- Источники предпринимательских идей, выбор и обоснование.
Перед тем как начать свое дело, каждый предприниматель выдвигает предпринимательскую идею, то есть, то с помощью чего он собирается зарабатывать деньги. Прежде всего, он должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг оказывать. Наличие реальной предпринимательской идеи – основной фактор предпринимательской деятельности. Вести деятельность не имея идеи, не обновляя их невозможно.
Предпринимательская идея – это сформулированное предпринимателем мнение, с помощью какого товара (услуги) или реализовав какой способ изготовления имеющейся продукции (услуги) он может получить наибольшую прибыль.
В основе идеи находится потребность человека или организации. Ключ к успеху предпринимателя, по словам Б.М.Баруха (миллионера, советника по экономическим вопросам у 6 президентов США) лежит в 5 магических словах «Найдите потребность и удовлетворите ее».
Поиск идей в сфере удовлетворения потребностей в продуктах питания, чем в основном занимается сельское хозяйство, предприниматель должен учитывать такие важные потребительские свойства товара как питательность, вкус, сохранность продукта, удобство пользования и транспортабельность, эстетичность упаковки продукта и конечно цена.
Источников предпринимательских идей существует множество: Наиболее полезными их них являются:
1) Отзывы потребителей. Для этого организуют специальные каналы обратной связи с потребителями (беседы, опросы, анкетирование и т.д.). Кроме того, предприниматели отслеживают все интересные мысли друзей, родственников, коллег в неформальной обстановке.
2) Продукция конкурентов. Предприниматель должен внимательно относиться к товарам и услугам, предлагаемым другими фирмами. В результате такого анализа нередко выясняется, что тот или иной товар или услугу можно улучшить, и эта идея закладывается в основу нового бизнеса.
3) Мнения торговых работников. Благодаря знанию потребностей рынка торговые работники могут подсказать что-то принципиально новое, даже оказать содействие в маркетинге новой идеи или продукции.
4) Патенты, публикации. В архивах Патентного бюро регистрируются все изобретения и идеи принципиально новых продуктов. Существует также целый ряд периодических изданий, в которых публикуется информация по последним патентам. Их изучение может привести к новым идеям, мыслям.
5) Научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). НИОКР проводимые собственными силами или заимствованные в НИИ являются источниками серьезных идей. Особенно если НИОКР получены в стенах НИИ имеющих настоящее научное оборудование, технику, ученых.
Для анализа идей рекомендуется создать банк предпринимательских идей, где можно дать краткую их характеристику с имеющимися достоинствами и недостатками.
Затем, для выбора из существующих идей имеются следующие методы:
А) Целевые обсуждения. Метод заключается в проведении совещания, где ведущий должен всех его участников вовлечь в открытую заинтересованную дискуссию. При обсуждении имеющихся идей или проблем можно выработать новую идею.
Б) Метод «мозговой атаки ». В основе этого метода является пробуждение творческой инициативы. Для этого участники дискуссии должны вырваться из привычной обстановки, дискуссия должна проходить весело в форме игры.
При использовании этого метода необходимо придерживаться следующих четырех правил:
- никаких критических замечаний – авторы идей не должны стесняться высказываться;
- следует всячески поощрять свободный полет мысли – чем экстравагантнее идеи, тем лучше.
- идей должно быть высказано как можно больше. Чем больше идей, тем выше вероятность того, что среди них попадется нечто дельное.
- желательно, чтобы участники обсуждения подхватывали идеи, строили их комбинации, развивали их.
В) Инвентаризация «слабых мест». При данном методе обсуждается имеющаяся на рынке определенная продукция или услуга. У этого конкретного товара ищут «слабые места». В ходе инвентаризации легче придумать новый продукт. Этот метод хорош также для оценки уже имеющейся идеи.
Кроме перечисленных методов обсуждения и выбора идеи есть и другие, такие как, «мозговая атака наоборот», где разрешаются критические замечания. Метод Гордона, когда участники пришедшие на обсуждение даже не знают повестку дня. Им в общих чертах излагается концепция, после они начинают высказываться по поводу услышанного. Метод вопросника, когда используют список вопросов и предложений по проблеме и т.д.
Суммированный итог анализа по каждой идее нельзя выразить в каком-то абсолютном значении, поэтому решение принимается на основе главного для предпринимателя критерия. Эти критерии могут быть разными и зависят от конкретной ситуации. По С.И.Грядову, П.Е.Подгорбунских, В.А.Удалову и др. «Организация предпринимательской деятельности», 2003, они следующие:
1. эффективность идеи (по массе прибыли);
2. перспективы усиления позиций на рынке (допустим с товаром А можно завоевать 10% рыночного сегмента, а с товаром Б – 25%);
3. длительность периода внедрения идеи – период от ее возникновения до момента передачи потребителю товара, составляющего предмет идеи (для реализации идеи А потребуется 6 мес., идеи Б – 1,5 мес.);
4. необходимый капитал и возможности его получения (идея А требует 100 тыс. руб., которыми предприниматель обладает; идея Б – 1 млн руб., 900 тыс. из которых будет составлять заемный капитал);
5. степень доступности оборудования, необходимого, необходимого для организации производства (для реализации идеи А надо закупить оборудование за рубежом, для идеи Б оно может быть приобретено в том же регионе, где действует предприниматель);
6. доступность необходимого сырья в достаточном объеме;
7. наличие рабочей силы нужного профиля и достаточного уровня классификации.
После того, как идея выбрана, предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товара. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В противном случае предприниматель начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея лишь устную договоренность. В условиях сложившихся рыночных отношений на Западе устная договоренность, как правило, служит надежной гарантией, и в последующем, при необходимости, может быть, оформлена в виде контракта, сделки. Значительно сложнее, но положение в нашей стране. В условиях лишь формирующихся рыночных отношений надежность устной договоренности очень невелика, а риск существенно высок.
Основа любого дела – это хорошая идея. Поэтому самое время приступить к её генерации. В этом случае источником вдохновения может послужить что угодно, ведь иногда, чтобы увидеть парящую в воздухе идею, достаточно просто посмотреть в окно. Существует множество методов начать собственный бизнес, например:
- копирование и усовершенствование товаров/услуг, предлагаемых другими предпринимателями;
- изучение и использование потребностей других людей и организаций;
- изучение и использование существующих в обществе тенденций;
- использование собственных знаний, навыков, опыта, приобретённых в работе (в т.ч. по специальности);
- посредничество при продаже чужих товаров;
- превращение хобби в бизнес;
- франчайзинг, то есть лицензирование, при котором владелец предприятия даёт согласие оказать помощь другому лицу в организации аналогичного или точно такого же бизнеса за определённую долю прибыли;
- поиск применения имеющимся активам (например, участка земли или свободного помещения);
- приобретение готового бизнеса;
- создание инноваций.
В современных условиях одним из наиболее популярных методов поиска бизнес-идей стал нишинг, т.е. поиск ниш (сфер предпринимательско-хозяйственной деятельности с определённым контингентом потребителей, либо разновидностей бизнеса, весьма ограниченных в масштабах). Считается, что возможность найти и внедриться в «свою» нишу, обеспечивает очень малое количество конкурентов и стабильный доход с высоким потенциалом. Разумеется, поиск ниши – процесс трудоёмкий. В Тюменской области созданы условия, помогающие облегчить молодым предпринимателям этот процесс.
Во-первых, каждый предприниматель может воспользоваться результатами исследования перспективных ниш для малого и среднего бизнеса в Тюменской области, в котором приведены готовые идеи, сформированные по принципу: город – сфера деятельности – ниши – проекты (бизнесидеи) для малого и среднего предпринимательства1. Во-вторых, не секрет, что наш регион ввиду географического положения и наличия природных ресурсов, эффективно функционирующей рыночной структуры и социальной активности потребителей, а также современной системы государственной поддержки предпринимательства и ряда других факторов признан инвестиционно привлекательным.
Это способствует привлечению в Тюменскую область «крупных игроков» инвесторов. В этой связи Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства совместно с Фондом развития и поддержки предпринимательства Тюменской области определили перспективные инвестиционные проекты («точки роста»), которые предлагают реализовать в муниципальных образованиях юга области субъектам малого и среднего предпринимательства при оказании содействия. Инвестиционные предложения разработаны в следующих отраслях с учётом уникальных ресурсов региона:
- добыча полезных ископаемых (организация производства, добычи и переработки торфа);
- производство пищевых продуктов (строительство мини-пекарен, производство макаронных и кондитерских изделий, рыбных консервов, минеральной питьевой воды, смесей глубокой заморозки);
- целлюлозно-бумажное производство (организация и производство обоев, гофрокартона и гофротары, туалетной бумаги);
- производство транспортных средств (строительство современных круизных теплоходов);
- строительство (строительство торгово-офисного центра, Экспоцентра);
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (строительство молочно-торговых ферм, организация рыботоварного хозяйства, предприятия по лесозаготовке);
- гостиницы и рестораны (строительство развлекательного и торгового центра);
- обработка вторичного сырья, химическое производство (организация производства брикетного топлива, лаков и красок, биодизеля, минеральных удобрений, создание комплекса по производству йода и брома и т.д.);
- производство резиновых и пластмассовых изделий (организация производства стеновых панелей из поливинилхлорида, упаковочной ленты скотча);
- металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (организация производства водосточных систем, профнастила, металлосайдинга, металлоконструкций, арматурной сетки);
- производство машин и оборудования (организация производства: насосных штанг, штанговых насосов, штанговых комплексов – применяемых при добыче нефти);
- обработка древесины и производство изделий из дерева (организация производства бревенчатых домов ручной работы);
- производство кожи, изделий из кожи и обуви;
- текстильное и швейное производство (ковры).