Цель: создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе; помочь игрокам развить воображение, метафорическое мышление, умение использовать символику языка и действия; развить способности к соединению идей из разных областей опыта, умение использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи.
Необходимый материал: доска или флип-чарт с письменными принадлежностями для записи задания.
Время: 25 минут.
Участвовать в выполнении этого задания можно как по одному, так и в парах, тройках или небольшими группами. На доске или флип-чарте записываются четыре слова. Логически они должны быть как можно меньше связаны между собой и представлять имена существительные нарицательные в единственном числе (хотя не исключен и другой вариант грамматических форм или частей речи: скажем, список из четырех глаголов).
Даны, к примеру, слова: хлеб, грязь, театр, звезда.
Или: душа, письмо, цветок, ступени.
Игра заключается в том, что за определенное время (15-20 минут) необходимо придумать и показать театральный этюд, объединяющий данные слова (в том же порядке!) в логически связное действие с конфликтом.
Упражнение «Красная Шапочка»
Цель: смоделировать командное взаимодействие при решении творческой задачи.
Необходимый материал: карточки с названием стран для жеребьевки.
Время: 40-60 минут.
Группа делится на три подгруппы и получает инструкцию:
На фестивале «Сказочный лес» различные кинофирмы представляют свои версии фильмов, снятых по мотивам сказки «Красная Шапочка».
В конкурсе участвуют три киностудии.
Первая — американская киностудия, поставившая фильм ужасов со всеми сопутствующими кошмарами.
|
Вторая — французская, она представляет мелодраму. Нежную, романтическую историю с драматическими событиями, но со счастливым финалом.
И третья фирма — из Италии — предлагает детективный вариант «Красной Шапочки». В этом фильме не обошлось без мафии, стрельбы и неутомимой журналистки в красном берете.
У вас есть 20-30 минут для подготовки и 3-5 минут для демонстрации своей киноленты.
Обсуждение
Эффективным ли было взаимодействие участников в ходе выполнения задания? Был ли кто-то, кто не полностью реализовался или вообще не был услышан? Кто был лидером в каждой подгруппе?
ПОВЫШЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
«Я ВСЕ УМЕЮ, ВСЕ СМОГУ»
Упражнение «Ассоциации»
Цель: через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, эмоциональных функций всех участников группы; способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.
Время: 20 минут.
Ведущий. Для этой игры нам потребуется доброволец, готовый на несколько минут оставить нас, выйдя из комнаты. За время его отсутствия игроки выберут среди участников одного человека. Вернувшись, водящий игрок должен будет задать группе самые разные вопросы с тем, чтобы с трех попыток определить выбранного группой участника. Но вопросы будут необычные. Они не будут касаться возраста, цвета глаз и пр. Все вопросы будут ассоциативно связывать загаданного игрока с самыми различными понятиями.
К примеру, вопросы могут быть такими:
— На какой цветок похож загаданный человек?
— С каким временем года он ассоциируется?
|
— На какое животное он похож?
— С каким стилем одежды его можно сравнить?
На каждый вопрос могут отвечать все члены группы. В результате ведущий получает целый набор разнообразных ответов-ассоциаций, проанализировав которые он сможет назвать имя участника.
Рефлексия
Кого из игроков было сложнее всего вычислить и почему? Какие ассоциации, названные товарищами в ходе игры, показались наиболее точными? Наименее точными? Что чувствовали «загаданные» игроки, слыша комментарии группы в свой адрес?
Игра «Подарок лешему»
Цель: способствовать мобилизации внимания и творческой фантазии членов команды в ходе решения групповой задачи, актуализировать внутренний коммуникативный потенциал; интегрировать группу за счет чувства общей ответственности и включенности в совместную деятельность.
Необходимый материал: доска или флип-чарт и маркеры; одинаковый набор для каждой группы: клей, картон и цветная бумага, проволока, 2-3 куска пластилина разных цветов, ножницы, 2 воздушных шарика, коробка спичек, 5 трубочек для коктейля.
Время: 40-60 минут.
Каждая команда усаживается за стол, на котором разложены необходимые материалы. Тренер объявляет задачу: через 30 минут команда должна представить товарищам из других групп плод своего коллективного творчества. Что за произведение будет выставлено на вернисаже — решать самой команде. Важно лишь, чтобы в этом творческом акте участвовал каждый, решение принималось коллегиально и в работе были использованы все выложенные на стол материалы. Дать название полученному произведению — дополнительная задача, стоящая перед коллективом творцов.
Через 30 минут все группы выносят работы на установленные в центре комнаты столы, и участники команд могут посмотреть и оценить творчество товарищей.