Введение
О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе убедительно и достаточно. Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяет в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
То, по какому магистральному пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадет в чужой, непонятный - а следовательно и враждебный ему - школьный мир, во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости взрослых родителей, педагогов, воспитателей, школьных психологов.
Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию (Битянова М.Р., с.21). Адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.
Цель психолого-педагогической деятельности в этот период - создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде. Цель должна достигаться за счет последовательного решения педагогическим коллективом и психологами школы следующих задач:
|
Выявление особенностей психолого-педагогического статуса школьников с целью современной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
Создание системы психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
То есть я считаю, что для того чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, педагогам и психологам необходимо: выявить психологические особенности ребенка; настроить учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности; помочь ребенку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.
Анализ проектного фона
Предложенная мною система психолого-педагогической работы по адаптации детей в школе рассчитана на один учебный год. При этом акцентирую внимание на первое полугодие как этап первичной адаптации. Конкретно рассмотрю программу помощи детям с личностными и поведенческими проблемами.
|
Особенности первого полугодия, на мой взгляд, состоит в том, что все дети первые полгода пребывания в школе испытывают определенные трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новому стилю общения. Трудно ожидать от первоклассника в это время высокой интеллектуальной активности, учебной "производительности", так как большая часть имеющихся в распоряжении школьника психических ресурсов задействована в процессах адаптации. Но к середине 1-го класса большинство детей так или иначе выходят на достаточно успешный уровень школьного функционирования, а на их фоне выделяется группа школьников, испытывающих выраженные трудности в обучении, общении в школьной среде, внутреннем психическом или физическом самочувствии. Тоесть ребенок, испытывающий трудности в адаптации, не только тот, кому трудно учиться или общаться в соответствии с принятыми нормами, но и тот, кому успешное обучение или общение дается за счет высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психоматические заболевания, невротические симптомы и другое).
Первичная адаптация детей в школе без преувеличения можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа предполагается:
Проведение консультативной и просветительной работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
|
Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.
Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.
Организация педагогической поддержки школьников. Основной формой ее поведения является различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике, они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и другое.
Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.
Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной школьной адаптации.
Работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.
Работа в это направлении предлагает следующее:
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление группы школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии.
Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения, с отдельными школьниками и детьми данного возраста в целом.
Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении, с учетом данных психодиагностики. Методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики проведения различных предметов. Цель: выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.
Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия в целом работа.
Поисковый прогноз
Программа помощи детям с личностными и поведенческими проблемами.
Одним из важнейших проявлений развития ребенка является усвоение им требований общества и развитие психологических качеств, необходимых для функционирования как общественного существа. Этот аспект развития описывается как процесс социализации. Социализация первоначально происходит во взаимодействии мать-ребенок, позже существенное значение приобретает отец, семья как целое, затем для ребенка важным становятся другие взрослые, дети. В младшем школьном возрасте для социализации ребенка важнейшее значение имеет школа.
Термин "социализация" многозначен. В самом общем виде его определяют как "влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей" (Кон. И.С. с.154) Важность и сложность этого процесса определяет объективные и субъективные трудности на пути социализации - и для взрослых, несущих ответственность за ребенка, и для самого ребенка. Объективные трудности связаны с наличием или отсутствием необходимых условий, прежде всего семейных, для прохождения каждого этапа социализации. Отсутствие необходимых внешних условий приводит к формированию неадаптивных форм поведения. С точки зрения педагога это может выглядеть как "невоспитанность" ребенка. Вполне благоприятное внешнее окружение не отменяет субъективных трудностей детей на пути социализации. Более сложные сочетания факторов развития несут в себе источник противоречий в развитии внутреннего мира ребенка. Часть возникает конфликт между "я" и "мы".: ребенок хочет, но не может по разным причинам войти в референтную, то есть имеющую особое значение, являющегося ориентиром для принятия ребенком тех или иных решений - группу "мы" (вначале это семья, затем группа сверстников). Причиной этого может стать несоответствие требований взрослых реальным возможностям ребенка.
Возможны различные варианты нарушений школьной адаптации у детей, испытывающих трудности в условиях начальной школы испытывают дети с низким уровнем социализации, активно противостоящие требованиям социального окружения, а также дети с гиперсоциальными тенденциями (это "слишком правильные") дети. Первоклассники с тенденцией к гиперсоциализации, тормозящей спонтанность, творческое начало ребенка, однозначно нуждается в психологической помощи. Но, как правило, такие дети не вызывают беспокойства у педагогов, так как легко вписываются во все режимные моменты учебного дня. К психологу обычно направляются дети с низким уровнем социализации, дети, чье "я" активно противостоит социализирующим попыткам окружения. Неумение подчинить свои желания требованиям коллективной работы и коллективного взаимодействия, негативизм и конфликтность очень скоро закрепляют за ребенком репутацию "трудного". Действительно, общаться и договориться с таким ребенком в социальном контексте трудно. Но ему и самому тоже нелегко.
Трудности и неудачи в личностных отношениях, переживаемые детьми, могут привести к искажениям в развитии их личности, в частности к искажению самооценки. Генерализованные изменения самооценки приводят к искажению представления о себе, "Я-концепции". Дети с искажением "Я-концепций" имеют неустойчивую самооценку, повышенно чувствительны, эмоционально неустойчивы, тревожны и неуверенны. Внутренние переживания вначале осознаются как невозможность соответствовать требованиям родителей и оставаться в то же время самим собой, в дальнейшем - как несоответствие нормам общения, принятым среди сверстников.
Психологическая помощь детям, оказанная на ранних этапах формирования неадаптивных форм поведения и неадекватных представлений о себе, улучшает адаптацию детей, способствует их развитию. Наиболее, с моей точки зрения, комплексный подход к коррекции личностных и поведенческих трудностей состоит в воздействии на все стороны жизни ребенка, включение в оказание помощи ребенку всех подсистем его социального окружения.
Нормативный прогноз
Работа с детьми предполагает учет фактора развития. Значительная часть проявлений детей, в особенности поведенческого уровня, с течением времени неизбежно будет заменена другими в соответствии с изменениями, присущими возрастным сдвигами. Принятие гипотезы о том, что любое проявление поведения ребенка имеет какое-то приспособительное значение, и в этом смысле позитивно, помогает взрослым - педагогам и родителям оставаться по позициях заботливого родителя в тяжелых и непонятных ситуациях. Для нормального развития и функционирования любой ребенок нуждается в существовании позитивной "Я - концепции". Ребенок строит ее сам, но обязательно при помощи взрослых. Именно поэтому взрослым необходимо иметь позитивную концепцию развития ребенка. Иными словами взрослым необходимо ответить на вопрос: каков же положительный образ данного ребенка, каковы его позитивные черты.
Воспитывающие "трудного" ребенка взрослые тоже нуждаются в определенной поддержке. Например, в отреагировании своих эмоциональных переживаний не меньше, чем сам ребенок. Потребность поделиться трудностями и найти понимание своим чувствам создает основу заинтересованности педагогов и родителей в специальных занятиях по поводу "трудных" детей.
Предлагаемые методы коррекционной работы основаны на перечисленных выше положениях и имеют следующие особенности:
Комплексный подход к решению проблем:
А) учет всех основных подсистем социальной структуры в которую входит ребенок: подсистема учителя-дети, подсистема родители-дети, подсистема сверстников;
Б) работа может проводится во всех системах параллельно, или в каждой из под систем в отдельности, или в различных их сочетаниях;
Позитивный подход к решению проблем. Реализация принципа развития:
А) работа ориентирована не на искоренение недостатков, а на выявление и развитие сильных сторон личности ребенка;
Б) делается акцент на реальные возможности ребенка (изучаются его индивидуальные и возрастные особенности).
Предоставляется возможность краткосрочной работы. Требуется немного времени и по продолжительности каждого занятия, и по общему числу занятий. Краткосрочность - важное условие возможности включения психокоррекционных методов в реальность школьной жизни.
Специально организованная коррекционная работа решает следующие задачи:
профилактика или восстановление нарушенных отношений учителей с "трудными детьми";
восстановление и укрепление позитивного восприятия и принятия родителями своего ребенка;
повышение коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками;
Следствиями коррекционной работы с применением предлагаемых методов являются изменения, относящиеся к характеристиками "психологического клиента" и "профессиональной компетентности":
привлечение внимание детей к личности ребенка, его эмоциональным потребностям, тренировка умения замечать и видеть сильные стороны в окружающих приведет к улучшению психологического климата в школе;
улучшение эмоционального самочувствия родителей, снижение чувства вины к повышению конструктивности в отношениях с детьми и школой;
одно из следствий работы с детьми - уменьшение конфликтности детского коллектива.
Коррекционная работа с родителями и с педагогами должна проводится школьным психологом или специально обученным педагогом. Работа с группой детей требует квалификации в области групповой работы.
Для занятий отбираются дети с "плохим поведением", либо "чрезмерное зажатие" дети". Взаимодействие детей с полярными проявлениями в поведении позволит им лучше понять друг друга, увидеть сильные и слабые стороны своего поведения.
Дерево целей
Организация и содержание коррекционной работы.
Работа с социальной подсистемой учитель-учащийся.
Работа должна строится как система семинарских занятий по предлагаемой схеме.
Предлагается три встречи с группой учителей, чьи ученики параллельно работают в психокоррекционной группе. В группе должно быть от 4 до 8 учителей. Лучше три занятия проводить последовательно в течение 3 дней для увеличения интенсивности внутренней психологической работы.
Встреча 1. Обсуждение на тему: "Какие выгоды данному ребенку дает такое его поведение в классе?
Цель: понимание неоднозначности любого поведения, взгляд на проблему с другой стороны, осмысление потребностей ребенка. Каждый учитель рассказывает конкретно о своем ученике.
Тезисы для обсуждения:
Целостный процесс воспитания может быть разделен на 6 блоков:
Обучение послушанию
Обучение ответственности.
Обучение заботливости, то есть научение детей помогать младшим и другим зависимым людям.
Формирование потребностей в достижении обычно путем соревнования или оценки качества исполнения.
Обучение самостоятельности, умению заботиться о себе, не зависеть от помощи других в удовлетворении своих потребностей и желаний.
Обучение общей независимости, включающей не только удовлетворение собственных нужд, но и все прочие свободы, от внешнего контроля, господства и надзора.
Встреча 2: Обсуждение на тему "Что хорошего я делаю (сделала) для данного ребенка?"
Цель активизация творческого подхода к личности ребенка, поиск собственных ресурсов для конструктивного общения с ребенком.
Возможные тезисы для обсуждения:
"Воспитывать" - не значить ругать за то, что уже сделано плохо, а наоборот - предвидеть это плохое, обучать правильному поведению. Не отождествлять плохое поведение с личностью ребенка, внушать ему веру в то, что он конечно же может управлять своим поведением, стоит только приложить усилия. Вместо воспитания-порицания обучать детей конкретным поведенческим навыкам.
Не ставить задачу добиваться в каждый момент соответствия поведения детей конечным требованиям. Обращать внимание лишь на то, чтобы дети в процессе решения повседневных задач научились отличать "правильную" моральную позицию от "неправильной". Чрезмерное давление, направленное на сиюминутное соответствие нормам, может дать обратный результат.
Встреча 3. Обсуждение на тему: " Представьте себе, что проблема решена, что поведение ребенка изменилось в лучшую сторону"
Цели:
Акцент на сильных сторонах личности ребенка.
Положительное программирование будущего.
Конкретизация и усиление позитивных целей самого педагога на конкретных детей и конкретные ситуации.
Работа с подсистемой родители-дети.
Для работы в группе приглашаются 1-2 родителей детей, параллельно работающих в психокоррекционной группе.
Встреча 1. Обсуждение на тему "Что хорошего я делаю (сделал) для своего ребенка. Почему меня можно назвать хорошим родителем". Дополнительная цель: снятие с родителей чувства вины. Переход из позиции защищающихся в поисковую, конструктивную позицию.
Встреча 2. Обсуждение на тему: "Какие выгоды приносит такое поведение ребенку дома, в семье." Переход на проблемы воспитания в семье.
Встреча 3. Активизация позитивных целей воспитания.
Работа с подсистемой сверстников.
Обучение детей взаимодействию в группе представляет собой важный фактор социализации.
Занятия проводятся в группе из 4-8 детей. Лучше занятия проводить ежедневно или через день. Число занятий -10
Встреча 1. Цель: Знакомство, снятие психологического напряжения в группе.
Встреча 2. Цель: Повышение психологической безопасности участников группы.
Встреча 3. Цель: Активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности.
Встреча 4. Цель: Дифференциация представлений о себе. Обучение навыкам взаимодействия в группе сверстников.
Встреча 5. Цель: Тренировка навыков взаимодействия в группе.
Встреча 6. Цель: Тренировка навыков взаимодействия в группе. Активизация позитивного восприятия жизни.
Встреча 7. Цель: Тренировка навыков взаимодействия в группе отреагирование негативных эмоций. Участники рассказывают о том, какие изменения произошли в их жизни за последнее время.
Встреча 8. Цель: тренировка навыков взаимодействия в группе.
Встреча 9. Цель: работа с социальными ролями "премирование" различных социальных ролей.
Встреча 10. Цель Завершение работы. Позитивное программирование будущего. Ощущение принадлежности к группе сверстников.
Анализ заинтересованных сторон
Школьный психолог | Создает социально-психологические условия для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде. Общее знание о ребенке помогает ответить на вопросы о том, благоприятна ли школьная среда для обучения и развития ребенка, может ли он успешно развиваться и если нет, то в чем причины. Помогает самому ребенку в решении тех проблем, которые возникли у него самого во взаимодействии с этой средой. |
Педагог | Помочь ребенку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде. Выявление круга учащихся и помощь в обучении. |
Администрация школы | Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. |
Родители | Создание доброжелательного контакта с детьми и педагогами, доверительных отношений, принятие на себя определенной ответственности за то, что происходит с ребенком в школе. Доброжелательное и терпимое отношение к детям. |
Медицинские работники | "Сборка" медицинских показаний здоровья, ребенка обобщение и синтезирование информации. |
Социальный работник | Наблюдение и контроль семей "группы риска" |
Ребенок | Устранение трудностей в период школьной адаптации; взаимодействие и понимание группу сверстников; устранение негативизма к школьному процессу; снятие психологического напряжения; перспективы на успешность обучения. |