Структурные элементы занятий




План работы кружка «Веселые прописи»

Пояснительная записка

Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки

Занятия по обучению письму, действительно, самые трудные. Несложно понять, что многое зависит от начального этапа обучения письму. Если какие-то элементы навыка сформируются неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в раннем возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно. Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят проявляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент, когда быстро растет нелюбовь к этому занятию. Создается гигантский барьер в обучении: во-первых - «не хочу», во-вторых - «не могу».

Для предотвращения перечисленных трудностей, в группе организован кружок «Веселые прописи» по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму.

Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На кружковых занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму. Он заключается в следующем:

· Укрепление руки, улучшение координации движений;

· Усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;

· Совершенствование способности к зрительному восприятию форм;

· Умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;

· Поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;

· Снижение психологической нагрузки ребенка.

Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Задачи:

1.Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.

2.Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости.

3.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.

4.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.

5.Способствовать развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления, воображения.

6.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

7.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.

Формы и методы работы

1. Дидактические игры и игровые упражнения.

2. Занимательные задания и игры-соревнования.

3. Изобразительная и творческая деятельность.

-наглядный метод обучения и метод практических действий.

-ориентировочно-исследовательская деятельность.

-методы проблемно-поискового характера.

-моделирование и кодирование информации

Условия реализации Программы

1.Систематическое проведение занятий.

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Сотрудничество педагога с семьей.

Структурные элементы занятий

- Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.

- Штриховка, графические упражнения.

-Упражнения на ориентацию на плоскости листа.

- Повторение изученного, учет результатов обучения.

Структура занятий

1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:

пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.

3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

4 часть - Итог.

Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 30 минут

Предполагаемый результат освоения программы:

К концу года дети должны знать и уметь:

 

Знать Уметь
Знать гигиенические правила письма Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.
Знать правильное расположение тетради и ручки при письме. уметь правильно держать ручку, карандаш.
Знать правила штриховки. Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.
Знать правила работы с тетрадью. Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.
  Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.
  Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.  

Перспективный план работы кружка «Веселые прописи»

Месяц Неделя Содержание работы Цель
Октябрь   -Пальчиковая гимнастика; -Выкладывание фигурок из палочек; -Работа в тетради в большую клеточку. Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.)
  -Пальчиковая гимнастика; -Выкладывание фигурок из палочек; -Работа в тетради в большую клеточку. Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке.
  -Пальчиковая гимнастика; -Работа со шнуровкой; -Работа в тетради в большую клеточку; -Работа в прописях. Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке.
  -Пальчиковая гимнастика; -Работа со шнуровкой; -Работа в тетради в большую клеточку; -Работа в прописях. Формирование умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке.
Ноябрь   -Пальчиковая гимнастика; -Работа со шнуровкой; -Работа в тетради в большую клеточку; -Работа в прописях. Формирование умения соединять углы клеточек по диагонали.
  -Пальчиковая гимнастика; -Выкладывание фигурок из палочек; -Работа в тетради в большую клеточку; -Работа в прописях. Формирование умения размещать внутри клеточки круг.
  -Пальчиковая гимнастика; -И/У «Преобрази фигуру»; -Работа в тетради в большую клеточку; -Работа в прописях. Учить соединять углы клеточек по диагонали.
    -Пальчиковая гимнастика; - И/У «Преобрази фигуру»; -Работа в тетради в большую клеточку; -Работа в прописях. Учить вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
Декабрь   -Пальчиковая гимнастика; -Работа со шнуровкой; -Работа в тетради в большую клеточку; -Работа в прописях. Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вмести. (прямоугольники)
  -Пальчиковая гимнастика; -Штриховка геометрических фигур; -Работа в прописях. Учить штриховать предметы в заданном направлении.
  -Пальчиковая гимнастика; -Штриховка геометрических фигур; -Работа в прописях. Учить штриховать предметы в заданном направлении.
  -Пальчиковая гимнастика; -Штриховка геометрических фигур; -Работа в прописях. Учить штриховать предметы в заданном направлении.
Январь   -Пальчиковая гимнастика; -Штриховка геометрических фигур; -Работа в прописях. Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы).
  -Пальчиковая гимнастика; -Штриховка геометрических фигур; -Работа в прописях. Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы и треугольники).
  -Пальчиковая гимнастика; -Копирование фигур по клеточкам; -Работа в прописях. Закреплять графические навыки. Развитие ориентировки на листе бумаги.
Февраль   -Пальчиковая гимнастика; -Копирование фигур по клеточкам; -Работа в прописях. Закреплять графические навыки. Развитие ориентировки на листе бумаги.
  -Пальчиковая гимнастика; -Копирование фигур по клеточкам; -Работа в прописях. Закреплять графические навыки, развитие ориентировки на листе бумаги.
  -Пальчиковая гимнастика; -Копирование фигур по клеточкам; -Работа в прописях. Закреплять графические навыки, развитие ориентировки на листе бумаги.
  -Пальчиковая гимнастика; -Копирование фигур по клеточкам; -Работа в прописях. Закреплять графические навыки, развитие ориентировки на листе бумаги.
Март   -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
    -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
    -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
    -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
Апрель   -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
    -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
    -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
    -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
Май   -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
    -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
    -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

 

Для отслеживания эффективности работы кружка два раза в год проводится диагностика по следующим критериям:

· Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику.

· Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила.

· Умение правильно выполнять звуковой диктант.

· Умение правильно держать в руке ручку.

· Умение ориентироваться на плоскости.

· Соблюдение правил гигиенических требований для письма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: