1.2
Т.Л. Сухотина
МАРИЯ МОНТЕССОРИ И НОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Часть 1.
"Ребенок знает душу свою, она дорога ему, он
Бережет ее, как веко бережет глаз.
И без ключа любви никого не пускают в душу свою.
Лев Толстой.
Все мы любим детей. Но все ли мы умеем их любить? Все ли мы сознаем ту громадную ответственность, которую налагает на нас наше вмешательство во внутреннюю жизнь ребенка? Не слишком ли легкомысленно относимся мы к зарождающимся в его голове и сердце мыслям и чувствам, разбуженным нашим словом и примером?
Мы часто забываем ту силу впечатлительности, ту чувствительность восприятия, которая присуща детскому возрасту...
Душа ребенка - почва благодарная, и всякий, когда-либо занимавшийся воспитанием, знает, как легко ребенок воспринимает хорошее и дурное. И знает ту радость, которая вознаграждает его за его незначительные усилия.
Поэтому нельзя недостаточно осторожно относиться к нашему влиянию на детей.
Когда человек добросовестно и с любовью подходит к детской душе - результаты не могут не быть плодотворными.
И вот та итальянская девушка, доктор медицины Мария Монтессори, о деятельности которой мне хочется поделиться с людьми, интересующимися воспитанием, отдала всю свою любовь, все свои силы, всю свою жизнь без остатка делу воспитания.
А так как - помимо ее горячей любви к этому делу - Мария Монтессори обладает исключительным умом и силой воли, то результаты ее работы огромны.
Марии Монтессори можно довериться: она не сразу пришла тем выводам, которые теперь руководят ее работой: долгие, упорные, кропотливые исследования, всегда проверенные опытом, - привели ее к ним...
|
Редкое соединение твердого, логического мужского ума с мягким любящим женским сердцем и чисто женским терпением, сделали ту огромную работу, которая не под силу обыкновенному мужчине или обыкновенной женщине.
Мужской ум наблюдал и изучал, прикладывая и применяя к своей работе не только свои, но и чужие наблюдения и знания.
А женское материнское сердце любило: любило всех без исключения - отталкивающих идиотов, противных порочных детей одинаково с привлекательными и одаренными мальчиками и девочками. Думаю я, что несчастных она любила даже больше, чем счастливых. Иначе разве возможно бы было то многолетнее усилие, которое она делала ради них?
Монтессори легко подобрала ключ к детским сердцам. Все дети, с которыми она входит в общение, страстно привязываются к ней. Это, разумеется, очень облегчало и облегчает ее работу...
Марией Монтессори до сих пор разработана система обучения детей от трех до семилетнего возраста, и программа этого обучения ею не только закончена, но она применена во многих школах Италии и других стран.
Историю своих первых опытов Монтессори описывает в книге "Метод научной педагогики". "За этой книгой опытов, собранных одним лицом, - пишет она в конце этой книги, - должны последовать книги других, которые исходя из индивидуального изучения детей, воспитанных по нашему методу, опишут плод своих наблюдений. Таких педагогических книг ожидает будущность".
Часть II.
"И познаете истину, и истина, сделает вас свободным''.
Иоан VIII, 3
"Для человека, как животного существа, не может быть речи о свободе. Вся его жизнь обусловлена рядом причин. Но если человек сознает себя духовным существом, то для него не может быть и речи о стеснении. Понятие стеснения неприменимо к проявлению разума, сознания, любви"
|
Лев Толстой.
Те нравственные основания, которые руководят деятельностью Марии Монтессори, всегда бывали высказываемы и применяемы выдающимися педагогами всех времен.
Более века тому назад Песталоцци ставил их в основу своей теории.
Я еще не родилась, когда в Ясной Поляне школа моего отца Л.Н. Толстого была с полным успехом введена на тех же принципах...
Итак, путь, по которому идет Монтессори, - не новый. Орудие, которым она прокладывает себе путь, - также старо, как мир.
И свет освещает ее путь - никогда не угасал. Путь этот – путь свободы. Орудие - это знание или наука. И свет - это любовь.
Мне страшно употреблять эти три, веками извращенные и ложно трактуемые понятия.
"Любовь - опасное слово, - говаривал мой отец, Л.Н. Толстой. Во имя любви к семье совершаются злые поступки, во имя любви к отечеству еще худшие, а во имя любви к человечеству - самые страшные ужасы".
А вот что он говорит о науке: "Законная цель наук есть познание истин, служащих благу людей. Ложная цель есть оправдание обманов, вносящих зло в жизнь человеческую".
Но особенно понятие свободы часто настолько извращалось, что для многих самый звук этого слова стал противен и страшен...
Именем свободы было сделано столько злоупотреблений, что немудрено, что это слово иногда вызывает недоверие и страх. Для одних оно представляется пугалом, признав которое, люди подвергают свою физическую и духовную жизнь всяким насилиям и опасностям. Для других - это понятие есть синоним нарушения всякого порядка и освобождения себя от всяких законов - не только мирских, но и нравственных, религиозных.
|
А, между тем, если без этого основного закона жизни ни человек, ни животное, ни даже растение не может развиваться, то почему дети должны составлять исключение из этого правила?
Если теперь уже никто не спорит о том, что человек достигает своего высшего развития только при условии наибольшей свободы; если доказано, что рабство есть самое губительное состояние, как для души раба, так и для души господина, и если поэтому человечество сочло нужным для своего блага уничтожить владение одного человека душой другого, - то почему в детских садах и в школах эти законы не имеют такого же права на существование?
"Необходимо, чтобы школа допускала свободные естественные проявления в ребенке, пишет Монтессори, - это ее главнейшая реформа". Дальше опять повторяет: "Основным стержнем научной педагогики должна быть такая свобода детей, которая давала бы возможность развитию непосредственных индивидуальных проявлений ребенка". И вот, когда Монтессори устроила в Риме первую свою "Case dei Bambini" она не побоялась взять девизом старое, старое слово "свобода". Свобода, которой и до сих пор мы так мало доверяем, несмотря на тяжелые удары, веками наносимые нам за наше недоверие!
Монтессори задалась целью доказать, что свобода ставит человечество на единственный прочный путь к порядку и закону, и что нужда в теперешней школьной дисциплине выросла на упорной подозрительности и недоверии к той свободе, которая так необходима для счастья не только взрослых, но и детей. Она взялась доказать, что школьные правила безмолвия, неподвижности, однородности занятий, наград и наказаний - так же устарели, как крепостное право.
Часть III.
Совершенное искусство возвращается к природе".
И. Кант.
"Каждый человек обладает специальным дарованием и способен выполнить определенную задачу. Нужно постараться открыть в ребенке это специальное дарование и соответственно ему направлять его образование. Воспитание значит питание способностей ребенка, а не создание способностей, которых в нем нет. Последнее невозможно''.
И. Мадзини
Ребенок растет сам. Роста вызвать нельзя. Можно ему помешать, можно его задержать и заглушить. И, с другой стороны, можно устранить препятствия, задерживающие его, - можно дать благоприятные условия для расцвета и развития тех способностей, которыми природа одарила ребенка. И вот в этом состоит цель воспитания. Мы должны всячески способствовать развитию тех сторон детской души, которые желательны, и заглушить те, которые, развиваясь, могут только принести горе самому ребенку и окружающим его...
По мнению Монтессори, "создать в ребенке ничего нельзя, можно разбудить дремлющую в нем жизнь, давая ей свободу самой развивать свои индивидуальные стороны"...
"Самовоспитание" - это альфа и омега монтессорской системы.
Если всякий человек рождается с наклонностями и особенностями, только одному ему присущими, с характером, ему одному свойственными, - то должны ли мы, смеем ли мы насиловать и ломать эти особенности?
От этого предостерегает Монтессори. Она особенно боится того, чтобы учитель или учительница не старались навязать свою личность ребенку. Гармония в оркестре достигается не тем, чтобы все инструменты играли бы в унисон, а, напротив, тем, что каждый инструмент имеет свой характер и играет то, что ему свойственно. Также и каждый человек должен внести в мировую гармонию свою лепту, как бы скромна и ничтожна она ни была, но которую, кроме него, никто другой внести не может.
К этой особенности характера, к этой индивидуальности в ребенке Монтессори относится с величайшей бережливостью и от всякого педагога требует такого же уважения к развивающейся личности ребенка...
"Мы до сих пор ошибочно думали, - пишет она, - что естественное воспитание маленьких детей должно быть только физическое. Но мы видим, что дух имеет свой характер, и что только духовная жизнь руководит человеческим существованием в его возрастах ".
На этом же основании Монтессори критикует существующие в данное время в Италии программы школьного образования.
"Мы держим учеников задавленными унижающими их тело и душу условиями, как-то: парты и внешние награды и наказания. Наша цель - привести их дисциплиной неподвижности и молчания - куда? На самом деле, чтобы вести их без всякой цели... Стараются механически влить в их сознание содержание школьных программ, - программ, в темную составленных учебным ведомством. О, перед таким презрением к жизни, развивающейся в будущих поколениях наших потомков - нам только приходится в смущении склонить голову и закрыть руками краснеющее лицо. Прошло время, когда налагается на нас насущная обязанность: обновление методов воспитания и образования. И тот, кто борется за это дело - борется за возрождение человечества"...
Принцип свободы и уважения к личности, за который борется Монтессори, признается теперь всем передовым человечеством, и мы не имеем права лишать ребенка тех преимуществ, которые дает этот принцип и на которые, как всякий другой член общества, имеет право и ребенок...
Сухотина Т.Л. Мария Монтессори и новое воспитание. М, 1914. - с.5-14; 67-68.