Владимира Фомина и Анны Юсне




Совместный проект

«Жизнь - всего-навсего лабиринт…

Поистине нет ничего удивительного в том,

если библейский Иов сейчас состязается

с другим величайшим мастером создавать лабиринты

- с самим Господом Богом».

Квинтус Милетский,

знаменитый средневековый строитель храмов

Лабиринты - сложные и запутанные системы, из которых человек не сразу (и не всегда) находит выход.

В далекой древности лабиринту придавалось глубоко мистическое значение. Найти путь к центру означало пройти весь жизненный путь. Центр лабиринта - это конец пути, то есть смерть. Но возможен и обратный путь - из центра за пределы лабиринта. Это как бы второе рождение и вторая жизнь. Древние говорили: «Найдешь выход из лабиринта - обретешь бессмертие».

С расширением представлений человека о мире искусство создания лабиринтов начало претерпевать значительные изменения. Великие географические открытия, успехи естественных наук, возникновение учения о множественности миров - все это отразилось на философском восприятии лабиринта - символа Вселенной и человеческой жизни. Постепенно исчезают лабиринты, в которых все заранее предопределено и путь возможен только по одной, раз и навсегда проложенной дорожке. На смену им приходят все более сложные, с многочисленными вариантами проходов, где человек сам выбирает путь среди запутанных тропинок и тупиков.

Древнегреческий миф о Минотавре повествует о чудовище с человеческим телом и головой быка, обитающем в подземном лабиринте, служившем для сокрытия греховной тайны. Как мы помним, античный герой Тесей убил чудовище и выбрался из лабиринта благодаря золотой нити, которую тянул за собой от самого входа. Эту нить ему дала Ариадна.

По мнению исследователя Майкла Эртона, «жизнь каждого человека – лабиринт, в центре которого находится смерть, и, может быть, даже после смерти, прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит последний лабиринт». Таким образом, освобождение Тесея из лабиринта символизирует его второе рождение, избавление от смерти.

Один из римских лабиринтов в Помпее известен удивительным мозаичным полом, на котором изображена борьба Тесея с Минотавром. Писатель Марсель Брион утверждает, что это «аллегорическое изображение жизни человека и трудностей, которые должна преодолеть душа в этом мире и в мире ином перед тем, как достичь благословенного состояния бессмертия».

С распространением христианства древний языческий символ лабиринта постепенно изменился и стал восприниматься как аллегорический образ тернистого пути человека к Богу или крестный путь Христа. Церковь, выступавшая против языческого культа лабиринтов, толковала их по-своему. Так лабиринт стал воплощением пути человека через грешную жизнь к высотам жизни праведной. Лабиринт в христианской философии становится метафорой материального мира, проходя через который, человек должен сразиться с Минотавром - Сатаной. В лабиринте соблазнов и грехов человек, подобно Тесею, может уповать только на собственную стойкость и спасительную нить Ариадны - Веру.

Сложная система погруженного в абсолютный мрак древнеегипетского Фаюмского лабиринта, состоящего из множества комнат и коридоров, была столь запутанна, что без проводника несведущий человек не мог найти выход.

Итак, человек погружен во мрак: он не знает истины. Кто же является светоносным проводником в его земной жизни и посмертном странствии? Что становится посохом и опорой для человека? Что (или кто?) подсказывает единственно правильный, истинный вектор движения? Интуиция? Вера? Уверенность? Ангелы-хранители? Высшие силы?

Для Тесея миссию проводника, обеспечившего благополучное возвращение, осуществила Ариадна. Однако как помощь в ориентации данная ею нить, скорее всего, была ему вовсе не нужна. Ведь до эпохи Возрождения лабиринты не имели перекрестных путей - к центру вела только одна дорога, без всяких боковых тупиков и ответвлений. Нить Ариадны имела только одну цель: подбадривать Тесея, чтобы он не чувствовал себя одиноким.

Для Иисуса Христа проводником (идущим впереди) был Иоанн Предтеча - пророк, предвидевший его великую судьбу.

***

Предшественник Иисуса Христа Иоанн Креститель (Предтеча) был удивительной личностью, невероятно харизматичным бродячим проповедником, способным увлечь массы народа, пророком, предсказавшим пришествие, подвиг и мученическую смерть Христа.

Между Иоанном и Иисусом, несомненно, с самого рождения существовала сильная духовная связь. Они были ровесниками (Иоанн родился на полгода раньше Иисуса) и, возможно, даже родственниками. Во время избиения младенцев в Вифлееме мать Иоанна укрылась с ним в пустыне, и таким образом он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев (так же, как младенец Иисус был спасен благодаря бегству в Египет, куда Иосифу велел отправиться явившийся во сне Ангел).

Иоанн достаточно долго жил в пустыне, вел аскетический образ жизни, питался диким медом и саранчой… Во взрослом возрасте, услышав глас Божий, отправился проповедовать. Основной темой его проповедей был призыв к покаянию. Он пророчествовал о приближении дня Страшного суда, призывал людей служить Богу и честно относиться к окружающим («Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем»), богатых - делиться имуществом с нищими («У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же»), власть имущих - проявлять уважение к подданным. Иоанн совершал священные омовения для очищения от грехов, которые впоследствии стали называться таинством крещения. Одним из тех, кто пришел к нему, слушал его и делал, как он учил, был Иисус. Иоанн склоняется перед пришедшим в мир Сыном Божиим: «Я крещу в воде, но стоит среди вас тот, которого вы не знаете. Он, идущий за мною, стал впереди меня»; «Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех, а сущий от земли земной и есть. Приходящий с небес есть выше всех».

Иоанн крестил Иисуса. Во время встречи Иисуса с Иоанном произошло два события: сошествие Духа Божьего и «провозглашение», то есть признание Иисуса Сыном Божьим. Сошествие Духа на человека означало, что Бог уполномочивает этого человека быть своим посланником и проповедником, что им овладевает пророческое вдохновение, что он высказывает слова, выражающие волю Бога. Сошествие Духа на Иисуса означало призвание его быть посланником Божьим.

Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. Крещение сильно повлияло на Иисуса. Возможно, именно тогда он принял бесповоротное решение осуществить свое предназначение, будучи убежденным в том, что лично призван подготовить наступление Царствия Божия.

Подобно тому, как проход по языческому лабиринту означал своего рода мощнейшую инициацию к новой жизни, так и крещение для Иисуса символизировало духовное обновление и перемену всей жизни. После Крещения никому не известный Иисус стал тем, каждое слово которого привлекало всеобщее внимание. Но сначала он удалился на сорок дней в пустыню, а затем начал жизнь бродячего проповедника в окружении учеников.

Прижизненная судьба Иисуса была сходна с судьбой Иоанна Крестителя, общественная деятельность обоих была кратковременной, и преждевременная смерть их была прямым результатом этой деятельности. Иоанна казнили, впоследствии казнят и Христа. Приняв мученическую смерть, Иоанн Креститель в глубинах ада обращается с проповедью к душам умерших. «Кто ты?», - спросили его. Он сказал: «Я - пророк Вышнего, предваривший пришествие Его во оставление грехов». Сойдя после смерти в ад, Иисус также проповедовал душам умерших, после чего Иоанн с другими праведниками выводится на небо. Таким образом, Иоанн стал предтечей Иисуса в загробном мире подобно тому, как он был им в земном.

Иоанн оказал несомненное влияние на Иисуса. Он сыграл важную роль и в формировании модели поведения Иисуса в начале его проповеднической деятельности. Поначалу Иисус, еще не пользовавшийся известностью, подражал Иоанну. Чтобы привлечь учеников, он употреблял те же внешние средства, которые доставили такой удивительный успех Иоанну. Как и Креститель, он проповедует под открытым небом. Даже первых своих учеников Иисус получил от Иоанна – апостол Андрей и еще один, Не Названный по имени.

***

В картине «Мандала Предтечи» два главных объекта, занимающих основное зрительное пространство - лабиринт и кузнечик, вписанные друг в друга. Фоном для объектов служит пустыня.

Прямоугольная форма лабиринта указывает на человека: все совершенное стремится к кругу, но человек несовершенен, то есть угловат, поэтому то, что он делает, несет в себе квадратную форму. Квадрат есть символ человека и его несовершенства. Иоанн Предтеча, конечно, великий пророк, но прежде всего он человек - «сущий от земли земной и есть». В то же время пророк - человек, контактирующий со сверхъестественными или божественными силами и служащий посредником между ними и людьми, провозвестник воли Бога.

Согласно ветхозаветным пророчествам, Иоанн должен был подготовить путь Господу. Именно он приоткрыл ему двери в иные миры к другой жизни. Пророческая и проповедническая деятельность Предтечи была преддверием распространения христианства.

Мандала судьбы каждого человека вписана в сценарий Бога, она часть его игры. Бог - «величайший мастер создавать лабиринты». Иоанну Предтече была уготована особая роль в божественной игре. Он возделал почву, чтобы Иисус мог посеять зерно и взрастить Веру. Зачем это понадобилось Создателю? Человечество слишком долго топталось на месте. Прививка, сделанная Адаму, подействовала, но оказалась недостаточно эффективной: по сути человек все еще оставался полуживотным - малопривлекательным существом, далеким от высоких моральных качеств. Человечеству необходимо было совершить гигантский прорыв, подобный прыжку кузнечика. Нужно было объединить человечество под знаком Веры и Любви. Для этого на Землю был послан Иисус Христос, провозвестником пришествия которого стал Иоанн Креститель.

Но сначала Иоанн сам должен был поработать над собой, подготовиться к осуществлению своей пророческой миссии. Находясь в пустыне, Иоанн носил странные одежды, питался странной пищей, но он не стремился к оригинальности. Он стремился исполнить то, что ему было поручено свыше, готовился и ждал. Он знал, что ему отведена особая роль в этом мире - возвестить пришествие Спасителя, и в исполнение этой задачи он вложил все свои силы. И когда к нему пришло Божье повеление, он был готов. Он проповедовал необычную весть пришедшим к нему в пустыню посмотреть на него и послушать. Его слова обладали могучим авторитетом. Люди были воодушевлены, потому что он говорил истину, призывая их отвратиться от грехов и крестя в знак покаяния. Толпы людей стекались к Иоанну, но он указывал им не на себя, никогда не забывая, что его назначение - возвестить приход Христа.

Пустыня, на фоне которой разворачивается содержание картины, которая сама и есть мандала с ее внутренним, внешним и сакральным смыслом, - не только указатель на место действия (в пустыне Елисавета скрывала от Ирода младенца Иоанна; в пустыне много лет провел Креститель, готовясь к своей проповеднической деятельности). Она олицетворяет пустоту вокруг и внутри человека. До тех пор, пока он не наполнит сосуд своей души, он - безжизненная пустыня. Как вода преображает пустыню, превращая ее в цветущий оазис, так Вера и Любовь преображают человека.

Помимо пустыни, которая наряду с центральными объектами картины – лабиринтом и кузнечиком – несет свою смысловую нагрузку, в картине присутствует и еще один немаловажный знак, а именно: крест при входе в лабиринт. Появление этой детали в пространстве картины тоже неслучайно, здесь все взаимосвязано. Словно звенья одной цепи, связана череда последовательных событий, изначально записанных в матрице, сделанной Творцом: сначала на сцену выходит Предтеча, играет свою роль и исчезает, и только тогда вперед выдвигается Иисус, которому уготована главная роль в божественном театре.

В контексте картины существует связь: крест - перекресток - перепутье - путь. Безропотно, смиренно несут свой крест Иоанн Предтеча и Иисус Христос. Оба знают о предстоящей им мученической смерти, но не сворачивают с предначертанного пути. Мотив перепутья как точки личного выбора часто встречается в русских народных сказках («налево пойдешь, направо… прямо…»). На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится делать выбор - между добром и злом, между верностью и предательством, между неудобной правдой и комфортным приспособленчеством… Каждый проходит свой жизненный лабиринт - простой, сложный, прямой, запутанный - как говорится, кому что на роду написано, но конец пути всегда один. Рано или поздно (если успеешь) ты спросишь себя: так ли я прожил жизнь, той ли дорогой прошел, свою ли жизнь я прожил?

В будущее возьмут не всех. Некоторым придется отправиться на переплавку. Однажды на перекрестке появится Пуговичник и спросит: был ли ты самим собой и остался ли верен самому себе? Прошел ли ты предназначенный тебе путь или искал кривых дорожек…

Иоанн сохранил верность своему предназначению, от начала до конца пройдя лабиринт жизни, придуманный для него Создателем. Иоанн Предтеча стал дверью, через которую вошел Иисус Христос.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: