Мотивация изучения темы:
Преждевременно завершается 10% всех родов в мире, при этом 50-70 % перинатальной смертности связано с осложнениями, обусловленными недоношенностью. Неонатальная заболеваемость недоношенных новорожденных намного превышает таковую у доношенных. Почти каждый 3-й ребенок, страдающий детским церебральным параличом, родился недоношенным. Прогноз для жизни недоношенного плода определяется в основном его гестационным сроком и массой тела.
Цели занятия:
Учебные цели:
Знать:
1.Выявление беременных группы риска по преждевременным родам.
2.Диагностику, ведение преждевременных родов.
3.Профилактику осложнений в родах и РДС-синдрома у новорожденных.
Уметь:
1.Диагностировать преждевременные роды.
2.Определять продолжительность схваток и пауз между ними.
3.Оказывать акушерское пособие при преждевременных родах.
Иметь практический опыт:
1.Диагностики и ведения преждевременных родов.
Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):
Дисциплина | Знать | Уметь |
Теория и практика сестринского дела | Основные этические принципы философии сестринского дела. Уровни, элементы эффективного общения. Зоны комфорта. Условия, способствующие и препятствующие эффективному общению медсестры с пациентом. Обучение в сестринском деле Правила заполнения медицинской документации. | Общаться с пациенткой Заполнять медицинскую документацию |
Безопасная середа для персонала и пациента | Обеспечение инфекционной безопасности. Дезинфекция | Проводить дезинфекцию |
Культура речи в профессиональном общении. | Использование культуры речи в профессиональном общении | Использовать культуру речи в профессиональном общении |
Анатомия и физиология | Анатомо — физиологические особенности женских половых органов | Определять отделы репродуктивной системы и их функции |
Фармакология Акушерство | Антибактериальная, десенсибилизирующая, общеукрепляющая терапия, утеротоники, кровоостанавливающие препараты. Определение срока беременности, даты родов | Выписывать рецепты Определять срок беременности, предполагаемую дату родов. |
Основы латинского языка с медицинской терминологией | Медицинскую терминологию. | Использовать клиническую латинскую терминологию |
Психология общения | Этику и деонтологию в гинекологии | Общаться с пациентками и коллегами |
Гинекология | Методы обследования в гинекологии | Обследовать гинекологическую больную |
Задание № 1
|
Решить тестовые задания
1. Преждевременные роды – это роды на сроке:
А. 22 – 27 недель
Б. 23 – 33 недели
В. 34 – 37 недель
Г. 38 – 40 недель
Д. Правильные ответы Б и В
2. Причины преждевременных родов могут быть обусловлены:
А. Материнскими факторами
Б. Плодовыми факторами
В. Сочетанными факторами
Г. Социальными факторами
Д. Все ответы правильные
Е. Правильные ответы А, Б, В
3. Материнские факторы:
А. Пороки развития матки
Б. Инфантилизм
В. Экстрагенитальные и инфекционные заболевания матери
Г. Верный ответ Б
Д. Все ответы верные
4.Плодовые факторы
А. Генетические заболевания
Б. Вирусный гепатит матери во время беременности
|
В. Пороки развития плода
Г. Все ответы верные
Д. Верные ответы А, В
5. Сочетанные факторы:
А. Гестоз
Б. Перенесенные аборты
В. Патология плаценты (предлежание и преждевременная отслойка плаценты)
Г. Изосерологическая несовместимость
Д. Все ответы верные
Е. Верные ответы А, В, Г
6. Для угрожающих преждевременных родов характерно:
А. Повышенный тонус матки
Б. Структурные изменения шейки матки.
В. Кровянистые выделения из половых путей.
Г. Верный ответ А.
Д. Все ответы верные
7.Для начавшихся преждевременных родов характерно:
А. Повышенный тонус матки.
Б. Регулярная родовая деятельность
В. Раскрытие шейки матки 4 см и более.
Г. Правильные ответы А и Б.
Д. Правильные ответы Б и В
8. Консервативная тактика при преждевременных родах направлена на:
А. На быстрое родоразрешение
Б. Пролангирование беременности.
В. На обезболивание родов.
Г. Правильный ответ А.
Д. Правильный ответ Б
9. Для лечения угрожающих преждевременных родов применяют:
А. Спазмолитики.
Б. 2 %раствор сернокислой магнезии.
В. Бета-миметики.
Г. Все перечисленное.
Д. Верный ответ Б
10. Условия для применения токолитиков:
А. Преждевременное излитие околоплодных вод
Б. Признаки внутриутробного инфицирования
В. Открытие шейки матки не более 2 – 4 см
Г. Живой плод
Д. Целый плодный пузырь
Е. Верные ответы В, Г, Д
11. Введение бета-миметиков начинают со скоростью:
А. 3 – 4 капли в минуту
Б. 5 – 8 капель
В. 15 – 20 капель
Г. 20 – 30 капель
Д. 30 – 40 капель
12. Побочные действия токолитиков:
А. Повышение АД
Б. Тремор, головная боль, тошнота, сердцебиение
|
В. Появление отеков на нижних конечностях
Г. Повышенный тонус матки, излитие околоплодных вод
Д. Внутриутробная гипоксия плода
Е. Все ответы верные
13. Профилактика респираторного дистресс-синдрома проводится препаратами:
А. Антигипоксантами
Б. Гипотензивными
В. Глюкокортикоидами
Г. Антибактериальными
Д. Утеротониками
14. Курсовая доза дексаметазона с целью профилактики РДС составляет:
А. 8 мг
Б. 16 мг
В. 20 мг
Г. 24 мг
Д. 35 мг
15. Для профилактики родового травматизма плода во 2 периоде:
А. Проводить защиту промежности
Б. Роды вести без защиты промежности
В. Оказывать пособие по Цовьянову
Г. Рассечение промежности (эпизиотомию или перинеотомию)
Д. Верные ответы А, Г
Е. Верные ответы Б, Г
16. Признаки недоношенного ребенка:
А. Пупочное кольцо расположено низко.
Б. Пушковые волосы.
В. Швы и роднички открыты.
Г. У мальчиков яички не опустились в мошонку.
Д. Все ответы верные
17.В оценку новорожденного по шкале Апгар входят следующие признаки:
А.Сердцебиение
Б.Вес
В.Дыхание
Г.Наличие сыровидной смазки.
18.Срочные (своевременные роды) – это роды на сроке:
А. 32–34 недели
Б.32–37 недель
В.38-40 недель
Г.41-42 недели.
Задание № 2
Решите ситуационные задачи,
Задача 1
Повторнобеременная, первородящая 28 лет поступила в родильный дом с жалобами на схваткообразные боли внизу живота в течение 3 часов. Срок беременности 33 недели. Из анамнеза выяснено, что в прошлом было две беременности, закончились самопроизвольными выкидышами на сроках 8 и 13 недель. При настоящей беременности дважды лечилась в условиях акушерского стационара по поводу угрозы прерывания. Положение плода продольное, предлежание головное, сердцебиение плода ясное, ритмичное, 138 ударов в 1 минуту, околоплодные воды не отходили. При влагалищном исследовании: шейка матки укорочена до 1 см, цервикальный канал проходим для 2 см, плодный пузырь цел, предлежат, головка прижата к входу в малый таз, выделения – бели.
Вопросы:
1. Диагноз, его обоснование.
2. Оценить состояние шейки матки.
3. Каково состояние плода.
4. Акушерская тактика.
Задача 2
Первобеременная 24 лет поступила в родильный дом на сроке 35 недель с жалобами на схваткообразные боли внизу живота в течение 6 часов, околоплодные воды излились 2 часа назад. На сроке беременности 30 недель перенесла ОРВИ средней степени тяжести с повышением температуры до 38,5 С. Объективно: плод соответствует указанному сроку беременности, положение плода продольное, предлежание головное, головка прижата к входу в малый таз. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 140 ударов в одну минуту. Родовая деятельность схватки по 35 – 40 секунд через 3 минуты. Влагалищное исследование: шейка матки сглажена, открытие маточного зева 5см, плодного пузыря нет, предлежит головка, прижата к входу в малый таз, выделения – светлые околоплодные воды.
Вопросы:
1. Диагноз, его обоснование.
2. Причина преждевременных родов.
3. Оценить состояние плода.
4. Оценить характер родовой деятельности.
5. Особенности ведения родов.
Задание №3
Составьте алгоритм ведения преждевременных родов
Домашнее задание
Тема занятия: «Переношенная беременность»
Список литературы:
1.Дзигуа М.В. Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни.: - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.c.128-132
2.Славянова И.К., Акушерство и гинекология: учебник, Ростов на Дону: Феникс, 2009. с 253-255
3.Сивочалова О.В., Гинекология. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.c.94-96
Задание: внимательно прочитайте рекомендуемую литературу. Составьте краткий конспект по следующим вопросам.
1. Выявление беременных группы риска по перенашиванию.
2. Диагностика, ведение беременных с перенашиванием.
3. Профилактика осложнений в родах.
4. Составление ситуационных задач с эталонами ответов по теме «Перенашивание беременности».