Учебные и воспитательные цели.
Общая цель занятия: научить студентов определять и знать причины, механизмы и последствия повреждения клетки экзогенными и эндогенными факторами.
Частные цели занятия:
Студент должен знать:
- уровни повреждения при болезнях;
- причины и основные виды повреждений клетки экзогенными и эндогенными факторами, их метаболические и функциональные проявления;
- основные механизмы повреждения клетки;
- специфические и неспецифические проявления повреждения клетки;
- основные защитно-приспособительные реакции при повреждении клетки.
Уметь:
- различать специфические и неспецифические проявления повреждения клетки.
Владеть:
- методикой получения повреждения (кардиомиоцита) клетки лягушки в эксперименте.
Обладать набором компетенций:
- способностью научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы социальных, медико-биологических и клинических наук;
- готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций;
- способностью и готовностью к логическому анализу различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики по проблемам патофизиологии;
- готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции;
Иметь представления:
- об особенностях исхода повреждения клетки
План занятия
Содержание занятия | Методическое обеспечение | Хронокарта |
Проверка присутствующих, вступление, освещение темы, цели занятия. | Журнал, методическая разработка для преподавателей. | 5 минут |
Определение исходного уровня знаний. | Набор вариантов тестового контроля I уровня знаний. Эталоны правильных ответов. | 1 5 минут |
Разбор и обсуждение теоретических вопросов. | Методические указания для студентов (см. программу самостоят. подготовки студентов). | 25 минут |
Выполнение учебных заданий. | Методические указания для студентов (см. учебные задания). | 50 минут |
Обсуждение результатов и выводов. | Формирование выводов на основании: 1) анализа полученных результатов; 2) методических указаний для студентов. Проверка выводов и протоколов. | 10 минут |
Решение ситуационных задач. | Набор вариантов ситуационных задач II уровня. Самооценка знаний. | 15 минут |
Заключение, уточнение домашних заданий. | Методические указания для студентов. | 5 минут |
Перерыв. | Соответственно профилю занятия. | 10 минут |
|
Рекомендации к плану проведения практического занятия.
Во вступлении преподаватель ориентируется на мотивационно-воспитательную характеристику занятия, знакомит студентов с целью занятия, его темой. Затем определяет исходный уровень знаний студентов по набору тестов I уровня знаний (α1) и эталонам.
Разбор, обсуждение, отработка теоретических вопросов.
1. Разобрать и обсудить какие выделяют уровни повреждения (клеточный, субклеточный, молекулярный, тканевой, органный, системный и организменный). Разобрать со студентами определение клетки и определение повреждения клетки.
|
2. Обсудить этиологию повреждения клетки. При разборе причин повреждения клетки необходимо обсудить, несколько групп в зависимости от происхождения и характера. Следует различать прямое действия неблагоприятного фактора на данную клетку и косвенное его влияние, опосредованное воздействие на другие клетки, органы, ткани и организм в целом.
3. Обсудить метаболические и функциональные проявления повреждения клеток.
4. При разборе вопроса общие механизмы повреждения клетки важно выделить:
· расстройство признаков энергетического обеспечения клеток
· повреждение их мембранного аппарата и ферментативных систем
· дисбаланс ионов и жидкости
· нарушение генетической программы
· расстройство внутриклеточных механизмов регуляции
5. Особенно важно выделить специфические и неспецифические проявления повреждений клетки. При обсуждении специфических проявлений необходимо обсудить от чего зависит специфичность повреждения клетки.
6. При разработке вопроса механизмы адаптации клетки при её повреждении необходимо выделить: внутриклеточные (реализуются поврежденными клетками) и межклеточные (реализуется неповрежденными клетками.)
7. Стадии адаптации по Ф.З.Меерсону (срочные, долговременные)
- на примере сердечной мышцы 4 стадии реакции клетки на повышенную нагрузку: 1- аварийная; 2- переходная; 3- устойчивая; 4-патологическая.
8. При разборе вопроса стадии ответа на повреждение клетки в зависимости от силы и продолжительности повреждения, необходимо обратить внимание на паранекроз, некробиоз, некроз и апоптоз. Обсудить отличие некроза от апоптоза.