Тревел-психотерапия или психотерапевтический туризм




Зорин СС

 

Современные практики и теоретики, исследователи туризма, стремятся к тому, чтобы туристическое или паломническое путешествие стало погружением в культуру, достижением мудрости и к лучшему пониманию людей, времен и мест.

Истинный смысл путешествия постигается в полном погружении в местное общество, культуру.

Психотерапевтические возможности путешествий известны давно: путешествие может быть весьма преображающей практикой. Путешествующий человек – человек, ищущий новую личностную и социальную идентичность, а также новые связи и отношения с людьми и миром. Расширение понимания себя и мира как суть путешествия отражена в работах специалистов в области туристики. Существует несколько понятий в этой сфере, например «психологический/психотерапевтический туризм», которые близки понятиям туризма эзотерического и туризма медицинского. Путешественник ищет особых, аутентичных переживаний и представлений, а не просто просматривает потрясающие сайты, книги или пускаясь в реальное путешествие.

Идея трансформирующих путешествий предлагает в рамках консультативной психологии мотивирующий подход к жизни и для тех, кто чувствует себя задушенным обычной жизнью, он показывает, что вещи, которые действительно имеют значение для человека, часто могут быть доступны и приняты только тогда, когда человек выходит за пределы своей обычной жизни и опыта, кого уходит от известного.

Путешествие-трансформация противоречит идее стремления к достижению психологического комфорта благодаря «побегу» и иным незрелым моделям поведения. Напротив, путешествие делает человека более взрослым, зрелым. Преобразование не является сначала и все время путешествия исключительно комфортным или приятным занятием, но оно – необходимый процесс достижения осознания и «выгод» самоценной жизни

 

Психотерапевтические возможности путешествий известны давно: путешествие может быть весьма преображающей практикой.

Путешествующий человек — человек, ищущий новую личностную и социальную идентичность, а также новые связи и отношения с людьми и миром.

Существует несколько понятий в этой сфере, например, «психологический/психотерапевтический туризм», которые близки понятиям туризма эзотерического и туризма медицинского.

Работы в этой области начаты самими путешественниками и «цифровыми номадами». Это понятие связано с тем, что сегодняшний путешественник ищет особых, аутентичных переживаний и представлений, а не просто просматривает потрясающие сайты, книги или пускается в реальное путешествие.

Веря в психотерапевтическую силу общения, М. Чавес создал проект, позволяющий людям развивать общение для того, чтобы поддерживать друг друга.

Переживание инклюзивности (включённости в мир) и надежды (на добрые перемены) — суть «признаков надежды» М. Чавеса. Якобы отчуждённые и самодовольные жители Нью-Йорка и посетители города были приглашены размещать на маленьких клочках бумаги — стикерах — свои искренние и правдивые, вдохновляющие и поддерживающие заметки о том, что жизнь трудна, но трудности можно преодолеть, о том, как можно освободится от стремления к депрессивному (само)оплакиванию — оплакиванию себя и иных «слушающих людей без слуха», о том, как стать счастливыми.

Более глобальный подход предлагает Гр. Диел, рассматривая путешествие как трансформацию. Гр. Диел устанавливает новые акценты путешествия, в том числе «новый стандарт для цифрового движения кочевников».

Он описывает свой собственный путь и показывает, как парадигмы и системы представлений и переживаний управляют человеком и влияют на его повседневную жизнь, — и, самое главное, он объясняет, как путешествие может помочь оставить своё прошлое позади, освободиться от человека, которого человек считает собой, и сформулировать правильные вопросы, чтобы помочь ему узнать свою истинную суть.

Идея трансформирующих путешествий предлагает мотивирующий подход к жизни и для тех, кто чувствует себя задушенным обычной жизнью, он показывает, что вещи, которые действительно имеют значение для человека, часто могут быть доступны и приняты только тогда, когда человек выходит за пределы своей обычной жизни и опыта, кого уходит от известного.

Выходя из привычной «зоны комфорта» в исследование мира, живя в течение более или менее длительного периода в мире без привычных ограничений и запретов, а также без привычных предписаний, возможностей, человек приходит к переживанию и осознанию столкновения, различий культур. В результате это означает возможность серьёзных перемен и чудес для путешественника.

Ещё одно понятие — «ландшафтная аналитика »: психотерапевтическое путешествие, которое предполагает технически двухдневный или более длительный поход по определённому маршруту, в ходе которого участникам открывается их «внутренний ландшафт», а физические объекты, такие как поле, лесная чаща или подземелье, становятся символами закоулков души и проводниками в заповедный внутренний мир. Работы здесь ведутся собственно психологами и психотерапевтами, социальными и медицинскими работниками.

Теоретически этот метод «лежит на границе аналитической психологии, транзактного анализа и терапии творческим самовыражением. В нём слышны отголоски архаических инициаций.

Программа включает в себя индивидуальные и групповые тренинги на природе, например, с помощью техник направленного фантазирования и направленного аффективного воображения, терапией творческим самовыражением (ТТС) и применением принципов и подхода экзистенционально-инициальной психотерапии К. Дюркхайма и М. Гиппиус, предполагающей широкое применение методов арт-терапии:

«Терапия, которая не принимает во внимание духовный аспект человека, обречена на провал… терапевт — не тот, кто лечит, вторгаясь со своими собственными средствами, терапевт — это тот, кто соответствует первоначальному значению этого слова: попутчик в пути».

Путь и время в ландшафтной аналитике дают человеку опыт пограничных, переходных состояний — инициаций и трансформаций в относительно безопасной и спокойной форме.

Путешествие также связано с переходами и осознаниями и переживаниями границ жизни, с неадаптивной активностью личности.

Наиболее частые запросы клиентов этого рода психотерапии таковы:

· проблемы в отношениях и проблемы с их отсутствием,

· разнообразные кризисы (когда человек понимает, что либо он, либо его окружение изменилось настолько, что надо что-то менять, а что именно менять и как — непонятно), в том числе с психосоматическими проявлениями у тех, кто пропустил первые, неявные, сигналы о том, что пора меняться;

· желание развиваться и лучше понять себя.

В современном мире психотерапия перестаёт быть только лишь сферой медицинской или социальной практики, она постепенно становится культуральным явлением, оппозиционным прагматизму и коммерциализации общества массового потребления.

Основанная Э. Кроу психотерапевтическое путешествие становится всё более популярным. Это простой способ, позволяющий трансформировать накопленный опыт, получить новый и перевести отношения на новый качественный уровень, укрепляя идентичность человека и его отношения.

Э. Кроу полагает, что благодаря путешествиям психологическое восприятие времени ускоряется и ускоряет течение психологических процессов, переживаний и представлений, ускоряет изменения и делает их более лёгкими.

За одно недельное приключение в экзотическом месте можно испытать гораздо больше, чем за год просиживания у себя дома и в офисе перед компьютером по 40 часов в неделю…

Г. Милле сказал: «Иногда перемещение — это не точка в пути, а новый способ видеть вещи».

Дж. Стейнбек выразился ещё более ёмко:

«Не люди делают путешествия, а путешествия делают людей… это не просто путешествие ради самого путешествия… во многом более духовное путешествие… путешествие всегда должно происходить в сочетании с психотерапией».

Основная идея Э. Кроу заключается в супервизии путешествия, действующей как катализатор исцеления с помощью организации определённых новых опытов, упакованных в короткий промежуток времени.

Согласно К. Рубинштейн (C. Rubinstein), для многих людей мотивом путешествий служит желание побыть одному, чтобы «лучше узнать себя» и подумать о своих проблемах. Прежде всего они надеются таким образом решить свои проблемы: крах отношений, неудовлетворённость профессией и пр.

Тревел-терапия наиболее демократична: опыт путешествия используется, чтобы получить представление о своих ценностях, убеждениях, переживаниях, желаниях и потребностях и/или многих других аспектах жизни.

Для некоторых людей она может предполагать ведение журнала, дневника или блога наблюдений, выполнение упражнений или включённость в целую программу развития или реабилитации.

Для других людей, как показали многочисленные зарубежные исследования, в том числе интервью с людьми в разных странах мира, психотерапия как самоисследование и исследование мира — скорее особый стиль, стиль «терапии путешествий», предполагающий сосредоточение на внутренней работе.

Путешествия – это нечто большее, чем просто перемена мест. Любое путешествие, если его правильно использовать, может решить проблемы, исполнить желания и даже заменить психотерапию. Тяготы и напряжения путешествия, жара и холод, голод и жажда – это самоинициируемый, квазитерапевтический опыт, который вытягивает нас из депрессии, зависимости, ипохондрии и многих других проблем повседневности. Во время путешествия мы, наконец-то, делаем то, что действительно хотим, а не то, к чему обязывает нас повседневная жизнь. В путешествии многие люди обретают желанное пространство автономии, источник идентичности. В обычной жизни мы часто «убегаем» от себя, от того, чтобы заглянуть в себя и поговорить с собой, заполняя и переполняя себя телевидением, радио, телефоном и компьютером. Как показало социологическое обследование американского социального психолога Carin Rubinstein, 11 % опрошенных заявили, что мотивом для путешествий служит для них желание побыть одному, чтобы «лучше узнать себя» и подумать о своих проблемах. Прежде всего, молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет надеются таким образом решить свои проблемы: крах отношений с любимым человеком, неудовлетворенность профессией и пр. Основоположница детского психоанализа Анна Фрейд, дочь создателя психоанализа Зигмунда Фрейда, сама испытывала в 16 лет, после выпускных экзаменов в лицее, жизненный кризис. Перед ней встал вопрос, что делать дальше. Рецепт З. Фрейда был прост: «Путешествовать!» На пять месяцев Анна уехала в Италию, а после этого начала свое педагогическое образование. Как помогают нам путешествия · Путешествия стимулируют наш интеллект: «Я путешествую, следовательно, я думаю». Мы становимся гибче и любознательнее. · Путешествия оживляют наши чувства: подавленные эмоции опять проникают в наше сознание. Во время путешествий мы живем интенсивнее. Путешествуя, мы чувствуем себя авантюристами, кочевниками, художниками. Мы путешествуем, чтобы лучше узнать себя. В путешествиях нам часто приходится отказываться от привычного комфорта, нередко мы подвергаем себя опасностям. · Путешествия – это испытание для нашего духа и тела. Появляются силы, о существовании которых мы не догадывались. Забытые навыки и способности вновь возвращаются. В путешествии мы проживаем наши фантазии и мечты. Поднимаясь высоко в горы, уходя в лес, мы чувствуем себя первооткрывателями и искателями приключений, разбивая палатку, мы «симулируем» кочевую жизнь наших предков, добровольно выполняем работу дровосека, рыбака, собирателя хвороста. Все это ломает закостеневшие стереотипы и делает восприимчивее ко всему новому. Путешествие – это лучшее средство самовоспитания, когда приходится отказываться от еды, соблюдать диету, бросить курить, каждый день заниматься спортом. Встретив такого человека после путешествия, людям, которые так и не могут справиться с вредными привычками, может стать даже страшно, глядя на него, ведь он представляет угрозу для их спокойного бездействия. В путешествии происходит то, что часто бывает невозможно в домашних условиях, — «перепрограммирование». Путешествуя далеко от дома, нам легче решить проблему отделения от родителей. В путешествии мы учимся нести ответственность как за себя, так и за других людей. Марк Твен говорил, что лучший способ выяснить, любите ли вы кого-то или ненавидите, — это отправиться с этим человеком в путешествие. Путешествие может как по-настоящему сплотить людей, так и поссорить. Знакомясь с новой культурой, ландшафтами, городами и людьми, мы обогащаем себя. Мы хотим их понять и принять в себя, запоминаем несколько слов и фраз на другом языке, живем в их традициях и обычаях, расширяя тем самым свой кругозор и мировоззрение. Собственные проблемы становятся при этом относительно менее значимыми. То, что мы получаем во время путешествия, невозможно узнать из телевизионной программы. Изменения благодаря путешествиям происходят не за одну поездку. Трансформация – это скорее кумулятивный эффект, постепенное накопление опыта нескольких путешествий. Какие же психотерапевтические факторы можно выделить в путешествии? Что способствует личностному росту, изменениям, самопознанию? · Путешествие запускает в нас процесс изменений. Жизнь человека – это длинная серия переходов от одного этапа к другому: детский сад, поступление в школу, выпускные экзамены, поступление в институт, начало работы и т. д. Не всегда к такому переходу мы готовы психологически. Мы застреваем на каком-то этапе и действуем в соответствии с прежними стереотипами. Путешествия помогают нам вырваться из оцепенения и застоя. · Путешествия учат нас быть готовым к неожиданностям в жизни и терпимо их переносить. · Путешествия открывают перед нами возможности личностного роста, изменений, самопознания. Путешествия возвращают нас к самим себе. · В путешествии человек может насладиться свободой, располагать своим временем. · Путешествие – это эмоциональная «встряска», оно приводит в активное состояние наш мозг и нервную систему, стимулирует все процессы в организме. Положительные и отрицательные эмоции переживаются более интенсивно. Вернувшись домой, мы лучше анализируем ситуации и принимаем решения. · Путешествия обостряют наши чувства, делают ощущения более яркими, расширяют «репертуар» нашей личности. Мы открываем в себе новые силы и возможности, становимся выносливее, терпеливее, решительнее, предприимчивее, сообразительнее. · Путешествия открывают для нас новое восприятие времени и пространства. Мы ощущаем суету больших городов и медлительность провинциальной глубинки. Опыт переживания «ускоренного» и «растянутого» времени ставит под сомнение привычки и стереотипы повседневности. Через переживание пространства и расстояний, например, когда мы поднимаемся в горы, преодолеваем пустыни, леса, пересекаем континенты, много дней едем на поезде, мы чувствуем относительность мира, где мы живем, и нашей роли в нем. Люди путешествуют с незапамятных времен – сколько существует человечество. Наиболее древние памятники мировой литературы – сказания о Гильгамеше, библейские тексты о праотце Аврааме – это история великих путешествий. Но следует быть осторожными, чтобы путешествий не стало слишком много. Иначе наши впечатления поблекнут. Писательница Эрна Бомбек предупреждает: «Если ты стал выглядеть так же, как фотография в твоем паспорте, то самое время возвращаться домой». В чем смысл путешествий? Переживания должны быть интегрированы в рассказ, чтобы они сохранили свое действие в нашей последующей жизни. Психотерапевтический туризм – вид рекреационного туризма – передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является самым распространенным и массовым. Рекреационный туризм как вид физической рекреации определяется, как путешествие, с целью отдыха, лечения, восстановления и развития физических, психических и нравственных ресурсов человека [2. 5]. Путешествующий человек – человек, ищущий новую личностную и социальную идентичность, а также новые связи и отношения с людьми и миром. Существует несколько понятий в этой сфере, например, «психологический / психотерапевтический туризм», котороы близко понятиям туризма эзотерического и туризма медицинского. Опыт привычной, повседневной и чрезмерно «реальной» жизни побуждает людей путешествовать и объединять культуры, открывая чудеса мира и переживая удивительные события, возникающие, когда соприкасаются и сливаются разные культуры, разные опыты, миры. Л. Ширяева отмечает, что «психотерапевтичность путешествия начинается тогда, когда человек видит мир, непохожий на его привычный. Не важно: экзотическую природу или человеческий мир. Лучше всего – сочетание и того, и другого. По большому счету не важно, хорошо человеку или плохо в пути. Главное, чтобы он выжил и остался здоров – и у него был этот опыт другого мира. Причем порою даже не обязательно, чтобы впечатления были непременно «новыми»! Иногда человек едет как раз за знакомым… Едет ради того, что- бы убрать эти, «здешние» впечатления заменить на иные, поэтому… путешествие и приключения нужно продолжать здесь. Как те самые «домашние процедуры» после санатория…». И. Ширяев считает, что тревелтерапия полезна там, где есть «психологические проблемы, в основе которых лежит протестная реакция на неблагоприятную среду и монотонность жизни» [6, c. 1]. Д. Фоминых пишет: «Архетип дороги является одним из основных архетипических ресурсных образов. Другими словами, созерцая дорогу, мы соприкасаемся с идеей жизни, как некоего пути. В пути всегда случаются встречи и испытания. В пути есть помощники и учителя. В пути есть всегда начало и конец. И никто из нас не знает, когда же будет наша жизненная конечная остановка. Но осознание неизбежности окончания, как ни парадоксально, наполняет особым смыслом содержание жизненного пути. И может быть, поэтому нас так манит дорога, охватывает своим пленительным умиротворением и заставляет нас обратить взор внутрь себя. Поэтому попутчик в дороге оказывается лучшим психотерапевтом. Может быть, поэтому люди, встречающиеся нам в путешествиях, оставляют глубокий след в наших сердцах и памяти на много-много лет». [7, с.1] Выходя из привычной «зоны комфорта» в исследование мира, живя в течение более или менее длительного периода в мире без привычных ограничений и запретов, а также без привычных предписаний, возможностей, человек приходит к переживанию и осознанию столкновения, различий культур. В результате это означает возможность серьезных перемен и чудес для путешественника. Психологический туризм в интегративном подходе – «научнообоснованное целостное направление практической психологии». Он основан на ряде принципов. Интегративный подход предполагает интеграцию человека с окружающей средой (миром), развивающее взаимодействие человека и окружающей среды, изучением которого с 70 гг. ХХ века занята психология среды (энвайронментальная психология). В процессе и результате интеграции формируется и растет «развивающее пространство, управляемое контекстноопосредованными психотехнологиями». Психологический туризм опирается на исследование природного и культурного аспектов среды «оупен-эйр» форматы терапии – в полном контакте человека с природой и культурой (путешествия по «мировым местам силы» и в центры мировых духовных традиций). В этом интегративном развивающем пространстве формируются и развиваются личностные психологические и групповые социально-психологические ресурсы и отношения человека с миром. В итоге психологический туризм предполагает не просто объединение туризма (путешествия, отдыха и познания) с психологической работой через психотехнологии, социально-психологический тренинг, психотерапию и консультирование, но построение единого времени и пространства, в котором личностное и групповое развитие связано с особенностями (культурными и природными) контекста, среды осуществления развивающих перемен. Это проявляется в построении и осуществлении программы, тематике и направленности развивающей работы, в выборе методов и психотехнологий работы в соответствии с клиентским запросом, историей и феноменологией нарушений, возможностями и ограничениями технологий и среды (маршрута). Ещё одно понятие – «ландшафтная аналитика» или натурпсихотерапия: психотерапевтическое путешествие, которое предполагает технически двухдневный или более длительный поход по определенному маршруту, в ходе которого участникам открывается их «внутренний ландшафт», а физические объекты, такие как поле, лесная чаща или подземелье, становятся символами закоулков души и проводниками в заповедный внутренний мир. В случае натурпсихотерапии и, в частности, ландшафтотерапии (ландшафтотерапия - «лечение пейзажам), эстетическое начинает служить терапевтическим, гигиеническим и профилактическим целям и задачам. Во времена СССР разрабатывались различные варианты ландшафтотерапии в лечебных группах, которые проводились в основном на курортах. Б.Д. Карвасарский в контексте описания «натурпсихотерапии» отмечает данный метод как недостаточно разработанный, но предполагает возрастание его значения в связи с тотальной урбанизацией [8]. Ландшафтотерапия перекликается с китайским искусством Фэн-Шуй в поиске гармонии и понимания себя и мира. Сейчас работы здесь ведутся собственно психологами и психотерапевтами, социальными и медицинскими работниками. Теоретически этот метод «лежит на границе аналитической психологии, транзактного анализа и терапии творческим самовыражением. В нем слышны отголоски архаических инициаций» [2, c. 1, 5]. Путь и время в ландшафтной аналитике – дают человеку опыт пограничных, переходных состояний – инициаций и трансформаций в относительно безопасной и спокойной форме [2, 3]. Путешествие также – связано с переходами и осознаниями и переживаниями границ жизни, с неадаптивной активностью личности. С. Березин, Д. Исаев [3, c. 109] пишут, что «ландшафтная аналитика – это трандисциплинарная психотерапия, элементом которой является освоение человеком запечатленных в гипертексте культуры смыслов посредством переживания ландшафтных объектов. Однако, цель ландшафтной аналитики не только в том, чтобы привлечь внимание к духовным ценностям, неизвестным подавляющему большинству людей, но и в том, чтобы дать его участникам возможность столкнуться с тем содержанием своей душевной жизни, которое по тем или иным причинам остается вне осознавания в процессе нашей повседневности» [3, c. 11–12]. Суммируя свои исследования в этой области, С. Березин и Д. Исаев отмечают, что «Ландшафт и его компоненты были той исходной природной данностью, которая в процессе возникновения и развития человеческого сознания семантизировалась и мифологизировалась. «Обрастая» смыслами, ландшафтные объекты обретали свое бытование в культуре… в культурно обусловленном сознании человека. Воспринимая ландшафт и его элементы, человек проецирует на него свою субъективность… содержание проекции если не полностью, то хотя бы отчасти, определяется воспринимаемым ландшафтным объектом… теми культурными смыслами, которые с ним сцеплены» Они называют поэтому данные ландшафтные объекты смыслопорождающими. В широком смысле к смыслопорождающим можно отнести все ландшафты. При этом «Чем выше напряжение контакта с ними, тем выше вероятность возникновения у человека особых психических феноменов, которые обеспечивают психотерапевтические эффекты …. Важнейшим условием таких изменений является рефлексия разнообразных границ, отношения к ним, и тех состояний, которые при этом возникают». Рефлексия границ, отношения к ним, а также возникающих на границе, до и после границе состояний, состояний в процессе контакта с ландшафтными объектами, формируют или отражают ту или иную позицию по отношению к природе и к культуре, к обществу и к себе самому, «пребывание человека на границе… есть ни что иное, как пребывание в условиях неопределенности. Осмысленная неопределенность чревата свободным и ответственным действием. Совершающий такое действие не только снимает для себя тревогу неопределенности, но и подвигает себя за пределы границы» [3, c.107]. Близко к этому, в том числе претендует на более общее, третье понятие – тревел-терапия (travel therapy). У многих людей мотивом путешествий служит для них желание побыть одному, чтобы «лучше узнать себя» и подумать о своих проблемах. Прежде всего, надеются таким образом решить свои проблемы: крах отношений с, неудовлетворенность профессией и пр. Сложность путешествия и его традиционные цели сами по себе выступают как вариант «инициации» личности, терпящей неудобства и переживающей дискомфорт ради нового, иного понимания себя и мира. Поход, жизнь в походе «учит быстро, а берет недорого». Поход – это «концентрированная жизнь» [4]. Основными средствами воздействия являются создание терапевтической среды (правила, нормы, распорядок, система поощрений и наказаний, традиции, ритуалы, атмосфера безопасности, привлечение опыта других участников программы, динамические группы, утилизирующие проблемные ситуации и т. д.); обеспечение условий для развития социально-психологических знаний и умений, навыков решения проблем в реально возникающих жизненных ситуациях; а также интенсивная культурно-духовная программа в виде посещения музеев, театров, монастырей, заповедников, восхождения в горы, созерцания красот природы – леса, моря, пещер и т. д. Таким образом: психологический туризм - это инновационный вид туризма, позволяющий снимать внутреннее напряжение и восстанавливать работоспособность взрослого человека. А.С. Белорусец и В.Ю. Конопельцева выделяют некоторые основные особенности «эффекта ландшафтной аналитики» (тревел-терапии): вовлечение участников в активное освоение различных «пространств» жизни, одновременная активизация всех элементов эгоструктуры личности, стимулирование «трансцендентной функции», формирование многоуровневого образа мира, приглашение увидеть задачи развития через призму единой «сверхзадачи». Все эти характеристики могут быть представлены как слагаемые единого воздействия, цель которого — изменение ориентировки участников в направлении ее расширения, дифференциации и интегрированности» [9]. В целом это цель любого – внутреннего и/или внешнего психотерапевтического путешествия, которым является консультирование или психотерапия в целом. «Цель такого путешествия – активизировать в человеке самоисследование, путем движения от внешнего к внутреннему миру. Это возможно при погружении в абсолютно новую среду обитания, культуру и традиции. Направляя все наши мысли и действия на осознанное исследование внешней среды, которая в корне отличается от привычной нам среды обитания, мы выходим из «зоны комфорта». Круг проблем, который удерживал нас в кольце напряжения, перестает воздействовать на нас, высвобождая мощную творческую энергию. Именно исследовательская деятельность запускает здоровый интерес к жизни, способствует постоянному обновлению, свежему восприятию мира», – отмечает А. Молчин [10]. Таким образом, тревел терапия побуждает человека к пересмотру понимания себя и мира, и тем самым, изменяет его жизнь. Литература 1. Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука: собрание сочинений в 5 т. М., Правда, 1966. Том 1. Семейная хроника. 599 с. 2. Бардина О. Ландшафтная аналитика – психотерапия силами природы // Растем вместе. 2015. С. 1. 3. Березин С. В., Исаев Д. С. Ландшафтная аналитика: опыт трансдисциплинарной психотерапии. Самара: CГУ, 2009. 109 с. 4. Ланберг О. А. Психологический туризм [Электр. ресурс] // Портал психол. услуг. – 2017. – 01.09. URL: https://www.lanberg.ru/tours/baliwoman/ (дата обращения 10.03.2018) 5. Манилов И. Ф. Психотерапевтическое путешествие в одиночку // Семейная психология и семейная терапия. 2015. № 1. С. 100–109. 6. Шуваева-Петросян Е., Ширяев И., Ширяева Л. Интервью для бортового журнала “Армавиа” // Частная консультация «Успешные мозги». 23.11.2012. С.1. URL: https://www.uspeshnie-mozgi.ru/intervyu-s-psixologami-o-puteshestviyax / (дата обращения 10.03.2018) 7. Фоминых Д. Психотерапия путешествия // Проза. Ру. 2016. С.1. Свидетельство о публикации №216061501565 URL: https://www.proza.ru/2016/06/15/1565/(дата обращения 10.03.2018) 8. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. – 3-е изд. – СПб: Питер. 2000. 9. Белорусец А. С., Конопельцева Ю. В. Ландшафтная аналитика: теоретические основания и психотехнические приемы // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 4. С. 156–171. 10. Молчин А. Путешествия-терапия // Авторский проект "Путешествия-терапия KAMERTON". 14 ноября 2016. С.1. URL: https://kamertontv.com/travels, https://meditationportal.com/puteshestviya-terapiya / (дата обращения 10.03.2018)

https://www.psychologie-heute.de

https://zen.yandex.ru/media/timepsychology/trevelpsihoterapiia-5f9e8c48b09e797ceb47b94e

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: