Общая характеристика учебной деятельности дошкольников
План:
1.Л. С. Выготский об учении.
2.Предпосылки формирования учебной деятельности.
3. Форма обучения дошкольников.
4. Уровни развития учебной деятельности дошкольников.
К концу дошкольного возраста начинают формироваться основы учебной деятельности в процессе специально организованных учебных занятий.
Учебная деятельность включает в себя: развитие познавательных интересов, умение учиться.
Л.С.Выготский рассматривает учение в тесной связи с содержанием педагогических воздействий, где главным моментом является отношение ребенка к требованиям взрослых. Эти требования – программа обучения (программа того, кто обучает).
До 3-х лет ребенок учится специфическим образом – по собственной программе. Никто не предъявляет никаких требований ни к ребенку, ни к срокам - это спонтанный процесс).
С 3 до 6 лет – подготовительный этап. К ребенку предъявляется ряд требований. С точки зрения Л.С.Выготского, требования должны превратиться в его собственную программу.
Требования к программе дошкольного обучения (по Л.С. Выготскому)
1. Расширение кругозора ребенка (знакомство с миром живой и неживой природы).
2. Приближение к обучению по школьной программе – предметному обучению (развитие навыков счета, письма, чтения).
3. Программа самого ребенка (соответствие его потребностям).
Отсюда Л.С. Выготским четко сформулировано положение о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка (обучение идет впереди развития).
Наиболее распространенной формой организации учебной деятельности дошкольников являются занятия. В практике дошкольного обучения широко используются занятия по изо-деятельности, конструктивной, игровой и др. практической деятельности, на которых расширяется кругозор, формируются новые представления и понятия, но нет мотивов учебной деятельности. А сточки зрения многих ученых активность ребенка повышается, если в его деятельности появляются учебные мотивы, которые расширяют возможности применения собственного опыта. Следовательно, на занятиях необходимо формировать учебные мотивы за счет усложнения деятельности.
Учебная деятельность дошкольников также зарождается в рамках творческой ролевой игры, где задачей является усвоение знаний, умений и навыков (ЗУНов).
Предпосылки формирования учебной деятельности
Учебная деятельность должна увлекать детей, приносить радость и удовольствие. Поэтому важно формировать познавательные интересы у ребенка, т.к. они лежат в основе учебных мотивов. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил, а если ребенок усваивает учебный материал без интереса, то эти знания будут формальны.
Отсюда первой предпосылкой является формирование познавательных интересов.
Вторая предпосылка – овладение дошкольником общими способами действий (т.е. такими действиями, которые помогают решать практические и познавательные задачи):
- умение слушать
- работать по указанию
- способность отделять свои действия от действий других
- способность контролировать свое поведение
Третья предпосылка – самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Дети дошкольного возраста выделяют не только результат, но и знания, умения, которые при этом усваиваются. Поэтому происходит переориентация сознания детей с конечного результата на способ его достижения, и если ребенок пытается использовать этот опыт в новых условиях, то ребенок приходит к определенному обобщению.
Четвертая предпосылка – обучение детей контролю за своими собственными действиями.
Учебная деятельность осуществляется на основе образца действий – ребенок сопоставляет свои действия с образцом, т.е. контролирует их.
Познавательные интересы формируются в процессе:
1.Содержания обучения;
2.Познавательной активности ребёнка;
3.Усвоения материала в форме дидактической игры;
4.Понимания ребенком характера вопросов.
Именно познавательные интересы являются важными мотивами деятельности, выражают направленность личности, активизируют способности.
Умение учиться проявляется в навыках ребёнка:
1.Ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;
2.Использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдения, сравнения, группировка и другие способы познания);
3.Контролирует себя в процессе выполнения задания;
4.Достигает результата;
5.Приобретает элементы навыков самоконтроля и самооценки.
Условия для развития познавательных интересов дошкольника:
Необходимо:
• создавать условия ребенку для его активных действий;
• вовлекать в процесс самостоятельного поиска;
• ставить вопросы проблемного характера;
• новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.
• разнообразить учебную деятельность;
• показывать ребенку нужность, важность учебного материала («личностный смысл»);
• предлагать задания трудные, но посильные;
• планировать достижение результата, положительно оценивать;
• материал должен быть ярким, наглядным, эмоциональным.
Воспитание познавательных интересов — важная составная часть воспитания личности ребенка.
Особую роль играет форма обучения дошкольников: овладение детьми системой занятий в виде дидактической игры более эффективна, чем в виде прямых учебных заданий, особенно в младшем возрасте.
Умение учиться в дошкольном возрасте включает в себя следующие моменты:
а) ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;
б) использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдение, сравнение, группировка и т.д.);
в) контролирует себя в процессе выполнения задания;
г) достигает результата;
д) приобретает элементарные навыки самоконтроля и самооценки.
А.П. Усова выделяет конкретные признаки овладения учебной деятельностью у дошкольников.