Сознание – особая субъективная реальность, отличная от внешнего объективного мира.




При самом первом приближении ясно, что сознание живет в нас в виде образов, чувств, переживаний, мыслей. Есть море – и есть моя мысль о море, есть переживание радости или опасности при встрече с ним. Есть я, человек, и есть не только мысль, но и моя мысль о мыслях и чувствах, есть мое представление о самом себе, о мыслях и чувствах других людей. Человек может представить то, что никогда не видел, вспомнить то, что давно исчезло из его жизни. Сознание – это способность человека направлять свое внимание на окружающие предметы, на весь мир, способность познавать, понимать их и одновременно сосредотачиваться на своих субъективных состояниях, духовном опыте. Без сознания человек не выделился бы из Природы, не приобрел меру автономии и регуляции своего поведения в сообществе людей. Всю эту «вселенную сознания» человек использует для адаптации к природной и социальной жизни, практической деятельности и руководства собственным поведением.

 

2 Концепции сознания:

А) Религиозно-философская концепция сознания. Согласно этой концепции, человеческое сознание (естественно, вместе с самим человеком и Вселенной) создано Богом. Бог дает сознание, душу при рождении человека и отнимает их в момент его смерти. Проблема появления сознания решалась в плане истечения идеальной субстанции, особого света, потока мыслей и образов в наш земной мир.

Б) Концепции сознания в объективном и субъективном идеализме. Согласно объективному идеализму, Космос, природа – атрибуты сознания. Судя по книге Н.К. Рериха «Космические легенды Востока», такие представления зародились в глубокой древности. Еще до своего возникновения вся Вселенная заключалась в Космическом Разуме, существуя в нем как идея, которая потом воплощалась в жизнь в ходе последующих этапов развитии. Все есть Дух и Дух во всем, во Вселенной есть Разум. По Канту, все, что мы считаем космосом, вселенной, пространством и временем, связано с организацией нашего сознания. Рассудок и разум диктуют порядок Природе.

Субъективный идеализм (Беркли, Фихте, Юм) отвергает правомерность тезиса об объективном существовании сознания, независимом от воли субъекта. Мир, в котором живет и действует человек это мир его сознания, совокупность ощущений, настроений, переживаний, мыслей.

 

В) Диалектико-материалистическая концепция сознания. Ее основные тезисы: а) материя породила сознание на определенном этапе своего развития, т. е. тогда, когда появился человек, общество; б) сознание – функция высокоорганизованной материи – материи мозга; в) сознание по своему генезису и содержанию есть общественный продукт, результат социально-исторического развития человечества; г) появление сознание есть более или менее случайный результат эволюции природы, появления человеческого труда.

Ф. Энгельс в своей брошюре «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876) рассматривает социальные закономерности возникновения человеческого сознания. Специфически человеческие черты психика первобытного человека приобретает с началом труда, изготовления орудий. Коллективный процесс изготовления последних приводит к возникновению речи и мышления. Процессы труда, мышления, речи и социальные формы жизни «оттачивают», развивают человеческое сознание.

Согласно диалектико-материалистической концепции сознания, материя породила сознание в силу своей универсальной способности отражения, которое, постепенно развиваясь, привело к сознанию человека. Этапы развития отражения: физические, химические взаимодействия в неживой природе, раздражимость у растений, психика у животных, сознание человека. Психическое отражение развивается в связи с усложнением нервной системы и головного мозга. Сознание человека – это высшая форма психического отражения действительности, свойство человека как социального существа.

Г) Космическая, информационная концепция происхождения и функционирования сознания. Она объединяет физический Космос и человеческое сознание. Связь сознания (и его субстрата – мозга) с Космосом поддерживается на основе глобального информационного поля, информационно-полевой голограммы. Другими словами, сознание человека – голограмма космического сознания. Такое космическое сознание актуально присутствует в нашем индивидуальном сознании, в нашем Я, в нашей душе («душа все помнит, только смутно»). Согласно этой концепции, мозг «не мыслит», а является лишь проводником информации извне.

 

В структуре сознания выделяют: 1) чувственную сферу (к ней относятся ощущения, восприятия, представления); 2) мыслящую, логико-понятийную сферу (область общих понятий, мыслительных операции, систем знания, и где создается рациональная картина действительности, ведется поиск истины как соответствия наших знаний действительности 3) эмоционально-аффективную сферу (область субъективных переживаний действительности, где царствуют эмоции гнева, страха, любви, отвращения и т. д.); 4) ценностно-смысловую сферу (в ней укоренены моральные нормы, духовные идеалы и ценности, главенствующие смыслы жизни); 5) интуитивная сфера (лежащая на «стыке» чувственного и логико-понятийного, сознательного и бессознательного, ценностно-мотивационного и логического); 6) надсознательная область, связанная с широкими мировоззренческими, религиозными и космическими представлениями; 7) бессознательное – область инстинктивных переживаний, витальных потребностей, генетически передаваемого опыта.

Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как субъекта познавательной, нравственной, практической и др. деятельности. Самосознание в обществе появляется с развитием языка, форм общения, нравственно-ценностных систем культуры. У ребенка появляется в 2–3 года, когда он произносит «Я сам». Самосознание человека обусловлено мировоззрением, нравственной системой ценностей и оценок. Оно – продукт развития личности, форм социального общения. Рефлексия – направленность мышления на самого себя, на собственные процессы и собственные продукты, начиная от осознания своих действий и кончая раздумьями о смысле жизни. Рефлексия, подвергающая анализу собственные мыслительные и практические действия, духовные и душевные процессы, играет огромную роль в воспитании и самовоспитании человека.

Наше личностное Я должно пребывать в центре всех сфер и способностей сознания, Следует с особой силой подчеркнуть общественный, социальный характер сознания. Сознание изначально включено в общественное бытие, в элементы социальной структуры общества.

Исходя из понимания сознания как «интегративного фактора социального бытия», всестороннего охвата роли сознания в жизнедеятельности людей, можно выделить следующие функции сознания: 1) информационно-познавательную – получение информации, знаний о мире; 2) коммуникативную – обеспечение межличностного общения; 3) регулятивно-управленческую – регуляция индивидуального поведения, общественных отношений, управление поведением через сферу политического, нравственного, правового, эстетического, философского и др. сознания; 4) ценностно-смысловую – прояснение смысла и значимости явлений, событий и поведения людей; их оценка с позиции потребностей, интересов, ценностей и целей; 5) творчески-конструктивную – выдвижение новых идей, открытие, созидание нового, изобретение, конструирование; 6) мнемоническую или функцию памяти – исторической, социальной, культурной, индивидуальной; 7) культурно-воспитательную функцию, связанную с образованием и воспитанием людей, человека; 8) духовную функцию, ориентирующую человека на высшие смыслы, ценности и идеалы.

 

 

Вопросы:

1 Определение сознания

2 Что утверждает религия о сознании?

3 Что утверждает объективный идеализм о сознании?

4 Что утверждает субъективный идеализм о сознании?

5 Что утверждает диалектико-материалистическая концепция о сознании?

6 Что утверждает информационная концепция о сознании?

7 Какова структура сознания?

8 Что такое самосознание?

9 Поясните ценностно-смысловую и мнемоническую функции сознания?

10 Самостоятельно подобрать краткий материал о языке и видах языка.

Домашнее задание: оформить ответы и переслать.

Обратная связь: выполненное задание отправить в личные сообщения Карамышевой Л.К. или на электронную почту колледжа dktidistanc@mail.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: