещается монтаж, техническое обслуживание и демонтаж двигателей, находящихся под напряжением. Возможность работы двигателя в режимах с частыми пусками или при запуске механизмов с большими моментами инерции должна быть оценена по методике приведенной в Техническом Каталоге изготовителя.
Работы, связанные с техническим обслуживанием двигателей, должны выполняться только квалифицированными специалистами. Перед началом работ по обслуживанию двигателя убедитесь, что питание от двигателя отключено, вспомогательное оборудование застопорено и обесточено. Необходимо предохранить электрическую сеть от неосторожного включения, установив соответствующую табличку с предупреждением о проводимых работах. Периодичность ТО устанавливается в зависимоти от производственных условий, но не реже одного раза в 2-3 месяца независимо от состояния двигателя.
Техническое обслуживание включает в себя диагностику состояния двигателя, проведение обязательных (плановых) мероприятий и устранение обнаруженных неисправностей. Плановое техническое обслуживание предусматривает периодическое обслуживание двигателя и проводится независимо от состояния двигателя. Неплановое техническое обслуживание (текущий ремонт) проводится при обнаружении отклоне­ний в работе двигателя, выявленных при плановом техническом обслуживании или при аварий­ной остановке двигателя во время эксплуатации.
При плановом техническом обслуживании производится:
1) очистка от грязи и посторонних предметов внешних поверхностей;
2) очистка от мусора вентиляционных решеток и полостей;
3) проверка состояния контактных соединений подводящего кабеля и заземления;
4) проверка состояния уплотнений подводящего кабеля;
5) проверка состояния болтовых соединений крепления двигателя к фундаменту (фланца);
6) проверка состояния соединения вала двигателя с приводимым механизмом;
7) проверка состояния болтовых соединений на двигателе;
8) проверка состояния уплотнений и при необходимости их замена;
9) измерение сопротивления изоляции фаз на корпус двигателя;
10) измерение рабочих токов двигателя;
11) проверка состояния подшипниковых узлов и пополнение или замена смазки;
12) заполнение журнала эксплуатации.
Изготовитель не рекомендует сокращать объем работ по ТО или увеличивать периодичность их проведения.

5. Возможные неисправности и методы их устранения

Неисправность Вероятная причина Методы устранения
Двигатель при пуске гудит, вал не вращается 1. Отсутствие или недопустимое понижение напряжения питающей сети 1. Найти и устранить неисправность
2. Перепутаны начало и конец фазы обмотки статора 2. Произвести подсоединение фаз согласно схеме
3. Двигатель перегружен 3. Снизить нагрузку
4. Неисправность приводного механизма 4. Устранить неисправность приводного механизма
Остановка работающего двигателя 1. Прекращение подачи напряжения 1. Найти и устранить разрыв цепи
2. Неполадки в аппаратуре распределительного устройства и питающей сети 2. Устранить неполадки в аппаратуре распределительного устройства и питающей сети
3. Заклинивание двигателя или приводного механизма 3. Устранить неисправность приводного механизма
4. Сработала защита 4. Проверить обмотку статора и устранить причину
Вал вращается, но нормальная частота вращения не достигается 1. Во время разгона отключилась одна из фаз 1. Подключить отсоединившуюся фазу
2. Падение напряжения в сети 2. Поднять напряжение до номинального значения
3. Чрезмерные перегрузки 3. Устранить перегрузки
Повышенный перегрев двигателя 1. Двигатель перегружен по току 1. Снизить нагрузку до номинальной
2. Понижено или повышено напряжение в сети 2. Установить напряжение в пределах ГОСТ 183-74
3. Повышена температура окружающей среды 3. Установить допустимую температуру
4. Нарушена нормальная вентиляция (загрязнение вентиляционных каналов) 4. Прочистить вентиляционные каналы
5. Нарушена нормальная работа приводного механизма 5. Устранить неполадки в работе приводного механизма
Двигатель сильно гудит и не развивает нормальную частоту вращения вала 1. Межвитковое замыкание в обмотке статора Заменить статор
2. Обмотка одной фазы заземлена в двух местах
3. Короткое замыкание между фазами
4. Обрыв одной из фаз
Повышенная вибрация работающего двигателя 1. Недостаточная жесткость фундамента 1. Увеличить жесткость фундамента
2. Несоосность вала двигателя с валом приводного механизма 2. Улучшить соосность
3. Не отбалансирован привод или соединительная муфта 3.Отбалансировать
Повышенный перегрев подшипников 1. Неправильная центровка двигателя с приводимым механизмом 1. Установить правильно двигатель
2. Повреждение подшипника 2. Заменить подшипник
Пониженное сопротивление изоляции обмоток 1. Загрязнение или отсырение обмоток 1. Сушить обмотку

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: