Анализ ассортиментной группы «Сигареты»




 

Первым этапом в методе МАРКОН является формирование базы данных. Рассмотрим первое полугодие 2004 года. В табл.1 представлены ассортиментные позиции данной группы, а также продажная цена, переменные затраты, количество проданных единиц, маржинальный доход, валовая маржа на единицу продукции и доля валовой маржи для каждой позиции и их средневзвешенные значения.

 

 


Табл.1 База данных для ассортимента сигарет за первое полугодие 2004 года

Ассортиментная позиция Переменные затраты Цена продажи Количество проданных единиц Общая валовая маржа Валовая маржа на единицу продукции Процент валовой маржи
  C P Q МСА MCU MCI
Бонд 89.03 100.60   13888.14 11.57345 0.115044
ЛМ 112.23 126.82   33192.05 14.58991 0.115044
Мальборо 184.01 208.30   6752.453 24.2894 0.116608
Парламент 270.57 306.29   10214.72 35.7158 0.116608
Честерфильд 129.20 146.00   9674.761 16.79646 0.115044
Альянс 51.38 58.21   6983.453 6.833124 0.117387
Три короля 45.52 51.48   375.6538 5.962759 0.115827
Балк.звезда мягкая 47.41 54.05   6704.096 6.637719 0.122807
БС 66.75 76.23   47.39343 9.478687 0.124343
Винстон 122.38 138.90   2428.608 16.52115 0.118943
Интер 30.83 35.33   13.50309 4.50103 0.1274
Сенатор 185.65 213.13   54.95338 27.47669 0.12892
Кэмэл 165.67 190.36   74.0565 24.6855 0.129678
Петр1 83.85 94.75   3673.449 10.90044 0.115044
Ротманс 244.93 280.44   35.51424 35.51424 0.126638
Ява золотая 94.51 106.80   13576.83 12.28673 0.115044
Среднее значение 120.25 136.73 519.5625 6730.602 16.48519 0.120024

 

Общая валовая маржа (МСА), валовая маржа на единицу продукции (MCU), процент валовой маржи (MCI) найдены расчетным путем:

1) общая валовая маржа, маржинальный доход или маржинальная прибыль(MCA):

MCA=PQ – CQ,

где P – цена единицы продукции;

C – средние переменные затраты на единицу продукции;

Q – количество проданных единиц продукта;

MCA (Бонд) = 100.60 ·   - 89.03 ·   = 13888.14
MCA (ЛМ) = 126.82 ·   - 112.23 ·   = 33192.05
MCA (Мальб.) = 208.30 ·   - 184.01 ·   = 6752.453
MCA (Парлам.) = 306.29 ·   - 270.57 ·   = 10214.72
MCA (Честер.) = 146.00 ·   - 129.20 ·   = 9674.761
MCA (Альянс) = 58.21 ·   - 51.38 ·   = 6983.453
MCA (Три кор.) = 51.48 ·   - 45.52 ·   = 375.6538
MCA (Балк.зв.) = 54.05 ·   - 47.41 ·   = 6704.096
MCA (БС) = 76.23 ·   - 66.75 ·   = 47.39343
MCA (Винстон) = 138.90 ·   - 122.38 ·   = 2428.608
MCA (Интер) = 35.33 ·   - 30.83 ·   = 13.50309
MCA (Сенатор) = 213.13 ·   - 185.65 ·   = 54.95338
MCA (Кэмэл) = 190.36 ·   - 165.67 ·   = 74.0565
MCA (Петр1) = 94.75 ·   - 83.85 ·   = 3673.449
MCA (Ротманс) = 280.44 ·   - 244.93 ·   = 35.51424
MCA (Ява) = 106.80 ·   - 94.51 ·   = 13576.83

2) валовая маржа на единицу продукции (MCU):

MCU=MCA/Q;

MCU (Бонд) = 13888.14 /   = 11.573451
MCU (ЛМ) = 33192.05 /   = 14.589912
MCU (Мальб.) = 6752.453 /   = 24.289399
MCU (Парлам.) = 10214.72 /   = 35.715795
MCU (Честер.) = 9674.761 /   = 16.79646
MCU (Альянс) = 6983.453 /   = 6.8331244
MCU (Три кор.) = 375.6538 /   = 5.9627586
MCU (Балк.зв.) = 6704.096 /   = 6.6377193
MCU (БС) = 47.39343 /   = 9.4786865
MCU (Винстон) = 2428.608 /   = 16.521145
MCU (Интер) = 13.50309 /   = 4.5010297
MCU (Сенатор) = 54.95338 /   = 27.47669
  MCU   (Кэмэл)   =   74.0565   /     =   24.6855
MCU (Петр1) = 3673.449 /   = 10.900442
MCU (Ротманс) = 35.51424 /   = 35.514236
MCU (Ява) = 13576.83 /   = 12.286726

 

 

3) процент (доля) валовой маржи (MCI):

MCI=MCA/(P*Q) или MCU/P.

MCI (Бонд) = 11.57345 / 100.60 = 0.1150442
MCI (ЛМ) = 14.58991 / 126.82 = 0.1150442
MCI (Мальб.) = 24.2894 / 208.30 = 0.1166078
MCI (Парлам.) = 35.7158 / 306.29 = 0.1166078
MCI (Честер.) = 16.79646 / 146.00 = 0.1150442
MCI (Альянс) = 6.833124 / 58.21 = 0.1173875
MCI (Три кор.) = 5.962759 / 51.48 = 0.1158267
MCI (Балк.зв.) = 6.637719 / 54.05 = 0.122807
MCI (БС) = 9.478687 / 76.23 = 0.1243433
MCI (Винстон) = 16.52115 / 138.90 = 0.1189427
MCI (Интер) = 4.50103 / 35.33 = 0.1273997
MCI (Сенатор) = 27.47669 / 213.13 = 0.1289199
MCI (Кэмэл) = 24.6855 / 190.36 = 0.129678
MCI (Петр1) = 10.90044 / 94.75 = 0.1150442
MCI (Ротманс) = 35.51424 / 280.44 = 0.1266376
MCI (Ява) = 12.28673 / 106.80 = 0.1150442

Рассмотрим второе полугодие 2004 года. В табл.2 приведены ассортиментные позиции, а также продажная цена, переменные затраты, количество проданных единиц, маржинальный доход, валовая маржа на единицу продукции и доля валовой маржи каждой позиции. Маржинальный доход, валовая маржа на единицу продукции и доля валовой маржи рассчитаны так же как и в предыдущем случае.

Табл. 2 База данных для ассортимента сигарет за второе полугодие 2004 года

Ассортиментная позиция Переменные затраты на ед. Цена продажи единицы Количество проданных единиц Маржинальный доход Валовая маржа на единицу продукции Процент валовой маржи
  C P Q МСА MCU MCI
Бонд 92.48 104.50   12647.27 12.02212 0.115044
ЛМ 111.24 125.70   33593.05 14.46106 0.115044
Мальборо 183.85 208.30   7775.675 24.45181 0.117387
Парламент 266.08 302.00   10991.74 35.9207 0.118943
Ассортиментная позиция Переменные затраты на ед. Цена продажи единицы Количество проданных единиц Маржинальный доход Валовая маржа на единицу продукции Процент валовой маржи
Честерфильд 133.63 151.00   11048.39 17.37168 0.115044
Альянс 51.32 58.40   10849.47 7.081898 0.121265
Три короля 45.41 51.45   392.573 6.039585 0.117387
Балк.звезда мягкая 44.36 50.79   6438.353 6.431921 0.126638
БС 68.30 78.00   38.7951 9.698774 0.124343
Винстон 122.11 139.21   2889.218 17.09596 0.122807
Интер 31.41 36.00   9.172775 4.586387 0.1274
Сенатор 187.39 215.12   83.19972 27.73324 0.12892
Кэмэл 168.49 193.60   25.10566 25.10566 0.129678
Петр1 82.33 93.03   2054.893 10.70257 0.115044
Ротманс 244.76 280.74   71.95951 35.97976 0.12816
Ява золотая 97.80 111.00   12265.26 13.20264 0.118943
Среднее значение 120.68 137.43 533.4375 6948.382 16.74286 0.121378

 

В табл.3 приведена база данных по группе сигареты за первое полугодие 2005 года.

Табл. 3 База данных для ассортимента сигарет за первое полугодие 2005 года

Ассортиментные позиции Переменные затраты на ед.продукции Цена продажи единицы Количество проданных единиц Общая валовая маржа Валовая маржа на един. Процент валовой маржи
  C P Q МСА МСU MCI
Бонд 92.48 104.50   5373.889 12.02212 0.115044
ЛМ 111.24 125.70   17338.81 14.46106 0.115044
Мальборо 183.52 208.30   4484.415 24.77577 0.118943
Парламент 271.97 309.50   5892.467 37.53163 0.121265
Честерфильд 137.08 154.90   5577.771 17.82035 0.115044
Альянс 51.05 58.20   6175.326 7.147368 0.122807
Три короля 47.18 53.50   410.9215 6.321869 0.118166
Балк.звезда мягкая 43.02 49.47   8181.908 6.452609 0.130435
БС 68.63 78.38   29.23807 9.746025 0.124343
Винстон 124.59 142.66   1445.289 18.06611 0.126638
Интер 32.49 37.23   9.486178 4.743089 0.1274
Сенатор 189.24 217.25   56.01568 28.00784 0.12892
Кэмэл 170.71 196.15   101.7453 25.43634 0.129678
Петр1 82.74 93.50   989.6106 10.75664 0.115044
Ротманс 244.70 281.40   36.70435 36.70435 0.130435
Ява золотая 95.33 108.30   5445.507 12.96549 0.119718
Среднее значение 121.62 138.68 318.625 3846.819 17.05992 0.122433

 

Вторым этапом является определение двоичных кодов, синтетически характеризующих экономический результат каждого отдельного артикула. На этом этапе каждой ассортиментной позиции присваивается двоичный код (Q P C - MCA MCU MCI), относительно средневзвешенного значения. Например, значение кода 101 100 для ассортиментной позиции «Винстон» в первом полугодие 2004 года говорит о том, что данный артикул так соотносится со средневзвешенными значениями по всему ассортименту сигарет: превосходит по обьёму продаж(1), по цене не превосходит(0),имеет более низкие, нежели средние, переменные затраты (1) – имеет более высокое значение MCA, но более низкие значения MCU и MCI. В табл.4 приведены двоичные коды всех позиций сигарет за три полугодия.

Табл. 4 Двоичные коды ассортимента сигарет за три полугодия.

  Первое полугодие2004г. Второе полугодие 2004г. Первое полугодие 2005г.
Бонд 1 0 1 - 1 0 0 1 0 1 - 1 0 0 1 0 1 - 1 0 0
ЛМ 1 0 1 - 1 0 0 1 0 1 - 1 0 0 1 0 1 - 1 0 0
Мальборо 0 1 0 - 1 1 0 0 1 0 - 1 1 0 0 1 0 - 1 1 0
Парламент 0 1 0 - 1 1 0 0 1 0 - 1 1 0 0 1 0 - 1 1 0
Честерфильд 1 1 0 - 1 1 0 1 1 0 - 1 1 0 0 1 0 - 1 1 0
Альянс 1 0 1 - 1 0 1 1 0 1 - 1 0 0 1 0 1 - 1 0 1
Три короля 0 0 1 - 0 0 0 0 0 1 - 0 0 0 0 0 1 - 0 0 0
Балк.звезда мягкая 1 0 1 - 0 0 1 1 0 1 - 0 0 1 1 0 1 - 1 0 1
БС 0 0 1 - 0 0 1 0 0 1 - 0 0 1 0 0 1 - 0 0 1
Винстон 0 1 0 - 0 1 0 0 1 0 - 0 1 1 0 1 0 - 0 1 1
Интер 0 0 1 - 0 0 1 0 0 1 - 0 0 1 0 0 1 - 0 0 1
Сенатор 0 1 0 - 0 1 1 0 1 0 - 0 1 1 0 1 0 - 0 1 1
Кэмэл 0 1 0 - 0 1 1 0 1 0 - 0 1 1 0 1 0 - 0 1 1
Петр1 0 0 1 - 0 0 0 0 0 1 - 0 0 0 0 0 1 - 0 0 0
Ротманс 0 1 0 - 0 1 1 0 1 0 - 0 1 1 0 1 0 - 0 1 1
Ява золотая 1 0 1 - 1 0 0 1 0 1 - 1 0 0 1 0 1 - 1 0 0

Далее строим решетку(матрицу) МАРКОН являющуюся выражение статической картины ассортимента сигарет на конец первого полугодия 2004 года. Матрица МАРКОН представлена на рис.1.

Рис.1. Статическая матрица МАРКОН для ассортимента сигарет

В решетке МАРКОН размещены ассортиментные позиции сигарет согласно представленным в табл. 4 двоичным кодам. Теперь, в зависимости от их расположения можно дать характеристику любой ассортиментной позиции.

Сигареты «Честерфильд» является успешно продающимся товаром со стабильным и даже растущим спросом среди других сигарет. Данная позиция приносит фирме основную прибыль в продаже сигарет. Она обладает большим объёмом продаж, большой валовой маржой и высокой ценой. Это самоокупаемый товар, прибыль от которого используется для развития других, а также для поддержания отстающих позиций.

Сигареты «Альянс», «Бонд», «ЛМ», «Ява золотая» являются товарами также обладающими большой «энергией», хотя и меньшей чем «Честерфильд». Они также приносят большую долю прибыли, чем другие виды сигарет. Эти позиции находятся на стадии зрелости. Это также самоокупаемые позиция. Доля валовой маржи товаров «Бонд», «ЛМ», «Ява золотая», в отличие от «Альянса», ниже средневзвешенного значения этого показателя среди сигарет.

Сигареты «Винстон», «Кэмэл», «Сенатор», «Ротманс» не приносят значительной выручки и валовой маржи. Эти товары нужны для разнообразия ассортимента сигарет. «Винстон» имеет небольшой процент валовой маржи, в отличие от «Кэмэл», «Сенатор» и «Ротманс».

Сигареты «БС», «Интер», «Три короля», «Петр1» являются товарами которые не приносят высоких прибылей, но и не производятся в большом обьеме среди других сигарет. Так как данные товары находятся на позиции «Спутники» в решетке МАРКОН, то можно сделать вывод о том, что руководство просто не спешит убирать их с рынка, хотя они и являются «неперспективными».

«Мальборо» и «Парламент» являются товарами, отличающиеся значительной рентабельностью, но пользующиеся ограниченным спросом. Эти товары являются элитными. Они обладают высокими ценами и большими переменными издержками, но малым спросом.

«Балканская звезда мягкая» является товаром, не приносящим соответствующую отдачу в виде валовой маржи не ниже среднего уровня.

Понятно, что стечением времени положение каждой позиции может измениться в зависимости от принятых управленческих решений и от внешних факторов. Поэтому нужно рассмотреть динамическую решетку МАРКОН (рис.2).

Рис.2 Динамическая матрица МАРКОН для ассортимента сигарет

 

Как видно из рис.2, что «Честерфильд» с течением времени перешел в зону элитных сигарет, которые отличаются значительной рентабельностью, но ограниченным спросом. Значит в первом полугодии 2005г. количество проданных единиц данного товара стало ниже среднего значения всего ассортимента сигарет.

Во втором полугодии 2004 года доля валовой маржи сигарет «Альянс» стала ниже среднего уровня, но 2005 году она снова возросла.

Руководство не зря не снимала с рынка сигареты «Балканская звезда мягкая» т.к. в 2005 году этот товар стал приносить фирме большую прибыль. Скорее всего этому способствовало более активное продвижение товара на рынок.

Во втором полугодии 2004 года доля валовой маржи сигарет «Винстон» стала выше среднего уровня всех сигарет, и в последствии не спадала. Более наглядно представим результаты динамики на диаграммах.

На рис.3 изображена гистограмма количества проданных сигарет.

Рис.3 Гистограмма объема продаж сигарет

 

Из данной гистограммы видно, что наиболее продаваемым товаром является «ЛМ», хотя в первом полугодии 2005 года количество продаж этих сигарет резко упало и стало ниже чем у «Балканской звезды». Однако можно заметить, что в первом полугодии 2005 обьем продаж снизился у всего ассортимента сигарет кроме «Балканской звезды».Это может быть вызвано либо изменение цены, либо различными внешними факторами. В данном масштабе видно, что сигареты «БС», «Интер», «Сенатор», «Кэмэл», «Ротманс» продаются в малом количестве. Однако руководство предприятия не спешит снимать их с рынка, это может быть вызвано какими-то идейными соображениями фирмы, либо просто для того, чтобы разнообразить ассортимент сигарет.

Рассмотрим, как же изменялась цена на сигареты. Этому нам поможет гистограмма изображенная на рис.4.

Рис.4 Гистограмма цены продажи сигарет

 

Сразу видно, что самая высокая цена у «Парламента» так как это элитный товар. Объём продаж на товары «Сенатор», «Кэмэл», «Ротманс» очень низкий, однако цены на эти сигареты выше среднего уровня. Интересно то, что за полтора года цены на все виды сигарет практически не изменялись.

На рис.5 представлена гистограмма переменных издержек ассортимента сигарет.

Рис.5 Гистограмма переменных издержек всего ассортимента сигарет.

 

Высокие переменные затраты на «Парламент», только подтверждают то, что он является элитным товаром. Товары «Сенатор», «Кэмэл», «Ротманс» тоже имеют высокие цены и переменные затраты, но низкий объем продаж. Данные товары обладают высоким резервом рентабельности, поэтому необходимо чтобы они еще оставались на рынке какое-то время. Видно, что самый низкий уровень переменных затрат у «Интера», а также у него самая низкая цена и самый низкий спрос. Поэтому этот товар самый малоприбыльный из всего ассортимента сигарет.

Таким образом, планирование ассортиментной матрицы является важным управленческим процессом в организации. Даже хорошо продуманные планы реализации продукции и продвижения товара на рынок не устранят последствия ошибок при планировании ассортимента. Действительно, на рынке действует большое количество конкурирующих компаний и, если предприятие не сможет предложить ту продукцию, которая сможет удовлетворить потребности покупателей данного рынка, то это смогут сделать конкуренты. Широта и продуманность ассортимента – являются теми составляющими, которые способствуют успешной реализации продукции, оптимизации прибыли и, в конечном итоге, максимизации рыночной стоимости фирмы.

 

 

Литература:

1. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга.–М.:
Вильямс, 2003.

2. Кукукина И.Г. Управленческий учет. – М.: Финансы и статистика, 2004

3. Цены и ценообразование: Учебник / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: Проспект, 2005

4. Финансовый анализ в вопросах и ответах. Миллер Н.Н. –М.: Проспект, 2005

5. Финансовый менеджмент. Бланк И.А. – Киев: Эльга Ника-Центр, 2005

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: