Предпосылки формирования учебной деятельности




Общая характеристика учебной деятельности дошкольников


План:

1.Л. С. Выготский об учении.

2.Предпосылки формирования учебной деятельности.

3. Форма обучения дошкольников.

4. Уровни развития учебной деятельности дошкольников.

 

К концу дошкольного возраста начинают формироваться основы учебной деятельности в процессе специально организованных учебных занятий.

Учебная деятельность включает в себя: развитие познавательных интересов, умение учиться.

 

Л.С.Выготский рассматривает учение в тесной связи с содержанием педагогических воздействий, где главным моментом является отношение ребенка к требованиям взрослых. Эти требования – программа обучения (программа того, кто обучает).

До 3-х лет ребенок учится специфическим образом – по собственной программе. Никто не предъявляет никаких требований ни к ребенку, ни к срокам - это спонтанный процесс).

С 3 до 6 лет – подготовительный этап. К ребенку предъявляется ряд требований. С точки зрения Л.С.Выготского, требования должны превратиться в его собственную программу.

 

 

Требования к программе дошкольного обучения (по Л.С. Выготскому)

1. Расширение кругозора ребенка (знакомство с миром живой и неживой природы).

2. Приближение к обучению по школьной программе – предметному обучению (развитие навыков счета, письма, чтения).

3. Программа самого ребенка (соответствие его потребностям).

Отсюда Л.С. Выготским четко сформулировано положение о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка (обучение идет впереди развития).

Наиболее распространенной формой организации учебной деятельности дошкольников являются занятия. В практике дошкольного обучения широко используются занятия по изо-деятельности, конструктивной, игровой и др. практической деятельности, на которых расширяется кругозор, формируются новые представления и понятия, но нет мотивов учебной деятельности. А сточки зрения многих ученых активность ребенка повышается, если в его деятельности появляются учебные мотивы, которые расширяют возможности применения собственного опыта. Следовательно, на занятиях необходимо формировать учебные мотивы за счет усложнения деятельности.

Учебная деятельность дошкольников также зарождается в рамках творческой ролевой игры, где задачей является усвоение знаний, умений и навыков (ЗУНов).

Предпосылки формирования учебной деятельности

Учебная деятельность должна увлекать детей, приносить радость и удовольствие. Поэтому важно формировать познавательные интересы у ребенка, т.к. они лежат в основе учебных мотивов. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил, а если ребенок усваивает учебный материал без интереса, то эти знания будут формальны.

Отсюда первой предпосылкой является формирование познавательных интересов.

Вторая предпосылка – овладение дошкольником общими способами действий (т.е. такими действиями, которые помогают решать практические и познавательные задачи):

- умение слушать

- работать по указанию

- способность отделять свои действия от действий других

- способность контролировать свое поведение

Третья предпосылка – самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Дети дошкольного возраста выделяют не только результат, но и знания, умения, которые при этом усваиваются. Поэтому происходит переориентация сознания детей с конечного результата на способ его достижения, и если ребенок пытается использовать этот опыт в новых условиях, то ребенок приходит к определенному обобщению.

Четвертая предпосылка – обучение детей контролю за своими собственными действиями.

Учебная деятельность осуществляется на основе образца действий – ребенок сопоставляет свои действия с образцом, т.е. контролирует их.

 

Познавательные интересы формируются в процессе:


1.Содержания обучения;

2.Познавательной активности ребёнка;

3.Усвоения материала в форме дидактической игры;

4.Понимания ребенком характера вопросов.

 

Именно познавательные интересы являются важными мотивами деятельности, выражают направленность личности, активизируют способности.

 

Умение учиться проявляется в навыках ребёнка:


1.Ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;

2.Использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдения, сравнения, группировка и другие способы познания);

3.Контролирует себя в процессе выполнения задания;

4.Достигает результата;

5.Приобретает элементы навыков самоконтроля и самооценки.

 

Условия для развития познавательных интересов дошкольника:


Необходимо:

• создавать условия ребенку для его активных действий;

• вовлекать в процесс самостоятельного поиска;

• ставить вопросы проблемного характера;

• новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

• разнообразить учебную деятельность;

• показывать ребенку нужность, важность учебного материала («личностный смысл»);

• предлагать задания трудные, но посильные;

• планировать достижение результата, положительно оценивать;

• материал должен быть ярким, наглядным, эмоциональным.

 

Воспитание познавательных интересов — важная составная часть воспитания личности ребенка.


Особую роль играет форма обучения дошкольников: овладение детьми системой занятий в виде дидактической игры более эффективна, чем в виде прямых учебных заданий, особенно в младшем возрасте.

 

Умение учиться в дошкольном возрасте включает в себя следующие моменты:

а) ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;

б) использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдение, сравнение, группировка и т.д.);

в) контролирует себя в процессе выполнения задания;

г) достигает результата;

д) приобретает элементарные навыки самоконтроля и самооценки.

 

А.П. Усова выделяет конкретные признаки овладения учебной деятельностью у дошкольников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: