ПРЕДМЕТНОЕ РИСОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ




Н. А. ВЕРШИНИНА

(ДЕРЕВЬЯ)

СЕВЕРОДВИНСК

ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОМОРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1994


Печатается по решению редакционно-из-дательского совета Поморского между­народного педагогического университета им. М. В. Ломоносова.

В данных методических рекомендациях раскрывается со­держание обучения детей дошкольного возраста изображению деревьев. Предназначено для студентов педагогических вузов, учащихся педагогических колледжей, воспитателей и методи­стов детских дошкольных учреждений, руководителей круж­ков изодеятельности и студий, родителей.

 

 

АВТОР: кандидат педагогических наук, доцент Н. А. ВЕРШИ­НИНА.

В подготовке данного пособия принимали участие студенты фа­культета педагогики и психологии дошкольной СО ПМПУ: Л. В. Без-бородова, Н. А. Лебедева, Е. В. Немчанинова, Е. В. Петухова, Л. В. Петухова, Т. А. Румянцева, О. Ю. Сундюркина, Н. В. Ямбаршева.

 

РЕЦЕНЗЕНТ: методист ясли-сада № 50 СМП г. Северо­двинска Л, И. ТЕРЕНТЬЕВА,

© Издательство Поморского университета, 1994


,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дьяченко Н. Т. Учись рисовать: Альбом по рисованию в
детском саду. — Киев: Радяньска школа, 1980. — С. 49.

2. Захарова В. М. Предметное рисование в детском саду: По­
собие для студентов-заочников дошкольных факультетов.
/Под ред. О. П. Фроловой. — С. 24.

3. Комарова Т. С., Лебедева Е. В. Учитесь рисовать и лепить.
— М.: Просвещение, 1968.

4. Комарова Т. С., Лебедева Е. В. Учитесь рисовать // До­
школьное воспитание. — 1961. — № 5.

5. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском
рисунке: Пособие для воспитателей детского сада. — М.:
Просвещение, 1985.

6. Косминекая( В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительно­
го искусства и методика руководства изобразительной дея­
тельностью детей. — М.: Просвещение, 1981.

 

7. Костерин Н. П. Учебное рисование. — М.: Просвещение,
1980.

8. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. — М.:
Просвещение, 1965. — С. 88.


Образ деревьев очень часто встречается в рисунках детей. Он нужен для изображения пейзажа, сюжетных рисунков, ил­люстраций к сказкам и т. д. Поэтому дети должны иметь представление и уметь изображать деревья разной породы. В основе такого изображения должно лежать наблюдение, рас­сматривание разных пород деревьев.

КОМАРОВА Т. С. и ЛЕБЕДЕВА Е. В. в своей статье «Учитесь рисовать» указывают: «У всех деревьев много об­щего: ствол кверху становится тоньше, от ствола в разные стороны отходят толстые ветви, которые в большинстве слу­чаев тянутся вверх. Нижние ветви толще и длиннее верхних. От толстых веток отходят тонкие, они короче.

Рисуя ветки, нужно держать в поле зрения всю крону де­рева, ее рисунок, гармоническое сплетение ветвей.

Вместе с тем у каждой породы деревьев есть свои особен­ности. Они заключаются в расположении ветвей, цвете ство­ла, веток и листьев. У яблони короткий, приземистый ствол и широко раскинувшиеся ветви. У березы белый ствол разных оттенков, в зависимости от освещения; готовая белая гуашь для него не годится, в нее надо примешивать розовой, голу­бой или немного коричневой. Основные ветви у березы тоже светлые и тянутся кверху, а нежные и свисающие — мелкие веточки, кстати, они не белые (если не покрыты инеем), а темно-коричневые.

Рассмотрим разные ели: их ветви могут тянуться кверху, располагаться почти параллельно земле у молодой елочки и, наконец, свисать вниз под тяжестью хвои у старой.

У разных пород деревьев форма ствола различна: у сосны и ели, например, ствол совершенно прямой, у дуба и березы рисунок ствола более свободный.

Изображение даже самого простого предмета требует его внимательного и всестороннего изучения». (4, с. 65).

Предлагаем вашему вниманию методические рекоменда­ции, которые помогут вам в проведении занятий по изображе­нию деревьев разных пород в детском саду.

Уже начиная с 2—3 лет, можно предложить детям нарисо­вать дерево карандашом, но непосредственное обучение рисо­ванию деревьев лучше начать в 3—4 года (II мл. гр.).

В этом возрасте содержанием рисунков детей является изображение лиственного дерева и елки.

Главная задача обучения — научить детей рисовать дере­во красками, передавая высокий, прямой ствол. Для этого не­обходимо хорошо насытить ворс кисти краской и провести прямую линию кистью плашмя. Ветки прямые, смотрят вверх, разные по длине (наверху короче, снизу длиннее), располага­ются в верхней части дерева (примерно 2/3).

• Ствол и ветки — коричневого цвета. Дерево изображается без листьев (рис. 1а).


Кроме того, в этой группе дети рисуют молодую елочку с невысоким стволом. Ствол изображается прямой, не очень длинной линией кистью плашмя. Ветки можно изобразить двумя способами: а) Ветки располагаются горизонтально, параллельно друг другу, причем верхние — короткие, нижние длиннее. Они изображаются одной линией кистью плашмя (рис. 16). б) Ветки, располагающиеся по обе стороны от ство­ла, прямые, без изгиба, имеют наклон от ствола к земле (как крыша у домика) (рис. 1в).

Веток немного (3—4 яруса), они располагаются на одина­ковом расстоянии друг от друга.

Ствол и ветки — зеленого цвета.

Главная композиционная задача — учить детей распола­гать изображение в центре листа, крупно.

Чтобы изображение получалось качественным, нужно учить детей хорошо насыщать кисть краской, проводить ли­нии только один раз, рисовать кистью плашмя.

С возрастом дети становятся более наблюдательны, могут узнавать различные породы деревьев, поэтому содержание рисунков детей постепенно усложняется.

Дети 4—5 лет (ср. гр.) рисуют следующие породы деревь­ев: тополь, яблоню, елку.

Появляется и сюжетное рисование, при котором необхо­димо изображать сразу несколько деревьев без прорисовыва­ния деталей, поэтому, начиная с 4—5-летнего возраста, нуж­но познакомить детей с обобщенным способом изображения деревьев.


Именно таким способом дети данного возраста рисуют яб­лоню. Изображается только крона и ствол, без прорисовки отдельных веток. Крона круглой формы, закрашивается ки­стью плашмя зеленым цветом. Когда краска просохнет, на фоне кроны изображаются крупные яблоки красного или жел­того цвета. Снизу кистью плашмя пририсовывается ствол ко­ричневого цвета (рис. 2).


Кроме того, необходимо дать детям понятие об этапах ри­сования деревьев (изображение тополя).

На 1 этапе изображается ствол: начиная с кончика кисти,
нужно вести линию вниз до положения «кисть плашмя» (рис.
За). *

На 2 этапе изображаются основные ветви, которые немно­го тоньше ствола (рис. 36).

На 3 этапе изображаются дополнительные ветви (1—2 на каждой основной). Они тоньше и короче основных, выполня­ются кончиком кисти (рис. Зв).

Для изображения ствола, основных и дополнительных ве­ток используется коричневый цвет.

На 4 этапе рисуется листва (рис. Зг).

Возможны два способа изображения листвы:

1) Способ приманивания: ворс кисти полностью насыща­
ется краской. Мазки плотные, могут перекрывать друг друга.
Каждый мазок накладывается прямо на ветку.

2) Способ набивки: выполняется движением вертикально
сверху вниз полусухой клеевой кистью (краской насыщается
только кончик).

Для изображения листвы используется зеленый цвет (лет­
нее дерево) или с добавлением желтого или красного (осен­
нее дерево).

Для изображении ели предлагаем несколько способов.

1) К длинному, прямому стволу пририсовываются зеленые
ветки. Они не прямые, как у молодой елки, а слегка прогиба­
ются (рис. 4).

2) Сначала изображается ствол. Затем из одной точки на
верхушке ствола отдельными, длинными мазками кистью
плашмя рисуется несколько веток в форме юбочки (зонтика).
Отступив немного вниз, изображается следующий ярус веток,
но больший по размеру, затем третий (рис. 5).

3) Обобщенный способ: изображается только крона и ос­
нование ствола.


Сначала изображается крона в форме треугольника: из одной точки кисточкой плашмя проводятся две наклонные ли­нии, пространство между ними закрашивается широкими маз­ками сверху — вниз, длина мазков одинакова. Затем кистью плашмя проводится нижняя сторона треугольника. Она может быть прямая, а. может немного прогибаться к земле.

Снизу пририсовывается короткий ствол коричневым цве­том (рис. 6).

4) Вариантом обобщенного способа является изображение елки из нескольких треугольников, которые выходят один из другого. (Аналогичный способ используется в аппликации).

Треугольники могут перекрывать друг друга, а могут при­соединяться.

Верхний треугольник маленький, остальные больше по раз­меру. Снизу пририсовывается короткий ствол (рис. 7).

Одну из елок, выполненных обобщенным способом, можно украсить.

В средней группе дети познакомились с обобщенным спо­собом изображения деревьев. Для закрепления умения изо­бражать обобщенный образ деревьев детям 5—7 лет (ст. и подг. гр.) можно предложить нарисовать березу, дуб, яблоню и рябину.

У березы крона овальной формы, ажурная, похожая на паутинку. Выполняется способом набивки или спиральными завитками (карандашом или фломастером).

Сначала обозначается общий контур кроны, а затем за­полняется середина. Для изображения используется зеленый и желтый цвет разных оттенков.


Ствол березы высокий, тонкий, белого цвета с черными крапинками (основание ствола черное). Изображается двумя тонкими линиями, расположенными близко друг к другу, кон­чиком кисти, фломастером или карандашом (рис. 8).

У дуба крона круглой формы, свисает по обе стороны от ствола (она как бы нахлобучена на ствол). Выполняется ши­рокими мазками или плотной набивкой темно-зеленым цве­том с оттенками.

Ствол дуба широкий, не очень высокий, с трещинами. Изо­бражается коричневым цветом двумя линиями кистью плаш­мя на расстоянии друг от друга. Затем промежуток между этими линиями закрашивается широкими мазками. Пока крас­ка не подсохла, черным цветом наносятся трещины (рисова­ние по-мокрому) (рис. 9).

При рисовании яблони сначала обозначается контур кро­ны округлой формы, в центре которого изображаются яблоки. Когда краска подсохнет, способом набивки выполняется кро­на, которая сверху покрывает яблоки.

Ствол рисуем так же, как у дуба, но он тоньше. Для его
изображения используется светло-коричневый цвет с оттен­
ками (рис. 10).

У рябины сначала изображается крона овальной формы с фестонами, когда краска подсохнет — ствол и основные вет­ки, которые на концах образуют розетку из дополнительных веток; на них располагаются гроздья красных ягод.

Кроме деревьев можно предложить детям нарисовать ку­сты (сирень, акация). У куста нет основного ствола, все вет­ки растут прямо из земли. У основания они расположены близко друг к другу, а затем расходятся в стороны (рис. 12).

Куст можно изображать несколькими способами: 1) Сна­чала рисуем основные и дополнительные ветки; затем, если это цветущий куст, можно нарисовать цветы. После того, как краска подсохнет, изображается листва способом примаки-вания или набивки. 2) Изображаем крону в форме овала, а потом сверху прорисовываем ветки.



 


Кроме обобщенного образа можно учить детей изобра­жать деревья конкретно, ближе к реальности.

В средней группе дети рисовали лиственное дерево с пря­мыми ветками (рис. 13).

В старшей группе наблюдается усложнение способа изо­бражения. Ветки приобретают изгиб, они тонкие на концах, утолщаются к стволу (рис. 13).

В подготовительной группе дети рисуют дерево с натуры, конкретный образ. Возможны раздвоенные стволы, дупла, сломанные ветки, наклон ствола и т. д. (рис. 13). Рисунок вы­полняется кончиком кисти или карандашом.


На примере изображения дуба, яблони, березы и сосны можно учить детей передавать в рисунках разные породы де­ревьев с их индивидуальными особенностями (подготовитель­ная группа).

У дуба ствол широкий, невысокий, мощный. Все ветки рас­ходятся из одного места (как пальцы из ладони), их немного.

Изображение выполняется кистью плашмя темно-коричне­вым цветом с добавлением черного по-мокрому.

Крона густая, круглая, с фестонами. Она выполняется спо­собом набивки темно-зеленым цветом (рис. 14). Можно ис­пользовать оттенки для передачи объема, разной степени ос­вещенности дерева.

При рисовании яблони на 1 этапе изображаются ствол, ветки и яблоки. Ствол яблони похож на ствол дуба, но он тоньше и светлее. Ветки тонкие, длинные, гибкие (рис. 15а).

На 2 этапе изображается крона округлой формы, с фесто­нами. Сначала обозначается ее общий контур способом на­бивки, а затем заполняется середина. Краска накладывается не очень плотно, чтобы были видны яблоки (рис. 156).

Для кроны используется светло-зеленый цвет.

У березы ствол тонкий, стройный. Дети передают инди­видуальные особенности дерева, поэтому возможен изгиб, на­клон ствола. Ствол изображается двумя рядом бегущими ли­ниями из одной точки на верхушке.

Основные ветки тонкие, сначала тянутся кверху, а затем плавно опускаются вниз. Дополнительные ветки еще тонь­ше, они свисают вниз, переплетаясь с основными (рис. 16).


Ствол и ветки изображаются кончиком кисти, карандашом или фломастером черного цвета. У весенней березы крона воз­душная, поэтому используется способ легкой набивки светло-зеленым цветом. У летней березы набивка более плотная. Можно предложить детям нарисовать северную березу. Она отличается тем, что ее ветки направлены вверх, тянутся к солнцу (рис. 17).

Сосна — это светолюбивое дерево, поэтому ствол у нее прямой, стройный, высокий.

Основные ветви направлены в стороны параллельно зем­ле, только кончики подняты вверх. Дополнительные ветви на­правлены вверх. Они тонкие и короткие. Ветки располагают­ся в верхней трети ствола, нижние отмирают, на их месте ос­таются сучки (рис. 18).

Для рисования ствола и веток используется светло-корич­невый цвет, на который сверху, по-мокрому, с одной стороны ствола наносится полоска желтого или оранжевого цвета, с помощью которого передается освещенность.


Хвоя располагается отдельными кустиками на дополни­тельных ветках. Для ее изображения используется два-три цвета (оттенки зеленого и желтый). Если рисунок выполняет­ся красками, для изображения хвои применяется способ го­ризонтального примакивания. Сверху на зеленые мазки нано­сится светло-зеленый или желтый цвет («Сосны, освещенные солнцем») (рис. 19).

Если рисунок выполняется карандашами, хвою можно ри­совать двумя способами: а) горизонтальная штриховка (рис. 20а); б) вертикальная штриховка (рис. 206).

Для рисования елки в старшей группе детям на занятия выдаются простые карандаши, чтобы выполнить набросок треугольника, в который должна вписываться елка.

Возможны следующие варианты рисования елок: '

1) Основа — елка из треугольников. Каждый треугольник обводится волнистой линией по-мокрому контрастным цве­том. Этим достигается объемность изображения (рис. 21).

2) Сначала изображается ствол и основные ветки. К ос­новным с нижней стороны способом вертикального примаки­вания пририсовывается хвоя в виде бахромы.

Мазки должны располагаться близко друг к другу. Ма­кушка выполняется в виде крестика или трилистника концом кисти или примакиванием (рис. 22).

3) Основные ветки тонкие. С нижней стороны основных изображаются дополнительные ветки (2—3).

Хвоинки выполняются карандашом, фломастером или кон­цом кисти отдельными штрихами, или же способом безотрыв­ной штриховки.

Иголки покрывают основные ветви, дополнительные и ствол. Для изображения хвои и веток используются два от­тенка зелёного цвета (рис. 23).


-

4) Хвою можно нарисовать широкими мазками из одной точки — места присоединения ветки к стволу (рис. 24).

Для рисования елки в подготовительной группе использу­ется два и более оттенков зеленого цвета.

Предлагаем следующие способы:


1) Маленькая елочка — ствол тонкий, основные ветки
смотрят вверх или расположены параллельно земле. Допол­
нительные ветки расположены по обе стороны от основных.

Хвоя покрывает ствол, основные и дополнительные ветки. Все изображение выполняется концом кисти зеленым цветом (рис. 25).

2) Можно предложить детям нарисовать маленькую елоч­
ку под снегом.

Ветки изображаются в виде петелек разного размера, вы­полнение каждой из которых начинается с конца кисти; за­тем выполняется нажим, после которого вновь переходим на конец кисти.

Макушка елки остается острой (рис. 26).

3) Чтобы получить пушистую елку, хвоинки можно рисо­
вать не прямо на ветке, а на некотором расстоянии. Этим со­
здается эффект лежащего на ветках снега (рис. 27).

4) Сначала изображается ствол, основные и дополнитель­
ные ветки. Хвоя выполняется способом набивки на каждую
ветку (рис. 28).

Познакомившись со способами изображения деревьев раз­
ных пород, вы можете использовать полученные знания при
обучении дошкольников. Для того, чтобы процесс обучения
был более интересен и понятен детям, рекомендуем включать
в занятие стихи, загадки, небольшие рассказы.


ЕЛКА

(отрывок) Вырастала елка В лесу на горе, У нее иголки Зимой в серебре, У нее на шишках Ледышки стучат, Снежное пальтишко Лежит на плечах...

Е. Трутнева

ДУБ

Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, Значит, закаленный.

И. Токмакова


ЕЛИ

Ели на опушке — До небес макушки — Слушают, молчат, Смотрят на внучат. А внучата-елочки, Тонкие иголочки — У лесных ворот Водят хоровод.

И. Токмакова БЕРЕЗКА

Люблю березку русскую. То светлую, то грустную. В светлом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красными застежками, С зелеными сережками. Люблю ее нарядную, Родную, ненаглядную, То юную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю березку русскую, Она всегда с подружками, Под ветром низко клонится И гнется, да не ломится!

А. Прокофьев

1 5


Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево) Стоят столбы белы, На них шапки зелены. (Березы) Весной цвету, Летом плод приношу, Осенью не увядаю, Зимой не умираю. (Ель, сосна) БЕРЕЗКА Склонясь к реке, зеленою рукой Спешит береза стройная умыться Ей хочется в семье своей большой Быть самой лучшей, самой белолицей Г. Новицкая На Новый год ей каждый рад Хотя колюч ее наряд. (Елка) Ее всегда в лесу найдешь, Пойдем гулять — и встретим Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. А к нам придет Под Новый год — Ребята будут рады, Хлопот веселых полон рот: Готовят ей наряды. (Елка) Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная,забавная, На Новый год я главная! (Елка)

Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней Май сережки дарит ей.

(Береза)

Этой бабке сто лет,

Горба у нее нет,

Высоконько торчит,

Далеконько глядит,

Придет смерть за старушкой,

Станет бабка избушкой.

(Сосна)

Стоит Алена — Платок зеленый, Тонкий стан,,Белый сарафан.

(Береза)

:Что же это за девица?

Не швея, не мастерица, 'Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Елка)

.Разбежались по опушке В белых платьицах

подружки. (Березки)

Зелена, а не луг, Кудрява, а без волос, Бела, а не снег.

(Береза) Изба белена, А маковка зелена.

(Береза)

Красненька, кругленька, Кисточки продолговатеньки.

(Рябина)

Под ярусом, ярусом Висят кисти С красным гарусом.

(Рябина)


Образное описание деревьев вы сможете найти также в рассказах В. Морозова, М. Пришвина, В. Скребицкого и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: