Н. А. ВЕРШИНИНА
(ДЕРЕВЬЯ)
СЕВЕРОДВИНСК
ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОМОРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1994
Печатается по решению редакционно-из-дательского совета Поморского международного педагогического университета им. М. В. Ломоносова.
В данных методических рекомендациях раскрывается содержание обучения детей дошкольного возраста изображению деревьев. Предназначено для студентов педагогических вузов, учащихся педагогических колледжей, воспитателей и методистов детских дошкольных учреждений, руководителей кружков изодеятельности и студий, родителей.
АВТОР: кандидат педагогических наук, доцент Н. А. ВЕРШИНИНА.
В подготовке данного пособия принимали участие студенты факультета педагогики и психологии дошкольной СО ПМПУ: Л. В. Без-бородова, Н. А. Лебедева, Е. В. Немчанинова, Е. В. Петухова, Л. В. Петухова, Т. А. Румянцева, О. Ю. Сундюркина, Н. В. Ямбаршева.
РЕЦЕНЗЕНТ: методист ясли-сада № 50 СМП г. Северодвинска Л, И. ТЕРЕНТЬЕВА,
© Издательство Поморского университета, 1994
,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дьяченко Н. Т. Учись рисовать: Альбом по рисованию в
детском саду. — Киев: Радяньска школа, 1980. — С. 49.
2. Захарова В. М. Предметное рисование в детском саду: По
собие для студентов-заочников дошкольных факультетов.
/Под ред. О. П. Фроловой. — С. 24.
3. Комарова Т. С., Лебедева Е. В. Учитесь рисовать и лепить.
— М.: Просвещение, 1968.
4. Комарова Т. С., Лебедева Е. В. Учитесь рисовать // До
школьное воспитание. — 1961. — № 5.
5. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском
рисунке: Пособие для воспитателей детского сада. — М.:
Просвещение, 1985.
6. Косминекая( В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительно
го искусства и методика руководства изобразительной дея
тельностью детей. — М.: Просвещение, 1981.
|
7. Костерин Н. П. Учебное рисование. — М.: Просвещение,
1980.
8. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. — М.:
Просвещение, 1965. — С. 88.
Образ деревьев очень часто встречается в рисунках детей. Он нужен для изображения пейзажа, сюжетных рисунков, иллюстраций к сказкам и т. д. Поэтому дети должны иметь представление и уметь изображать деревья разной породы. В основе такого изображения должно лежать наблюдение, рассматривание разных пород деревьев.
КОМАРОВА Т. С. и ЛЕБЕДЕВА Е. В. в своей статье «Учитесь рисовать» указывают: «У всех деревьев много общего: ствол кверху становится тоньше, от ствола в разные стороны отходят толстые ветви, которые в большинстве случаев тянутся вверх. Нижние ветви толще и длиннее верхних. От толстых веток отходят тонкие, они короче.
Рисуя ветки, нужно держать в поле зрения всю крону дерева, ее рисунок, гармоническое сплетение ветвей.
Вместе с тем у каждой породы деревьев есть свои особенности. Они заключаются в расположении ветвей, цвете ствола, веток и листьев. У яблони короткий, приземистый ствол и широко раскинувшиеся ветви. У березы белый ствол разных оттенков, в зависимости от освещения; готовая белая гуашь для него не годится, в нее надо примешивать розовой, голубой или немного коричневой. Основные ветви у березы тоже светлые и тянутся кверху, а нежные и свисающие — мелкие веточки, кстати, они не белые (если не покрыты инеем), а темно-коричневые.
Рассмотрим разные ели: их ветви могут тянуться кверху, располагаться почти параллельно земле у молодой елочки и, наконец, свисать вниз под тяжестью хвои у старой.
|
У разных пород деревьев форма ствола различна: у сосны и ели, например, ствол совершенно прямой, у дуба и березы рисунок ствола более свободный.
Изображение даже самого простого предмета требует его внимательного и всестороннего изучения». (4, с. 65).
Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации, которые помогут вам в проведении занятий по изображению деревьев разных пород в детском саду.
Уже начиная с 2—3 лет, можно предложить детям нарисовать дерево карандашом, но непосредственное обучение рисованию деревьев лучше начать в 3—4 года (II мл. гр.).
В этом возрасте содержанием рисунков детей является изображение лиственного дерева и елки.
Главная задача обучения — научить детей рисовать дерево красками, передавая высокий, прямой ствол. Для этого необходимо хорошо насытить ворс кисти краской и провести прямую линию кистью плашмя. Ветки прямые, смотрят вверх, разные по длине (наверху короче, снизу длиннее), располагаются в верхней части дерева (примерно 2/3).
• Ствол и ветки — коричневого цвета. Дерево изображается без листьев (рис. 1а).
Кроме того, в этой группе дети рисуют молодую елочку с невысоким стволом. Ствол изображается прямой, не очень длинной линией кистью плашмя. Ветки можно изобразить двумя способами: а) Ветки располагаются горизонтально, параллельно друг другу, причем верхние — короткие, нижние длиннее. Они изображаются одной линией кистью плашмя (рис. 16). б) Ветки, располагающиеся по обе стороны от ствола, прямые, без изгиба, имеют наклон от ствола к земле (как крыша у домика) (рис. 1в).
|
Веток немного (3—4 яруса), они располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга.
Ствол и ветки — зеленого цвета.
Главная композиционная задача — учить детей располагать изображение в центре листа, крупно.
Чтобы изображение получалось качественным, нужно учить детей хорошо насыщать кисть краской, проводить линии только один раз, рисовать кистью плашмя.
С возрастом дети становятся более наблюдательны, могут узнавать различные породы деревьев, поэтому содержание рисунков детей постепенно усложняется.
Дети 4—5 лет (ср. гр.) рисуют следующие породы деревьев: тополь, яблоню, елку.
Появляется и сюжетное рисование, при котором необходимо изображать сразу несколько деревьев без прорисовывания деталей, поэтому, начиная с 4—5-летнего возраста, нужно познакомить детей с обобщенным способом изображения деревьев.
Именно таким способом дети данного возраста рисуют яблоню. Изображается только крона и ствол, без прорисовки отдельных веток. Крона круглой формы, закрашивается кистью плашмя зеленым цветом. Когда краска просохнет, на фоне кроны изображаются крупные яблоки красного или желтого цвета. Снизу кистью плашмя пририсовывается ствол коричневого цвета (рис. 2).
Кроме того, необходимо дать детям понятие об этапах рисования деревьев (изображение тополя).
На 1 этапе изображается ствол: начиная с кончика кисти,
нужно вести линию вниз до положения «кисть плашмя» (рис.
За). *
На 2 этапе изображаются основные ветви, которые немного тоньше ствола (рис. 36).
На 3 этапе изображаются дополнительные ветви (1—2 на каждой основной). Они тоньше и короче основных, выполняются кончиком кисти (рис. Зв).
Для изображения ствола, основных и дополнительных веток используется коричневый цвет.
На 4 этапе рисуется листва (рис. Зг).
Возможны два способа изображения листвы:
1) Способ приманивания: ворс кисти полностью насыща
ется краской. Мазки плотные, могут перекрывать друг друга.
Каждый мазок накладывается прямо на ветку.
2) Способ набивки: выполняется движением вертикально
сверху вниз полусухой клеевой кистью (краской насыщается
только кончик).
Для изображения листвы используется зеленый цвет (лет
нее дерево) или с добавлением желтого или красного (осен
нее дерево).
Для изображении ели предлагаем несколько способов.
1) К длинному, прямому стволу пририсовываются зеленые
ветки. Они не прямые, как у молодой елки, а слегка прогиба
ются (рис. 4).
2) Сначала изображается ствол. Затем из одной точки на
верхушке ствола отдельными, длинными мазками кистью
плашмя рисуется несколько веток в форме юбочки (зонтика).
Отступив немного вниз, изображается следующий ярус веток,
но больший по размеру, затем третий (рис. 5).
3) Обобщенный способ: изображается только крона и ос
нование ствола.
Сначала изображается крона в форме треугольника: из одной точки кисточкой плашмя проводятся две наклонные линии, пространство между ними закрашивается широкими мазками сверху — вниз, длина мазков одинакова. Затем кистью плашмя проводится нижняя сторона треугольника. Она может быть прямая, а. может немного прогибаться к земле.
Снизу пририсовывается короткий ствол коричневым цветом (рис. 6).
4) Вариантом обобщенного способа является изображение елки из нескольких треугольников, которые выходят один из другого. (Аналогичный способ используется в аппликации).
Треугольники могут перекрывать друг друга, а могут присоединяться.
Верхний треугольник маленький, остальные больше по размеру. Снизу пририсовывается короткий ствол (рис. 7).
Одну из елок, выполненных обобщенным способом, можно украсить.
В средней группе дети познакомились с обобщенным способом изображения деревьев. Для закрепления умения изображать обобщенный образ деревьев детям 5—7 лет (ст. и подг. гр.) можно предложить нарисовать березу, дуб, яблоню и рябину.
У березы крона овальной формы, ажурная, похожая на паутинку. Выполняется способом набивки или спиральными завитками (карандашом или фломастером).
Сначала обозначается общий контур кроны, а затем заполняется середина. Для изображения используется зеленый и желтый цвет разных оттенков.
Ствол березы высокий, тонкий, белого цвета с черными крапинками (основание ствола черное). Изображается двумя тонкими линиями, расположенными близко друг к другу, кончиком кисти, фломастером или карандашом (рис. 8).
У дуба крона круглой формы, свисает по обе стороны от ствола (она как бы нахлобучена на ствол). Выполняется широкими мазками или плотной набивкой темно-зеленым цветом с оттенками.
Ствол дуба широкий, не очень высокий, с трещинами. Изображается коричневым цветом двумя линиями кистью плашмя на расстоянии друг от друга. Затем промежуток между этими линиями закрашивается широкими мазками. Пока краска не подсохла, черным цветом наносятся трещины (рисование по-мокрому) (рис. 9).
При рисовании яблони сначала обозначается контур кроны округлой формы, в центре которого изображаются яблоки. Когда краска подсохнет, способом набивки выполняется крона, которая сверху покрывает яблоки.
Ствол рисуем так же, как у дуба, но он тоньше. Для его
изображения используется светло-коричневый цвет с оттен
ками (рис. 10).
У рябины сначала изображается крона овальной формы с фестонами, когда краска подсохнет — ствол и основные ветки, которые на концах образуют розетку из дополнительных веток; на них располагаются гроздья красных ягод.
Кроме деревьев можно предложить детям нарисовать кусты (сирень, акация). У куста нет основного ствола, все ветки растут прямо из земли. У основания они расположены близко друг к другу, а затем расходятся в стороны (рис. 12).
Куст можно изображать несколькими способами: 1) Сначала рисуем основные и дополнительные ветки; затем, если это цветущий куст, можно нарисовать цветы. После того, как краска подсохнет, изображается листва способом примаки-вания или набивки. 2) Изображаем крону в форме овала, а потом сверху прорисовываем ветки.
![]() |
Кроме обобщенного образа можно учить детей изображать деревья конкретно, ближе к реальности.
В средней группе дети рисовали лиственное дерево с прямыми ветками (рис. 13).
В старшей группе наблюдается усложнение способа изображения. Ветки приобретают изгиб, они тонкие на концах, утолщаются к стволу (рис. 13).
В подготовительной группе дети рисуют дерево с натуры, конкретный образ. Возможны раздвоенные стволы, дупла, сломанные ветки, наклон ствола и т. д. (рис. 13). Рисунок выполняется кончиком кисти или карандашом.
На примере изображения дуба, яблони, березы и сосны можно учить детей передавать в рисунках разные породы деревьев с их индивидуальными особенностями (подготовительная группа).
У дуба ствол широкий, невысокий, мощный. Все ветки расходятся из одного места (как пальцы из ладони), их немного.
Изображение выполняется кистью плашмя темно-коричневым цветом с добавлением черного по-мокрому.
Крона густая, круглая, с фестонами. Она выполняется способом набивки темно-зеленым цветом (рис. 14). Можно использовать оттенки для передачи объема, разной степени освещенности дерева.
При рисовании яблони на 1 этапе изображаются ствол, ветки и яблоки. Ствол яблони похож на ствол дуба, но он тоньше и светлее. Ветки тонкие, длинные, гибкие (рис. 15а).
На 2 этапе изображается крона округлой формы, с фестонами. Сначала обозначается ее общий контур способом набивки, а затем заполняется середина. Краска накладывается не очень плотно, чтобы были видны яблоки (рис. 156).
Для кроны используется светло-зеленый цвет.
У березы ствол тонкий, стройный. Дети передают индивидуальные особенности дерева, поэтому возможен изгиб, наклон ствола. Ствол изображается двумя рядом бегущими линиями из одной точки на верхушке.
Основные ветки тонкие, сначала тянутся кверху, а затем плавно опускаются вниз. Дополнительные ветки еще тоньше, они свисают вниз, переплетаясь с основными (рис. 16).
Ствол и ветки изображаются кончиком кисти, карандашом или фломастером черного цвета. У весенней березы крона воздушная, поэтому используется способ легкой набивки светло-зеленым цветом. У летней березы набивка более плотная. Можно предложить детям нарисовать северную березу. Она отличается тем, что ее ветки направлены вверх, тянутся к солнцу (рис. 17).
Сосна — это светолюбивое дерево, поэтому ствол у нее прямой, стройный, высокий.
Основные ветви направлены в стороны параллельно земле, только кончики подняты вверх. Дополнительные ветви направлены вверх. Они тонкие и короткие. Ветки располагаются в верхней трети ствола, нижние отмирают, на их месте остаются сучки (рис. 18).
Для рисования ствола и веток используется светло-коричневый цвет, на который сверху, по-мокрому, с одной стороны ствола наносится полоска желтого или оранжевого цвета, с помощью которого передается освещенность.
Хвоя располагается отдельными кустиками на дополнительных ветках. Для ее изображения используется два-три цвета (оттенки зеленого и желтый). Если рисунок выполняется красками, для изображения хвои применяется способ горизонтального примакивания. Сверху на зеленые мазки наносится светло-зеленый или желтый цвет («Сосны, освещенные солнцем») (рис. 19).
Если рисунок выполняется карандашами, хвою можно рисовать двумя способами: а) горизонтальная штриховка (рис. 20а); б) вертикальная штриховка (рис. 206).
Для рисования елки в старшей группе детям на занятия выдаются простые карандаши, чтобы выполнить набросок треугольника, в который должна вписываться елка.
Возможны следующие варианты рисования елок: '
1) Основа — елка из треугольников. Каждый треугольник обводится волнистой линией по-мокрому контрастным цветом. Этим достигается объемность изображения (рис. 21).
2) Сначала изображается ствол и основные ветки. К основным с нижней стороны способом вертикального примакивания пририсовывается хвоя в виде бахромы.
Мазки должны располагаться близко друг к другу. Макушка выполняется в виде крестика или трилистника концом кисти или примакиванием (рис. 22).
3) Основные ветки тонкие. С нижней стороны основных изображаются дополнительные ветки (2—3).
Хвоинки выполняются карандашом, фломастером или концом кисти отдельными штрихами, или же способом безотрывной штриховки.
Иголки покрывают основные ветви, дополнительные и ствол. Для изображения хвои и веток используются два оттенка зелёного цвета (рис. 23).
-
4) Хвою можно нарисовать широкими мазками из одной точки — места присоединения ветки к стволу (рис. 24).
Для рисования елки в подготовительной группе используется два и более оттенков зеленого цвета.
Предлагаем следующие способы:
1) Маленькая елочка — ствол тонкий, основные ветки
смотрят вверх или расположены параллельно земле. Допол
нительные ветки расположены по обе стороны от основных.
Хвоя покрывает ствол, основные и дополнительные ветки. Все изображение выполняется концом кисти зеленым цветом (рис. 25).
2) Можно предложить детям нарисовать маленькую елоч
ку под снегом.
Ветки изображаются в виде петелек разного размера, выполнение каждой из которых начинается с конца кисти; затем выполняется нажим, после которого вновь переходим на конец кисти.
Макушка елки остается острой (рис. 26).
3) Чтобы получить пушистую елку, хвоинки можно рисо
вать не прямо на ветке, а на некотором расстоянии. Этим со
здается эффект лежащего на ветках снега (рис. 27).
4) Сначала изображается ствол, основные и дополнитель
ные ветки. Хвоя выполняется способом набивки на каждую
ветку (рис. 28).
Познакомившись со способами изображения деревьев раз
ных пород, вы можете использовать полученные знания при
обучении дошкольников. Для того, чтобы процесс обучения
был более интересен и понятен детям, рекомендуем включать
в занятие стихи, загадки, небольшие рассказы.
ЕЛКА
(отрывок) Вырастала елка В лесу на горе, У нее иголки Зимой в серебре, У нее на шишках Ледышки стучат, Снежное пальтишко Лежит на плечах...
Е. Трутнева
ДУБ
Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, Значит, закаленный.
И. Токмакова
ЕЛИ
Ели на опушке — До небес макушки — Слушают, молчат, Смотрят на внучат. А внучата-елочки, Тонкие иголочки — У лесных ворот Водят хоровод.
И. Токмакова БЕРЕЗКА
Люблю березку русскую. То светлую, то грустную. В светлом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красными застежками, С зелеными сережками. Люблю ее нарядную, Родную, ненаглядную, То юную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю березку русскую, Она всегда с подружками, Под ветром низко клонится И гнется, да не ломится!
А. Прокофьев
1 5
Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево) Стоят столбы белы, На них шапки зелены. (Березы) Весной цвету, Летом плод приношу, Осенью не увядаю, Зимой не умираю. (Ель, сосна) БЕРЕЗКА Склонясь к реке, зеленою рукой Спешит береза стройная умыться Ей хочется в семье своей большой Быть самой лучшей, самой белолицей Г. Новицкая На Новый год ей каждый рад Хотя колюч ее наряд. (Елка) Ее всегда в лесу найдешь, Пойдем гулять — и встретим Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. А к нам придет Под Новый год — Ребята будут рады, Хлопот веселых полон рот: Готовят ей наряды. (Елка) Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная,забавная, На Новый год я главная! (Елка) |
Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней Май сережки дарит ей.
(Береза)
Этой бабке сто лет,
Горба у нее нет,
Высоконько торчит,
Далеконько глядит,
Придет смерть за старушкой,
Станет бабка избушкой.
(Сосна)
Стоит Алена — Платок зеленый, Тонкий стан,,Белый сарафан.
(Береза)
:Что же это за девица?
Не швея, не мастерица, 'Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Елка)
.Разбежались по опушке В белых платьицах
подружки. (Березки)
Зелена, а не луг, Кудрява, а без волос, Бела, а не снег.
(Береза) Изба белена, А маковка зелена.
(Береза)
Красненька, кругленька, Кисточки продолговатеньки.
(Рябина)
Под ярусом, ярусом Висят кисти С красным гарусом.
(Рябина)
Образное описание деревьев вы сможете найти также в рассказах В. Морозова, М. Пришвина, В. Скребицкого и др.